Сократ и его этика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 18:13, курсовая работа

Краткое описание

В истории философии нет фигуры более известной, чем Сократ. Еще в древности в сознании людей он стал воплощением мудрости. Сократ, как называл его К.Маркс – великий античный мудрец, «олицетворение философии», стоящий у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии, этики, логики, диалектики, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошёл в духовную культуру человечества.

Содержание

1.Введение стр.3
2. Биография Сократа- становление учёного стр.5
3.Философия в понимании Сократа стр.11
4.Сократ и его этика стр.15
5.Заключение стр.29

Вложенные файлы: 1 файл

Сократ и его этика.docx

— 62.51 Кб (Скачать файл)

 
                                               Уральский Государственный

                                              Лесотехнический Университет

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по философии

« Сократ и его  этика».

 

 

 

 

                                                            Студент; Тищенко С. В.

группы 260 курс 2,семестр2

                                                                   Проверила: Борисова Л.Н.

 

 

Озёрск 2012.

 

План.

 

 

1.Введение                                                                                   стр.3

  2. Биография Сократа- становление учёного                            стр.5

3.Философия в понимании  Сократа                                          стр.11

4.Сократ и его этика                                                                    стр.15

5.Заключение                                                                                стр.29 

1.Введение

«Я знаю, что ничего не знаю. …

О том, что такое добродетель, я  ничего не знаю…

И все-таки я хочу вместе с тобой

поразмыслить и понять, что оно такое»

Сократ

В истории философии нет фигуры более известной, чем Сократ. Еще  в древности в сознании людей  он стал воплощением мудрости.  Сократ, как называл его К.Маркс – великий античный мудрец, «олицетворение философии», стоящий у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии, этики, логики, диалектики, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошёл в духовную культуру человечества.

Образ жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его судьбе, популярный стиль философствования, воинская доблесть и гражданское мужество, трагический  финал – окружили его имя притягательным ореолом легендарности. Слава, которой  Сократ удостоился ещё при жизни, легко пережила целые эпохи и, не померкнув, сквозь толщу тысячелетий  дошла до наших дней.

Сократом интересовались и увлекались во все времена. В истории философии, нет фигуры более загадочной, чем Сократ. Он не оставил о себе письменного наследия, но о Сократе, его личности, учении и жизни в течение многих столетий накопилось огромное количество  литературы.. Его образ был положен в основу многих произведений, начиная с диалогов Платона и кончая пьесой российского драматурга Э. Радзинского «Беседы с Сократом».

От  века к веку аудитория его собеседников изменялась, но не убывала. И сегодня  она, несомненно, многолюднее, чем когда  бы то ни было. И мы при всем своеобразии нашей эпохи и новизне задач, не исключение.

Обращение к Сократу - это попытка понять себя и своё время.. Сократ является родоначальником философской этики, которая рассматривает мораль в качестве предмета, целиком находящегося в компетенции человека, в границах его познавательных и практических возможностей.

  Чтобы выяснить теоретическое содержание, смысл и значение учения Сократа, необходимо, прежде всего, рассмотреть его взгляды в контексте социально-политической истории и духовной атмосферы Древней Греции периода его жизни и деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Биография Сократа  – становление учёного.

Сократ жил в переходный период истории Греции, когда греческая  демократия (в частности, афинская) стала клониться к упадку. Поэтому  вся философия Сократа, его деятельность - наиболее яркое проявление этой переходной и глубоко противоречивой эпохи.

Сократ  был  афинским  философом. Он появился на свет в пятом веке до н. э.р. в месяц Фаргелион (май – июнь по современному календарю). Ему посчастливилось родиться в семье каменотеса.  Его отец был человеком свободным, по профессии он был скульптор, работал сам на себя и, судя по всему, был весьма зажиточным. Мать Сократа была повитухой и принимала роды у всех женщин близ лежащих домов и селений, а рожали женщины в древнее время помногу, потому что продолжительность жизни была не велика. Позже Сократ говорил, что занимается «Тем же ремеслом», но «принимает роды у мужей, а не у жен и принимает роды души, а не плоти». Благодаря Сократу, его ученики могли в муках родить из своей души мысли.                                                                        Обучал Сократа Анаксагор – один из самых известных философов того времени, который также учил и Перикла. Так что с образованием Сократу повезло, у этого учителя получать знания почитали за честь, он еще и был другом семьи. Когда последний был изгнан из города, учителем Сократа стал Архелай. Еще одним человеком, повлиявшим на его взгляды, стал один из величайших философов своего времени Парменид Элейский. Этот философ не принял ни одной из сторон в непримиримом споре об устройстве мира; одни считали, что мир состоит из какого-то одного вещества, другие – что из множества веществ. Согласно же Пармениду, мир – не более чем иллюзия, а единственное, что существует на самом деле – это бесконечное Божество. «Все в одном» - именно так Парменид сформулировал основной принцип своего учения.

Необходимо  сказать, что в Древней Греции философия включала в себя многие области знания, которые позже выделились в отдельные науки. У Сократа никакой философской «системы» не было. По своему облику и образу жизни Сократ был народным мудрецом, в философом в современном понимании. Философия у него была едина с жизнью.

Сократ  считал, что вопросы надо задавать не миру, а самому себе. Именно ему  приписывается знаменитое высказывание «познай самого себя», которое является одним из основных принципов появившейся  намного позже психологии.

Сократовское  «Познай самого себя» —  это  поиск человеком своего внутреннего  мира как высшей ценности, это забота о своей душе, о своем назначении. Ориентация на познание общего, в человеке, установка на гармонию между внутренними  побудительными мотивами и внешней  деятельностью для достижения благой и осмысленной жизни.

Сократ  заявлял: «Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может. Занимаясь тем, что знает, он удовлетворяет свои нужды и живет счастливо, а, не берясь за то, чего не знает, не делает ошибок и избегает несчастий. Благодаря этому он может определить ценность также и других людей и, пользуясь также ими, извлекает пользу и оберегает себя от несчастий»

Сократ  не стремился к активной общественной деятельности. В семейных делах ему не везло, он был женат два раза и от последней жены имел троих детей. Был плохим семьянином, не заботился ни о жене, ни о своих сыновьях, родившихся у него поздно,  вел праздный образ жизни, любил посмеяться, выпить, подшутить. Все свое время Сократ посвящал философским беседам и спорам. У него было много учеников. В отличие от других Сократ не брал денег за обучение.

Свое  учение Сократ начал излагать на афинской Агоре (так в Древней Греции называлась рыночная площадь). И, будучи еще достаточно молодым, он обрел большую славу  и известность, а также заслужил звание «мудрейшего из людей» (в 440 году до н. э. таковым его провозгласила  пифия Дельфийского оракула).

О жизни Сократа можно сказать, что она в решающей мере явилась его собственным творением. По словам Сократа, ему с детства сопутствовал внутренний голос - ангел-хранитель, удерживавший его от совершения определенных поступков.

Как известно, Сократ многим рассказывал о своем внутреннем голосе. По его словам, он по воле богов слышит голос: «Когда это бывает, голос неизменно предупреждает меня о том, чего не надо делать, но никогда, ни к чему не побуждает. И опять-таки, если кто из друзей просит моего совета, и я слышу этот голос, он тоже только предостерегает. То, что голос советует мне, я передаю тому, кто советовался со мной, и, следуя божественному предупреждению, удерживаю его от поступка, который не надо совершать».

В подтверждение Сократ приводил случай с Хармидом, сыном Главкона. Тот  стал рассказывать Сократу, что упражняется  для участия в Немейских играх. Но едва он начал рассказывать, Сократ услышал голос и стал отговаривать Хармида от этого. Хармид не послушался, и его старания не увенчались успехом.

Особенную славу внутренний голос  Сократа  получил после поражения афинского  войска от беотийцев при Делии  в 424 году до Р. Х. Тогда разбитое афинское войско бежало с поля битвы, но Сократ немного задумался, а потом заявил, что его демон велит совершить  переход у Регисты. Большинство  афинян не послушались Сократа, так как предложенный им путь был намного длиннее обычного. Они вскоре попали под удар беотийской конницы и были все уничтожены. Алкивиад, Лахет и еще несколько человек последовали за Сократом и благополучно вернулись в Афины. Сократ признавался, что всегда следовал предостережениям  и вообще взял за твердое правило действовать в соответствии с глубоко продуманным убеждением. Это стремление всегда оставаться самим собой сказалось в выборе философом жизненного пути.  Сократ не пошел по дороге отца. Не стал скульптором, а сам придумал себе профессию - вести этические беседы с гражданами, побуждая их к поискам нравственности и к самосовершенствованию.

Он видит свое жизненное назначение в том, чтобы пробуждать афинян от нравственной спячки.

«Вот, по-моему, бог и послал меня в этот город, - говорит он, обращаясь к согражданам, - чтобы я, целый день, носясь повсюду, каждого из вас будил, уговаривал, упрекал непрестанно». Сократ честно выполнял,  свои обязанности (он занимал выборные должности, участвовал в нескольких кампаниях Пелопоннесской войны). Однако своим настоящим делом он считал нравственные диалоги и только им отдавался безраздельно. Он был готов вести беседы с любым человеком государственным деятелем, сапожником, философом, поэтом, моряком.  

Сократ жил в бедности, все его имущество оценивалось в 5 мин, на такую сумму в те времена нельзя было купить приличную лошадь или раба. Поэтому он ходил в старом рваном хитоне и почти всегда босиком. Сократ отвергал излишества и роскошь в одежде, пище, обстановке и т.д. Часто любил он в этой связи повторять слова: «Серебряные сосуды и пурпурные одежды для театра хороши, а в жизни не ненадежны».

Софист Антифон, стремясь уязвить Сократа в присутствии  его слушателей, сказал ему: «Ты живешь так, что подобным образом не стал, бы жить ни один раб у своего господина; пищу и питье ты употребляешь как бедные, а одежду носишь не только бедную, но одну и ту же и летом, и зимой; всегда ты без обуви и без хитона».      

  Подобные выпады Сократ парировал  тем, что счастье не в неге  и роскоши. Что страсть к  наживе и обогащению совращает  людей с пути добродетелей  и ведет к нравственной порче.  Человек, полагал Сократ, должен приучить себя довольствоваться малым, нуждаться как можно в меньшем, подражая высокому примеру богов, которые вообще ни в чем не нуждаются.      

Сократ понимал, что своей  деятельностью, направленной против господствовавших мнений и предрассудков, он обрекает себя на преследования со стороны  государства, а, может быть, и на смерть. Примеры Анаксагора и Протагора, изгнанных из Афин по обвинению в  безбожии, были весьма наглядны. Но свои представления о справедливом и  несправедливом Сократ ставил выше всех других соображений.

Большую часть времени  Сократ проводил в дискуссиях и спорах, это часто приводило к тому, что его били, таскали за волосы, но чаще всего его осмеивали и  поносили, но он этому не противился. Учил устно и ничего не записывал. Вначале он занимался натурфилософией, а затем занялся вопросами человеческой психологии и человеческого поведения.

  В 399г. до н.э. по доносу  Мелета Сократ был обвинен  в нарушении гражданских норм  жизни, развращении молодежи, в  том, что он не признает богов, которых признает город и вводит других новых богов.

По процедуре судоговорения, после произнесения обвинительных  и защитительных речей суд  большинством голосов при тайном голосовании решил вопрос о виновности или не виновности Сократа. За признание  его виновным было 280 голосов, против 221 голос. На суде Сократ оказался перед  жестокой альтернативой: либо отречься от своего, как он понимал, божественного  призвания и лишь такой непомерной ценой добиться снисхождения, либо, оставаясь самим собой, открыто отстаивать дело всей свей жизни. Твердо избрав второй путь, он сознательно отрекся сам от себя. Надежным доказательством правильности избранного им на суде пути служило Сократу то важное для него обстоятельство, что в ходе всего процесса божественное знамение, голос его демона, ни разу не остановил и не удержал его.

В ожидании смерти Сократ провел в тюрьме долгих 30 дней. Это связано с тем, что наступил праздник Аполлона. Смертные казни в Афинах в такой праздник приостанавливались. В тюрьме он пребывал в обычном для него светлом и бодром настроении. Его навещали родные и друзья. И до самого заката солнца продолжались беседы о жизни и смерти, добродетелях и пороках, законах и полисе, богах и бессмертие души.      

  Отсрочка казни дала Сократу  возможность еще раз продумать  смысл того божественного призвания,  которое определило его жизненный  путь и занятия. В последний  день Сократ совершил омовение  перед смертью, подобное омовение  имело ритуальный смысл и символизировало  очищение души от грехов земной  жизни. После омовения Сократ  попрощался с родными и дал  им наставления и велел возвращаться  домой. Раньше в Афинах приговоренного  к смерти сбрасывали со скалы.  Но с прогрессом нравов и  увеличением числа смертных приговоров упростилась процедура их исполнения. Во времена Сократа приговоренный к смерти выпивал чашу растертой цикуты.      

Информация о работе Сократ и его этика