Свойство времени - его направленность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 14:56, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является изучение представлений о времени и его уникальных свойств.
Предметом исследования темы реферата является время.
В соответствии с целью реферата были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть основные представления о времени в разные исторические периоды.
2. Выявить механизмы и особенности восприятия времени человеком.
3. Дать характеристику свойств времени.

Содержание

Введение …………………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретические познания временной организации мира …….. 4
Глава II. Сущностные характеристики времени…………………………. 8
Глава III. Особенности восприятия времени человеком …….…………. 15
Заключение ………………………………………………………………
Список использованной литературы ……………………………………. 25

Вложенные файлы: 1 файл

время.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………

3

Глава I. Теоретические познания временной организации мира ……..

4

Глава II. Сущностные характеристики времени………………………….

8

Глава III. Особенности восприятия времени человеком …….………….

15

Заключение  ……………………………………………………………… Список использованной литературы  …………………………………….

23

25


 

Введение

Время является важнейшим и самым загадочным свойством Природы.

Размышления о природе и свойствах времени вводят в сферу сложнейших и волнующих проблем

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно. Время является регулятором всей деятельности человека. Ни одна деятельность не проходит без восприятия времени. Поэтому важно знать, что такое «время», как оно воспринимается человеком, от чего зависит его восприятие. Это может помочь человеку в организации деятельности, рационально использовать время.

  Время существует объективно, непрерывно одна минута сменяет другую, один день – другой, проходят месяцы, года, столетия. Но, несмотря на то, что ход времени во всем мире подчиняется одним и тем же законам, для каждого отдельного человека один и тот же промежуток объективно прошедшего времени может представляться короче или длиннее, чем он был на самом деле.

  Целью данного реферата является изучение представлений о времени и его уникальных свойств.

Предметом исследования темы реферата является время.

  В соответствии с целью реферата были поставлены следующие задачи: 1. Раскрыть основные представления о времени в разные исторические периоды.

2. Выявить механизмы и особенности восприятия времени человеком.

3.  Дать характеристику свойств времени.

Значимость темы обусловлена тем, что время — это единственный фактор, который становится для человека самой большой ценностью его жизни. Но истинная ценность времени открывается человеку только тогда, когда он обретает умение приспосабливать свою деятельность к внешним изменениям с минимальной ошибкой. В этом и заключается великое искусство овладения временем.

Глава I. Теоретические познания временной организации мира

  Время является формой протекания всех механических, органических и психических процессов, условием возможности движения, изменения и развития, всякий процесс, будь то пространственное перемещение, качественное изменение, возникновение или гибель, происходит во времени.

 Первое упоминание категории  времени приходится на античную  мифологию и древнегреческий  эпос. Здесь мы сталкиваемся с  мистически окрашенным пониманием  времени: каждому изменению в  природе соответствует свое время. Мир представлен как многоуровневая модель, и каждому уровню мира соответствует своя ритмика, длительность. Так, обряды шаманов по земному времени могут занять лишь пару часов, а в «ином» мире он проживет несколько лет, одну или даже несколько жизней. Тело человека может находиться лишь в одном времени, на одном уровне мира, а его душа может существовать и в других. Можно говорить об отсутствии у первобытных народов представления о далеких временных перспективах, о том, что время и прошлое во многом были основаны на памяти, ибо умершего человека помнили его дети и внуки. Мифологическое время циклично: настоящее и будущее есть лишь временное продолжение прошлого, каждое племя неукоснительно должно следовать мистическим обрядам прошлых поколений1.

  В мифах можно увидеть четкое разделение мира на естественный и сверхъестественный уровни. На таком же принципе основывается и религия. С ее появлением (в частности христианства) представление о времени несколько изменяется. Время есть форма существования мира, возникающая одновременно с ним. Религия сделала время одним из свойств бога или самостоятельным богом. Оно воспринималось абстрактно, как самостоятельно существующая субстанция.

Далее появляются представления о двух разных временах: времени высшем, историческом, «совершенном» и цикличном времени несовершенного мира. Свое дальнейшее развитие эти еще недостаточно четкие идеи о наличии двух времен получили в античной натурфилософии, в философских теориях эпохи Возрождения и нового времени, в работах таких мыслителей как Сократ, Гераклит, Аристотель, Платон, Декарт, Демокрит, Кант, Бергсон, Гегель и др.

  В работах Аристотеля прослеживается мысль о том, что прошлого уже нет, будущего еще нет, а настоящее, в свою очередь, ускользает от нас, потому что при попытке схватить его «стягивается» в бесконечно малое мгновение, длительность которого неуловима2. Также Аристотель определял время как универсальную меру движения. Он говорил о связи памяти как психического процесса и времени. Отсчет времени как необходимого компонента памяти осуществляется, по мысли Аристотеля, через посредство движения, свойством которого является время. Таким образом, по Аристотелю, через посредство памяти и на основе движения объективное физическое время воспроизводится в субъективном психическом времени как свойстве души.

Августин Блаженный говорит о бесконечном различии между понятием вечности и времени. Времени не было бы, если бы не было творения, которое изменило нечто некоторым движением. Моменты этого движения и изменения, поскольку совпадать не могут, оканчиваясь и сменяясь другими, более краткими или более продолжительными промежутками, и образуют время. Таким образом, мир сотворен не во времени, а вместе с ним. Августин говорит о тройственности времени. Он выделяет настоящее прошедшее (память), настоящее настоящее (созерцание), настоящее будущее (надежда, упование и т.п.).

Время для описания физических законов в строгой форме было введено И. Ньютоном. Он считал, что существует абсолютное и относительное время. «Абсолютное, истинное математическое время, само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью. Относительное, кажущееся или обыденное время есть или точная, или изменчивая, постигаемая чувствами, внешняя, совершаемая при посредстве какого-либо движения мера продолжительности, употребляемая в обыденной жизни вместо истинного математического времени, как то: час, день, месяц, год»3.

  Универсальная хронология оказалась недостаточным средством развития знаний в различных отраслях науки. В результате в ХХ в. произошла дифференциация содержания категории «время» и сформировались такие понятия, как: физическое, биологическое, социальное, психологическое время. Некоторые авторы, в зависимости от области их исследований, выделяют также художественное, экзистенциальное, химическое время и др.4. Как к любому физическому объекту, к человеку применимы эталоны и единицы физического времени, и именно в этих единицах мы измеряем хронологический возраст. Биологическом возраст – время функционирования индивида как живого организма – мы измеряем руководствуясь биологическим временем. В обществе так же существуют свои особенные временные отношения, социальное время. В этом измерении мы можем говорить о социальной зрелости человека, о времени как о пространстве развития человечества. Динамика же внутреннего мира личности, включающего в себя ценности и идеалы человека, его жизненный опыт, чувства, мысли, побуждения, подчинена особым временным отношениям, которые могут быть определены как «психологическое время»5. Проблему психологического времени в отличие от физического впервые поставил Анри Бергсон. Он разделил абстрактное время и длительность, т.е. психологическое время. Для психологического времени характерны следующие черты: оно непрерывно, изменяет мир, т.е. оставляет след на вещах, является символом изменения, имеет внутреннюю генетическую взаимосвязь мгновений. Нужно отметить, что в данной работе речь пойдет собственно о психологическом времени.

  У собственно психологического времени выделяют разные масштабы. Это ситуативный масштаб, заключающийся в непосредственном восприятии и переживании коротких временных интервалов. Биографический, который основан на закономерностях, проявляющихся при возникновении и смене непосредственных форм переживания времени в различных жизненных ситуациях. В сознании человека формируется определенная система обобщенных временных представлений (концепция времени жизни в масштабе ее жизни). Исторический - когда события, происходящие до рождения индивида, и те, которые произойдут после его смерти, вовлекаются в сферу временных отношений и выступают условием формирования личностной концепции и непосредственных переживаний времени. Все эти масштабы взаимосвязаны между собой.

  Таким образом, можно сделать вывод о том, что в разные исторические эпохи у людей было разное отношение ко времени. Размышления о временной организации мира можно обнаружить в мифах, философских, исторических, физических, а также в психологических трудах. Бесспорен тот факт, что время существует объективно, изменно лишь представление о нем, субъективно его восприятие.

 

Глава II. Сущностные характеристики времени

Поскольку время неотделимо от материи, правильнее было бы говорить о временных свойствах  и отношениях материальных систем. Но при познании ученые часто абстрагируются от их материального содержания, рассматривая их как самостоятельные формы бытия.

Обычно выделяют всеобщие и специфические свойства времени, а также исследуют особенности времени в микромире и мегамире. К всеобщим относятся такие характеристики, которые неразрывно связаны с другими ее атрибутами. Специфические (локальные) свойства проявляются лишь на определенных структурных уровнях, присущи только некоторым классам материальных систем.

Из всеобщих свойств времени следует отметить:

1. Объективность и независимость от человеческого сознания и сознания всех других разумных существ в мире;

2. Абсолютность - время является универсальной формой бытия материи, проявляющейся на всех структурных уровнях существования;

3. Неразрывная связь с пространством и с движущейся материей;

4. Единство прерывности и непрерывности  в структуре - наличие отдельных тел, фиксированных в пространстве при отсутствии каких-либо “разрывов” в самом пространстве;

5. Количественная и качественная  бесконечность, неотделимая от структурной бесконечности материи.

Общие свойства времени:

1. Длительность - выступает  как  последовательность сменяющих друг  друга

моментов или состояний, возникновение за каждым данным интервалом времени последующих. Длительность предполагает возможность прибавления к каждому данному моменту времени другого, а также возможность  деления любого отрезка времени на меньшие интервалы. Длительность обусловлена сохранением материи и ее атрибутов, единством устойчивости и изменчивости в мире. Никакой процесс в природе не может происходить сразу, мгновенно, он обязательно длится во времени, что обусловлено конечной скоростью распространения взаимодействий и

изменения состояний.

2. Длительность бытия объектов  во времени выступает как единство  прерывного и непрерывного. Сохраняемость материи и непрерывная последовательность ее изменений, близкодействие в причинных отношениях определяют и общую непрерывность  времени, проявляющуюся в непрерывном переходе предшествующих состояний в последующие. Прежде чем произойдет какое-либо явление в будущем, должны осуществиться все предшествующие ему изменения, которые его вызывают. Но время как форма бытия материи складывается из множества последовательностей и длительностей существования конкретных объектов, каждый их которых существует конечный период. Поэтому время характеризуется прерывностью бытия конкретных качественных состояний. Но эта прерывность относительна, так как между всеми сменяющими друг друга качествами имеется внутренняя связь и непрерывный переход.

3. Всеобщим свойством времени  является необратимость, означающая

однонаправленное изменение от прошлого к будущему. Прошлое порождает

настоящее и будущее, переходит в них. К прошлому относятся все те события, которые уже осуществились и превратились в последующие. Будущие события – это те, которые возникают из настоящих и непосредственно предшествующих им событий. Настоящее охватывает все те объекты, системы и процессы, которые реально существуют и способны к взаимоотношению между собой. Взаимодействие возможно лишь при одновременном сосуществовании объектов. Для объективно существующих систем настоящее время охватывает тот интервал, в течение которого они физически могут взаимодействовать между собой путем обмена материей и энергией. Если бы скорость распространения воздействий была бесконечной, то это настоящее представляло бы собой сколь угодно малый миг, дающий мгновенное сечение всех событий во Вселенной - настоящих, прошлых и

будущих. Но скорость распространения воздействий всегда конечна и не

превышает скорости света в вакууме. Действие всегда происходит только в одном направлении: от прошлого к настоящему и от него к будущему, но никогда наоборот. Необратимость времени, неэквивалентность прошлого и будущего во все большей мере осознаются различными науками.

Информация о работе Свойство времени - его направленность