Сократ и его этика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 18:13, курсовая работа

Краткое описание

В истории философии нет фигуры более известной, чем Сократ. Еще в древности в сознании людей он стал воплощением мудрости. Сократ, как называл его К.Маркс – великий античный мудрец, «олицетворение философии», стоящий у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии, этики, логики, диалектики, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошёл в духовную культуру человечества.

Содержание

1.Введение стр.3
2. Биография Сократа- становление учёного стр.5
3.Философия в понимании Сократа стр.11
4.Сократ и его этика стр.15
5.Заключение стр.29

Вложенные файлы: 1 файл

Сократ и его этика.docx

— 62.51 Кб (Скачать файл)

  Помимо философского своего значения, деятельность Сократа имела и  политическое содержание. Он высказывал  суждения, касающиеся справедливости, законности, добра, зла и т.п.  применительно к существующему  тогда общественному строю и  отношениям между людьми. Рост  его популярности не совпадал  с интересами правящей аристократии. Как пишет А.Ф.Лосев, на гнилой  почве, вырождавшейся в Афинах демократии зародился в те годы крайний индивидуализм, всегдашняя уверенность в себе, эгоизм и жажда власти. Сократ же своими с виду простыми и невинными вопросами разоблачал не только пошлость обывательских представлений, но ни на чем не основанную самоуверенность сторонников тогдашнего демократического режима. Его деятельность для таких людей стала разрушительной. Но эти выпады Сократа не означали, что он хотел бы насильственным образом заменить демократию, какой – либо иной политической формой. Речь шла, скорее, о необходимости совершенствования демократии, о необходимости иметь компетентное правление. Всякий человек, даровитый или бездарный, должен, по Сократу, учиться и упражняться в том, в чем он хочет достигнуть успехов. Особенно значимо воспитание и обучение политическому искусству для людей даровитых. Эти люди, будучи по природе своей нередко неукротимыми и необузданными, без надлежащих знаний способны причинить государству и согражданам огромный вред. И, наоборот, они приносят большую пользу отечеству, если предварительно  изучили предмет соей будущей деятельности, научились искусству управления, приобщились к политической добродетели. Сократ, сам непосредственно, не занимавшийся политической деятельностью, вместе с тем живо интересовался всеми полисными делами и стремился к их совершенствованию. Воспитание своих слушателей, особенно молодых, в духе политической добродетели было главной целью сократовских бесед, всех его филовско–просветительских усилий.      

  И вот случилось так, что  власти, считавшие себя демократическими, не выдержали добродушной иронии  Сократа, и ему был вынесен  судебный приговор – такой,  какого до тех пор ещё никому  не выносили в Афинах в случаях  отвлеченных идейных разногласий.     Было решено его казнить.

В период  своего становления человеческое познание направлено «вовне», на объективный мир. И впервые греческие философы стремятся сконструировать картину мира, выявить всеобщее основания бытия этого мира.      

  Происходит переход от преимущественного  изучения природы к рассмотрению  человека, его жизни во всех  многообразных проявлениях, возникает  субъективистско-антропологическая  тенденция в философии.      

  Родоначальниками этой тенденции  являются софисты и Сократ. Строго  говоря, именно с их деятельностью  начинается переход от философии  как любви к мудрости вообще, как «первонауки» к философии в подлинном смысле этого слова – это осмысление, переживание мыслителем своего места, своей роли, своего предназначения в бытие

  Начиная с Сократа, философия впервые формулирует основной мировоззренческий вопрос как вопрос об отношении субъекта к объекту, духа к природе, мышления к бытию. Предметом философии, ее основной задачей и главной целью Сократ сделал познание «естества» человека, первоисточника его поступков и дел, его образа жизни и мышления. Такое познание он считал возможным лишь на пути самопознания, на пути следования дельфийскому призыву «Познай самого себя».

  В осуществлении этого девиза Сократ усматривал свое жизненное назначение и призвание.

Сократ  занимает важное место в истории  античной философии. Диалектика, и притом диалектика в её положительном смысле, в её постоянном искании объективной  истины, - вот то новое, чем Сократ резко отличается и от старой натурфилософии, и от софистики. Лосев справедливо  заключает: «Без этой диалектики; вечного  искательства правды и истины не сложились  бы античная философия и античная литература в том виде, в каком  они воздействовали на всю последующую  культуру».        

.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     5.  Заключение

Сократ  вошел в античную философию и литературу как гениальный собеседник, проницательный спорщик и диалектик, вечный ученик, который черпал знания даже от людей малоодаренных и малообразованных, ироничный, но добродушный остряк, любитель правды, своими невинными вопросами разоблачавший неправду и спесь. Это человек стал пересечением многих мировоззренческих тенденций. Своим  важнейшим  призванием  Сократ  считал  “воспитание  человека Смысл, которого он видел в дискуссиях и беседах, а не в  систематическом  изложении какой-то области знаний. Он никогда  не  считал  себя  “мудрым”    философом “любящим мудрость. Звание  мудреца,  по  его мнению, приличествует богу. Если человек самодовольно полагает, что на все он  знает готовые ответы, то такой человек для философии погибший, ему незачем  ломать голову в  поисках  наиболее  верных  понятий,  незачем  двигаться  дальше  в поисках новых решений той  или  иной  проблемы.  В  результате  чего  мудрец оказывается “попугаем” заучившем несколько фраз и бросающимся ими в толпу.

  При написании реферата, я узнал: о жизни, о  философских исканиях и о несправедливой, но достойной смерти великого человека – Сократа. Изучая данный вопрос, я задумался о многих вещах, которые раньше не приходили мне в голову, например о том, а каково же мое место в этом мире, живу ли я по правилу – что тело существует для души, а не наоборот, ведь часто мы забываем о духовной пище, пытаясь «насытить» свое тело. Всё о чем говорит Сократ актуально и в наше время, возможно, что-то внешне изменилось, но суть осталась та же. Если бы люди больше задумывались о душе, наверно и не было бы столько зла в нашем мире.   

 


Информация о работе Сократ и его этика