Смысл жизни, смерти и бессмертия с позиции философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 00:14, реферат

Краткое описание

С древних времён человек ставил перед собой вопрос, в чем сущность человеческого бытия. Многие философы и мыслители пытались ответить, для чего живет человек, для чего пришел он в этот мир, почему он умирает и что происходит с ним после смерти.
Ориентация греческих мыслителей на человека и его разум тесно связана с фундаментальной установкой всей греческой культуры - с призывом к самопознанию.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 50.79 Кб (Скачать файл)

Например Джордж Беркли доказывал естественное бессмертие души. По его словам душа способна уничтожиться, но не подлежит “погибели или разрушению по обыкновенным законам природы или движения. Те же, которые признают, что душа человека есть лишь тонкое жизненное пламя или система животных духов, считают ее преходящей и разрушимой, подобно телу, так как ничто не может развеяться легче такой вещи, для которой естественно невозможно пережить смерть заключающей ее в себе оболочки...М ы показали, что душа неделима, бестелесна, непротяженна и следовательно неразрушима. Ничего не может быть яснее того, что движения, изменения, упадок и разрушение, коим как мы видим ,ежечасно подвергаются тела природы( и что есть именно то что мы разумеем под ходом природы), не могу касаться деятельной простой и несложной субстанции, такое существо неразрушимо силой природы, т.е. человеческая душа естественно, бессмертна”.

При всем уважении к оригинальности и глубине мысли Беркли создается впечатление, что в основе его доказательства бессмертия души собственные переживания, убеждения, желания. Такая установка для него принципиальна. И тут с ним трудно спорить. Действительно основой наших представлений о мире является наше собственное “я”, опыт самопознания. Однако этот опыт ничего не говорит о бессмертности души.

Другим доказательством бессмертия души, стало моральное доказательство Канта. Кант рассуждал так: мы видим, что поступки людей в жизни  обычно сильно отличаются от вечных моральных идеалов добра, справедливости и т.п. Но как найти примирение между идеалом и действительностью? Мы верим, что добро реализуется в жизни, пусть не сразу, но в бесконечном процессе нашего существования. Такое совершенствование должно быть свойственно каждой личности - ведь нравственная деятельность есть прежде всего личная деятельность. Бесконечный процесс личного совершенствования необходимо предполагает вечность бессмертной души.

Как философское понятие бессмертие впервые появилось у Платона, Цицерона и др. Имеются следующие попытки доказательства бессмертия души:

  1. метафизическое в духе Платона: движение тела, которое само из себя порождает движение, не имеет начала, а следовательно, и конца. «Когда самодвижение есть не что иное, как душа, то душа безначальна и бессмертна» (Платон, «Федр»);

  1. онтологическое: бессмертие выводится из понимания души как простой нематериальной субстанции, которая как таковая не может быть разрушена (Декарт, Лейбниц);

  1. теологическое: цель, с которой Бог вдохнул душу в личное существо, не может быть осуществлена в течение его жизни на Земле;

  1. историческое: подчеркивает всеобщность веры в бессмертие души;

  1. специфически христианское: исходит из воскресения Христа и обещания вечной жизни после смерти;

  1. вульгарно моральное: жизнь после смерти есть требование восстановления справедливости; в этом мире нет справедливости, поэтому необходимо (хотя, согласно принципам этики ценностей, это совершенно излишне) вознаграждение или расплата, наказание за дела при жизни после смерти. Подобным образом рассуждал Кант, выдвигая бессмертие как практический постулат.

Против веры в личное бессмертие выступали Эпикур, Лукреций, Спиноза, Юм, Гегель, Шопенгауэр, Маркс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Умирают не только люди. Умирают народы и нации. Меняются в ходе исторического процесса и оценки «содеянного». То, что для одних эпох и даже поколений считалось исключительной ценностью, для других – никакой цены не имеющим и даже дается «содеянному благу» негативная оценка. Уходят из жизни люди, народы, рассыпается в прах искусственно сотворенное, стирается навсегда память о них.

В последнее время о бессмертии все чаще говорят и ученые-естествоиспытатели, стремясь проникнуть в тайну смерти с помощью научных методов. Физики, химики, биологи, медики проявляют большую активность в изучении смысла смерти и бессмертия. Подчеркивается, например, тот факт, что смерть присуща только высокоорганизованным живым существам, то есть существам, которые размножаются исключительно половым путем. Отсюда делается вывод, что смерть существовала не всегда, что она появляется на определенной, достаточно поздней стадии развития органического мира. Некоторые исследователи утверждают, что изучая природу полового размножения, возможно отыскать глубинные причины, приводящие к возникновению смерти, поразившей живые организмы смертоносной бациллой.

Поиски методов борьбы со смертью идут и в медицине. С одной стороны, современная медицина пытается возвратить (и возвращает) людей из состояния клинической смерти, как бы воскрешает их, возвращает из небытия. А с другой, идет интенсивная работа по увеличению продолжительности жизни, по достижению, говоря словами академика А. Ф. Купревича, практического бессмертия.

Многочисленные случаи возвращения людей из состояний клинической смерти позволили научным путем установить совершенно неожиданные и потрясающие факты. Работы американских ученых Раймонда А. Муди, Элизабет Коблар Росс («О смерти и умирании»), Станислава и Кристины Гроф («За гранью смерти»), Чарлза Фиори и Алана Ландоберга («Встречи со смертью») и других показали на основе обширного материала, воспоминаний людей, прошедших опыт клинической смерти, что религиозные представления о загробном мире, о посмертном существовании людей имеют под собой известные основания.

 

 


Информация о работе Смысл жизни, смерти и бессмертия с позиции философии