Смысл жизни, смерти и бессмертия с позиции философии
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 00:14, реферат
Краткое описание
С древних времён человек ставил перед собой вопрос, в чем сущность человеческого бытия. Многие философы и мыслители пытались ответить, для чего живет человек, для чего пришел он в этот мир, почему он умирает и что происходит с ним после смерти. Ориентация греческих мыслителей на человека и его разум тесно связана с фундаментальной установкой всей греческой культуры - с призывом к самопознанию.
Д. С. Милль, давший и самое название
«утилитаризм», также исходил в своем
объяснении цели человеческой жизни из
принципа полезности или наибольшего
счастья. Утилитаризм, писал Милль, утверждает,
что «действия хороши, если они способствуют
счастью, дурны, если они делают человека
несчастливым». При этом под счастьем
понимается удовольствие, а под несчастьем
– страдания. Удовольствие – единственная
цель, которая желательна сама по себе.
Чтобы не быть обвиненным в крайнем эгоизме
своего учения, Милль объяснял, что человек
должен стремиться не только к личному
счастью, но и к счастью и удовольствию
других. Однако в отличие от Бентама, полагавшего,
что человек стремится к счастью других
потому, что это способствует увеличению
своего собственного счастья, Милль доказывал,
что это происходит вследствие присущего
человеку чувства общности, единения с
ближними.
Существенной модификацией
утилитаризма является учение Г. Спенсера
(1820-1903). Спенсер считал, что никакая философская
школа не может отрицать, что целью человеческого
поведения является удовольствие или
счастье. Счастье есть высшая цель, ибо
оно свойственно высшим формам жизни.
Отличие своего учения от взглядов Милля
он выразил в своем письме к нему следующим
образом: «Пункт, в котором я отделяюсь
от доктрины полезности, как она обыкновенно
понимается, заключается не в цели, к которой
мы стремимся, но в методе, которого нужно
придерживаться, чтобы достигнуть этой
цели. Я допускаю, что счастье надо признать
конечной целью, но только я не думаю, чтобы
она была ближайшей целью».
Человек стремится к названной
цели в силу объективных причин – законов
поведения, которые диктуют ему поступать
соответствующим образом. Поэтому важно
понять эти законы. А они подсказывают,
что для того чтобы достичь счастья, надо
в максимальной степени приспособиться
к социальной среде, к социальному организму,
развивая, таким образом, и совершенствуя
свои цели и задачи.
В адрес гедонизма высказывалось
немало острых и справедливых возражений.
Суть этих замечаний и возражений сводится
в основном к следующему. Утилитаристы
и гедонисты утверждают, что все живые
существа, а уж тем более люди, везде и
всегда стремятся к удовольствию, к счастью.
Однако жизненный опыт показывает, что
человеческие поступки вовсе не определяются
мотивами получения удовольствия или
неудовольствия вследствие совершения
таких поступков. Больше того, многие люди
сознательно идут на совершение таких
поступков, которые заведомо связаны с
тяжелым трудом, мученичеством и даже
смертельной опасностью, чтобы достичь
целей, далеких отличной пользы. Страдая
и испытывая величайшие неудовольствия,
эти люди меньше всего задумываются над
своим собственным счастьем. Они жертвуют
им ради достижения благополучия и процветания
Родины, ближних и т. д. Поэтому мы вслед
за Карлейлем можем сказать: «Нужно считать
клеветой на человечество, если кто думает,
что человек побуждается к героической
деятельности видами на удовольствие».
К этому можно добавить: и не только героической.
Люди неодинаковы, каждый человек
уникален. То, что для одного является
удовольствием, счастьем, для другого
будет явным неудовольствием и несчастьем.
Аргументированную и глубокую
критику гедонизма дал Кант, показав, что
счастье, о котором говорят гедонисты,
является весьма неопределенным понятием.
Одному человеку счастье представляется
в одном виде, а другой видит его иначе.
Сами удовольствия качественно различны
и не могут служить критерием нравственных
поступков для всех людей в одинаковой
мере. Таким критерием должен быть всеобщий
и необходимый моральный закон, который
Кант назвал категорическим императивом.
Конечной целью всей нашей жизни должно
быть стремление выработать в себе добрую
волю. Только с ее помощью можно достичь
совершенства, исполнения морального
долга, только добрая воля в состоянии
исполнить предписание морального закона
категорического императива. Стремление
к счастью может направить человека по
ложному пути, в сторону зла. Никто не станет
отрицать, что такие человеческие качества,
как ум и мужество ценятся высоко и вызывают
уважение и восхищение окружающих. Но
ум и мужество, если они руководствуются
недоброй волей, могут быть :направлены
на достижение злой цели, на совершение
губительных для человека поступков. Только
добрая воля может направить ум и мужество,
как и другие высокие качества человека,
к добру и благу. Воля человека действует
независимо от внешних обстоятельств,
она подчиняется закону, который сама
же и создает. Цель человеческой жизни
– выработать такую волю, с помощью которой
можно успешно исполнять нравственный
закон. При этом человек никогда не должен
выступать в качестве средства для достижения
цели. «Человек не средство, а цель» - этот
благородный этический принцип, провозглашенный
Кантом, снискал ему глубокое уважение
во всем мире. Только движения к моральному
закону и следование долгу как цели человеческого
жизненного поведения, делают поступки
человека соответствующими его предназначению.
Кантовское понимание моральных
поступков, цели и смысла жизни является
выдающимся достижением мировой философской
мысли и оказало сильнейшее влияние на
весь последующий ее ход, особенно в сфере
этических изысканий. Фихте, Адлер, Гуссерль,
Вольтман и многие другие выдающиеся философы
придерживались его взглядов и развивали
дальше применительно к своим философским
построениям. Многие исследователи кантовского
категорического императива не без основания
видели в нем обоснование общечеловеческих
нравственных требований. Конечно, в адрес
этого учения и раздавалось немало критики,
в том числе со стороны Гегеля и Маркса.
Основной смысл гегелевской
критики кантовского категорического
императива сводится к тому, что он является
«пустым формализмом», «долгом ради долга»,
«вечным долженствованием» и т. п. Что
касается критики марксизмом категорического
императива, то она носит скорее идеологический
характер. По его мнению, моральный закон
Канта обрекает личность на пассивность,
отказ от деятельности за свое социальное
положение, нивелирует классовые различия
в обществе, уводит от классовой борьбы,
служит интересам буржуазии, превращает
«материально мотивированные определения
воли французской буржуазии в чистые самоопределения
«свободной воли», воли к себе и для себя,
человеческой воли, и сделал из нее таким
образом чисто идеологические определения
понятий и моральные постулаты».
Существует немало разновидностей
философских учений о смысле человеческой
жизни как борьбе за те или иные социальные
идеалы, за освобождение человечества
от социального угнетения и эксплуатации.
Одной из таких разновидностей является
социально-философское учение марксизма-ленинизма.
Хотя марксистская философия наложила
табу на проблему цели и смысла жизни,
исключила эту тему из своего философско-идеологического
репертуара на основании ее «религиозного»
характера, однако фактически она так
или иначе обсуждалась в рамках марксистской
теории под другими заголовками, например,
в темах: «Формирование нового человека»,
«Личность и общество» и в других. Марксистскую
концепцию смысла и цели жизни можно было
бы назвать социал-гедонистской. Она взяла
у гедонистов идею о стремлении человека
к счастью, к удовольствию (равенству,
братству, свободе и т. П.), поместила их
в будущее состояние человеческой жизни
на земле в качестве цели, к которой должны
стремиться все люди и, прежде всего трудящиеся,
путем революционной борьбы с существующими
порядками, установления диктатуры пролетариата,
ликвидации классов, построения социализма
и коммунизма.
Эта концепция, испытанная на
практике социалистического строительства
в СССР и в некоторых других странах и
насильственно навязываемая партией и
государством в течение десятилетий, потерпела
полное фиаско. Счастье оказалось призрачным,
вместо равенства возникло новое разделение
людей, вместо свободы – закабаление и
эксплуатация, вместо установленного
равенства между мужчиной и женщиной,
реализация идеи так называемой эмансипации
женщины произошло фактическое ее закабаление,
что привело ко многим неприятным явлениям
в общественной и государственной жизни,
в семейно-брачных отношениях, в образовании
и культуре.
Познакомимся теперь с религиозной
(христианской) концепцией цели и смысла
жизни. Согласно Библии, человек был создан
для того, чтобы пребывать в раю в вечном
общении с Богом, выполняя его благую волю.
Но поставив себя наравне с Богом, а свою
человеческую волю выше божественной,
человек потерял подлинный ориентир в
жизни и вынужден был в поте лица своего
отыскивать себе средства к жизни. По мере
погони за призрачным счастьем и удовольствиями,
жизнь человека все более и более обесценивалась
и превращалась во вражду всех против
всех. Но вечная божественная воля должна
была обязательно исполниться. Бог послал
в мир Сына своего – не для того, чтобы
судить и осудить мир, но для того, чтобы
спасти его (Иоанн III, 17; ХН, 47). По учению
Христа, люди призваны к совершенствованию
своего духа, ибо человек живет не для
смерти, а для вечной жизни во Христе и
с Христом. Живя по Христу здесь, на земле,
и выполняя его заповеди, человек может,
как и Иисус Христос, преодолеть смерть
и пребывать за гробом в вечном покое и
наслаждении. Преподобный Серафим Саровский,
великий русский святой, выразил смысл
человеческой жизни в следующих кратких
словах: «Истинная цель жизни нашей христианской
состоит в стяжании Духа Святого Божьего».
Средствами же этого является пост, бдение,
молитва, милостыня и все другие добрые
средства.
Христианское философское учение
о цели и смысле жизни не раз подвергалось
разгромной критике со стороны атеистически
мыслящих философов. Можно, конечно, сомневаться
в истинности религиозного понимания
смысла жизни, отвергать и запрещать его,
как это делалось совсем недавно в нашей
стране, но это учение проникло глубоко
в сознание миллионов людей и вытравить
его оттуда никакая критика не в состоянии.
Являясь неотъемлемой частью мировоззрения
миллионов людей на земле, этот взгляд
на цель и смысл жизни оказывает в настоящее
время, определяющее влияние на весь ход
мировой истории, а не только жизни отдельных
христиан.
Смысл смерти и её
парадокс.
Проблема смерти приобретает центральное
значение у Фрейда. И центральной является
именно проблема смерти, связанная неразрывно
с проблемой времени. Проблема бессмертия
вторична, и она обычно неверно ставилась.
Смерть есть самый глубокий и самый значительный
факт жизни, возвышающий самого последнего
из смертных над обыденностью и пошлостью
жизни.
Только факт смерти ставит в глубине
вопрос о смысле жизни. Жизнь в этом мире
имеет смысл именно потому, что есть смерть.
Смысл связан с концом. И если бы не было
конца, т.е. если бы была дурная бесконечность
жизни, то смысла в жизни не было бы. Смерть
- предельный ужас и предельное зло - оказывается
единственным выходом из дурного времени
в вечность, и жизнь бессмертная и вечная
оказывается достижимой лишь через смерть.
Платон учил, что философия есть не что
иное, как приготовление к смерти. Но беда
лишь в том, что философия сама по себе
не знает, как нужно умереть и как победить
смерть.
Жизнь благородна только потому, что
в ней есть смерть, есть конец, свидетельствующий
о том, что человек предназначен к другой,
высшей жизни. В бесконечном времени смысл
никогда не раскрывается, смысл лежит
в вечности. Но между жизнью во времени
и жизнью в вечности лежит бездна, через
которую переход возможен только лишь
путем смерти, путем ужаса разрыва. Гейдеггер говорил, что обыденность парализует тоску, связанную со смертью. Обыденность вызывает лишь низменный страх перед смертью, дрожание перед ней как перед источником бессмыслицы. Смерть есть не только бессмыслица жизни в этом мире, тленность ее, но и знак, идущий из глубины, указывающий на существование высшего смысла жизни.
Не низменный страх, но глубокая тоска
и ужас, который вызывает в нас смерть,
есть показатель того, что мы принадлежим
не только поверхности, но и глубине, не только обыденности жизни
во времени, но и вечности. Вечность же
во времени не только притягивает, но и
вызывает ужас и тоску. Смысл смерти заключается
в том, что во времени невозможна вечность,
что отсутствие конца во времени есть
бессмыслица.
Но смерть есть явление жизни, она еще
по эту сторону жизни, она есть реакция
жизни на требование конца во времени
со стороны жизни. Смерть есть явление,
распространяющееся на всю жизнь. Жизнь
есть непрерывное умирание, изживание
конца во всем, постоянный суд вечности
над временем. Жизнь есть постоянная борьба
со смертью и частичное умирание человеческого
тела и человеческой души.
Время и пространство смертоносны, они
порождают разрывы, которые являются частичным
переживанием смерти. Когда во времени
умирают и исчезают человеческие чувства,
то это есть переживание смерти. Когда
в пространстве происходит расставание
с человеком, с домом, с городом, с садом,
с животным, сопровождающееся ощущением,
что, может быть, никогда их больше не увидишь,
то это есть переживание смерти. Смерть
наступает для нас не только тогда, когда
мы сами умираем, но и тогда уже, когда
умирают наши близкие. Мы имеем в жизни
опыт смерти, хотя и не окончательный.
Стремление к вечности всего бытия есть
сущность жизни. И вместе с тем вечность
достигается лишь путем прохождения через
смерть, и смерть есть участь всего живущего
в этом мире, и, чем сложнее жизнь, чем выше
уровень жизни, тем более ее подстерегает
смерть.
Смерть имеет положительный смысл. Но
смерть есть вместе с тем самое страшное
и единственное зло. Всякое зло может быть
сведено к смерти. Убийство, ненависть,
злоба, разврат, зависть, месть есть смерть
и сеяние смерти. Смерть есть на дне всякой
злой страсти. Никакого другого зла, кроме
смерти и убийства не существует. Смерть
есть злой результат греха. Безгрешная
жизнь была бы бессмертной, вечной. Смерть
есть отрицание вечности, и в этом онтологическое
зло смерти, ее вражда к бытию, ее попытки вернуть творение к небытию.
Смерть сопротивляется Божьему творению
мира, она есть возврат к изначальному
небытию.
Смерть отрицательно свидетельствует
о силе Божьей в Мире и о Божьем смысле, обнаруживающимися в бессмыслице. Можно даже сказать, что мир осуществил бы свой безбожный замысел бесконечной (невечной) жизни, если бы не было бы Бога, но так как есть Бог, то этот замысел неосуществим и кончается смертью. И Сын Божий, Искупитель и Спаситель, абсолютно безгрешный и святой, должен был принять смерть, и этим освятил смерть. Отсюда двойное отношение христианства к смерти. Христос смертью смерть попрал. В почитании креста мы почитаем смерть, освобождающую, побеждающую смерть. Чтобы ожить, нужно умереть. В кресте смерть преображается и ведет к жизни, к воскрешению. И вся жизнь этого мира должна быть проведена через смерть, через распятие. Без этого она не может прийти к воскрешению, к вечности. Добро, благо есть жизнь, сила и полнота жизни, вечность жизни. Смерть есть безумие, ставшее обыденностью.
Живые, а не мертвые страдают, когда смерть
сделает свое дело. Мертвые больше не могут
страдать; и мы можем даже похвалить смерть,
когда она кладет конец крайней физической
боли или печальному умственному упадку.
Однако неправильно говорить о смерти
как о ”вознаграждении”, поскольку подлинное
вознаграждение, как и подлинное наказание,
требует сознательного переживания факта.
В жизни каждого человека может наступить
момент, когда смерть будет более действенной
для его главных целей, чем жизнь; когда
то, за что он стоит, благодаря его смерти
станет более ясным и убедительным, чем если бы он поступил любым другим образом.
Смерть - это совершенно естественное
явление, она играла полезную и необходимую
роль в ходе длительной биологической
эволюции. Действительно, без смерти, которая
придала самое полное и серьезное значение
факту выживания наиболее приспособленных,
и таким образом сделала возможным прогресс органических
видов, человек вообще никогда не появился
бы.
Социальное значение смерти также имеет
свои положительные стороны. Ведь смерть
делает нам близкими общие заботы и общую
судьбу всех людей повсюду. Она объединяет
нас глубоко прочувственными сердечными
эмоциями и драматически подчеркивает
равенство наших конечных судеб. Всеобщность
смерти напоминает нам о существенном
братстве людей, которое существует несмотря на все жестокие разногласия и конфликты, зарегистрированные историей, а также в современных делах.
Смерть, которая порождается природной
закономерностью и к которой человек приговаривается
биологическим процессом, есть самое индивидуально-личное
в человеке. И она есть прежде всего прекращение сообщений с другими людьми и с жизнью космоса. Каждый человек должен пройти через трагедию смерти. Фрейд утверждает, что цель, к которой стремится всякая жизнь, есть смерть. Парадокс смерти в том, что смерть есть самое страшное зло, которое больше всего страшит человека, и через это зло раскрывается выход к вечной жизни, или один из выходов. Такими парадоксами наполнена наша жизнь. Плохая бесконечность жизни как раз и делала бы человека конечным существом.
Парадокс смерти имеет в мире не только
этическое, но и эстетическое свое выражение.
Смерть уродлива, и она есть предельное
уродство, разложение, потеря лица, потеря
всякого облика и лика, торжество низших
элементов материального мира. И смерть
прекрасна, она облагораживает последнего
из смертных и ставит его на одну высоту
с самыми первыми, она побеждает уродство
пошлости и обыденности. Смерть - это предельное
зло, благороднее жизни в этом мире. Красота,
прелесть прошлого связана с облагораживающим
фактом смерти. Именно смерть очищает
прошлое и кладет на него печать вечности.
В смерти есть не только разложение, но
и очищение. Испытания смерти не выдерживает
ничто испортившееся, разложившееся и
тленное. Это испытание выдерживает лишь
вечное. Нравственный парадокс жизни и смерти
выразим в этическом императиве: относись
к живым, как к умирающим, к умершим относись,
как к живым, т.е. помни всегда о смерти,
как о тайне жизни, и в жизни, и в смерти
утверждай всегда вечную жизнь.
Трагедию смерти можно сознать лишь при
остром сознании личности. Трагедия смерти
ощутима лишь потому, что личность переживается
как бессмертная и вечная. Трагична лишь
смерть бессмертного, вечного по своему значению и назначению. Смерть смертного, временного совсем не трагична. Трагична смерть личности в человеке, потому что личность есть вечная Божья идея, вечный Божий замысел о человеке. Личность не рождается от отца и матери, личность творится Богом. Человек в этом мире есть смертное существо. Но он сознает в себе образ и подобие
Божье, личность, сознает себя принадлежащим
не только к природному, но и к духовному
миру. И потому человек почитает себя принадлежащим не только к природному, но и духовному миру. И потому человек почитает себя принадлежащим к вечности и стремится к вечности. Человек бессмертен и вечен, как духовное существо, принадлежащее к нетленному миру, но он есть духовное существо не естественно и фактически, он есть духовное существо, когда он осуществляет себя духовным существом, когда в нем побеждает дух и духовность, овладевает его природными элементами. Бессмертным оказывается вид, род, а не индивидуум. Бессмертие завоевывается личностью и есть борьба за личность. Фихте или Гегель не знают личного человеческого бессмертия. Человеческая личность и ее вечная судьба приносятся в жертву идее, ценности, мировому духу, мировому разуму и т.п.
Материализм, позитивизм и т.п. учения
примиряются со смертью, узаконивают смерть
и вместе с тем стараются забыть о ней,
устраивая жизнь на могилах покойников.
Отношение к смерти стоическое или буддийское
бессильно перед ней и означает победу
смерти, но оно благороднее родовых теорий,
совершенно забывающих о смерти. Душевное,
а не духовное отношение к смерти всегда
печально и меланхолично, в нем всегда
есть печаль воспоминания, не имеющего силы
воскрешать. Только духовное отношение
к смерти победно. Только христианство
знает победу над смертью. Христианство
учит не столько об естественном бессмертии, не предполагающем никакой борьбы, сколько о воскресении, предполагающем борьбу духовных, благодатных сил с силами смертоносными. Учение о воскрешении исходит из трагического факта смерти и означает победу над ним, чего нет ни в каких учениях о бессмертии, ни в орфизме, ни у Платона, ни в теософии. Только христианство прямо смотрит в глаза смерти, признает и трагизм смерти, и смысл смерти, и вместе с тем не примиряется со смертью и побеждает ее. Человек и смертен и бессмертен, он принадлежит и смертоносному времени и вечности, он и духовное существо, и существо природное. Смерть есть страшная трагедия, и смерть через смерть побеждается воскресением. Но смерть побеждается не природными, а сверхприродными силами.
Ужас смерти есть не только ужас смерти
личности, но и ужас смерти мира. Есть личный
Апокалипсис и Апокалипсис мировой. Апокалипсис- есть откровение о смерти мира, хотя смерть в нем не последнее слово. Смертен не только человек, не только народы и культуры, но и все человечество в целом, и весь мир, вся тварь. Апокалипсис есть не подлежащий рационализированию парадокс времени и вечности. Конец нашего мира наступает во времени, еще в нашем времени. Но он также есть конец нашего времени, и потому он за его пределами. Конец мира, как и каждого отдельного человека, есть событие и имманентное, и трансцендентное. Ужас и тоска и вызываются этим непонятным для нас совмещением имманентного и трансцендентного, посюстороннего и потустороннего, времени и вечности. Для каждого из нас и для всего мира наступает катастрофа, скачок через бездну, непостижимый выход из времени, в самом времени совершающийся. Если бы наш греховный мир в нашем греховном времени был бесконечным, не знал конца, то это был бы такой же злой кошмар, как и бесконечное продолжение во времени жизни отдельного человека. Это было бы торжеством бессмыслицы. Страшный суд
над личностью и миром во внутреннем своем
понимании есть не что иное, как обретение
смысла, как установка ценностей и качеств.
Парадокс времени и вечности существует
также и для судьбы личности. Бессмертная
и вечная жизнь объективируется, натурализуется,
и тогда говорят о ней как о загробном
существовании. Но бессмертная, вечная
жизнь, не объективированная и не натурализованная,
взятая изнутри, есть жизнь принципиально
иного качества, чем вся природная и даже сверхприродная жизнь, она есть жизнь духовная, в которой вечность наступает уже во времени. Вечная жизнь может раскрыться в каждом мгновении, в глубине мгновения как вечное настоящее. Вечная жизнь не есть будущая жизнь, а жизнь настоящего, жизнь в глубине мгновения. В этой глубине мгновения происходит разрыв времени. Поэтому этически ложна та установка, которая ждет вечности в будущем, как загробного существования, ждет смерти во времени, чтобы приобщиться к вечной божественной жизни. В будущем, в сущности, никогда не наступит вечности, в будущем есть лишь дурная бесконечность. Так можно представить себе лишь ад. Вечность и вечная жизнь наступает не в будущем, а в мгновении, т.е. выходе из времени, в перекрещении вечной проекции жизни во времени.
Смерть существует извне как некоторый
натуральный факт, наступающий в будущем,
и она означает овременение бытия, проекцию жизни в будущем. Но преодоление смерти и победа над ней означает не забвение и не отсутствие чувствительности к ней, а принятие ее внутрь духа, когда она перестает уже быть натуральным фактом во времени и становится обнаружением смысла, идущего из вечности. Смерть личная и смерть мировая, как и смерть наций и цивилизаций, как и смерть исторических форм государства, общества и бытового уклада, означает катастрофическое напоминание смысла и правды о том, что они не исполнены и искажены. Смерть наступает для жизни, которая не реализует себя по божественному смыслу и божественной правде. Смерть - не только торжество бессмыслицы, результат греха и возобладание темных сил, но и торжество смысла, напоминание о божественной правде, недопущение неправды быть вечной.
Бессмертие
В бессмертии, как и во всех
предыдущих категориях, необходимо учитывать
многовариантность определений. Основные
трактовки бессмертия таковы:
существование личности или души после смерти;
в более широком смысле — слияние души
с Богом или с «мировым духом»;
наконец, существование личности (или ее
творений) в сознании потомков. Такой вид
бессмертия, пожалуй, ни у кого сомнений
не вызывает. Этот философский подход,
основывающийся на научном понимании
смысла человеческой жизни, конечности
индивидуального бытия и бесконечности
исторического существования человечества,
утверждает бессмертие человека в материальной
и духовной культуре человечества, в бессмертии
его разума и гуманности.
Прекрасно выразил это ученый-естествоиспытатель
И. И. Шмальгаузен: «...Результаты нашей
творческой деятельности не гибнут вместе
с нами, но накапливаются для блага будущих
поколений. Так пусть же наш короткий жизненный
путь освещается сознанием того, что человеческая
жизнь много выше других жизней и только
смерть обусловила возможность существования
бессмертных творений его духа». А вот
перекликающиеся с ним мысли выдающегося
писателя-гуманиста М, М. Пришвина: «Пусть
он умирает, даже в обломках его остается
победное усилие человека на пути к бессмертию.
От него навсегда остается то небывалое,
что он рождает словом, делом, помышлением,
поклоном даже, или даже пожатием руки,
или только улыбкой
посылаемой».
Вера в личное бессмертие возникает
уже у примитивных народов, особенно под
влиянием сновидений; поддерживается
она благодаря страху перед смертью и
привязанности к жизни. В древних религиях
душу «заставляли» переселяться (индуизм,
орфики, пифагорейцы) или существовать
в царстве теней, в аду.
Ни одна из современных религий
не обходится без идеи личного бессмертия.
В буддизме идея личного бессмертия выступает
в форме учения о перевоплощении, согласно
которому общественное положение человека
есть результат деятельности его души
в прошлых перевоплощениях. В христианстве
и исламе идея личного бессмертия выражена
более примитивно и вместе с тем более
действенно - в виде обещания загробного
райского блаженства для праведников
и вечных адских мучений для грешников.
Идея личного бессмертия, развивавшаяся
главным образом благодаря религии, была
подхвачена различными идеалистическими
философскими системами: в XVII-XVIII вв. - Лейбницем,
Беркли, в наше время - персоналистами
Хоккингом, Флюэллингом и др. Ими была
создана целая система “доказательств”
бессмертия души.