Смысл жизни в истории философского знания и социальная работа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 18:05, курсовая работа

Краткое описание

Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. Вопрос о смысле жизни — одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни.
Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависит от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ СМЫСЛА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И
ОСМЫСЛЕНИЕ ЕЕ В РАЗНЫЕ ЭПОХИ 5
2. ФИЛОСОФЫ РОССИИ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 17
3. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В ФИЛОСОФСКОМ КОНТЕКСТЕ И
КАТЕГОРИЯ СМЫСЛА ЖИЗНИ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

Решить эту проблему можно только с помощью неклассической философии, т.к. классическая философия в принципе не  ставит вопросы синтеза основных онтологических характеристик человека, задавая важнейшие философские вопросы. Только неклассическая философия может осуществить философскую рефлексию, которая нужна в случаях, когда, с одной стороны, имеются предельные универсальные основания культуры, а с другой стороны есть индивидуальные философские вопросы[1].

 Такая проблематика  ставит цель исследования –  разработку нового философского  концепта социальной работы в  контексте неклассики, которая требует решения ряда задач:

- преодоление противоречий  между уникальностью и универсальностью  человека;

- синтез наук о человеке  в концепте социальной работы;

- создание философии социальной  работы как системы философских  идей  о страдающем человеке и его мире.

Социальная работа представляет собой деятельность, направленную на помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и неспособных выйти из неё в силу различных причин: возраста, физических болезней или психологических травм. Социальная работа, рассматриваемая как профессиональная деятельность, не только помогает человеку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, но и преследует главную цель — гармонизацию социальных отношений в обществе.[1]

 Философия социальной  работы занимается вопросами, затрагивающими некоторые из аспектов взаимосвязи теории и практики социальной работы со смысложизненными проблемами личности и индивида; жизни человека в обществе, его внедрения в социальную среду; связанности теории социальной работы и ненаучного знания (нормы поведения, традиции, представления о порядке жизни, религиозные и философские концепции). Наряду с этим философия социальной работы занимается вопросами  выбора вектора жизненного пути человека, его самоопределения. Таким образом, философия рассматривает вопросы смысла жизни, универсальные основания бытия системным образом и, тем самым, выполняет функцию создания знаний и понятий о человеке.

Милосердие является основополагающей категорией в теории социальной работы. Во взаимоотношениях присутствует не только клиент и социальный работник, но и человек страждущий, страдающий, ждущий помощи и понимания; и человек помогающий, милосердный, готовый принять роль спасителя и проявить любовь к ближнему. Клиент или подопечный проявляет зачастую девиантное поведение, имеет маргинальный статус. Заслуживает ли этот человек внимания, помощи и сострадания? Современное общество отвечает: «Несомненно, да». Прогрессивное общество стремится бороться с патологическими процессами, предупредить их, уберечь человека от трагедии, исправить социальное неравенство, защитить слабого. Схема борьбы материализма и идеализма не позволяет вынести на суд философии человека маргинального, слабого, нуждающегося в помощи и участии. Необходимо ставить вопросы о смысле жизни, месте человека в обществе и в мире в целом, уделять особое место моральным, гуманистическим ценностям, что и составляет специфику неклассической философии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Человек на протяжении своей индивидуальной жизни  никогда не достигает высших «целей» жизни родовой, исторической; в этом смысле он - адекватно не реализуемое существо. Такая неудовлетворенность, нереализуемость содержит в себе побудительные причины творческой деятельности, не заключенные в непосредственных ее мотивах (материальных и пр.).

 Призвание, назначение, задача всякого человека, а в конечном счете, смысл жизни человека  - всесторонне развивать свои способности, внести свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуру.

В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который она реализует через общество, но в принципе таков же и смысл жизни общества, человечества в целом, который они реализуют, однако в исторически неоднозначных формах. Таким образом, поиск смысла жизни для человека является естественным процессом и вытекает он из естественной же потребности самоощущения значимости своей жизни для других и самого себя.

Функцию создания и  интегрирования знаний о человеке может выполнить философия социальной работы, но только философия современного мира, признающая неклассический тип философского мышления Философия социальной работы оказывается системой философских идей о страдающем человеке, его месте в современном обществе и  жизненном мире. При этом необходимо рассмотрение ее (философии социальной работы) с позиции культуры постмодернизма, поскольку личные проблемы, переживания и комплексы «конкретного человека» на самом деле и есть человеческая жизнь, которая является наивысшей ценностью.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Антология мировой философии. М., 1983. Т. 1. Ч. 1.
  2. Асмус В. Ф. Античная философия. 3-е изд. М., 2001.
  3. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера.- М., 1989.
  4. Гегель Г.В. Ф. Лекции по истории философии: В 3 кн. СПб., 1993-1994.
  5. Джеймс У. Введение в философию // Джеймс У. Введение в философию; Рассел Б. Проблемы философии / Общ. ред., послесл. и примеч. А.Ф. Грязнова. — М.: Республика, 2000. — 315 с.
  6. Достоевский Ф. М. Собрание сочинений в 10 т. Т. 2. – М., 2000.
  7. Замалеев А. Ф. Лекции по истории  философии XI—XX вв. СПб., 2001.
  8. Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1963—1966. Т. 2.
  9. Маркс К, Энгельс Ф. Соч.: 2-е изд. Т. 3.
  10. Маслоу А. По направлению к психологии бытия. Издательство: Евразия, 1999.
  11. Милль Дж. Ст. О свободе // О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М.: Прогресс-Традиция, 1995.
  12. Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2.
  13. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб., Питер, 2003.
  14. Соловьев В.С. Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 2.
  15. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М., 1997.
  16. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. М.; Л., 1928-1958. Т. 18.
  17. Фейербах Л. История философии: В 3 т. М., 1967.
  18. Философия социальной работы / Под ред. В.И. Митрохина. Изд-во МГСУ – М.: СОЮЗ,1998.
  19. Франкл В. В поисках смысла жизни. М., Прогресс, 1990.
  20. Фромм Э. Человек - волк или овца?//Философская антропология. Ч. II. - Йошкар-Ола, 1998.
  21. Хайдеггер, М. Бытие и время / Пер. с нем. и предисл. Г. Тевзадзе; — Тбилиси, 1989.
  22. Ярская В. Н. Современная энциклопедия социальной работы / В.Н. Ярская и др. - М.: Изд. РГСУ, 2008. - 406 с.
  23. http://www.rusnauka.com
  24. http://az.lib.ru/s/shopengauer

 

 


Информация о работе Смысл жизни в истории философского знания и социальная работа