Соотношение философии и науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 13:30, контрольная работа

Краткое описание

Данная контрольная работа посвящена изучению науки в зеркале философии ХХ века. Актуальность работы обусловлена тем, что философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя однозначно причислять к науке и наоборот нельзя отрицать ее научность. Таким образом, наука и философия на протяжении многих столетий тесно идут друг с другом и определяют общий путь развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………….……………………….…….…3
Особенности философского и научного знания…………………..4
Современные научные и философские исследования…..….….…8
Философское и научное знание на рубеже тысячелетий…….…11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………..………...….…….13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………...………...14

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 33.96 Кб (Скачать файл)

Познавательные отношения в  пост-неклассической науке определяются открытостью когнитивного пространства, в котором саморазвивающиеся  системы исследуются эволюционирующим субъектом. Сама познавательная ситуация характеризуется учеными как автопоэтический процесс (слово «автопоэзис» (autopoeisis) происходит от греческих слов autos — само и poeisis — достраивание). Философским языком такой познавательный акт обозначается как конституирование бытия сознанием [9, с. 227].

Экзистенциально-феноменологические исследования, герменевтический метод — это движение философии к преодолению разрыва природного и ментального. П. Рикер, один из наиболее авторитетных философов современности, пытается подвести под рефлексивные схемы феноменологии онтологический фундамент, опираясь на психоанализ, и преодолеть разрыв в поле философствования, образовавшийся между натуралистическо-реалистическими и экзистенциально-феноменологическими традициями. Между субъектом, предстающим самому себе в качестве истока ценностей, и миром, развертывающимся как совокупность картин, лишенных ценностей, пролегает непреодолимая пропасть. Стремление преодолеть разобщенность человека и мира приводит к обнаружению бытия как логоса, объединяющего все вещи. Вопрос в том, каков тот логос, через который сможет быть преодолена расколотость бытия в сознании человека [8, с. 67].

Главной чертой современного идеала научности являются высокая социально-практическая ориентированность. Критерии научности  сегодня не предопределены теорией, они постоянно доопределяются жизнью, сопоставляются с реальной практикой  науки. Современная философия науки  перестала быть методологией естествознания. Она становится междисциплинарной сферой, в которой структура науки и динамика науки (собственно научное знание) — лишь одна сторона медали, вторая фиксирует связь научного знания и научного мировоззрения с человеком, ценностями бытия [11, с. 56].

Так, в центре внимания конструкционизма оказались процессы восприятия, интерпретации, хранения, воспроизводства информации. Средством и способом символического обмена выступает лингвистическая коммуникация, в процессе которой возникают относительно устойчивые формы понимания мира. Здесь знание перестает быть индивидуальным достоянием, а становится продуктом деятельности членов социума.

Истина перестает быть аналогом эмпирической достоверности, а превращается в средство укрепления социальных позиций. Таким образом, в современной философии произошел поворот от предметно-ориентированного познания к познанию реальности, понимаемой как взаимосвязи, отношения: от реальности вещной, зримой — к реальности, конституируемой в сознании. Акцент в познании законов реальности сместился к вопросам смыслообразования.

 

3. Философское и научное знание  на рубеже тысячелетий

 

В контексте проблематики, обозначаемой как новая философия науки, рассматриваются не только гносеологические проблемы, касающиеся анализа знания и языка, многообразия их форм в культуре. Гносеологические проблемы неразрывно связаны с метафизической проблематикой, исследованием онтологических схем и концептуальных каркасов. Глобальные проблемы современности и социология науки дополняют спектр проблематики новой философии науки, обеспечивая ее становление как междисциплинарного знания, имеющего важнейшее значение в современном образовании и в практике социального строительства.

Как видим, новая концепция знания и связанное с ней современное понимание науки впитали в себя коммуникативную структуру. Современная философия науки рассматривается как междисциплинарное знание. В новой философии науки объединяются логика и методология науки, аналитическая философия, история науки, социология науки (когнитивная социология), когнитивная психология, философия техники, методология научного творчества.

Современная наука становится не просто участником отношений «человек — природа» в условиях глобального цивилизационного кризиса, она регулирует их рациональность. Концептуальная модель современной философии науки включает аспекты философской экологии и глобальных проблем современности и призвана способствовать решению задач научной идентичности (наука и псевдонаука), формированию новой научной рациональности. Поэтому, обсуждая проблемы современной философии науки, ведут разговор о перспективах развития научной рациональности и самой культуры в целом.

Таким образом, современные  философия и наука, поставленные перед необходимостью реагировать на острые и болевые проблемы нашего времени, столкнулись с рядом "трудноперевариваемых" явлений - это привлекающее все больший интерес явление пассионарности, процессы коэволюции, во всеуслышание заявивший о себе феномен виртуальной реальности, взорвавший общественное мнение, активно обсуждаемый процесс клонирования.

Вряд ли кто-нибудь будет оспаривать мнение, что проблема "Homo virtualis" (человек виртуальный) станет центральной  проблемой XXI в. Виртуальность в своем  техническом и физическом измерении  является продуктом постиндустриальнй  цивилизации и информационной электронной  революции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в данной работе раскрыты следующие  вопросы:

1. Дана характеристика  особенностям  философского и научного знания.

2. Изучены современные научные  и философские исследования.

3. Выявлены  актуальные проблемы  философского и научного знание  на рубеже тысячелетий

Сделаны следующие выводы:

Все научные и философские  новации, или "сюрпризы", переднего края философии науки требуют своего дальнейшего осмысления и фильтрации, чтобы выяснить, что же может нерастворимым  осадком отложиться в философии  науки как научной дисциплине. В центре ее внимания находится осмысление процессов синергетики, весьма актуальных в современных научных дискуссиях и исследованиях последних десятилетий. Ее характеризуют, используя следующие  ключевые слова: самоорганизация, стихийно-спонтанный структурогенез, нелинейность, открытые системы. Синергетика изучает открытые, т.е. обменивающиеся с внешним миром, веществом, энергией и информацией  системы. В синергетической картине мира царит становление, обремененное многовариантностью и необратимостью. Бытие и становление объединяются в одно понятийное гнездо. Время создает или, иначе выражаясь, выполняет конструктивную функцию. Нелинейность предполагает отказ от ориентаций на однозначность и унифицированность, признание методологии разветвляющегося поиска и вариативного знания. Она как принцип философии науки отражает реальность как поле сосуществующих возможностей.

Таким образом, поставленные в работе задачи решены, а именно, доказано, что  наука и философия на рубеже тысячелетий  тесно взаимосвязаны, т.к. современные  научные исследования требуют духовного, философского подхода и осмысления.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ацюковский В.А. Материализм и релятивизм. Критика методологии современной физической теории. [Текст]. – М.: Инженер. 1993. – 396 с.
  2. Борзенков В.Г. Основные философские проблемы современного естествознания / В.Г. Борзенков, С.А. Лебедев. [Текст]. – М.:НАУКА, 2005. – 456 с.
  3. Гейзенберг В. Философские проблемы атомной физики.  [Текст]. – М.:  ВЕКО, 1993. – 358 с.
  4. Грибанов Д.П. Философские взгляды А.Эйнштейна и развитие теории относительности. [Текст]. – М.: Наука. 1987. – 401 с.
  5. Грэхэм Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. [Текст]. – М.: Прогресс, 1991. – 389 с.
  6. Карпов М.М. Диалектический материализм и естествознание. [Текст]. – М.: Наука, 1990. – 374 с.
  7. Предмет философии и обоснование науки. [Текст]. – СПб.: Проект, 1993. – 378 с.
  8. Секерин В.И. Теория относительности - мистификация века. [Текст]. –   Новосибирск: Новосибирское книжное издательство,1991. – 125 с.
  9. Слуцкий М.С. Взаимосвязь философии и естествознания. [Текст]. – М. Гардарики, 2003.  – 456 с.
  10. Философия и научное познание. [Текст]. – М.: Прогресс, 2004.  – 478 с.
  11. Философские проблемы естествознания. [Текст]. – М.: Наука, 1999. – 498 с.
  12. Эйнштейн А. Физика и реальность. [Текст]. – М.: Наука,1995. – 578 с.
  13. Эйнштейн и философские проблемы физики ХХ века. [Текст]. – М.: Наука,1999. – 451 с.

Информация о работе Соотношение философии и науки