Сознание и самосознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 12:52, реферат

Краткое описание

Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно, многоаспектно. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества наук, среди которых философия.
Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания.

Содержание

1.Введение
2.Сознание1. Понятие сознания и его определение
1.Отличительные черты психики и сознания
2.Структура и источники сознания
3.Функции сознания
4.Активность сознания
5.Общественная природа сознания
Ш. Самосознание 1.Понятие самосознания
2.Структура и формы самосознания
3.Предметность и рефлексивность самосознания
IV. Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 46.63 Кб (Скачать файл)

 

    

 

                     

 

II.  Самосознание

1.Понятие самосознания

 

Сознание предполагает выделение  субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции  по отношению к миру. Это выделение  себя, отношение к себе, оценка своих  возможностей, которые являются необходимым  компонентом всякого сознания, и  образует разные формы той специфической  характеристики человека, которая именуется  самосознанием.

 

Самосознание есть определенная форма  реального явления - сознания. Самосо­знание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание -  это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.

 

Самосознание есть сознание, направленное на самого себя: это — сознание, делающее своим предметом, объ­ектом сознание. Как это возможно с точки зрения мате­риалистической теории познания — вот в чем состоит главный философский вопрос проблемы самосознания. Вопрос состоит в выяснении специфики этой формы сознания и познания. Эта специфика определена, тем, что в акте самосознания сознание человека, будучи субъективной формой действи­тельности, само раздваивается на субъект и объект, на сознание, которое познает (субъект), и сознание, которое познается (объект). Такое раздвоение, как оно ни ка­жется странным для обычного мышления, является оче­видным и постоянно наблюдаемым фактом.

 

Самосознание самим фактом своего существования еще раз доказывает относительность различия и проти­воположности объекта и субъекта, неправильность представлений о том, что в сознании все субъективно. Факт самосознания показывает, что разделение действительности на объект и субъект не ограничивается лишь отношением внешнего мира к сознанию, но что и в самом сознании имеется это деле­ние, выражающееся по меньшей мере в двух формах: в соотношении объективного и субъективного в содержании сознания и в форме раз­деления сознания на объект и субъект в акте самосо­знания.

 

Самосознание обычно рассматривают  лишь в плане индивидуального  сознания, как проблему «Я». Однако самосознание, рассматриваемое в широком философском аспекте включает в себя также и аспект социологический. В самом деле, го­ворим же мы о классовом самосознании, о национальном самосознании и т. п. Психологические науки, изучающие явление сознания, представляют собой также самосозна­ние людей и самопознание человеком человека. Таким образом, самосознание выступает и в форме индивидуального и в форме социального самосознания.

 

Наибольшую гносеологическую трудность  представ­ляет собой индивидуальное самосознание. Ведь самосо­знание общества является либо познанием общественных явлений (форм общественного сознания, личности и пр.) отдельными людьми, учеными, либо изучением сознания всех людей теми же отдельными людьми (этим занимает­ся психологическая наука). В обоих случаях мы не вы­ходим из рамок обычного соотношения общего и отдель­ного, соотношения между объектом (обществом) и субъектом (человеком, отдельными людьми). В индиви­дуальном же самосознании перед нами факт раздвоения сознания этого отдельного человека на объект и субъект.

 

Идеалистическая философия и психология рассмат­ривает это раздвоение как наличие в сознании особой субстанции, чистой субъективности («духа», «души»), де­лающей своим предметом всю остальную субъективность, т. е. совокупность всех те­кучих явлений сознания. Материалистическая философия, психоло­гия, физиология и психопатология накопили уже боль­шой материал для научного объяснения явления само­сознания, его генезиса и психологического механизма. Материалисты, отвергая мистическую трак­товку самосознания, считают самосознание одной из форм сознания, имеющей те же гносеологические корни, что и сознание в целом. Они различают две формы со­знания: предметное сознание и самосознание.

 

Имеются и социальные предпосылки  самосознания. Самосознание не яв­ляется созерцанием собственного изолированного инди­вида, оно возникает в процессе общения. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку в осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную им материальную и духовную культуру. Самосознание в процессе жизни человека развивается не только на базе «органических ощущений и чувств», но и на основе его деятельности, в которой человек высту­пает творцом созданных им предметов, что развивает в нем сознание различия субъекта и объекта.                             Материалистическое понимание самосознания основывается на том положении, что в человеческом «я», взятом в его психологическом плане, «нет ничего, кроме психических событий и связей, которые они имеют меж­ду собой или с внешним миром.

 

Однако способность «я» в  процессе самосознания от­влекаться от всех переживаемых им состояний (от ощу­щений до мышления), способность рассмотрения субъек­том всех этих состояний в качестве объекта наблюдения ставит вопрос о различении текучих и стационарных, устойчивых сторон содержания сознания. Это различение представляет собой явление внутреннего опыта. Наряду с постоянно меняющимся содержанием сознания, вызы­ваемым изменениями внешнего и внутреннего мира, в сознании имеется момент устойчивый, относительно по­стоянный, вследствие которого человек сознает, отличает себя как субъекта от меняющегося объекта.

 

Проблема внутреннего тождества  «я», единства само­сознания была предметом  размышлений многих филосо­фов, в  том числе И. Канта, выдвинувшего учение о транс­цендентальном единстве апперцепции, т. е. об единстве познавательного опыта.

 

Следует затронуть и вопрос: что  возникает раньше — предметное сознание или самосознание? Иначе, является ли самосознание предпосылкой и низшей ступенью созна­ния  или продуктом развитого сознания, его высшей формой. Во второй, более общей формулировке, он представляет известный интерес и для философии. Самосознание—это процесс, проходящий раз­личные ступени развития. Если взять самосознание в его первичных, элементарных формах, то оно уходит далеко в область органической эволюции и предшествует человеческому сознанию, является одной из его предпосылок. Если же рассматривать самосознание в его наиболее развитых формах как один из признаков класса или личности и разуметь под ним понимание классом или личностью своей роли в общественной жизни, призвания, смысла жизни и пр., то, конечно, такое самосознание стоит ваше сознания в общем смысле этого слова, является формой общественного сознания.

 

2. Структура  и формы самосознания

 

Самосознание – динамичное исторически  развивающееся образование, выступающее  на разных уровнях и в разных формах.

 

Первой его формой, которую иногда называют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей. Оказывается, что простое восприятие предметов в качестве существующих вне данного человека и независимо от его сознания уже предполагает определенные формы самоотнесенности, т.е. некоторый вид самосознания. Для того чтобы увидеть тот или иной предмет как нечто существующее объективно, в сам процесс восприятия должен быть как бы «встроен» определенный механизм, учитывающий место тела человека среди других тел – как природных, так и социальных – и изменения, которые происходят с телом человека в отличие от того, что совершается во внешнем мире.

 

Следующий, более высокий уровень  самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего тому или  иному человеческому сообществу, той или иной социальной группе.

 

Самый высокий уровень развития этого процесса – возникновение  сознания «Я» как совершенно особого  образования, похожего на «я» других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и  нести за них ответственность, что  с необходимостью предполагает возможность  контроля над своими действиями и  их оценку. Здесь необходимо оттенить такой  аспект, как сознательность. Сознательность характеризуется прежде всего тем, в какой мере человек способен осознавать общественные последствия своей деятельности. Чем большее место в мотивах деятельности занимает понимание общественного долга, тем Выше уровень сознательности. Сознательным считается чело­век, способный правильно понять действительность и, сообразуясь с этим, управлять своими поступками.   

 

Сознательность -  неотъемлемое, свойство душевно здоровой человеческой личности. Возможность понимания последствий  поступка резко снижена и даже отсутствует полностью у детей, а также  у душевнобольных. Сознательность суть нравственно-психологическая  характеристика действий личности, которая  основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений  и целей.

 

Однако самосознание – это не только разнообразные формы и  уровни самопознания. Это также всегда и самооценка и самоконтроль. Самосознание предполагает сопоставление себя с  определенным, принятым данным человеком  идеалом «я», вынесение некоторой  самооценки – как следствие –  возникновение чувства удовлетворения или же неудовлетворения собой. «Зеркало»  в котором человек видит самого себя и с помощью которого он начинает относиться к себе как к человеку, то есть вырабатывает формы самосознания, - общество других людей. Самосознание рождается не в результате внутренних потребностей изолированного сознания, а в процессе коллективной практической деятельности и межчеловеческих взаимоотношений.

 

3. Предметность  и рефлексивность самосознания

 

Самосознание существует не только в различных формах и на разных уровнях, но и в разной степени  проявленности и развернутости. Когда человек воспринимает какую-то группу предметов, то с этим необходимо связано осознание «схемы тела», места, которое занимает его тело в системе других предметов и их пространственных и временных характеристик, осознания отличия сознания этого человека от воспринимаемых им предметов и т.д. Однако все эти факты сознания находятся в данном случае не в его «фокусе», а как бы на его «периферии». Непосредственно сознание человека нацелено на внешние предметы. Тело человека, его сознание, его познавательный процесс не входят непосредственно в круг предметов его сознательного опыта. Самосознание в этом случае выражается как бы «неявным» образом.

 

Явные формы самосознания, когда  те или иные феномены сознания становятся предметом специальной аналитической  деятельности субъекта, носят название рефлексии.  Рефлексия - размышление  личности о самой себе, когда она  вглядывается в сокровен­ные глубины, своей внутренней духовной жизни. Не рефлексируя, человек не может осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Уровни рефлексии, могут быть весьма разнообразными — от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Важно отметить, что рефлексия – это всегда не просто осознание того, что есть в человеке, а всегда одновременно и переделка самого человека, попытка выйти за границы того уровня развития личности, который был достигнут. Сама рефлексия над состояниями сознания, особенностями той или иной личности всегда возникает в контексте сознаваемой или несознаваемой задачи перестройки системы сознания и личности. Когда человек сознает себя как «я» с такими-то особенностями, он превращает в устойчивый предмет некоторые до того текучие и как бы «распыленные» моменты своей психической жизни. Человек рефлективно анализирует себя в свете того или иного идеала личности, выражающего его тип отношения к другим людям. Когда человек анализирует себя, пытается дать отчет в своих особенностях, размышляет над своим отношением к жизни, стремится заглянуть в тайники собственного сознания, он тем самым хочет как бы «обосновать» себя, лучше укоренить систему собственных жизненных ориентиров, от чего-то в себе навсегда отказаться, в чем-то еще более укрепиться. В процессе и результате рефлексии происходит изменение и развитие индивидуального сознания.

 

Не следует, однако, думать, что  образ самого себя, который творит человек в разных формах самосознания, всегда адекватен своему предмету –  реальному человеку и его сознанию. Между ними может существовать разрыв, возможность которого особенно велика как раз на стадии развернутого явного самосознания в виде рефлексии. Однако этот разрыв может быть и в элементарных формах самосознания, самостроительстве, самоопределении личности.

 

Важно подчеркнуть, что самосознание не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими  людьми и генетически связано  с отношением к себе с «точки зрения другого», но и что оно постоянно  проверяется, корректируется, исправляется и развивается в ходе включения  человека в систему межчеловеческих  отношений.

 

IV.  Заключение

 

В заключении подведем итоги проделанной  работы.

 

Сознание – это высшая форма  отражения мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной  речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями. «Ядром» сознания является знание. Имея многокомпонентную структуру, сознание является, тем не менее, единым целым.

 

Итак, сознание выступает как ключевое, исходное философское понятие для  анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также  способов контроля и регуляции его  взаимоотношений с действительностью, управление этими взаимоотношениями.

 

Самосознание является частью сознания, а точнее его особой формой. Самосо­знание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от окружающего мира. Самосознание— это  осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего, положения в обществе. Оно выступает и в форме индивидуального и в форме социального самосознания. Самосознание рефлексивно с его помощью человек оценивает себя, свое место в жизни и обществе, свои поступки.

 

Самосознание возникло  не в  качестве духовного зеркала для  праздного самолюбования чело­века. Оно появилось в ответ на зов  общественных условий жизни, которые  с самого начала требовали от каждого  человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли с позиции  определенных соци­альных норм.

 

Феномен самосознания, который кажется  чем-то очень простым и очевидным, в действительности оказывается  очень сложным, многообразным, находящимся  в весьма непростых отношениях со своим носителем, развивающимся  и меняющимся в процессе включения  человека в систему коллективной практической деятельности и меж  человеческих отношений.

Информация о работе Сознание и самосознание