Сократ: жизнь как философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 15:50, контрольная работа

Краткое описание

Целью написания данной контрольной работы является рассмотрение основных философских взглядов Сократа и его философского метода, который заключался в приведении собеседника к самостоятельному нахождению истины. Обращение к Сократу во все времена было попыткой понять себя и свое время. И мы, при всем своеобразии нашей эпохи, не исключение.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
Ознакомиться с биографией Сократа
Выявить особенности его подхода к философии
Рассмотреть самопознание в понимании Сократа
Выяснить, что такое «даймонион» или «шестое чувство» Сократа
Ознакомиться с этическими взглядами Сократа
Рассмотреть религиозные взгляды философа, его понятие о загробной жизни, о добродетели.
Выявить значение философа в истории

Содержание

Введение…………………………………………………….стр.2
Биография Сократа: становление ученого…………...стр.4
Краткая биография жизни Сократа……………...стр. 4
Становление ученого……………………………….стр. 5
«Познай самого себя»………………………………стр. 6
Философия Сократа………………………………………стр. 10
Предмет философии по Сократу…………………стр. 10
Специфика сократовского метода ведения диалога……………………………………………….стр. 12
Истина, мудрость, нравственность……………..стр. 14
Жизнь как философия……………………………. стр. 16
Заключение………………………………………………..стр. 19
Список литературы………………………………………стр. 21
Приложение……………………………………………….стр. 22

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. по философии.docx

— 48.64 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО «Пермская  государственная академия искусства  и культуры» 

                         Факультет культурологии   

              Кафедра философии и общественных наук

 

 

 

 

 

                      Дисциплина: Философия

                        Контрольная работа 

             Тема: «Сократ: жизнь как философия»

 

 

                                     

 

 

                                      Выполнила: 

                                      Студентка 2 курса гр. ЗТ-12-1б

                                      Мазеина Екатерина

                                      Проверил:

                                     Заякин Александр Михайлович

 

                                  

                                   Пермь

                                    2013

                            Оглавление

  1. Введение…………………………………………………….стр.2
  2. Биография Сократа: становление ученого…………...стр.4
    1. Краткая биография жизни Сократа……………...стр. 4
    2. Становление ученого……………………………….стр. 5
    3. «Познай самого себя»………………………………стр. 6
  3. Философия Сократа………………………………………стр. 10
    1. Предмет философии по Сократу…………………стр. 10
    2. Специфика сократовского метода ведения диалога……………………………………………….стр. 12
    3. Истина, мудрость, нравственность……………..стр. 14
    4. Жизнь как философия……………………………. стр. 16
  4. Заключение………………………………………………..стр. 19
  5. Список литературы………………………………………стр. 21
  6. Приложение……………………………………………….стр. 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Введение

Сократ представляет центральную фигуру в греческой  философии; его жизнь, согласовавшаяся  с его учением, заслуживает такого же внимания, как и его философия.

Сократ сам  ничего не писал, о его учении и о его целях мы узнаем из вторых рук, из источников, несогласных между собой во взглядах на роль, сыгранную Сократом. Одни из его современников увидели в нем опасного безбожника и приговорили его к смертной казни, другие сочли данное обвинение безосновательным и считали Сократа глубоко религиозным человеком.

Еще в древности  в сознании людей он стал воплощением  мудрости, идеалом мудреца, поставившего истину выше жизни. Слава, которой Сократ удостоился еще при жизни, легко  пережила целые эпохи и, не померкнув, сквозь толщу двух с половиной  тысячелетий дошла до наших дней. Сократом интересовались и увлекались во все времена.

Сократ является родоначальником философской этики, которая, в отличие от религиозной, рассматривает мораль в качестве предмета, целиком находящегося в компетенции человека, в границах его познавательных и практических возможностей. Афиняне до Сократа были нравственными, а не моральными; они жили, руководствуясь обычаями и разумно приноравливаясь к обстоятельствам. Сократ показал, что существует добро как таковое. Он поставил знак равенства между совершенством человека, его добродетелью и знанием. В другие времена и вплоть до наших дней Сократа также оценивали и оценивают по-разному. Для одних он был великим философом, для других – скучным моралистом, для третьих – политическим реакционером. Поэтому и ныне актуален старый и вечно новый вопрос: возможно ли объективное знание о Сократе и его Учении?

Целью написания  данной контрольной работы является рассмотрение основных философских взглядов Сократа и его философского метода, который заключался в приведении собеседника к самостоятельному нахождению истины. Обращение к Сократу во все времена было попыткой понять себя и свое время. И мы, при всем своеобразии нашей эпохи, не исключение.

Поставленная  цель достигается путем решения  следующих задач:

  1. Ознакомиться с биографией Сократа
  2. Выявить особенности его подхода к философии
  3. Рассмотреть самопознание в понимании Сократа
  4. Выяснить, что такое «даймонион» или «шестое чувство» Сократа
  5. Ознакомиться с этическими взглядами Сократа
  6. Рассмотреть религиозные взгляды философа, его понятие о загробной жизни, о добродетели.
  7. Выявить значение философа в истории

 

 

 

 

Биография Сократа: становление ученого

Сократ—первый афинский философ.

Сократ интересен  не только своим учением, но и своей  жизнью» поскольку его жизнь  была воплощением его учения. Сократ оказал огромное влияние на античную и мировую философию.

2.1. Краткая биография жизни Сократа

Сократ—первый афинский (по рождению) философ. Сократ родился в Афинах в 470 г. до н.э. Его  отец, Софроникс, был каменотесом, а мать — повитухой. У своего отца Сократ научился ремеслу скульптора. Сократ любил говорить, что унаследовал от матери ее искусство, сравнивая его с философским методом – майевтикой: “Теперь мое повивальное искусство во всем похоже на акушерское, отличаясь от него лишь тем, что я принимаю роды у мужей, а не у жен, роды души, а не тела”.

Беседы Сократа  вызывали восхищение. Своих слушателей он считал, в первую очередь, друзьями, а уже потом учениками. Благодаря  своему необычайному обаянию, он имел влияние на людей разного возраста, что вызывало зависть, неприязнь  и даже враждебность. В 399 г. до н.э. его  обвинили в неуважении к богам (ибо  он верил в бога высшего) и в  развращении молодежи, поскольку  он проповедовал свое учение. Он был судим, но продолжал философствовать, потому что считал это миссией, которую Бог возложил на него и не мог отречься от того, что говорил или делал: “…пока есть во мне дыхание и способность, не перестану философствовать, уговаривать и убеждать всякого из вас… говоря то самое, что обыкновенно говорю: “О лучший из мужей, гражданин города Афин… не стыдно ли тебе, что ты заботишься о деньгах, чтобы их у тебя было как можно больше, о славе и о почестях, а о разумности, об истине и о душе своей, чтобы она была как можно лучше, не заботишься и не помышляешь?”

Через тридцать дней после вынесения приговора  Сократ выпивает чашу цикуты в окружении  своих учеников, которым он говорит  о единстве жизни и смерти: “Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним — умиранием и смертью”.

Сократ не записывал  свои рассуждения, считая, что только живая беседа приводит к нужному  результату – воспитанию личности. О его взглядах известно из трех основных источников: комедий Аристофана, воспоминаний Ксенофонта и сочинений Платона. Все эти авторы подчеркивают, что именно Сократ впервые рассматривал душу прежде всего как источник нравственности человека, а не как источник активности тела. Сократ говорил о том, что душа – психическое качество индивида, свойственное ему как разумному существу, действующему согласно нравственным идеалам.

2.2. Учение  философа

Учился Сократ у одного из самых знаменитых философов  античности — Анаксагора из Клазомен, который был также учителем Перикла.

Еще одним человеком, повлиявшим на его взгляды, стал один из величайших философов своего времени  Парменид Элейский. Этот философ не принял ни одной из сторон в непримиримом споре об устройстве мира; одни считали, что мир состоит из какого-то одного вещества, другие – что из множества веществ. Согласно же Пармениду, мир – не более чем иллюзия, а единственное, что существует на самом деле – это бесконечное Божество.

Анализ древнегреческих  источников о Сократе показывает, что никакой философской «системы»  у него не было. По своему облику и  образу жизни Сократ скорее был народным мудрецом, чем философом в современном  понимании. Философия у него была едина с жизнью.

В центре сократовской мысли – тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пророков, права и  долга, свободы и ответственности, общества. Своим важнейшим призванием Сократ считал «воспитание человека»  смысл, которого он видел в дискуссиях и беседах, а не систематическом  изложении какой-то области знаний. Он не считал себя мудрым (софос), а философом «любящим мудрость». Звание мудреца, по его мнению, приличествует Богу. Если человек самодовольно полагает, что он все знает готовые ответы, то такой человек для философии погибший, ему незачем ломать голову в поисках новых решений той или иной проблемы. В результате чего мудрец оказывается «попугаем», заучившем несколько фраз и бросающимся ими в толпу.

2.3. «Познай самого себя»

Сократ считал, что вопросы надо задавать не миру, а самому себе. «Познай самого себя» - это изречение, или формула мудрости, приписываемая одному из семи мудрецов, было известно и до Сократа. Самопознание имело для Сократа вполне определенный смысл. Познать самого себя — значит познать себя как общественное и нравственное существо, притом не только и не столько как личность, а как человека вообще.

Сократовская установка на самопознание, т. е. превращение проблемы человека и "человеческих дел" в главную проблему философии, ознаменовавшая собой новый этап в истории греческой теоретической мысли, сохранила свою остроту и стала весьма актуальной в век научно-технической революции.

Рассмотрим сократовское истолкование дельфийской заповеди. Если верить Ксенофонту, который не всегда вдавался в философские тонкости, смысл изречения сводился Сократом к рекомендации осознать свои способности и возможности, к указанию на полезность объективной самооценки, самокритики. Ксенофонтовский Сократ заявляет: «Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может. Занимаясь тем, что знает, он удовлетворяет свои нужды и живет счастливо, а не берясь за то, чего не знает, не делает ошибок и избегает несчастий. Благодаря этому он может определить ценность также и других людей и, пользуясь также ими, извлекает пользу и оберегает себя от несчастий».

Таким образом, дельфийское  «Познай самого себя» было для  Сократа признанием души  руководящим началом в человеке, призывом к «заботе о душе», к осмысленной духовной жизни, к воспитанию благородства духа.

«Ведь я только и делаю, что хожу и  убеждаю каждого из вас, и молодого, и старого, заботиться прежде и сильнее  всего не о теле и не о деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше». Философ был непоколебимо убежден в том, что только на пути интеллектуального и морального проникновения в свое «я», в свой внутренний мир возможны самосовершенствование, добродетель и благая жизнь.

Сократовское  самопознание своим острием было направлено против «всезнайства» софистов и их ориентации на внешний успех, против их «техники» доказывать и опровергать любой тезис, даже заведомо ложный. По мысли Сократа, приобретенные знания и мастерство («техника») в какой-либо области деятельности, как таковые, еще не дают блага человеку. Они могут быть использованы и во вред ему. Поэтому нет гарантии относительно того, как и в каком направлении они будут использованы.

По Сократу, софисты  знают многое, обладают энциклопедическими знаниями. Но их знания носят раздробленный характер, являются частичными. Это, собственно, и не знания, а всего лишь мнения. Раздроблен-ность «знаний» (мнений) не позволяет им задуматься о единстве знания, о различии между разрозненными мнениями и пониманием; софисты многое «знают», но мало понимают: они сведущи, но не мудры. Оно так и должно быть, ибо мудрость, тождественная пониманию, не сводится к набору знаний, к множеству мнений. Вот почему платоновский Сократ в «Пире», указывая на отличие подлинного знания (понимания) от мнения, или представления, замечает, что «правильное, но не подкрепленное объяснением мнение» нельзя считать знанием: «Если нет объяснения, какое же это знание? Но это и не невежество. Ведь если это соответствует тому, что есть на самом деле, какое это невежество? По-видимому, верное представление — это нечто среднее между пониманием и невежеством».

Таким образом, сократовское «Познай самого себя» — это  поиск общих (прежде всего этических) определений; это поиск человеком своего внутреннего мира как высшей ценности, это забота о своей душе, о своем назначении. Ориентация на познание общего, или всеобщего, в человеке, установка на оценку поступков в свете этого всеобщего и на гармонию между внутренними побудительными мотивами и внешней деятельностью для достижения благой и осмысленной жизни по необходимости приводили Сократа к размышлениям о взаимоотношении познания (знания) и добродетели...

 

                            

 

 

 

                   

 

 

 

 

3. Философия  Сократа

Сократ никогда  ничего не писал и сведения о его  воззрениях историки философии черпают  из вторичных источников – «сократических»  сочинений Платона и Ксенофонта. Проводя большую часть времени на площадях, в палестрах и т.д., Сократ вступал в беседы с любым, кто желал говорить с ним. Стиль и характер этих бесед ярко отражены в диалогах Платона.

3.1. Предмет  философии по Сократу

Философию Сократ рассматривал как познание того, что  есть добро и зло. Безнравственный  поступок – плод незнания истины, дурной поступок – заблуждение, ошибка. Философия  – средство формирования добродетельного  человека и справедливого государства.

Основной задачей  философии Сократ признавал обоснование  мировоззрения, религиозно-нравственное познание природы, натурфилософию считал делом ненужным и безбожным. Сомнение ("я знаю, что ничего не знаю") должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию ("познай самого себя"). Только таким индивидуалистическим путем, учил он, можно прийти к пониманию  справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла. Необходимо поэтому, согласно Сократу, обратиться к познанию самого себя, человеческого духа и  в нем найти основу религии  и морали. Таким образом, основной философский вопрос Сократ решает как  идеалист: первичным для него является дух, сознания, природа же - это нечто  вторичное и даже несущественное, нестоящее внимания философа. Сомнение служило Сократу предпосылкой для обращения к собственному.

"Сократический"  метод: это  задача обнаружения  "истины" путем беседы, спора,  полемики. Такой метод стал источником диалектики. "Под диалектикой понимали в древности искусство добиться истины путем раскрытия противоречий в суждении противника и преодоления этих противоречий.

Сократ, опираясь на элейскую школу (Зенон) и софистов (Протагор), впервые отчетливо поставил вопрос о субъективной диалектике, о диалектическом способе мышления. Основные составные части “сократического" метода, - это "ирония" и "майевтика” - по форме, "индукция" и "определение" - по содержанию.

Информация о работе Сократ: жизнь как философия