Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 14:56, реферат
Целью данного реферата является изучение представлений о времени и его уникальных свойств.
Предметом исследования темы реферата является время.
В соответствии с целью реферата были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть основные представления о времени в разные исторические периоды.
2. Выявить механизмы и особенности восприятия времени человеком.
3. Дать характеристику свойств времени.
Введение …………………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретические познания временной организации мира …….. 4
Глава II. Сущностные характеристики времени…………………………. 8
Глава III. Особенности восприятия времени человеком …….…………. 15
Заключение ………………………………………………………………
Список использованной литературы ……………………………………. 25
Человек способен анализировать процессы по времени, рассматривая их диахроническую структуру (изменение каждого отдельного процесса с течением времени) и синхроническую структуру (течение событий, происходящих одновременно). Наконец, человек делает попытки анализировать, что такое время и какими свойствами оно обладает.
Ориентировка во времени у человека осуществляется с помощью корковых отделов мозга. Многочисленные данные клинических наблюдений убедительно показали, что нет оснований предполагать существование очаговой локализации восприятия времени в коре, т.е. специального центра отсчета времени. Расстройство временных восприятий наблюдается при поражении различных отделов коры. Отсюда можно сделать вывод, что восприятие времени осуществляется при помощи ряда анализаторов, объединяющихся в систему и действующую как единое целое. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения, затухание возбудительного и тормозного процессов в центральной нервной системе, в больших полушариях головного мозга. Наиболее точную дифференцировку промежутков времени дают кинестезические и слуховые ощущения. Слуховые ощущения отражают временные особенности действующего раздражителя: его продолжительность, ритмический характер и т.п. Двигательные ощущения обеспечивают достаточно точное отражение длительности, скорости и последовательности явлений. Особую роль играет кинестезический анализатор в восприятии ритма18.
Но в восприятии и оценке времени могут участвовать и другие анализаторы. Зрительный рецептор, например, является по преимуществу органом восприятия пространства. Наряду с этим ему принадлежит определенная роль и в восприятии времени, поскольку в работе глаза дело не обходится без движений (аккомодации и конвергенции)19.
Восприятие времени, будучи связанным с определенными психофизиологическими механизмами и их системами, может нарушаться, в частности при очаговых поражениях головного мозга. Также наблюдаются нарушения перцепции времени при длительном лишении сна.
Восприятие времени у человека не является врожденным. С формированием личности ребенка, с возникновением и развитием самосознания, которые обусловлены включением ребенка в учебную и трудовую деятельность, начинается этап осознания им течения времени своей жизни20. Врожденным можно назвать лишь внутренние изменения, процессы (биение сердца, чувство голода, утомления и т.п.), которые также влияют на формирование восприятия времени. Кроме врожденного чувства времени, существует и способность к осознанной оценке времени.
«Меры времени» для отграничения одного периода зрелости от другого оказываются различными на протяжении жизни человека. Их относительный характер выражен в том, что в первые годы жизни человека периоды измеряются месяцами и полугодиями, в дальнейшем же происходит как бы «растягивание» времени. «Меры времени» измеряются уже не годами, а десятилетиями – в зависимости от сложившегося уровня жизнестойкости и жизнеспособности человека21. «Один год для пятилетнего ребенка (равный для него 1/5 его жизни) кажется продолжительнее в 10 раз, чем один год пятидесятилетнего человека (равный для него 1/50 его жизни)».
На субъективную оценку длительности влияют многие факторы: окружающая среда (шум укорачивает субъективную длительность), задача, стоящая перед субъектом (чем сложнее задача, тем короче кажется длительность), мотивация (всякий раз, когда мы обращаем внимание на течение времени, оно кажется нам длиннее, самое точная – это непринужденная спокойная оценка времени), фармакологические средства. Так же доказано, что время в момент движения кажется короче, чем в покое.
Восприятие времени изменяется и в зависимости от эмоционального состояния. Точными экспериментальными исследованиями установлено, что человек, испытывающий положительные эмоции, недооценивает временные интервалы (субъективное течение времени у него убыстряется); при отрицательных же эмоциональных переживаниях временные промежутки переоцениваются (наблюдается субъективное замедление течения времени).
Сразу же после основания психологии как науки проблема восприятия времени стала активно изучаться психологами. Джеймс в 1890 году указывал на взаимосвязь между субъективной длительностью временного интервала и его заполненностью событиями. В частности он указывал на то, что время течет быстро, когда заполнено разнообразными и интересными событиями, хотя ретроспективно этот интервал времени оценивается как длинный22.
Восприятие продолжительных периодов времени в значительной степени определяется характером переживаний. Обычно время, которое было заполнено интересной, глубоко мотивированной деятельностью, кажется короче, чем время, проведенное в бездействии. Эксперименты по ограничению сенсорной информации показали, что в условиях сенсорной изоляции наблюдается чрезвычайно медленное субъективное течение времени. Так, испытуемый, помещенный в бакообразный респиратор на специальном матраце в условиях постоянного монотонного звука, слабо искусственного света, ограничения тактильных и двигательных ощущений, сообщал, что минуты кажутся ему часами. Однако в последующем отчете соотношение может быть обратным: время, проведенное в безделии и скуке, может казаться короче, когда о нем вспоминают.
Временная перспектива – отношение к настоящему и будущему – зависит в значительной мере и от характера человека: одни стремятся к изменениям, другие как бы являются пленниками своего прошлого. Значимость прошлого, настоящего и будущего также обусловлена в какой-то мере типом темперамента: холерики скорее устремлены в будущее (что было, то было); у сангвиников тяга к новизне, прошлое не вернуть, но и равновесно обращены к настоящему; меланхолики предпочитают вспоминать, будущее их не тревожит; флегматики ориентируются в прошлое, будущее их не волнует и не привлекает. В. И. Цуканов замерил пороги чувствительности ко времени у представителей 4-х основных типов темперамента: самый короткий интервал чувствуемого времени у холериков. По длительности далее идут сангвиники, меланхолики, последние – флегматики. На вопрос «Вам хватает времени?» холерики выражают острый дефицит времени; сангвиники то же, отвечали, что не успевают, опаздывают все время; меланхоликам времени хватает; для флегматиков время проходит медленно, хватает с избытком.
Исходя из концепции Юнга о четырехмодальном восприятии мира (эмоции, мышление, ощущение, интуиция), выделяют четыре типа личности. Особенностью каждого типа является специфическое отношение ко времени.
Время для представителей
эмоционального типа
Люди ситуативно-сенсорного типа воспринимают настоящее во всей его полноте, игнорируя при этом свой прошлый опыт. Такие люди не способны ждать, не осознают длительности времени, не воспринимают его движение. Только восприятие настоящего богато, глубоко, полно. Они движутся от одного момента времени к другому не течением времени, а через свои действия. Они невнимательны к своему прошлому и будущему. И последний в данной классификации – интуитивный тип. Интуиция, по мнению многих авторов, – это функция предвидения. Для человека этого типа настоящее – всего лишь бледная тень, а прошлое – туманно. То, что будет, для него реальнее того, что есть или было23.
Широко известен феномен изменения масштаба времени при стрессовых ситуациях, когда, с одной стороны, люди успевают в невероятно короткий срок принять решение и выполнить необходимый объем действий (время для них как бы «растягивается»), а с другой стороны, происходит переоценка протекающего времени, и люди не успевают сделать необходимое – время в этом случае как будто «сжимается».
Таким образом, я выяснил, что у человека нет определенного «временного анализатора»; факторы, влияющие на временное восприятие: это и возраст человека, и мотивация, и эмоциональное состояние, и наполненность промежутка времени событиями, и характер, и темперамент человека и т.п. Также существенным фактором, влияющим на процесс данного восприятия, является культура, цивилизация, к которой человек принадлежит.
Заключение
Представления о времени пронизывают человеческую культуру на всем
протяжении ее развития. Временность и вечность - вот мотивы, которых не избежал ни один крупный мыслитель, будь он философом, художником или ученым. Трактовка времени неразрывно связана с самыми фундаментальными представлениями о действительности - с трактовкой бытия, смысла жизни, основ всей человеческой деятельности, как познавательной, так и практической.
Человечество научилось с удивительной степенью точности измерять время и временные интервалы разной длительности, что обеспечило успешное развитие многих отраслей естествознания и достижения научно-технического прогресса. С другой стороны, на сегодняшний день существует множество подчас взаимоисключающих друг друга концепций времени, и философы, посвятившие свою жизнь изучению проблемы времени, готовы вместе с А. Августином воскликнуть: “Что такое время? Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняясь; но как скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик”. Таким образом, мы умеем с высокой степенью точности измерять время, но не знаем, что же мы с такой степенью точности измеряем. Неудивительно поэтому, что многие временные понятия, которые широко используются в науке и философии, до сих пор не имеют однозначного определения.
Проблема времени была и остается для человека проблемой его бытия. Время является фундаментальной составляющей всего отражательно-поведенческого взаимодействия человека с объективной реальностью.
Подводя итог работе, можно сделать следующие выводы:
1. Время существует объективно, оно касается всех существ, всех предметов и явлений. Вне времени существование мира невозможно.
2. Представление о времени изменялось в зависимости от исторического периода, культуры, религии, развития физики, биологии, психологии и других наук.
3. Любой вид восприятия имеет большое значение для человека. Наиболее важные особенности восприятия – предметность, целостность, структурность, константность и осмысленость.
4. Восприятие времени – это образное отражение таких характеристик явлений окружающей действительности, как цикличность, длительность, скорость протекания и последовательность.
5. Восприятие времени происходит благодаря работе нескольких анализаторов. Непосредственно воспринимаются лишь очень короткие интервалы, более длительные промежутки оцениваются человеком опосредованно, при участии высших психических функций.
6. На восприятие времени влияют следующие факторы: возраст человека, шум, мотивация, эмоции, фармакологические средства, наполненность промежутка времени событиями, стрессовые ситуации, темперамент человека и т.п.
7. Время несет в себе целый мир еще неизведанных явлений. Время обладает разнообразными свойствами, которые можно изучить опытами.
8. Время осуществляет связь между всеми явлениями Природы и в них активно участвует. Воздействие не передает импульса, значит, не распространяется, а появляется мгновенно в другой материальной системе. Существует воздействие через время одной материальной системы на другую. Оказывается возможной мгновенная связь и мгновенная передача информации.
В заключении отмечу, что из рассмотренных свойств времени следует еще одно важное — его внутренняя противоречивость, перечисленные свойства (объективность и субъективность, обратимость и необратимость, абсолютность и относительность, непрерывность и дискретность) являются примерами его проявления. Время есть парадокс, и понять его можно только в его двойственности.
Список использованной литературы
1 Ахундов, М. Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы / М.Д. Ахундов. М.: Наука, 1982. С. 222.
2 Гайденко, П.П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке / П.П. Гайденко. М.: Прогресс-традиция, 2006. С. 459.