Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 18:36, реферат
Секрет системы философии Гегеля состоит в том, что ее понимание (вне диалектической философии) существенно было и есть в частях, как состоящей из частей, а должно быть в различении. Более того, вне «системы философии Гегеля», понимаемой только как Энциклопедия философских наук, остаются феноменология духа и философия истории - важные составляющие философии Гегеля. Главное, не учитываются положения философии Гегеля, находящиеся в инобытии для нее. Если очень хочется использовать термин «система», то следует признать Энциклопедию философских наук частной системой, подсистемой - это, например, система реальных наук философии или энциклопедическая система. Но это - не система (всей) философии Гегеля, что, надеемся, очевидно.
- единство
и борьба противоположностей
основа развития и
Развитие имеет следующий механизм:
- существует
определенный тезис (
- данному
тезису всегда находится
- в результате
взаимодействия двух
- данный
процесс происходит снова и
снова, и каждый раз в
Так, в качестве самого первого тезиса, с которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис “бытие” (т.е. то, что существует). Его антитезис – “небытие (“абсолютное ничто”). Бытие и ничто дают синтез – “становление”, который является новым тезисом и т.д. То есть, дальнейшее развитие абсолютной идеи является движением понятия бытия к своим все более конкретным и богатым формам.
Уже в первых трех понятиях гегелевской логики (“бытие” – “ничто” – “становление”) в неявном виде заключено все богатство его диалектики, представлены ее основные принципы:
- принцип
противоречивости всего сущего (об
этом сказано выше: см. положения,
раскрывающие механизм
- принцип
всеобщности развития. Абсолютная
идея, а значит, и сущее, находится
в постоянном изменении или
становлении. Покой в
- принцип
всеобщей связи. Гегель
Идея развития, описываемая диалектикой, составляет сердцевину философской системы Гегеля.
Однако у самого Гегеля
его революционный философский
метод, т.е. диалектический метод, отвергающий
существование чего-либо раз и
навсегда установленного, пришел в
противоречие с его догматической
философской системой, которая согласно
традиции того времени требовала
завершенности. Примером тому служат попытки
философа увековечить прусскую монархию,
как государственное
Кроме рассмотренных проблем философское творчество Гегеля охватывает и многие другие вопросы, среди которых философия истории, эстетика, философия религии, история философии, философия права.
Философия Гегеля оказала громадное влияние на последующее развитие философии в XIX – XX вв. (правое и левое гегельянство, марксизм, неогегельянство, неомарксизм) и др.
Оценивая историческое значение философии Гегеля в мировой культуре, нельзя не признать, что занятое им место в ряду гениев мысли – одно из самых почетных. Его философский авторитет до сих пор прочен и непоколебим. Уж очень часто Гегель оказывался прав в своих суждениях. Не ошибся он и в предположении, что никакая философия не идет дальше своего времени. Философию Гегель полагает высшей ступенью развития абсолютного духа, ведь в ней дух представлен в адекватной ему понятийной форме. Поэтому философия есть своеобразное мышление о мышлении, общий итог развития действительности, самое существенное знание о мире. Философия, по выражению Гегеля, есть «эпоха, схваченная в мысли», и поэтому никакая философия не идет дальше своего времени.
Гегель сознательно
Философия Гегеля – это классика первой половины XIX столетия. Классическим этот стиль философствования именуют не в «музейном» смысле, а подразумевая ряд основополагающих принципов, составляющих предпосылки данного способа мышления. Это, прежде всего, безграничная вера в «рацио», разум как человеческий, так и природный, мировой. Это неискоренимая убежденность в том, что мир в целом устроен достаточно упорядоченно, закономерно, разумно, что он не враждебен человеку, а, наоборот, соразмерен, удобен ему. Это, наконец, отсутствие сомнений в том, что разум человека ли, мира ли в целом в принципе открыт, доступен для анализа.
Иными словами – все
это принципы торжествующего рационализма,
«правившего бал» в философии
Нового времени практически до конца
XIX века. Именно эти принципы и составляют
суть менталитета, если можно так
выразиться, восходящей буржуазной эпохи,
а соответственно и гегелевской
философии, которая именно тем и
велика, что сумела выразить эту
рациональность наиболее ярко, последовательно
и глубоко. Значительная часть философии
ХХ века, однако, пошла другим путем,
противопоставив тезису рациональности
антитезис иррационального
Литература
1. Библер В.С. /Что есть философия? // Вопросы философии. 1995. №1. С. 159, 171-183.
2. Гегель Г.В Ф. Соч.: М., Л., 1929, С. 344.
3. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990 С 220--378.
4. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М., 1977. Т. 3. С. 394-415.
5. Ильенков Э. В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории. - 2?е изд., доп. Москва, Политиздат, 1984. - 320 с.
6. Попер К. Вопросы философии.-- 1995.-- №1.-- С. 118--138.
7. Садовский В.Н. /Карл Поппер, Гегелевская диалектика и формальная логика. // Вопросы философии. 1995. №1. С. 179-147.
8. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - 2-е изд., испр. и доп. - M.: Юристъ. 2004. - 520 с.