Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 18:36, реферат
Секрет системы философии Гегеля состоит в том, что ее понимание (вне диалектической философии) существенно было и есть в частях, как состоящей из частей, а должно быть в различении. Более того, вне «системы философии Гегеля», понимаемой только как Энциклопедия философских наук, остаются феноменология духа и философия истории - важные составляющие философии Гегеля. Главное, не учитываются положения философии Гегеля, находящиеся в инобытии для нее. Если очень хочется использовать термин «система», то следует признать Энциклопедию философских наук частной системой, подсистемой - это, например, система реальных наук философии или энциклопедическая система. Но это - не система (всей) философии Гегеля, что, надеемся, очевидно.
Введение
Секрет системы философии
Гегеля состоит в том, что ее понимание
(вне диалектической философии) существенно
было и есть в частях, как состоящей
из частей, а должно быть в различении.
Более того, вне «системы философии
Гегеля», понимаемой только как Энциклопедия
философских наук, остаются феноменология
духа и философия истории - важные
составляющие философии Гегеля. Главное,
не учитываются положения
Кроме того, понимать систему философии Гегеля, как систему, значит отрывать познание философии Гегеля от объективной совокупности знаний, от системы всеобщих знаний, изложенных конкретным образом Гегелем, т.е. от {системы (знаний) философии}, изложенной Гегелем, что есть недопонимание кем-то самого существа знаний или даже преднамеренная акция в целях умаления значения философии Гегеля.
И еще один момент. Если ограничить систему философии Гегеля только Энциклопедией, то его известная фраза из «Науки логики»: «Бытие есть неопределенное непосредственное», устанавливает либо определение бытия из себя, чего не может быть в силу его данной неопределенности, либо наличие чего-то внешнего к бытию, что не входит в Энциклопедию, но не может не входить в систему философии Гегеля. Поэтому Энциклопедию, и то при великом желании, можно назвать только частной системой, подсистемой философии Гегеля.
1. Система гегелевской философии
Завершением классического немецкого идеализма явилась философская система Гегеля. Собственные этапы диалектической философии - диалектическая философия Гегеля и современная диалектическая философия. Они обусловлены различными процессами: соответственно, феноменологизацией духа и феноменологизацией идеи, обуславливающими различные фазы (сферы) и процессы постижения, а также, соответственно, поэтапную актуализацию науки логики: напр., сейчас уже можно говорить о завершенной науке логики (хотя нельзя говорить об ее окончательном наполнении).
Эпистемологически собственные этапы диалектической философии определяются, соответственно, познанием понятия единства различности и неразличности и постижением отсутствия единства различенности и неразличенности.
Единство двух этапов диалектической
философии - единство непротиворечия -
обуславливает истинностную ее мощь,
определяющую ее совершенное познание
и мощнейшие технологии. Важнейшей
характеристикой философии
Диалектическая философия
(в) философии Гегеля - начинающаяся
непосредственная актуализация диалектической
философии, которая непосредственно
в духе, всецело соответствует
развитию духа, собственно, почему и
была актуализирована грандиозная
философия Гегеля. Познание совпало
с бытием, в двуединстве могло
быть изложено и было актуализировано.
(Отсюда следует гегелевское
Таким образом, в современной
диалектической философии и в
Новейшей философии используются два
различающихся термина: «философия
Гегеля» - диалектическое учение, и
«диалектическая философия
Но следует все же отметить,
что воспроизведение
Иными словами, для Новейшей философии развитие диалектической философии Гегеля есть современная диалектическая философия, в частности, дополняющая исследования бытия Изначальностью и положениями миросоздания, а развитие философии Гегеля есть Новейшая философия, в частности, дополняющая содержания Энциклопедии и областей диалектического познания.
1. Основные философские идеи Г. Гегеля
Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны:
- теория объективного
идеализма (стержневым
- диалектика как всеобщий философский метод.
Главная идея онтологии (
Абсолютная идея – это:
- единственно существующая подлинная реальность;
- первопричина всего
- Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.
Все, что существует на свете, - лишь ее бледное отражение, следствие и результат ее активности. «Начальной ступенью является совершенство, абсолютная тотальность, бог. Он был творцом, и от него исходили искры, молнии, отображения, так что первое отображение было наиболее похоже на него. Это первое отображение в свою очередь не осталось бездеятельным и породило другие создания, но эти создания были уже менее совершенны, и так продолжалось дальше в сторону ухудшения…»[1].
2. Философская система
Абсолютная идея существует вечно и независимо от природы и человека. В своем движении она проходит три ступени:
· логика;
· философия природы;
· философия духа.
Логика, с его точки
зрения, есть система «чистого разума»,
совпадающего с божественным разумом.
Однако откуда Гегель смог узнать мысли
Бога, да еще до сотворения мира? Этот
тезис философ просто постулирует,
т.е. вводит без доказательств. Фактически
же свою систему логики Гегель черпает
не из священных книг, я из великой
книги самой природы и
«Мыслями Бога» оказываются
наиболее общие законы развития природы,
общества и мышления. Диалектический
идеализм Гегеля именно в логике ближе
всего стоит к диалектическому
материализму. По сути дела это перевернутый
и поставленный с ног на голову
материализм. Дело разумеется нельзя сводить
к простому «переворачиванию». Между
диалектикой Гегеля и материалистической
диалектикой имеются
Исходным пунктом философии
Гегеля выступает тождество мышления
(сознания) и бытия. Вещи и мысли
о них совпадают, поэтому мышление
в своих имманентных
2.1 Логика
Тождество бытия и мышления,
с точки зрения Гегеля, представляют
собой субстанциональное
Объективное абсолютное мышление, полагает Гегель, есть не только начало, но и движущая сила развития всего сущего. Проявляясь во всем многообразии явлений, оно выступает как абсолютная идея.
Абсолютная идея не
стоит на месте. Она
Высшая ступень развития – «абсолютный дух». На этой ступени абсолютная идея проявляется в сфере человеческой истории и делает предметом мышления само себя.
Философской системе гегелевского объективного идеализма присущи некоторые особенности. Во-первых, пантеизм. Божественная мысль витает не где-то в небесах, она пронизывает весь мир, составляя сущность каждой, даже самой малой вещи. Во-вторых, панлогизм. Объективное божественное мышление строго логично. И, в-третьих, диалектика.
Новаторство Гегеля в том, что его логика прорывает узкий горизонт формальной логики. Признавая ее педагогическое значение, философ говорит о ней весьма пренебрежительно. Для этого у него были известные основания. Логические формы рассматривались обычно как застывшие, неизменные, оторванные от содержания. «Они представляют собой мертвые формы и в них не обитает дух, составляющий их живое конкретное единство» (1.5.25).
Логические формы не только содержательны, но и находятся во взаимной связи и развитии. Гегель провозглашает единство, тождество диалектики, логики и теории познания. Логика не канон, или совокупность застывших правил, а органон, или орудие достижения истины.
Гегелю присущ гносеологический оптимизм, убеждение в познаваемости мира. Субъективный дух, человеческое сознание, постигая вещи, обнаруживает в них проявление абсолютного духа, божественного мышления. Отсюда следует важный для Гегеля вывод: все действительное разумно, все разумное действительно. Ожившие формы жизни непременно уступают место новому, таков истинный смысл формы Гегеля.
Итак, логика представляет собой закономерное движение понятий (категорий), выражающих содержание абсолютной идеи, этапы ее саморазвития.
С чего начинается развитие этой идеи? После долгого обсуждения этой нелегкой проблемы Гегель приходит к выводу, что началом служит категория чистого бытия. Бытие, по его мнению, не обладает извечным существованием и должно возникнуть. Но из чего? Очевидно, что из небытия, из ничто. «Есть пока что ничто и должно возникнуть нечто. Начало есть не чистое ничто, а такое ничто из которого должно произойти нечто; бытие стало быть, уже содержится так же и в начале. Начало, следовательно, содержит в себе и то и другое, бытие и ничто; оно есть единство бытия и ничто или, говоря иначе, оно есть небытие, которое есть вместе с тем небытие» (1.5.57-58).
Синтез категорий чистое бытие и ничто дает категорию становления, а от нее возможен переход к наличному, т.е. какому-то определенному бытию. Становление можно считать единством небытия и бытия. «Становление есть неустойчивое беспокойство, которое оседает, переходит в некий спокойный результат». Такова схема, предлагаемая Гегелем.
Если диалектический процесс возникновения Гегеля стремится выразить при помощи категории становления, то процесс исчезновения, уничтожения выражается им при помощи категории снятие. В ней выражается стихийная диалектика и ее главная черта: тождество противоположностей. В мире ничто не погибает бесследно, а служит материалом, исходной ступенью для появления нового. Эта закономерность отражается категорией снятие, а так же категорией отрицание, которую Гегель широко применяет в своей философской системе. Новое отрицает старое, но отрицает диалектически: не просто отбрасывает его в сторону и уничтожает, а сохраняет в переработанном виде, используя жизнеспособные элементы старого для созидания нового. Такое отрицание Гегель называет конкретным.
Отрицание для Гегеля не однократный, а по сути дела бесконечный процесс. И в этом процессе он всюду находит связку из трех элементов: тезис – антитезис – синтез. В результате отрицания какого либо положения, принимаемого за тезис, возникает противоположение (антитезис). Последний необходимостью подвергается отрицанию. Возникает двойное отрицание, или отрицание отрицания, что ведет к возникновению третьего звена, синтеза. Оно на более высоком уровне воспроизводит некоторые черты первого, исходного звена. Все эта конструкция называется триадой.
В философии Гегеля триада
выполняет не только методологическую
функцию, но и функцию самосозидающую.
Это не только содержательный принцип,
или закон диалектики, но и способ
построения схемы. Вся архитектоника,
структура гегелевской
Остановимся на некоторых наиболее важных моментах системы больших и малых триад. Результатом становления является наличное бытие. В отличие от чистого бытия это бытие определенное, наделенное качеством. Качество есть первая непосредственная определенность бытия. Любая вещ отличается от других благодаря присущему ей качеству. В силу качественной определенности вещи не только отличаются друг от друга, но соотносятся между собой.