Система гегелевской философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 18:36, реферат

Краткое описание

Секрет системы философии Гегеля состоит в том, что ее понимание (вне диалектической философии) существенно было и есть в частях, как состоящей из частей, а должно быть в различении. Более того, вне «системы философии Гегеля», понимаемой только как Энциклопедия философских наук, остаются феноменология духа и философия истории - важные составляющие философии Гегеля. Главное, не учитываются положения философии Гегеля, находящиеся в инобытии для нее. Если очень хочется использовать термин «система», то следует признать Энциклопедию философских наук частной системой, подсистемой - это, например, система реальных наук философии или энциклопедическая система. Но это - не система (всей) философии Гегеля, что, надеемся, очевидно.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 45.55 Кб (Скачать файл)

 

-       единство  и борьба противоположностей  основа развития и существования  всего в мире (т.е. основа всеобщего  существования и развития).

 

Развитие имеет следующий  механизм:

 

-       существует  определенный тезис (утверждение,  форма бытия);

 

-       данному  тезису всегда находится антитезис  – его противоположность;

 

-       в результате  взаимодействия двух противоположных  тезисов получается  синтез –  новое утверждение, которое, в  свою очередь, становится тезисом,  но на более высоком уровне  развития;

 

-       данный  процесс происходит снова и  снова, и каждый раз в результате  синтеза противоположных тезисов  образуется тезис все более  и более высокого уровня.

 

Так, в качестве самого первого  тезиса, с которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис “бытие” (т.е. то, что существует). Его антитезис  – “небытие (“абсолютное ничто”). Бытие и ничто дают синтез –  “становление”, который является новым  тезисом и т.д. То есть, дальнейшее развитие абсолютной идеи является движением  понятия бытия к своим все  более конкретным и богатым формам.

 

Уже в первых трех понятиях гегелевской логики (“бытие” –  “ничто” – “становление”) в  неявном виде заключено все богатство  его диалектики, представлены ее основные принципы:

 

-       принцип  противоречивости всего сущего (об  этом сказано выше: см. положения,  раскрывающие механизм развития);

 

-       принцип  всеобщности развития. Абсолютная  идея, а значит, и сущее, находится  в постоянном изменении или  становлении. Покой в гегелевской  системе утрачивает статус самобытного  состояния. Он лишь момент движения. Уже на начальной стадии развитие  у Гегеля обнаруживает свой  особый ритм – триадичность: тезис  – антитезис – синтез. Гегелевское  отрицание не означает уничтожения  предмета, а служит условием его  возрождения в новой форме.  Для характеристики этого (диалектического)  отрицания Гегель вводит термин  “снятие”;

 

-       принцип  всеобщей связи. Гегель показывает, что Абсолютная идея и мир,  как продукт ее деятельности, осуществляется (становится) и познается  в системе, т.е. через связь  с другим, или “свои иным”,  как говорит философ. 

 

Идея развития, описываемая  диалектикой, составляет сердцевину философской  системы Гегеля.

 

Однако у самого Гегеля его революционный философский  метод, т.е. диалектический метод, отвергающий  существование чего-либо раз и  навсегда установленного, пришел в  противоречие с его догматической  философской системой, которая согласно традиции того времени требовала  завершенности. Примером тому служат попытки  философа увековечить прусскую монархию, как государственное устройство, наиболее способствовавшее развитию наук, и собственную философию, как  абсолютно истинную науку о сущем  в его всеобщности. Это означает противоречие между методом, подразумевавшим  всеобщее развитие, и системой, по сути дела прерывающей это развитие.

 

Кроме рассмотренных проблем  философское творчество Гегеля охватывает и многие другие вопросы, среди которых  философия истории, эстетика, философия  религии, история философии, философия  права.

 

Философия Гегеля оказала  громадное влияние на последующее  развитие философии в XIX – XX вв. (правое и левое гегельянство, марксизм, неогегельянство, неомарксизм) и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Оценивая историческое значение философии Гегеля в мировой культуре, нельзя не признать, что занятое  им место в ряду гениев мысли –  одно из самых почетных. Его философский  авторитет до сих пор прочен и  непоколебим. Уж очень часто Гегель оказывался прав в своих суждениях. Не ошибся он и в предположении, что  никакая философия не идет дальше своего времени. Философию Гегель полагает высшей ступенью развития абсолютного  духа, ведь в ней дух представлен  в адекватной ему понятийной форме. Поэтому философия есть своеобразное мышление о мышлении, общий итог развития действительности, самое существенное знание о мире. Философия, по выражению  Гегеля, есть «эпоха, схваченная в мысли», и поэтому никакая философия  не идет дальше своего времени.

 

Гегель сознательно отказывается строить какие бы то ни было прогнозы относительно будущего – он не хочет  лишить философию научности, ибо, по его убеждению, лишь ретроспекция, т.е. исследование осуществившегося развития, есть подлинно научный способ познания. Ему доступно лишь то, что уже  оформилось, определилось, развернуло все свои возможности.  Мудрость, как известно, с молодостью обычно не в ладах.

 

Философия Гегеля – это  классика первой половины XIX столетия. Классическим этот стиль философствования именуют не в «музейном» смысле, а подразумевая ряд основополагающих принципов, составляющих предпосылки  данного способа мышления. Это, прежде всего, безграничная вера в «рацио», разум как человеческий, так и  природный, мировой. Это неискоренимая  убежденность в том, что мир в  целом устроен достаточно упорядоченно, закономерно, разумно, что он не враждебен  человеку, а, наоборот, соразмерен, удобен ему. Это, наконец, отсутствие сомнений в том, что разум человека ли, мира ли в целом в принципе открыт, доступен для анализа.

 

Иными словами – все  это принципы торжествующего рационализма, «правившего бал» в философии  Нового времени практически до конца XIX века. Именно эти принципы и составляют суть менталитета, если можно так  выразиться, восходящей буржуазной эпохи, а соответственно и гегелевской  философии, которая именно тем и  велика, что сумела выразить эту  рациональность наиболее ярко, последовательно  и глубоко. Значительная часть философии  ХХ века, однако, пошла другим путем, противопоставив тезису рациональности антитезис иррационального истолкования мира, сделав упор на «античеловечности», неустроенности, враждебности природного и социального мира человеку. Летопись событий прошлого века дает достаточно оснований и для таких выводов, но это уже другая история. А наш  почтенный Гегель опять-таки оказался прав и в том своем предположении, что мировой дух (или мышление человечества, мировая духовная культура), развиваясь, «не оставляет ничего позади себя», а вбирает, впитывает, «снимает» все мало-мальски значимые достижения духовной жизни, а следовательно, и гегелевские диалектику, историзм и рационализм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Библер В.С. /Что есть  философия? // Вопросы философии. 1995. №1. С. 159, 171-183.

 

2. Гегель Г.В Ф. Соч.: М., Л., 1929, С. 344.

 

3. Гегель Г.В.Ф. Философия  права. М., 1990 С 220--378.

 

4. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия  философских наук: В 3 т. М., 1977. Т. 3. С. 394-415.

 

5. Ильенков Э. В. Диалектическая  логика: Очерки истории и теории. - 2?е изд., доп. Москва, Политиздат, 1984. - 320 с.

 

6. Попер К. Вопросы философии.-- 1995.-- №1.-- С. 118--138.

 

7. Садовский В.Н. /Карл  Поппер, Гегелевская диалектика  и формальная логика. // Вопросы  философии. 1995. №1. С. 179-147.

 

8. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - 2-е изд., испр. и доп. - M.: Юристъ. 2004. - 520 с.


Информация о работе Система гегелевской философии