Смысла жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 09:58, реферат

Краткое описание

Целью написания реферата является рассмотрение проблемы смысла жизни человека, основываясь на взглядах мыслителей различных эпох и направлений.
При работе над данной темой ставились следующие задачи:
-рассмотреть взгляды древневосточной философии на смысл жизни человека;
-проанализировать жизнь человека как самостоятельной ценности в античной философии;
- выявить критерии оценки человека в христианской мысли;

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по философии.docx

— 46.92 Кб (Скачать файл)

 В.С.Соловьев в своей  работе "Нравственный смысл жизни  в его предварительном понятии"  рассматривает еще один аспект  этого вечного вопроса - нравственный. Он пишет:

 “Есть ли у нашей  жизни вообще какой-нибудь смысл  ? Если есть, то имеет ли он  нравственный характер, коренится  ли он в нравственной области  ? И если да, то в чем он  состоит, какое ему будет верное  и полное определение ? Нельзя  обойти этих вопросов, относительно  которых нет согласия в современном  сознании. Одни отрицают у жизни  всякий смысл, другие полагают, что смысл жизни не имеет  ничего общего с нравственностью,  что он вовсе не зависит  от наших должных или добрых  отношений к Богу, к людям и  ко всему миру; третьи, наконец,  признавая значение нравственных  норм для жизни, дают им весьма  различные определения, вступая  между собою в спор, требующий  разбора и решения….

 Нравственный смысл  жизни первоначально и окончательно  определяется самим добром, доступным  нам внутренне через нашу совесть  и разум, поскольку эти внутренние  формы добра освобождены нравственным  подвигом от рабства страстям  и от ограниченности личного  и коллективного себялюбия... .”(7)

 Ближайший друг и  последователь Владимира Соловьева  князь Е.Н.Трубецкой также предупреждал  об огромной опасности бездуховности  и предлагал созидать непреходящее:

"…Второе пришествие  Христово, как акт окончательного  объединения двух естеств во  всем человечестве и во всем  космосе, есть действие не только  Божеское и не только величайшее  чудо Божие, но вместе с тем  и проявление высшей энергии  человеческого естества.

 Христос не придет  пока человечество не созреет  для Его принятия. А созреть  для человечества именно и  значит обнаружить высший подъем  энергии в искании Бога и  в стремлении к Нему. … Это не какой-либо внешний, посторонний миру акт божественной магии, а двухстороннее и при этом окончательное самоопределение творчества Божества и человеческой свободы.

 Очевидно, что такой  конец мира может быть подготовлен  не пассивным ожиданием со  стороны человека, в высшим напряжением  его деятельной любви к Богу, стало быть, и крайним напряжением  человеческой борьбы против темных  сил сатанинских." (8)

 Русский философ С.Л.  Франк продолжил фундаментальное  исследование мировоззренческих  проблем в уже сложившейся  русской философии. Франк был  философом, который пытался разъяснить  природу человеческой души и  знаний человека.

 Философское учение  Франка было высоко религиозно. Он был одним из тех философов  XX века, кто в процессе поиска  мировоззрения наивысшей духовности  пришел к выводу, что таковым  является христианство, выражающее  общечеловеческие духовные ценности  и подлинное существо духовности. Сам же Франк говорил: "Я  не богослов, я философ".

 Франк называл свою  концепцию: "метафизическим (философским)  реализмом". Его философия - реалистичная  философия духовности, высоко поднимающая проблему человека и нацеливающая на достижение духовного единства всего человечества.

 Имеет ли жизнь вообще  смысл, и если да - то какой  именно? В чем смысл жизни? Или  жизнь есть просто бессмыслица,  бессмысленный, никчемный процесс  естественного рождения, расцветания,  созревания, увядания и смерти  человека, как всякого другого  органического существа?

 Именно такие вопросы  задавал Франк в своей книге  "Смысл жизни  человека".

"Эти, как обычно  говорится, "проклятые" вопросы  или, вернее, этот единый вопрос "о смысле жизни" волнует  и мучает в глубине души  каждого человека. Этот вопрос - не "теоретический вопрос", не  предмет праздной умственной  игры; этот вопрос есть вопрос  самой жизни, он так же страшен,  и, собственно говоря, еще гораздо  более страшен, чем при тяжкой  нужде вопрос о куске хлеба  для утоления голода. Поистине, это  есть вопрос о хлебе, который  бы напитал нас, и воде, которая  утолила бы нашу жажду. Чехов описывает человека, который, всю жизнь живя будничными интересами в провинциальном городе, как все другие люди, лгал и притворялся, "играл роль" в "обществе", был занят «делами», погружен в мелкие интриги и заботы - и вдруг, неожиданно, однажды ночью, просыпается с тяжелым сердцебиением и в холодном поту. Что случилось? Случилось что-то ужасное - жизнь прошла, и жизни не было, потому что не было и нет в ней смысла! "(9)

 Франк прежде всего  постарался вдуматься, что это  означает найти смысл жизни,  какой смысл люди вкладывают  в это понятие и при каких  условиях они посчитали бы  его осуществленным?

 Под "смыслом"  философ подразумевает примерно  то же, что "разумность". Под  "разумным" - все целесообразное, все правильно ведущее к цели  или помогающее ее осуществить.  Разумно то поведение, которое  согласовано с поставленной целью  и ведет к ее осуществлению,  разумно или осмысленно пользование  средством, которое помогает нам  достигнуть цели. Но все это  только относительно разумно  - именно при условии, что сама  цель бесспорно разумна или  осмысленна, уточняет автор Но  что значит "разумная цель?" задается философ. Средство разумно, когда оно ведет к цели. Но цель должна быть подлинной. Но что это значит и как это возможно? Цель или или жизнь в ее целом не имеет уже вне себя никакой цели - жизнь дана ради жизни или надо признать, что сама постановка о смысле жизни незаконна, что этот вопрос принадлежит к числу тех, которые не находят себе разрешения просто в силу своей собственной внутренней нелепости. Вопрос о "смысле" чего-либо имеет всегда относительное значение, он предполагает "смысл" для чего-нибудь, целесообразность при достижении определенной цели. Жизнь же в целом никакой цели не имеет, и потому вопрос о "смысле" нельзя ставить, решает философ.

 Далее Франк пишет: 

 “…что наша жизнь,  пребывание на свете и сознания  этого факта, вовсе не есть  для нас "самоцель". Она не  может быть самоцелью, во-первых, потому, что в общем страдания  и тягости преобладают в ней  над радостями и наслаждениями  и, несмотря на всю силу животного  инстинкта самосохранения, мы часто  недоумеваем, для чего же мы  должны тянуть эту тяжелую  лямку. Но и независимо от  этого она не может быть  самоцелью и потому, что жизнь,  по самому своему существу, есть  не неподвижное пребывание в  себе, самодовлеющий покой, а делание  чего-то или стремление к чему-то; миг, в котором мы свободны  от всякого дела или стремления, мы испытываем, как мучительно-тоскливое  состояние пустоты и неудовлетворенности.  Мы не можем жить для жизни;  мы всегда - хотим ли мы того  или нет -живем для чего-то. Но только в большинстве случаев  это "что-то", будучи целью,  к которой мы стремимся, по  своему содержанию есть в свою  очередь средство, и притом средство  для сохранения жизни. Отсюда  получается тот мучительный заколдованный  круг, который острее всего дает  нам чувствовать бессмысленность  жизни и порождает тоску по  ее осмыслению: мы живем, чтобы  трудиться над чем-то, стремиться  к чему-то, а трудимся, заботимся  и стремимся - для того, чтобы  жить. И, измученные этим кружением  в беличьем колесе, мы ищем "смысла  жизни" - мы ищем стремления  и дела, которое не было бы  направлено на простое сохранение жизни, и жизни, которая не тратилась бы на тяжкий труд ее же сохранения. "(10)

 Так в чем же ее  содержание, и, прежде всего, при  каких условиях человек может  признать конечную цель «разумной»?

 …."Чтобы быть осмысленной,  наша жизнь - вопреки уверениям  поклонников "жизни для жизни"  и в согласии с явным требованием  нашей души - должна быть служением  высшему и абсолютному благу."(11) И при этом человек должен  также непрерывно разумно сознавать  все это соотношение к высшему  благу. В этом единстве жизни  и Истины и заключается по  Франку искомый "смысл жизни".

"Итак, жизнь становится  осмысленной, поскольку она свободно  и сознательно служит абсолютному  и высшему благу, которое есть  вечная жизнь, животворящая человеческую  жизнь, как ее вечная основа  и подлинное завершение, и есть  вместе с тем абсолютная истина, свет разума, пронизывающий и  озаряющий человеческую жизнь.  Жизнь наша осмысляется, поскольку  она есть разумный путь к  цели, или путь к разумной, высшей  цели, иначе она есть бессмысленное  блуждание. Но таким истинным  путем для нашей жизни может  быть лишь то, что вместе с  тем само есть и жизнь, и  Истина. "Аз есмь путь, истина  и жизнь".

 И теперь мы можем  подвести краткий итог нашим  размышлениям. Для того, чтобы жизнь  имела смысл, необходимы два  условия: существование Бога и  наша собственная причастность  Ему, достижимость для нас жизни  в Боге, или божественной жизни.  Необходимо прежде всего, чтобы,  несмотря на всю бессмысленность  мировой жизни, существовало общее  условие ее осмысленности, чтобы  последней, высшей и абсолютной  основой ее был не слепой  случай, не мутный, все на миг  выбрасывающий наружу и все  опять поглощающий хаотический  поток времени, не тьма неведения,  а Бог, как вечная твердыня, вечная жизнь, абсолютное благо  и всеобъемлющий свет разума. И необходимо, во-вторых, чтобы мы  сами, несмотря на все наше  бессилие, на слепоту и губительность  наших страстей, на случайность  и краткосрочность нашей жизни,  были не только "творениями" Бога, не только глиняной посудой,  которую лепит по своему произволу горшечник, и даже не только "рабами" Бога, исполняющими Его волю подневольно и только для Него, но и свободными участниками и причастниками самой божественной жизни, так, чтобы служа Ему, мы в этом служении не угашали и не изнуряли своей собственной жизни, а, напротив, ее утверждали, обогащали и просветляли. Это служение должно быть истинным хлебом насущным и истинной водой, утоляющей нас. Более того: только в этом случае мы для себя самих обретаем смысл жизни, если, служа Ему, мы, как сыновья и наследники домохозяина, служим в нашем собственном деле, если Его жизнь, свет, вечность и блаженство могут стать и нашим, если наша жизнь может стать божественной, и мы сами можем стать "богами", "обожиться"." (12)

 Практичный путь в  постижении смысла Людвиг Семенович  видит в религиозном, внутреннем  делании, молитве, аскетической  борьбе с самим собой, именно  и это есть неприметный для  него основной труд человеческой  жизни, "единственное подлинное  производительное человеческое  дело…

 …с помощью которого  мы действенно осуществляем смысл  жизни и в силу которого  в мире действительно совершается  нечто существенное именно возрождение  самой внутренней его ткани,  рассеяние сил зла и наполнение  мира силами добра. Это дело - подлинно метафизическое дело - возможно вообще только потому, что оно совсем не есть простое  человеческое дело. Человеку здесь  принадлежит только работа по  уготовлению почвы, произрастание  же совершается самим Богом.  Это есть метафизический, Богочеловеческий  процесс, в котором только соучаствует  человек, и именно потому в  нем может осуществиться утверждение  человеческой жизни на ее подлинном  смысле. "(13)

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Рассмотрев взгляды  выдающихся философов и мудрецов  человечества мы видим, что  проблема смысла человеческого  бытия всегда стояла в центре  философских исследований.

 Конечно, мы видим,  что философы были ограничены  уровнем знаний и задач общества, в котором жили.

 Так в Древнем Китае  для Лао-цзы главное для человека  жить по законам Высшего начала (Дао), а все что связывает человека  с земной жизнью, мудрец отметает. Конфуция наоборот занимали практические  земные задачи и человек интересует  его не сам по себе, а как  часть иерархии, где он занимает  определенное место.

 Мудрецы Древней Индии  утверждали, что человеку необходимо  открыть всебевсеобщий Дух, только  через свое “я” человек может  приблизится и слиться с мировым  “Атманом”.

 Античная философия  сформировала основные западно-европейские  подходы к выделению человека  в качестве отдельной и специальной  философской проблемы и определила  его как самостоятельную ценность  и признала за ним право  на активность и инициативу  перед объективным миропорядком.

 Христианство было  следующим и на сегодняшний  день основным религиозным учением,  сформировавшим новый смысл человеческого  бытия, признавшей в человеке  личность, смотревшей на человека  как на земное воплощение Бога  и на Бога как наивысшую  любовь к людям. Христианство  стало религией о том, как  жить человеку, о смысле человеческого  бытия, о совести, долге, чести.

 Философия Нового времени,  сформировавшаяся под влиянием  развития капиталистических отношений  и расцвета наук, прежде всего  механики, физики, математики, открыла  путь к рациональному истолкованию  человеческой сущности и рассматривала  человека с физиологических и  прагматических позиций.

 Возникшие в середине  ХIХ века науки о человеке (психология, социология, биологическая теория  эволюции) сделали прежний философский  образ лишенным опытных оснований  и практической ценности.

 

 Открыв важную роль  бессознательного в жизни, как  отдельного человека, так и всего  общества, Фрейд показал свои  пути решения как личных, так  и общественных проблем жизни  человека.

 Экзистенциальная философия  понимается в качестве радикализации  первоначального выступления философии  жизни, как оно было воплощено  на исходе XIX и в начале XX в., прежде  всего Ницше. Поставленная философией  жизни задача — понять человеческую  жизнь, исключая все внешние  установки, непосредственно из  нее самой.

Информация о работе Смысла жизни человека