Социальная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 00:15, контрольная работа

Краткое описание

Общество – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. В узком смысле слова общество может рассматриваться как конкретное Общество в единстве его общих, особенных и единичных признаков (первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое) и как отдельный регион, страна (например, индийское, американское)1.
В самом широком понимании общество, изучаемое социальной философией, выступает как социальность вообще, как социум, или особый род бытия в мире. Существуют различные толкования общества: субъектное, которое рассматривает общество как особый самодеятельный коллектив людей; и деятельное, которое полагает, что обществом следует считать не столько сам коллектив, сколько процесс коллективного бытия людей; организационное, которое рассматривает общество как институциональную систему устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами.

Содержание

1.Структура общества как целостного социального организма.
2.Основные сферы жизни общества
I. Материально-производственная сфера.
II. Социальная сфера.
III. Политическая сфера.
IV. Духовная сфера.
3.Особые свойства общества как целого.
4.Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (8).doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

    Наконец,  общественная организация включает  в себя идейно – духовное  начало. Это могут быть и общая  цель, и теоретико-идеологическое сознание общих интересов, и обоснование своего места и роли в обществе, и политическая воля.

     Одна из важнейших и наиболее  древних проблем политики –  проблема власти. С одной стороны,  власть выступает как средство  осуществления политики12, с другой – является ее первоосновой. Установление отношений господства и подчинения, т.е. отношений зависимости между людьми, и есть власть. Во-первых, она предполагает наличие субъекта и объекта власти. Во-вторых, власть обладает всеобщностью в том смысле, что присутствует во всех видах деятельности отдельных лиц, групп и социальных институтов.

     Функционально власть проявляется  через определенный порядок и  согласованность действий сторон, обусловленные их общей и материальной  заинтересованностью, духовной близостью. Любая власть возможна только в случае добровольного или вынужденного согласия, готовности к повиновению.

    Политическая  власть является важнейшим элементом  политической жизни общества, однако  не исчерпывает ее. Политика –  регулирование и управление различными сферами общественной жизни на основе установления отношений господства и подчинения, реализуемых при помощи государства.

   Политическая  жизнь общества самым тесным  образом связана с экономикой. С точки зрения марксизма, уровень  развития материального производства, характер разделения труда, отношения собственности оказывают существенное влияние на материальные интересы людей и обусловливают содержание политических теорий и программ.

     Существенное воздействие на  политическую жизнь общества  оказывает его духовная  культура, понимаемая как совокупность духовных ценностей, идей, обычаев, традиций и норм поведения людей. Духовная культура оказывает существенное влияние на выбор тех или иных форм политических институтов, государственного устройства, обусловливает особенности их функционирования. Выделяются следующие пути воздействия:

  • Создание и введение систем ценностей;
  • Эталоны действий, поведения и поступков;
  • Создание моделей институтов и социальных систем.13

       Весьма актуальной является проблема взаимосвязи политики и морали. Современные исследователи Э. Фромм и К. Лоренц пришли к выводу, что склонность к агрессии по отношению к себе подобным, отличающая человека от животных, имеет биологические корни14. Политик, исповедующий этику убеждения, фанатично предан какой-либо благородной, по его мнению, идее и не всегда разборчив в средствах реализации15. Вебер считает, что не только разум, но и чувства играют существенную роль в политической деятельности, также насилие в политике неизбежно, но надо стремиться к тому, чтобы оно было легитимным, т.е. основанным на законе.

  1. Духовная сфера.

 Общественное сознание – это, прежде всего идеальный феномен общества; его формы, виды, уровни, состояния различаются своим конкретным содержанием, общественными функциями, но при этом все они сохраняют качество идеальности.

      Духовная сфера общества представляет  собой сторону духовной жизни,  связанную со специализированным  духовным производством, с функционированием  социальных институтов, в рамках  которых создаются и распространяются духовные ценности. Её можно рассматривать как целенаправленно организуемую обществом духовную жизнь общества.

    На различных этапах развития общества элементами духовной сферы являются наука, искусство, идеология, религия, образование и воспитание16.

   Элементы  духовной сферы характеризуются  тремя отличительными признаками: они основываются на формах, видах  общественного сознания, включают  определенные типы духовной деятельности, они суть институализированные  подсистемы общества.

   Так,  наука основывается на познании законов природы, общества, самого человека. Религия – на своеобразном отражении в головах людей сил природы и общества, их собственной сущности. Искусство предполагает эстетическое отражение действительности. Но элементы духовной сферы – не просто отдельные формы общественного сознания. В них проявляется и деятельностно - продуктивная сторона духовной жизни, т.е. сама деятельность по производству и воспроизводству духовных ценностей.

    Сравним  моральное и эстетическое сознание.  Моральное сознание в силу целого ряда своих особенностей не стало особым видом, типом духовного производства в системе общественного разделения труда. Что же касается эстетического сознания,   то оно развивалось в определенный вид духовного производства. В обществе сложилась и профессиональная эстетическая деятельность художников, писателей, скульпторов, артистов; суть этой деятельности – эстетическое отражение действительности. Вот почему моральное сознание, будучи важной формой общественного сознания, не является элементом духовной сферы общества, а эстетическое обрело этот статус.

    Характерной  чертой элементов духовной сферы  является общественная институализация   профессиональной духовной деятельности.

        Институализация элементов духовной  сферы раскрывает еще одно отличие этих элементов от общественного сознания. Например, важным компонентом общественного сознания является общественное мнение. Но оно, на наш взгляд, не является элементом духовной сферы общественной жизни потому, что существует как мнение, суждение, оценка17,  а не как социологически оформленный общественный институт.

   Итак, элементы духовной сферы характеризуются  определенной слитностью форм, типов  общественного сознания с профессиональной  деятельностью по их производству, с общественной институализацией этой деятельности. Совокупность этих элементов, их конституирование в определенную подсистему общества, ее собственное развитие и функционирование образуют одну из четырех важнейших подсистем общества – его духовную сферу.

     Одной из важнейших общественных детерминант духовной сферы являются общественные потребности в передаче накопленного опыта социализации, воспитания новых поколений людей.  Если на первых этапах человеческой истории передача общественного опыта, воспитание новых поколений осуществлялись путем подражания в совместном труде, использование семейных традиций, то с развитием общественного производства стали выделяться группы людей, профессионально занятых обучением и воспитанием подрастающих поколений.

      Самым общим синтезирующим показателем всех перечисленных элементов является то, что в каждом из них сознание выступает своеобразным центром, вокруг которого как бы лепятся, объединяются черты каждого элемента. 

     Следует отметить, что в общественной  жизни все элементы духовной сферы тесно связаны, взаимодействую друг с другом. Поэтому мы можем не просто констатировать наличие сходных черт в различных элементах духовной сферы, но и выделять определенные системные связи между ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    3.Особые свойства общества как целого.

  Находясь  в единстве и взаимосвязи, отдельные  социальные сферы создают общество как единую систему, как целое, как особый организм, обладающий не только свойствами, присущими отдельным его частям, но и такими свойствами, которых нет ни у одной из них. Причем, это целое больше не только количественно, но и качественно, т. е. у системы как целого есть такие качества, свойства, которых нет ни у одной из составляющих частей. Поэтому чтобы понять общество как целое, нужно изучить не только его части, но и выявить особые свойства общества как целого. Что же это за основные свойства общества как целого?

Современная социальная философия выделяет четыре таких свойства:

· самодеятельность,

· самоорганизация,

· саморазвитие,

· самодостаточность.

Надо отметить, что если первые три из указанных  свойств присущи не только обществу в целом, но в той или иной степени  и составляющим его сферам, то свойство самодостаточности присуще только обществу в целом. САМОДОСТАТОЧНОСТЬ  — это способность системы собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия своего существования, производить все потребное для коллективной жизни.

Самодостаточность — главное отличие общества от его составных частей. Ни один из типов деятельности не может самостоятельно функционировать, ни одна из отдельных социальных групп не способна выжить «в одиночку», обеспечить себя всем необходимым. Такой способностью обладает лишь общество в целом. Только совокупность всех видов деятельности, все вместе взятые и взаимосвязанные социальные группы, и их институты создают общество как самодостаточную социальную систему.

Важно уяснить, что общество, представляя собой  совокупность относительно устойчивых, стабильных структур, не находится  тем не менее в состоянии неподвижности, покоя. О нем, как и о природе, можно сказать, что оно постоянно изменяется. Поэтому современные философы достаточно единодушны в том, что рассмотрение общества в статике, т. е. с точки зрения его организации, структуры обязательно должно быть дополнено анализом его динамики, изменения и развития.

При исследовании проблем развития общества в современной  философии широко используются такие  термины, как «процесс», «функционирование», «изменение», «развитие», «прогресс», «регресс», «факторы развития», «эволюция», «революция».

ПРОЦЕСС —  это единая серия изменений в  социальных системах, т. е. в группах, институтах, других элементах социальной системы. Возможны различные типы процессов: внутри личности, например, процесс  самообразования человека; процессы, происходящие в отношениях двух индивидов; изменения, происходящие внутри общности и между ними; процессы изменений, охватывающие структуру и организацию общества в целом.

Возможен  и иной подход к классификации  типов социальных процессов. Так, возможно выделение процессов, объединяющих, сближающих, уравнивающих людей, а возможны, напротив, процессы, разъединяющие, порождающие соперничество, конфликты.

Простейшим  процессом является ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ общества, под которым понимаются происходящие в нем обратимые изменения, связанные с его повседневной жизнедеятельностью в рамках сложившихся структур и отношений. Под ИЗМЕНЕНИЕМ понимается начальный этап внутреннего перерождения в обществе или его отдельных частях и их свойствах, носящий количественный характер. РАЗВИТИЕ — есть частный случай изменений. Оно возникает тогда, когда постепенные количественные изменения приводят к глубоким, необратимым качественным сдвигам, что проявляется в обогащении и дифференциации элементов общественных структур и отношений между ними.

ПРОГРЕСС  — одна из разновидностей процесса развития. Он проявляется в росте  приспособления и жизнеспособности системы в меняющихся условиях ее существования и связан с процессом  усложнения системной организации. Противоположным прогрессу является понятие «РЕГРЕСС» — процесс сужения возможностей системы к саморазвитию и усвоению условий окружающей среды, упрощение и разрушение системы.

Анализ общества с точки зрения его изменения  и развития включает в себя следующие  основные проблемы:

· направленность совершающихся в обществе изменений,

· источники  или факторы развития,

         · формы, в которых совершается  любое развитие.

   Тем  не менее, независимо от признания  направленности происходящих в  обществе изменений, сам факт  этих изменений признается большинством философов, ибо трудно отрицать обогащение духовной жизни людей, развитие науки, техники, расширение возможностей удовлетворения разнообразных человеческих потребностей.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Философия: Учебник для вузов. / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд.,  М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005
  2. Барулин В.С. «Социальная философия» Ч.1 и П.М., 2002
  3. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Культура. – М.: Политиздат, 1992
  4. Философский словарь. /Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: 2001
  5. сайта http://www.filreferat.popal.ru/
  6. Афанасьев В.Г. «Системность и общество».– М; Политиздат. –386 с.
  7. Социология. / Под ред. Осипова М. - М.: Мысль, 1990
  8. сайт http://www.i-u.ru/
  9. сайт http://klerk.ru/

     10) Философия. Курс лекций. Под редакцией В.Л. Калашникова

                     Москва. 1999г.

1 Философский словарь/Под ред. И.Т. Фролова. – 7 изд., перераб. и доп. – М.:2001, стр. 312

2 Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, раздел: общество как целостная, саморазвивающаяся система, стр.383

3 Афанасьев В.Г. Научное управление обществом, стр.34-35

4 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 6 Ч.1, стр. 214

5 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 6 Ч.1, стр.442

6 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 26 Ч.3, стр. 183

7 Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990, с.237

8 Философский энциклопедический словарь, с. 437

9 Дашдамиров А.Ф.  К методологии исследования национально-психологических проблем// №2, с. 63

10 Геллнер Э. Нация и национализм// Вопросы философии №7 с. 124

11 Бурдье П. Социология политики; Философия власти /под ред. В.В. Ильина.

12 Вебер М. Избр. произв. – М., Прогресс, с. 646

13 Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А., Очерки политической социологии капитализма

Информация о работе Социальная система