Социально-демографические проблемы семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 15:24, курсовая работа

Краткое описание

Одной из функций семьи наряду с другими (воспитанием детей, хозяйственно-бытовой,досуговой и сексуально-эмоционально-гедонистической) является физическое воспроизводство (Янкова 3. А., 1978; Трапезникова Т. М., 1987). В зарубежных социологических исследованиях факт перехода многих функций семьи к другим социальным институтам привел к объявлению в качестве главной функции семьи — функции «эмоциональной привязанности» (Берджес Э., Локк Х., Огборн У.)

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 48.71 Кб (Скачать файл)

Он лишен своей индивидуальности. Это человек так называемого  «массового общества», где каждый хочет  быть «таким же, как другой, а не самим  собой».

В обществе неподлинного существования  никто не пытается вырваться из массы, расстаться с психологией толпы, никто не будет испытывать чувство  ответственности за свои поступки в  пределах толпы. Такое общество является благоприятной почвой для политических авантюр, возникновения тоталитарных режимов.

Бесспорный вывод о том, что  в результате отчуждения человек  теряет свою индивидуальность, а продукт  его деятельности приумножает демоническую силу персонифицированных общественных отношений, несет в себе ложное представление  о том, что отчуждение производится только в системе материального  производства. А если это так, то и средства его упразднения следует  искать там же. В действительности в сфере материального производства чаще всего имеет место единичное  отчуждение, реже — локальное и  как исключение — тотальное.

Что касается отчуждения на уровне властных структур, культуры, то возможность  здесь тотального отчуждения скорее правило, чем исключение. В силу относительной  самостоятельности любая властная система (семья, государство, партия, церковь) стремится к самоценности, и вот уже семья превращается в изолированную «монаду», а государство становится бюрократизированным Левиафаном.

Возможность тотального отчуждения может  нести и культура, когда она  из фактора единения людей превращается в инструмент их разобщения, когда  ни один из ее ликов не выполняет  своего общечеловеческого назначения — быть системой обеспечения жизнедеятельности  людей; когда наука становится «самоедской», искусство превращается в игру лжи  и глупости, а философия больше не является «эпохой, схваченной в мысли».

В условиях, когда человек довольствуется суррогатами культуры, является заложником политиков, объектом манипулирования  в руках государства, влачит жалкое существование, ибо отчужден от собственности, трудно сохранить свое «Я». А поскольку  общественное производство превращает человека в разновидность общественной функции, в некую одномерность, то у него возникает искушение идти по течению, подлинному бытию предпочесть  неподлинное.

Но практика социальной реальности свидетельствует, что далеко не все  люди и не всегда теряют человеческий облик даже в ситуации крайнего отчуждения. Срабатывает механизм избирательной  способности выбирать свою дорогу в  жизни, ориентируясь на общечеловеческие ценности или ценности текущего момента. У человека всегда есть выбор подняться  до заоблачных высот или опуститься до скотского состояния. Этот ориентир и формирует нравственное сознание отдельно взятого человека.

Частнособственнический ориентир задает тенденцию общественного  развития, но не исключает бескорыстное начало в этом развитии. Мораль переместилась  в идеальную (желаемую мыслимую) форму, оторвавшись от нравов текущего момента. Она отражает не сущее сегодняшнего дня, а общественное, собранное вековыми усилиями. И это общечеловеческое задает через свои ценности мировоззренческий ориентир в желаемое будущее, выступает эталоном для нравов конкретного народа, конкретного времени.

Мораль, являясь особой формой сознания, имеет свою структуру — систему  форм, нарастающих по степени своей  обобщенности и независимости от конкретной ситуации. Структура включает: норму — систему норм — моральные качества — моральный идеал — моральные принципы — понятия, задающие нормативный смысл социальной действительности (справедливость, общественный идеал, смысл жизни) — понятия, задающие особый уровень развития личности (долг, честь, достоинство, ответственность).

Структура морали фокусирует особое требование к поведению человека. Специфика этого требования в  том, что оно носит всеобщий, общечеловеческий характер, снимает различие между  субъектом и объектом, представляет высший уровень обусловленности, имеет  свои санкции в форме общественного  мнения, ориентированного на должное. (См.; Дробницкий О. Г. Понятие морали. М., 1979).

Логика морали как особой формы  сознания — это логика долженствования. Она ориентирует человека на возможность  своими усилиями проектировать себя, созидать свою жизнедеятельность, уяснив свой смысл жизни и избрав свой образ жизни, свое понимание противоречия между сущим и должным.

Поскольку мораль как форма сознания включается в структуру общественного  сознания, где одна из форм задает ориентир отражения общественного бытия (философия  в античности, религия в эпоху  средневековья, политика в настоящее  время), то мораль, имея общечеловеческое основание, несет на себе печать и  своего времени, и той формы, которая  доминирует в структуре общественного  сознания. И чтобы уяснить содержание морали, ее характер применительно к конкретному времени, следует учитывать все факторы влияния на мораль. Только так можно понять причину метаморфозы тех или других норм морали, их камуфляж.

Поскольку мораль имеет двойную  детерминацию: зависимость от общечеловеческих ценностей и зависимость от конкретного  общественного бытия, то это задает особость морали, ее специфику. Она (мораль) «видит», отражает и диагностирует  состояние сущего через абстракции добра и человечности. Неся в себе антитезу сущего и должного, мораль претендует на то, чтобы помочь отчужденным индивидам обрести достойный смысл их жизни.

Имеет ли мораль уровни обыденного и  теоретического сознания, общественной психологии и идеологии? — Несомненно. Механизм взаимосвязи уровней практически тот же, что и в рассмотренном ранее политическом сознании. Только политическое сознание даже афиширует свою идеологию, а мораль, в силу отмеченных особенностей, скрывает ее. Но расшифровка общечеловеческих ценностей как онтологического основания морали свидетельствует об их идеологической принадлежности. Десять заповедей Моисея, нагорная проповедь Христа, «золотое правило» Конфуция, другие нравственные требования свидетельствуют, что мораль складывалась как этическая теория усилиями идеологов своего времени.

Что касается взаимосвязи морали как  формы общественного сознания и  нравственного сознания индивида, то в пределах этой взаимосвязи мораль выступает как идеальная форма  человечности, ориентируя индивида на критическое отношение к обществу и к себе.

Мораль обеспечивает сближение  общественных и личных интересов, согласовывает  взаимоотношения между личностью  и обществом, между отдельными людьми. Через индивидуальное сознание нравственность возвышается до уровня морали, а  мораль закрепляется в нравах

Нравственное сознаниепредставляет собой сложную систему, благодаря которой в обществе устанавливаются определенные правила взаимоотношений между людьми. Как система, нравственное сознание предполагает наличие двух уровней – обыденного и теоретического. Эти два уровня не противопоставляются, а тесно взаимодействуют, так как в процессе жизни человек стремиться поднять свой базовый теоретический уровень, а вместе с ним совершенствуются его чувства, составляющие основу для обыденного сознания. Большинство людей на протяжении земной жизни пользуются обыденным сознанием.

Связанные и взаимодействующие  меду собой, обыденный и теоретический  уровни сознания имеют некоторые  отличия. Различие заключается в  глубине постижения нравственных явлений: на обыденном уровне создаются простые  умозаключения, связанные с наблюдениями и оценками, тогда, как теоретический  уровень дает возможность понять всю суть, происходящих явлений.

Обыденный уровень нравственного  сознания можно представить, как  оценку нравственных норм, опирающуюся  на будничные, часто повторяющиеся  отношения между людьми. Обыденный  уровень опирается на традиции, обычаи и нравственные нормы, принятые в  обществе.

Теоретический уровень нравственного  сознания базируется на нравственных концепциях и понятиях, помогающих постичь суть нравственных проблем. Теоретический уровень – есть способ познания мира через понимание  нравственных проблем.

Обыденный уровень нравственного  сознания структурно состоит из обычаев, традиций, норм и оценок. Обычай представляет собой хорошо закрепленный в сознании общества элемент нравственного  сознания, который отражает реальную действительность, регулирует отношения  людей с позиций понимания  добра и зла. Обычай тесно связан с обрядом.

Традиция представляет собой  прочно закрепленный исторически, долговечный  и прочный элемент сознания, связанный  с направлением поведения человека во всех отраслях общественной жизни, опирающийся на его эмоциональную  сферу.

Нравственная норма представляет собой элемент, позволяющий осознать меру обязательных и допустимых вариантов  поведения человека, с помощью  которого регулируются отношения между  людьми. Нравственная норма опирается  на систему знаний человека о добре  и зле.

Нравственная оценка –  это элемент, позволяющий выявить  характер соответствия или его отсутствия в поведении человека, исходя из тех моральных норм, которые приняты  в обществе.

В теоретическом уровне нравственного  сознания выделяют такие структурные  элементы, как смыслы, ценности, нравственные идеалы и ценностные ориентации. Все  они являются звеньями, связывающими нравственное сознание и поведение  человека.

Главной задачей базового и теоретического уровня нравственного  сознания становится осмысленное поведение  человека в обществе.

 

 

 

16.2Что касается политической сферы общества, то это понятие давно разрабатывалось еще в трудах таких философов, как Аристотель, Макиавелли, Локк, Гоббс, Монтескье, Руссо, Кант, Маркс и др.

На сегодняшний день под ним  подразумевается наличие собственности  в распоряжении людей, индивидуальной или коллективной, присутствие многообразной  структуры, которая отображает разнообразие интересов отдельных групп и  слоев.

В политической сфере общества важен  высокий интеллектуальный и психологический  уровень развития, где каждая личность имеет способность к самостоятельности  и свободе выбора при включении  в какой-либо социальный институт.

Политическая сфера жизни общества подразумевает различные по своей  природе объединения граждан  государства, будь то партии, союзы, профсоюзы, группы и т.д. С помощью них  осуществляется взаимосвязь между  государством и человеком, государство  не может полностью узурпировать личность.

В таком случае правительство является лишь элементом, которое сосуществует вместе с разнообразными институтами, созданными обществом. Такое разнообразие имеет свое название - плюразизм. Предполагается, что организации абсолютно не зависят от действующего правительства. В таком случае государство - это лишь выразитель компромисса между разными силами в обществе.В то же время, политическая сфера жизни общества существует в противоречивых отношениях с государством. В случае демократии – это взаимодействие с государством, в случае тоталитарной системы - это пассивная или активная оппозиция правящей верхушке.

Существует несколько элементов, которые характеризуют политическую сферу жизни общества. Первым делом, это наличие собственности, коллективной или индивидуальной. Далее важно  присутствие развитой и многообразной  структуры, которая отражает многообразие интересов разнообразных групп  и слоев общества.

Политическая сфера жизни общества – это выражение политической позиции граждан государства, которые  хотят принимать активное участие  в развитии государства и быть в центре всех политических событий.

Прежде всего, это люди, которые  имеют политическое сознание и свою индивидуальную позицию относительно государственных вопросов. Эта позиция  выражается, прежде всего, в участии  в референдумах, выборах, митингах. В случае обострения политической ситуации, политическая сфера жизни общества может принимать революционный  характер.


Информация о работе Социально-демографические проблемы семьи