Соотношение философии и науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 13:30, контрольная работа

Краткое описание

Данная контрольная работа посвящена изучению науки в зеркале философии ХХ века. Актуальность работы обусловлена тем, что философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя однозначно причислять к науке и наоборот нельзя отрицать ее научность. Таким образом, наука и философия на протяжении многих столетий тесно идут друг с другом и определяют общий путь развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………….……………………….…….…3
Особенности философского и научного знания…………………..4
Современные научные и философские исследования…..….….…8
Философское и научное знание на рубеже тысячелетий…….…11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………..………...….…….13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………...………...14

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 33.96 Кб (Скачать файл)


 

Федеральное агентство связи

 

Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики

 

Межрегиональный центр  переподготовки специалистов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат (контрольная работа)

По дисциплине: Философия

 

 

 

 

 

 

                                                          Выполнил: Косинкова Екатерина Дмитриевна

                                                          Группа: ФКТ – 31

                                                          Вариант: 1

    

 

 

Проверил: ___________________

 

 

 

 

 

Новосибирск, 2013г

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………….……………………….…….…3

  1. Особенности философского и научного знания…………………..4
  2. Современные научные и философские исследования…..….….…8
  3. Философское и научное знание на рубеже тысячелетий…….…11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………..………...….…….13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………...………...14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Данная  контрольная работа посвящена  изучению науки в зеркале философии  ХХ века. Актуальность работы обусловлена тем, что философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя  однозначно  причислять к науке и наоборот нельзя отрицать ее научность. Таким образом, наука и философия на протяжении многих столетий тесно идут друг с другом и определяют общий путь развития.

Философия - отдельная форма познания,  имеющая  научные основы, проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический  потенциал в этих областях либо мал,  либо вообще отсутствует. Бертран Рассел по этому поводу сказал, что все  точные знания принадлежат науке, все  догматы по неточным знаниям –  религии, а между ними - “ничья земля”, подвергаемая атакам со всех сторон. Это  и есть философия [3, с. 27].

Существенные  перемены, происходящие в современной  науке, характеризуются учеными и философами как «радикальные изменения видения природы» (И. Пригожин), парадигмальный сдвиг, «эпистемологический поворот» и еще более сильно, как вообще смена вектора движения научной мысли в связи с синергетической парадигмой (Т. Григорьева).

Цель  написания данной работы: исследовать  развитие современной науки в  зеркале философии ХХI века.

Для достижения поставленной цели предусматривается  решение следующих задач:

1. Дать характеристику особенностям философского и научного знания.

2. Изучить  парадигму современных  научных и философских исследований.

3. Выявить специфику философского  и научного знаний на рубеже  тысячелетий.

1. Особенности  философского и научного знания

Наука в  качестве одной из ведущих отраслей человеческой деятельности на протяжении всей ее истории стоит перед проблемой  своего обоснования. Это нашло свое выражение в существовании ряда сменяющих друг друга систем взглядов, образующих один из важнейших на сегодняшний  день разделов философии – философию науки. В центре внимания последней находятся вопросы, касающиеся оснований науки, целей и стратегии научного исследования, обоснования критериев оценки и контроля познавательных действий и получаемых с их помощью результатов, понимания и оценки наиболее важных изменений в науке, демаркации науки и псевдонаук.

Философия сегодня понимается настолько противоречиво  и спорно, что невозможно дать ее однозначное определение. И вместе с тем это не исключает возможность  ее классификации по интересам к  предметной проблематики: онтология, гносеология, аксиология, философия жизни, языка  и т.д.; по методу: трансцендентная, позитивная, феноменологическая, герменевтическая; по социально-политическим взглядам: консервативная, леворадикальная, либеральная и др.; по иным основаниям: научная, ненаучная, профессиональная, житейская, рациональная, нерациональная, светская, религиозная и т.п [5, с. 127].

 В XXI в. сформировался не  только новый взгляд на науку,  но и произошел поворот в  философской проблематике и традициях  философского дискурса. Парадигмальный  сдвиг в науке, как это фиксируется  в философско-методологических исследованиях,  подразумевает переход от объективистской науки к эпистемической (диалогической), от истины как слепка с объекта — к истине как способу взаимодействия с объектом, от структуры — к процессу, от господства и контроля над природой — к ненасилию. Согласно старой парадигме, динамика целого может быть понята из частей, в новой — свойства частей могут быть поняты из динамики целого. Поэтому формирующуюся парадигму называют целостной, холистической, системной или экологической.

Наука на современном этапе развития не может быть задана однозначно, в частности, теми критериями научности, которые сформулированы в рамках позитивистской философии науки. Современное научное сообщество не просто объединяет ученых, специализирующихся в разных областях научного знания, в нем можно выделить сторонников по крайней мере трех научных программ, или парадигм, которые складывались исторически, — классической, неклассической и постнеклассической.

Эта классификация, являющаяся на сегодняшний  день наиболее обоснованной, предложена и разработана B.C. Степиным. Эмпирическим материалом в описании истории науки послужили естественные науки, прежде всего физика. Однако эта схема периодизации была использована и для социогуманитарного знания в работах В.Г. Федотовой. Тем самым предложенная B.C. Степиным типология научного знания получила подтверждение и развитие.

Современному состоянию науки  соответствуют все три выделенных версии. Позже других возникла постнеклассическая наука, формирующаяся начиная со второй половины XX в. Постнеклассическая не отменяет классическую и неклассическую парадигмы. Они не только сосуществуют, будучи представлены в научном сообществе учеными, изучающими соответствующие типы природных систем. Через обучение воспроизводится прежде всего классическая парадигма научного мышления. С неклассической наукой, тем более постнеклассической, знакомо уже гораздо меньшее число образованных сограждан.

В XX в. в самой науке проявились тенденции, говорящие о том, что  возникла потребность в создании целостной картины мира. Об этом свидетельствуют системный подход, идея глобального эволюционизма, идея синхронистичности, антропный принцип и принцип дополнительности, такие новые парадигмы, как голографическая парадигма Д. Бома, синергетическая парадигма и другие реалии современной науки, которая в картину мира пытается включить человека! А человек в свою очередь осознает себя не социальным атомом, а участником единого процесса. Единство мира современный человек воспринимает как эмпирический факт благодаря таким реалиям, как единое информационное пространство, Интернет, единое экономическое пространство, единая экологическая система и т.д. Описать такую реальность с позиции внешнего наблюдателя невозможно. В этом заключается главное отличие современного научного мировоззрения, которое называют холистическим. Его важной характеристикой является включение человека во внутринаучный контекст — сначала как наблюдателя (физика микромира), затем в социогуманитарном аспекте. Это привело к сближению естественно-научного и гуманитарного знаний.

Если реальностью классической науки была так называемая вещная реальность (определенным образом организованное вещество), то реальность постнеклассической науки — сеть взаимосвязей, в которую включен человек. Изучение такого рода реальности невозможно в рамках дисциплинарно организованного знания. Так, экология, наука об окружающей среде, — это комплекс естественно-научных, технических и гуманитарных исследований. Эволюция в постнеклассической науке понимается прежде всего как коэволюция, как системно организованный процесс, сущность которого определяется идеей глобального эволюционизма. Наиболее характерной особенностью постнеклассической науки является синергетика — междисциплинарное знание, предмет которого — явление самоорганизации.

Синергетика (от лат. «sinergeia» — сотрудничество, кооперация, содружество) системное видение мира поднимает на новый уровень — уровень динамического подхода к структурированным целостностям. Синергетические процессы — это процессы, детерминированные целостностью, конфигурацией взаимодействий, местом в структуре. Важным аспектом самоорганизации является то, что части ведут себя согласованным образом. Синергетика отказывается от так называемого объективного описания мира и переходит к описанию проективному, она как бы предлагает проект действий, поскольку в рамках синергетического видения не может быть одной абсолютной истины.

Синергетика есть своего рода мост между  системой как целостностью и частями, она ориентирована на взаимодействие, на согласованность целого и части, микро- и макроуровней. Отсюда актуальность синергетики пpи изучении таких систем, как «организм — окружающая среда».

Ориентация на познание открытых систем, неразрывно связанных с окружающей средой, в динамическом взаимодействии которых спонтанно рождается новый порядок, заставляет пересмотреть гносеологическую установку: что значит знать такие системы? Может ли знание о них быть точным, окончательным? Возможно ли относительно данных систем ставить такие же вопросы, как в классической науке: это найдено или сделано? это абсолютно или относительно? это реальное или кажущееся?

Современная философия науки формулирует  различные онтологии реальности и ставит вопросы о новой научной рациональности. Возникают новые синтезы знания, которые изменяют структуру науки. Так, формирование междисциплинарных исследований является важнейшей характеристикой, в которой проявляется формирующееся холистическое мировидение. Сегодня как никогда нужен целостный, трансдисциплинарный взгляд на мир, причем на уровне сознания большинства граждан, иначе в обществе не возникнет адекватного понимания глобальных проблем и способов их решения. Реальность, в которой преобладают нелинейные процессы, неустойчивые саморазвивающиеся системы, в которой действуют эффекты когерентности, синхронистичности, синергийности, коэволюции, открывается подготовленному, соучаствующему сознанию.

 

 

2. Современные научные и философские  исследования

Что есть знание сегодня? С одной  стороны, наука «еще не утратила память»  о том, что научное исследование есть движение к Истине. С другой стороны, став «предприятием», социальным институтом, наука неизбежно приняла  на себя все характерные черты  этого рода деятельности. В прикладной науке знание принимает формы, ориентированные на технологическое использование, здесь главная его характеристика — не истинность, а эффективность.

В современную эпоху, отмечает П. Слотердайк, связи, которые обеспечивали в классическом мышлении нераздельное единство рефлексии жизни, рвутся. Подавляющая часть сегодняшних знаний об объекте не имеет никакой связи с «Я». В современном научном знании «Я» нигде не познает себя. Для современного мышления «внутренний мир» и «внешний мир», субъективное и вещи распались на два «чуждых мира» [2, с. 67]. Задачу современной философии П. Слотердайк видит в том, чтобы способствовать сохранению диалога, чтобы установить диалог против реализма.

В процессе развития философии науки  сложилось несколько представлений  о ее природе и функциях. И.Т. Касавин  выделил следующие наиболее типичные версии [3, с. 99]. Философия науки является метафизической структурой, совпадающей с общенаучной картиной мира. Философия науки есть выявление предпосылок научного мышления и представляет собой основания научного знания (версия, близкая к социологии науки). Философия науки понимается как анализ и прояснение понятий и теорий науки (неопозитивизм). Философия науки есть метанаучная методология, проводящая демаркацию между наукой и ненаукой.

Многообразие вариантов философии  науки имеет несколько причин. Одна из них связана с неоднозначностью трактовки знания. Философия науки осуществляет рефлексию над наукой и научным знанием. Фундаментом, на котором основана философия науки, является теория познания. Концепция знания в эпистемологии, как известно, представлена в нескольких вариантах. Согласно классической или репрезентативной концепции, знание есть ментальное представление. На смену ей пришла теория социального конструкционизма, где знание рассматривается как форма социального дискурса. В новом когнитивизме происходит возврат к знанию — представлению, но представление здесь служит выражением и субъекта и объективного мира, являясь продуктом их отношений. Понятно, что в рамках различных концепций знания и познания выстраиваются разные традиции философской рефлексии науки: аналитическая философия науки, герменевтическая, феноменологическая и т.д [10, с. 167].

В фокусе внимания представителей новой  философии науки оказались вопросы, связанные с человеком и его  самопониманием. Поворот к социокультурной  обусловленности научного познания связан со школой историков науки. В  результате этих исследований наука была понята в мировоззренческом, социокультурном аспектах — как исторически обусловленная традиция. Рефлексии по поводу научных оснований, культурной обусловленности языка науки, акцентирование внимания на динамике научного знания вывели философию науки на новый уровень, где проявилась близость философии науки и экзистенциально-феноменологической философии.

Информация о работе Соотношение философии и науки