Социально-демографические проблемы семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 15:24, курсовая работа

Краткое описание

Одной из функций семьи наряду с другими (воспитанием детей, хозяйственно-бытовой,досуговой и сексуально-эмоционально-гедонистической) является физическое воспроизводство (Янкова 3. А., 1978; Трапезникова Т. М., 1987). В зарубежных социологических исследованиях факт перехода многих функций семьи к другим социальным институтам привел к объявлению в качестве главной функции семьи — функции «эмоциональной привязанности» (Берджес Э., Локк Х., Огборн У.)

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 48.71 Кб (Скачать файл)

20.Социально-демографические проблемы семьи

Одной из функций семьи наряду с другими (воспитанием детей, хозяйственно-бытовой,досуговой и сексуально-эмоционально-гедонистической) является физическое воспроизводство (Янкова 3. А., 1978; Трапезникова Т. М., 1987). В зарубежных социологических исследованиях факт перехода многих функций семьи к другим социальным институтам привел к объявлению в качестве главной функции семьи — функции «эмоциональной привязанности» (Берджес Э., Локк Х., Огборн У.) Или функции социализации детей. Специфичная для самой семьи функция деторождения не упоминается вовсе. При этом забывается, что без реализации репродуктивной функции, без рождения детей, все прочие функции семьи лишаются смысла, поскольку семью нельзя «освободить» от рождения детей, не устранив при этом ее саму как социальный институт (Антонов А. И., 1973). К этому можно добавить», что без выполнения репродуктивной функции вскоре не из кого будет формировать сами семьи.

ТИПЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА  НАСЕЛЕНИЯ

Демографы выделяют несколько  типов воспроизводства населения:

■ близкое к простому (нерасширенному) воспроизводство, когда численность населения растет весьма незначительно на0,2−0,5% в год, а само по  себе вое производство характеризуется низкой,сознательно ограничиваемой рождаемостью и невысокой смертностью;

■ расширенное воспроизводство, основанное на сознательной, но  неограниченной рождаемости и низкой смертности населения; ежегодный прирост составляет 2,0−2,5%;

■ суженный тип воспроизводства, когда число родившихся оказывается меньше числа умерших, и численность населения начинает неуклонно сокращаться (Ковалев С. В., 1988).

ПОСЛЕДСТВИЯ ПАДЕНИЯ  РОЖДАЕМОСТИ

Среди последствий падения  рождаемости С. В. Ковалев выделяет следующие:

■ экономические — проявляются в прогрессивном росте дефицита трудовых ресурсов во всех сферах народного хозяйства, но более всего — в сельскохозяйственном производстве;

■ демографические — выражаются в сокращении относительного числа женщин, способного иметь детей, растущей диспропорции полов и увеличении в составе населения доли лиц пожилого возраста;

■моральные — проявляются в развитии эгоизма у детей и юношества, в падении контактности и социальной ответственности людей;

■ этические — проявляются в формировании потребительского отношения к жизни;

■социально-гигиенические — выражаются в увеличении числа поздних браков и, соответственно, поздних, чреватых последствиями для жизни детей, рождений (после 35−летнего возраста хотя бы одного из супругов вероятность врожденных отклонений ребенка резко возрастает);

■ генетические последствия складывающейся демографической ситуации проявятся в нарастании в популяции отрицательных генетических последствий и увеличении лиц с наследственными болезнями (по данным антропологов, наиболее жизнестойкими являются вторые и третьи дети).

 

2.Филосо́фия те́хники — исследование первопричин техники. Основоположником этого раздела философии является Эрнст Капп, написавший «Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения» (1877). В 1898 году свои работы, посвященные философии техники, издают немецкий философ Фред Бон (одна из глав книги «О долге и добре») и российский инженер Петр Энгельмейер (брошюра «Технический итог ХIХ века»). Предметом систематического изучения данная наука стала только в XX веке. Различные аспекты философии техники рассматриваются в марксизме, трансгуманизме и ряде других направлений.

Философия Техники


— совокупность различных течений, школ и концепций, рассматривающих  гносеологические и мировоззренческие  проблемы развития техники и научно-технического прогресса. Что такое техника, каковы социальные следствия этого феномена, как складываются отношения между  человеком и машиной — таков  круг проблем Ф. Т. Рождение Ф. Т. На Западе связывают с появлением книги И. Бекмана “Руководство по технологии, или познание ремесел фабрик и мануфактур” (1777). Однако значительно чаше ее отсчет ведется ,от труда гегельянца Э. Каппа, к-рый, собственно, и ввел данное понятие (“Основные черты философии техники”, 1877). В условиях индустриально развивающегося капитализма возникла потребность в идеологическом осмыслении феномена техники, ее воздействия на жизнь об-ва. Осн. Идея Каппа заключалась в стремлении понять сущность техники на базе “органопроекцни”, т. Е. Путем выведения ее из развития самой природы. С этой концепцией вел полемику неотомист Ф. Дессауэр, к-рый видел в технике воплощение божественных установлений, реализацию трансцендентных идей. На Ф. Т. Оказали влияние работы Хайдеггера 50—60-х гг. С его т. Зр., существенное в технике не делание, не манипулирование, а обнаружение. Техника — важнейший способ обнаружения глубинных свойств бытия. Посредством ее человек говорит с бытием, слышит его зов. Но импульс может быть угадай неверно, ибо техника провоцирует человека на ложное самораскрытие. Как принципиально новый фактор мировой истории рассматривал технику Ясперс. Последователи Хайдеггера и Ясперса — Э. Агасси, Л. Мэмфорд, Ж. Эллюль — придали термину “техника” широкий мировоззренческий смысл. Она стала трактоваться как совокупность методов, рационально обработанных и имеющих абсолютную эффективность во всех областях человеческой деятельности. В связи с “компьютерной революцией” усилился интерес к Ф. Т. В работах А. Димера, X. Сколнмоски, Т. Стоуньера, А. Этцнони и др. Рассматриваются последствия информатизации общества. За последние годы в Ф. Т. Обнаруживается тенденция к обобщению накопленного опыта информатизации (Дж. Несбит, И. Масуда), выявлению социальных последствий компьютеризации (О. Тофлер). Приверженцы этого философского течения пытаются угадать и оконтурить образ об-ва, возникающего на основе развития новых технологических процессов, средств коммуникации. Вместе с тем внутри Ф. Т. Зарождается социально-критическое направление, сторонники к-рого фиксируют внимание на негативных и неожиданных следствиях информатизации. Изучение философских проблем техники стало одной из приоритетных задач марксистского обществознания. Техника рассматривается здесь, прежде всего, в связи с характером социальных условий, определяющих направление ее использования. Большое внимание уделяется вопросам гуманизации техники, выявлению потенциала личности в овладении феноменом техники. В свою очередь сам человек предъявляет новые требования к технике, в к-рой должны учитываться психофизиологические особенности его деятельности. Возникает проблема взаимодействия и взаимоприспособления (коадаптации) – человека и техники, получающая новое развитие в марксистско-ленннской Ф. Т. (Техника и технология).

Схожие:

19. Понятие и факторы процесса глобализации: теоретические интерпретации


В конце 1990-х гг. В социологический оборот вошло понятие «глобализация», которое стали использовать не только ученые, но и все — от политиков до средств массовой информации. Это слово содержит буквально парадигму, включающую понимание происходящих в мире процессов, эпохальных изменений. Понятие глобализации — это краткое обозначение совокупности сложных процессов, суть которых в том, что они как бы «сжимают» мир во времени и пространстве и делают условными и проницаемыми все существующие территориальные границы.

Глобализация - это исторический процесс превращения мира в единую систему, обладающую единым и характеристикам и. Исторически такую систему порождает действие факторов глобализации:

  • Электронные средства коммуникации, способные сжимать до минимума разделяющие людей время и пространство;
  • Технологические изменения, позволяющие распространять по всему миру производимую продукцию;
  • Формирование глобальных идеологий, таких, как экологическое или правозащитное движение.

Характерные черты и тенденции глобализации


В конце 90-х гг. Прошлого века в научный оборот вошел термин «глобализация». Под глобализацией понимают процесс объединения экономик стран мира. Создание единого правового, экономического и информационного пространства.

Характерными чертами глобализации являются:

Усиление роли ТНК

Транснациональные компании (TНK) - хозяйственные предприятия, действующие в двух или более странах, и в операциях которых содержится определенный зарубежный компонент. Как правило, ТНК являются национальными по капиталу и международными по месту приложения. В настоящее время в мире насчитывается более 7 тыс. ТНК, в сферу деятельности которых входят около 700 тыс. Дочерних предприятий. Основными странами базирования почти всех крупнейших ТНК являются США, Великобритания, Япония.

В настоящее время 80% новейших технологий создаются ТНК, доходы которых в  ряде случаев превышают валовой  национальный доход отдельных довольно крупных стран. Достаточно сказать, что в списке 100 крупнейших экономик мира 51-ю позицию занимают ТНК. Следует отметить, что сфера деятельности большинства из них связана с разработкой гипертехнологий (или метатехнологий), к которым можно отнести инновационные технологии, сетевые компьютеры, новейшие компьютерные программы, технологии формирования общественного мнения и массового сознания и др. Сегодня именно разработчики и владельцы подобных технологий контролируют финансовые рынки и определяют облик мировой экономики.

 

 

18. Формационный подход

 

2.1 О формационном подходе

Учение Маркса об обществе в его  историческом развитии носит название "материалистическое понимание истории". Основными понятиями этого учения выступают общественное бытие и  общественное сознание, способ материального  производства, базис и надстройка, общественно-экономическая формация, социальная революция. Общество представляет собой целостную систему, все  элементы которой взаимосвязаны  и находятся в отношениях строгой  иерархии. Основой общественной жизни  или фундаментом общества выступает  способ производства материальной жизни. Он обусловливает "социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие  определяет их сознание". В структуре  способа производства главное значение имеют производительные силы и прежде всего орудия труда (техника). Их влияние на другие сферы общественной жизни (политику, право, мораль и т.д.) Опосредуется производственными отношениями, совокупность которых составляет "экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания". В свою очередь и надстройка (политика, право и т.д.) Оказывает на базис обратное активное влияние. Противоречия между производительными силами и производственными отношениями выступают основным источником развития, рано или поздно они обусловливают особые состояния в жизни общества, которые выливаются в форму социальной революции.

История человечества есть естественный, т.е. Независимый от сознания людей процесс смены общественно-экономических формаций. Она движется от простых, низших форм к формам все более развитым, сложным, содержательным. "В общих чертах, азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить, как прогрессивные эпохи экономической формации. Буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической формой общественного процесса производства. Поэтому буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества".

Понятие формации обозначает у Маркса логически обобщенный тип (форму) организации  социально-экономической жизни общества и складывается на основе выделения  у различных конкретно-исторических обществ общих черт и признаков, прежде всего в способе производства.

Это исторически определенный тип общества, представляющий собой  особую ступень в его развитии ("... Общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество с своеобразным отличительным характером".

Так, капитализм - это машинная индустрия, частная собственность на средства производства, товарное производство, рынок. Под формацией, следовательно, нельзя понимать какое-то эмпирическое общество (английское, французское  и проч.) Или какое-то совокупное геополитическое сообщество (Запад, Восток). Формация в этом смысле высоко идеализированный, абстрактно-логический объект. Вместе с тем формация - это и реальность, выступающая как общее в социально-экономической организации жизни различных конкретных обществ. Так, современное общество есть в представлении Маркса "капиталистическое общество, которое существует во всех цивилизованных странах, более или менее свободное от примеси средневековья, более или менее видоизмененное особенностями исторического развития каждой страны, более или менее развитое".

Маркс в общем и целом остался в рамках глобальных представлений своего времени об истории (как они развиваются, например, в философии Гегеля: мировая история характеризуется непосредственным единством, в ней действуют общие законы, она имеет определенную направленность развития и т.д.). Понятно, что он переосмыслил эти представления на иной методологической (материалистической в данном случае) основе, но в целом, остался верен своим убеждениям. За капиталистической формацией, считал он последует коммунистическая формация (социализм есть лишь ее начальная стадия). Коммунизм, таким образом, есть высшая цель истории, золотой век человечества. Есть смысл различать марксизм как научную теорию, обращенную к научному сообществу (сообществу ученых, специалистов), и марксизм как идеологическое учение, рассчитанное на массу, на завоевание ее ума и сердца; учение, в котором, в отличие от теории, большой удельный вес занимает вера. В первом случае Маркс выступает как ученый, во втором как страстный идеолог, проповедник.

2.2 Суть формационного подхода

Согласно формационному подходу  общество в своём развитии проходит через определённые, сменяющие друг друга этапы - общественно-экономические  формации - первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и  коммунистическую.

Общественно-экономическая  формация - это исторический тип общества, основанный на определённом способе производства. Способ производства включает в себя производительные силы и производственные отношения. К производительным силам относятся средства производства и люди с их знаниями и практическим опытом в сфере экономики. Средства производства, в свою очередь, включают в себя предметы труда (то, что обрабатывается в процессе труда - земля, сырьё, материалы) исредства труда (то, с помощью чего обрабатываются предметы труда - инструменты, оборудование, техника, производственные помещения). Производственные отношения - это отношения, которые возникают в процессе производства и зависят от формы собственности на средства производства.

Информация о работе Социально-демографические проблемы семьи