Сознание и самосознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 12:52, реферат

Краткое описание

Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно, многоаспектно. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества наук, среди которых философия.
Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания.

Содержание

1.Введение
2.Сознание1. Понятие сознания и его определение
1.Отличительные черты психики и сознания
2.Структура и источники сознания
3.Функции сознания
4.Активность сознания
5.Общественная природа сознания
Ш. Самосознание 1.Понятие самосознания
2.Структура и формы самосознания
3.Предметность и рефлексивность самосознания
IV. Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 46.63 Кб (Скачать файл)

 

Богатейшая сфера эмоциональной  жизни человеческой личнос­ти включает в себя собственно чувства, представляющие собой от­ношения к внешним воздействиям.  Чув­ства, эмоции суть компоненты структуры сознания.  Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное, сложно-структурированное целое.

 

Перейдем теперь к вопросу об источниках сознания. Этот вопрос в  течение длительного времени  был и остается предметом анализа  фи­лософов и естествоиспытателей. Выделяют следующие факторы:

 

Во-первых, внешний предметный и  духовный мир; природные, социальные и  духовные явления отражаются в сознании в виде конк­ретно-чувственных и  понятийных образов. В самих этих образах, нет самих этих же предметов  даже в уменьшенном виде, нет ничего вещественно-субстратного от этих предметов; однако в сознании имеются их отображения, их копии (или символы), несущие в  себе информацию о них, об их внешней  стороне или их сущности. Такого рода информация является результатом  вза­имодействия человека с наличной ситуацией, обеспечивающей его постоянный непосредственный контакт с нею.

 

Вторым источником сознания является социокультурная среда, общие понятия, этические, эстетические установки, социальные иде­алы, правовые нормы, накопленные обществом знания; здесь и сред­ства, способы, формы познавательной деятельности.

 

Третьим источником сознания выступает  весь духовный мир инди­вида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний: в отсутствии непосредственных внешних воздействий человек способен переосмысливать свое прошлое, конструировать свое будущее и т.п.

 

Четвертый источник сознания — мозг как макроструктурная при­родная система, состоящая из множества нейронов, их связей и обес­печивающая на клеточном (или клеточно-тканевом) уровне организации материи осуществление общих функций сознания. Не только условно-рефлекторная деятельность мозга, но и его биохими­ческая организация воздействуют на сознание, его состояние.

 

Отметим, что при формировании актуального  содер­жания сознания все выделенные источники сознания взаимосвязаны. При этом внешние источники преломляются через внутренний мир человека; далеко не все, идущее извне (допустим, от общества), вклю­чается в сознание.

 

Мы приходим к общему выводу, что  источником индивидуального сознания являются не сами по себе идеи  и  не сам по себе мозг. Источник сознания не мозг, а отображаемое – предметный мир. Определяющим во взаимоотношении субъекта и объекта, сознания и предмета, безусловно является бытие. Реальный образ жизни человека, его бытие – вот что определяет его сознание. А мозг – это орган, который обеспечивает адекватную связь человека с действительностью, т.е. правильное отражение внешнего мира.  Источником сознания является реальность (объективная и субъективная), отража­емая человеком посредством высокоорганизованного материального суб­страта — головного мозга и в системе надличностных форм общественного сознания.

 

  4. Функции сознания

 

Функции сознания — это такие  его свойства, кото­рые делают сознание орудием, инструментом познания, общения, практического действия. Орудие есть средст­во для действия.

 

Коренная и главнейшая функция  сознания есть получение знания о  природе, обществе и человеке.

 

Отражательная функция сознания, яв­ляется самой общей и всеохватывающей его функцией. Однако отражение имеет различные стороны, имеющие свою специфику и связанные с этой спецификой другие, более специальные функции. Функцию сознания, а именно, что оно раскрывает отношение между человеком и действительностью.

 

Сознание как отношение между  объектом и субъектом присуще  лишь человеку. У животных отсутству­ет субъективная сторона отношения. Животное  — непосредственно тождественно со своей жизнедеятельностью. Оно не отличает себя от своей жизнедеятельности. Оно есть эта жизнедеятель­ность. Человек же делает самоё свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания. Его жизнедея­тельность — сознательная.

 

Творческая функция созна­ния, понимаемая в широком смысле, как активное воз­действие на окружающую человека действительность, изменение, преобразование этой действительности. Жи­вотные, растения, микроорганизмы изменяют внешний мир самим фактом своей жизнедеятельности. Однако это изменение нельзя считать творчеством, ибо оно лишено сознательной постановки целей. Творческая деятельность, как и вся практика в це­лом, имеет своей основой не только отражение, но и указанное отношение, так как в этой деятельности, чело­век должен сознавать свое отделение от объекта.

 

В понятии отражения фиксируется  преимущественно воздействие объекта  на субъект, а и понятии отношения  применительно к сознанию — главным  образом обрат­ное воздействие  субъекта на объект. Творчество, как  и практика человека вообще, нетож­дественно с отражением как сущностью психического процесса. В своей сущности творчество есть акт созна­тельный. Твор­ческое сознание является моментом перехода от отра­жения к практике. Отражение в творческом сознании представляет собой образ созидаемого человеком, отлич­ный от образа внешней действительности.  Это образ того, что создает человек, а не природа.

 

Важной функцией сознания является оценка явлений действительности (в  том числе и совершаемого челове­ком). Как и творчество, оценка базируется на отраже­нии, ибо, прежде чем что-либо оценивать, надо знать, что собой представляет предмет оценки. Но вместе с тем оценка является формой отношения человека к действи­тельности. В сознании отражается все, что ему доступно по строению нейрофизиологического аппарата и по сте­пени развития технических средств наблюдения и экс­перимента. Оценка же производит выбор из всего того, что добывает знание. Оценивать — это значит подхо­дить к действительности с точки зрения того, что нужно человеку. Это отношение особого рода. Здесь субъект, его потребности, интересы, цели, нормы и идеалы выступают как основания и критерии положительного или отрицательного отношения к объекту оценки. Поэтому оценочная функция сознания относительно самостоя­тельна, автономна.

 

Указанные функции сознания, будучи относительно самостоятельными, выполняют  служебную роль в отно­шении к практике. Они, так сказать, подготовляют ре­шения человека о том, как надо практически действо­вать. Они способствуют формированию регулятивно-управленческой функции его сознания.

 

Сознание, как и вся психика  человека в целом, су­ществует в конечном счете для практики, для регулиро­вания и управления поведением человека, его деятель­ностью. Регуляторное значение для осуществления действия образ имеет уже в непосредст­венно воспринимаемой действительности. Отражаемые психикой свойства объекта по своей значимости для организма различны: необходимые, полезные, вредные, безразличные. В зависимости от характера этих свойств осуществляются и различные реакции организма.

 

Еще большее значение имеют образы результата деятельности, образы ожидаемого. Эти образы направляют деятельность живого организма к дости­жению ожидаемого результата. Наконец, в самом про­цессе деятельности происходит корректирование дейст­вия, если оно не обеспечивает достижения нужного ре­зультата. В производственной области функ­ция управления различного рода машинами остается за человеком. Не менее важна роль сознания в области регулирования и управления социальными процессами, органами и учреждениями общества

 

Краткий обзор функций сознания свидетельствует о диалектическом их характере, вытекающем из диалек­тической же природы сознания - как единства объектив­ного и субъективного, единства отражения и отношения, воздействия внешнего мира и «обратной связи» субъ­екта с объектов.

 

5. Активность  сознания

 

Активность сознания, как и его  уже рассмотренные функции, является реальным свойством сознания, выте­кающим из природы последнего и «работающим» на различных уровнях: сенсорном, понятийном и социаль­ном.

 

Психика вообще и сознание человека в частности об­ладают рядом свойств, проистекающих из их назначения в процессе органической эволюции и роли в обществен­ной жизни. Из этих многообразных качеств можно выде­лить два атрибута психики: свойства отражения и ак­тивности.

 

Отражение наиболее адекватно выражает природу, сущность психики, без коей невозможно выполнение ее назначения как орудия ориентировки организма  в его жизненных условиях; активность же психики является основным внутренним условием для осуществления это­го назначения. Для животного важно  не только получить сигнал о присутствии  пищи или врага, но и схватить пищу или отразить нападение врага. Отражение  не имело бы биологического смысла без активности. Сознание человека как высшая форма психики имеет  еще более сложное назначение — преобразование внеш­него и внутреннего мира человека в целях общественной жизни. Выполнение этого объективного назначения под­нимает значение активности сознания на неизмеримо большую высоту, чем активность психики животных. Последняя является основой и элементарной формой активности, а активность сознания — ее высшей формой.

 

Проблема активности сознания не только нейрофизиологическая и психологическая, но и философская проб­лема, связанная с самими основами мировоззрения. В ряде идеалистических тео­рий активность рассматривается так же, как субстанци­ональное качество «души», духовного начала, приводя­щего в движение косную материю. Материалистическое мировоззрение, отрицающее существование духовного начала как особой субстанции, неразрывно связано с признанием активности как свой­ства всего живого.

 

Активность, жизненность являются свойствами всей природы. Поэтому проблему активности вообще и активность со­знания  необходимо рассматривать в широком  философ­ском смысле.

 

Из комплекса многообразных  источников активности сознания следует  выделить потребности, интересы, цели и убеждения человека. Перечисленные  явления порож­дают активность, являются ее основаниями, «генерато­рами» активности. Человек действует либо на основании потребностей своего тела, либо на основании интересов и целей своего общества, класса или другой социальной группы, поскольку эти интересы и цели стали его собст­венными убеждениями, либо, наконец, побуждаемый к действию требованиями общества, государства или со­циального коллектива.

 

Активность сознания нельзя рассматривать  лишь в плане ее внешнего проявления в деятельности. Всякая дея­тельность опосредуется предварительно сознанием является результатом этого опосредованно и не всегда адекватна непосредственному воздействию. Поэтому активность следует изучать не только «снаружи» (т. е. как действие, практику), но и «изнутри» (т. е. как внутренние процессы психики).

 

Активность сознания выражается как  в форме внут­реннего напряжения сознания (сила мысли, чувств и воли), так и в форме внешнего ее проявления (деятель­ности). Таким образом, активность сознания  проявляется как в мышлении, так и на практике.

 

Активность сознания имеет свои предпосылки, расположенные как  бы в двух «этажах». Внизу, в качестве первого «этажа», находятся потребности (естественные, искусственные и культурные), инте­ресы (общечеловеческие, общеисторические, возрастные и конкретно-исторические: классовые, национальные и пр.) и связанные с ними цели, нормы, идеалы и т. д. Второй «этаж» составляют различные оценки, имеющие своим основанием и критериями социально-психические явления нижнего «этажа».

 

Решение проблемы активности сознания, взя­той в ее гносеологическом и социологическом аспектах, должно, по нашему мнению, исходить прежде всего из различения внутренней активности (активности сознания и подсознательных факторов и феноменов) и внешней активности (деятельности, практики). Первая форма яв­ляется предпосылкой и подготовкой второй. Внутренняя активность в свою очередь состоит из ряда звеньев: по­требности, интересы, цели и пр.; познание — оценка предыдущих факторов; волевые процессы, направленные на действие. Эти звенья нельзя рассматривать как ли­нейный ряд, так как в одних случаях внутренняя актив­ность начинается непосредственно с чувственных импуль­сов, в других — с рациональных, познавательных про­цессов. Но во всех случаях все эти процессы, протекающие в сознании, определяют степени и формы внешней активности. Ценностное отношение также во всех (или в большинстве) случаях остается ближайшим звеном перехода к практике.

 

6. Общественная  природа сознания

 

Возникновение сознания связано прежде всего с формированием культуры на основе практически – преобразовательной общественной деятельности людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой деятельности в особых формах отражения.

 

В этой включенности индивидуальных действий в совместную коллективную деятельность по формированию и воспроизводству  всех форм культуры и заключаются  принципиальные основания общественной природы человеческого сознания. Существо общественного воздействия  на индивидуальную психику, приобщение ее к общественному сознанию и  формирования в силу этого приобщения индивидуального человеческого  сознания заключается не в простом  пассивном усвоении людьми норм и  представлений общественного сознания, а в активном их включении в  реальную совместную деятельность, в  конкретные общения в процессе этой деятельности.

 

К проблемной ситуации человек подходит, ориентируясь на определенные нормы  сознания, в которых закреплен, отражен  опыт культуры - производственный, познавательный, нравственный, опыт общения и пр. человек рассматривает и оценивает  данную ситуацию с позиции тех  или иных норм, выступая их носителем. Осуществляя оценку ситуации, человек  вынужден фиксировать свое отношение  к действительности и тем самым  выделять себя в качестве такового. Эта фиксация определенной позиции по отношению к заданной ситуации, выделение себя как носителя такой позиции, как субъекта соответствующего ей активного отношения к ситуации и составляет характерную черту сознания как специфической формы отражения.

 

  Взгляд сознания на мир  – это всегда взгляд с позиций  этого мира культуры и соответствующего  ему опыта деятельности. Отсюда  и характерное для всех видов  сознания – практически-предметного,  теоретического, художественного, нравственного  и т.д. – своеобразное удвоение  отражения – фиксация непосредственно  данной ситуации и рассмотрение  ее с позиций общей нормы  сознания. Тем самым сознание  носит четко выраженный характер  целенаправленного отражения действительности; его нормы, установки, представления  всегда заключают в себе определенное  отношение к действительности.

 

Эмоциональная сфера индивидуальной психики, такие специфически человеческие чувства, как любовь, дружба, сопереживание  другим людям, гордость и т.д., также  воспитываются под воздействием норм и идеалов человечества. Выделяя  себя из мира в качестве носителя определенного  отношения к этому миру, человек  с самых ранних этапов существования  культуры вынужден как-то в своем  сознании вписывать себя в мир.          

Информация о работе Сознание и самосознание