Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 11:58, контрольная работа
Первое отличие философии (от мифологии и религии) — признание принципиальной проблематичности мира. Античные мудрецы поясняли, что философия начинается с удивления. Прежде всего перед тем обстоятельством, что мир, каким мы его знаем в обыденном опыте, и мир, как он есть на самом деле, различны. Картинка в электронном микроскопе разительно отличается от взгляда невооруженным глазом; космос невозможно описать привычными образами земных масштабов; поступки людей диктуются самыми разными мотивами, многие из которых неведомы им самим; и так далее, и тому подобное до бесконечности.
1 Отличие философского знания от мифологического и религиозного....................1
2 Отличие философии от частых естественных и социально-гуманитарных наук...................................................................................................................................4
3 Объект и предмет философии.....................................................................................7
4 Определение философии............................................................................................10
5 Список литературы.....................................................................................................16
5
ставят и реализуют определенные цели и т.д.
2. Социальное познание ориентировано прежде
всего на процессы, т.е. на развитие общественных явлений. Главный
интерес тут - динамика, а не статика, ибо общество
3. В социальном познании
4. Социальное познание - всегда ценностно-смысловое
освоение и воспроизведение
5. Социальное познание
6. Важное значение в социальном познании
имеет процедура понимания как приобщение
к смыслам человеческой деятельности
и как смыслообразование.
7. Социальное познание имеет
8. Весьма сложным и очень
9. Особенностью социального
6
намного меньше, чем в науках естественно-математического
10. В социальном познании "нельзя пользоваться ни микроскопом,
ни химическими реактивами", ни тем более сложнейшим научным
оборудованием - все это должна заменить
"сила абстракции". Поэтому здесь исключительно велика
Анализируя специфику социально-гуманитарного знания, Риккерт указывал следующие его основные особенности: его предмет — культура (а не природа) — совокупность фактически общепризнанных ценностей в их содержании и систематической связи; непосредственные объекты его исследования — индивидуализированные явления культуры с их отнесением к ценностям; его конечный результат — не открытие законов, а описание индивидуального события на основе письменных источников, текстов, материальных остатков прошлого; сложный, очень опосредованный способ взаимодействия с объектом знания через указанные источники; для наук о культуре характерен идеографический метод, сущность которого состоит в описании особенностей существенных исторических фактов, а не их генерализация (построение общих понятий), что присуще естествознанию — номотетический метод (это главное различие двух типов знания); объекты социального знания неповторимы, не поддаются воспроизведению, нередко уникальны; гуманитарное знание целиком зависит от ценностей, наукой о которых и является философия; абстракции и общие понятия в гуманитарном познании не отвергаются, но они здесь — вспомогательные средства при описании индивидуальных явлений, а не самоцель, как в естествознании; в социальном познании должен быть постоянный учет всех субъективных моментов; если в естественных науках их единство обусловлено классической механикой, то в гуманитарном — понятием «культура».
3 Объект и предмет философии
Понятие объекта всегда связано с объективной реальностью, которая существует независимо от воли и желания человека, т.е. объектом человеческой мысли может быть любой предмет, вещь, процесс объективной реальности, которая включается в человеческую деятельность и начинает осваиваться субъектом, т.е. объект - это форма человеческой деятельности в процессе человеческой деятельности, которая выработана в процессе человеческого бытия
7
(и язык, и знание, наука, предметы научного познания)
Предмет философии - это вещи, явления или отдельная часть чего-то, обладающая определенными свойствами и выступающая в отношениях с другими вещами или явлениями.
Таким образом, объекты и
предметы философского знания могут
быть:
1) материальными - вещи, явления,
2) идеальными - понятия, мысли, идеи, дух,
субстанция.
Объекты философии столь же разнообразны как разнообразна сама человеческая жизнь. Поэтому они могут быть объективными и субъективными, рациональными и иррациональными, отражающими мир в целом или космос, науку или религию, самого человека и отношение его с природной средой.
Предмет философии - это нечто иное, что решает проблемы, конструирует и создается субъектом в зависимости от объекта.
Предмет - это реальность, которая позволяет решить какие-то задачи, но он является следствием объекта.
Если объект идеален, то и предмет идеален. Если объект материален, то и предмет материален.
Предмет философии всегда ставит акценты на те вопросы, которые не только могут вытеснять из познания объект и которые можно свести к определенному классу понятий, отражающих действительность, но и представляют интересы философии человека, общества и мира.
Таким образом, предмет философии
тяготеет к познанию:
1) мира - философская антология и космология,
2) человека - философская антропология,
персонализм и экзистенциализм,
3) общества - социальная философия.
Выделяют два уровня
- внутренний - микрокосмос,
- внешний - макрокосмос.
Один уровень без второго
не дает цельное представление о
личности. Но в связи с тем, что философия
выступает в роли методологии познания,
то она свой предмет представляет в форме:
1) универсальных понятий, где все подчинено
единству всего сущего (Гуссерль),
1) познание принципов природы и отношения
человека к ней с помощью определенных
связей (Шлегель),
2) как спор человека с природой, захватывающий
его целиком и где есть ностальгия к тому,
чтобы быть повсюду дома (Хайдеггер),
3) Философию можно рассматривать как любовь
к мудрости, где главное учение о принципах
или наиболее обобщенном знании о мире
как целом или как учение о сущности бытия,
т.е. понять смысл пребывания человека
на земле (Бердяев),
4) В 20 гг. философия все больше выражает
личную и политическую свободу личности,
где человек рассматривает себя как частица
объективной воли, которую он познает
как свою собственную, т.е. через объективную
волю он идет к самопознанию (Гегель),
5) Философия как теософия, или цельное
знание (Соловьев).
8
Любая философия все равно характеризует духовное основание мировоззрения личности.
Шопенгауэр призывал философов к компромиссу. Предметом философии нужно считать не мир в целом, а проблему сущности мира. Остальные вопросы должны составлять круг интересов других наук и в частности естествознания.
Но если мы будем рассматривать предметом философии сущность мира, а с ней взаимосвязана проблема бытия, то в таком случае мы получим единство, целостность и гармонию мира в качестве исходной предмета философии, где первооснова смыкается в единстве и многообразии целого.
Но самым древним
предметом философии является:
1) проблема человека, куда входят вопросы
его природы и сущности, души тела, добра
и зла, чести и бесчестия, жизни и смерти
и предназначения существования,
2) выявление социальной сущности человека,
т.е. непосредственная зависимость его
общественных структур привела к тому,
что предметом философии стали проблемы
общества.
Обществен-ые отн-я как исторически сложившиеся формы совмест-ой деятел-ности людей.
Но если мы говорим о социальной сущности человека, значит мы должны выделить и сущность общества, его значение в жизни и деятельности человека. И это обусловило выход на проблему самосознания человека и человечества, а в связи с этим и философия истории.
Но в качестве предмета философии выступает и природа, понимаемая в качестве проявления сущего (вселенная, материя, дух и т.д.) именно это использовали философские школы натуралистического и натурфилософского направления, объединяемые общим направлением философия природы.
Среди всех предметов философии есть определяющие, к которым относятся проблемы человека, смысла и цели истории и человеческого существования, религиозно-нравственные вопросы.
К определяемым относятся проблемы
мира, знания, языка.
К сопутствующим - проблемы натурфилософии.
Все они в совокупности и обеспечивают ту философскую матрицу, которая недоступна ни одной из других областей знания. Не правы те, кто считает, что основным вопросом философии является отношение мышления к бытию. Эта проблема значима в аспекте разграничения двух философских направлений: материализма и идеализма.
Различия между этими двумя направлениями стираются при более углубленном понимании того и другого.
Основных вопросов философии столько, сколько в ней проблем.
Камю: Решить стоит ли жить или нет, значит решить основной вопрос философии.
Предмет философии в известной степени это тоже конкретно-историческое явление. Он изменяется с изменением исторических, культурных и социальных условий. Это обеспечивает изменение философской мысли, способов философствования, представлений о мире, человеке и обществе, набор проблем, составляющих предмет философии.
9
4 Определение философии
Философия включается в себя
концепции о жизни и мире, в котором живет
человек. По выражению известного английского
философа Бертрана Рассела, философия
является продуктом двух факторов: традиции
и научных исследований.
Слово “философия” употребляется в различном
смысле, широком и узком. Можно сказать
также, что философияявляется чем-то промежуточным
между теологией и наукой. Подобно теологии,
она рассуждает о предметах, точное знание
относительно которых недостижимо. Подобно
науке, она обращается к разуму, а не к
авторитету, и пытается дать ответ на сложнейшие
вопросы бытия. Наука и теология соотносятся
между собой так, как более или менее точное
знание и догматика. Вместе с тем, между
теологией и наукой есть область знания,
подвергаемая критике и со стороны той
и другой, это и есть философия.
Взаимосвязь философии и частных наук
состоит в том, что философия дает предельно
общее знание. Физика же или математика
– это частное знание науки. Философия
– знание о всеобщем мире, частная наука
- знание об одной из сторон этого мира. Философия - знание об объективной реальности,
не зависящей от нас.
По мысли Х. Ортега-и-Гассета, современного
европейского мыслителя, философия формирует
мысль об объективной реальности и учит
человека строить свою деятельность в
зависимости от нее. "В отличие от физики
и наук, ей подобных, философия ищет такой
реальности, которая не зависела бы от
наших действий, а способствовала тому,
чтобы наши действия зависели от нее".
Человек живет в мире и так или иначе его
воспринимает. Он может руководствоваться
обыденным сознанием, или житейским, меняя
свое мнение в зависимости от очередных
авторитетов, а может иметь свое собственное
мнение и свою позицию. Выработать свою
позицию, независимую от обстоятельств
и авторитетов, трудно. И таких людей —
с соственной позитивной установкой—называют
самостоятельными, им, как правило, симпатизируют.
Многие писатели и ученые, вспоминая о
прожитых годах формирования, говорили
о важности такого процесса становления
личности.
Людей, обладающих особой внутренней
цельностью, умнием противостоять невзгодам
и жизненным неурядицам, нередко называют
философами. Есть ли такие философы рядом
с нами? Кого мы могли бы назвать в своей
обычной жизни философами? Видимо, тех,
к кому сами нередко обращаемся за житейским
советом. Сознаем мы это или нет, но обращаемся
не к каждому, а к разумному человеку.
Как писал Б.Рассел, философия - это одновременно и следствие,
и причина. Она есть следствие социальных
обстоятельств, политики и политических
10
институтов; времени, к которому
принадлежит. И она есть причина
убеждений, определяющая, в свою очередь,
политику и социально-политические
институты последующих веков.
Невозможно рассматривать философов
вне времени. Начиная с древнейших времен,
философия была не просто делом школ или
споров между отдельными группами ученых,
а неотъемлемой частью жизни общества.
Философия есть совокупность концепций
о жизни и мире. Главный (основной) вопрос философии - вопрос об отношении знания
к бытию, духа к природе. Философия есть
размышление о том, что в мире преобладает:
духовное или материальное. Каково соотношение
между ними? Познаваем ли мир? Если мир
познаваем, то - насколько? Насколько наше
знание может быть адекватным реальности?
Эти и многие другие вопросы и являются
философскими вопросами.
Философия включает в себя и религиозные,
и этические, и эстетические концепции,
и естественнонаучные гипотезы. Философия
в широком смысле этого слова есть мудрость
вообще. Философия в узком смысле слова
есть теория философствования.
Что предполагает философская разумность?
Ясно, что это не возрастное состояние
мудрого старца. Ведь и старый человек
может быть глупцом, а юный - мудрецом.
Так что же такое мудрость?
Попробуем спросить об этом у одного старого
философа - Аристотеля (4 в. до н. э.).Аристотель - древнегреческий мыслитель,
известен тем, что основал Ликей (школу
философов) и что был учителем великого
полководца Александра Македонского.
Что же он нам ответит на наш вопрос? “Во-первых,
...мудрый, насколько это возможно, знает
все, хотя он и не имеет знания о каждом
предмете в отдельности. Во-вторых, мы
считаем мудрым того, кто способен познать
трудное и нелегко постижимое для человека...
В-третьих, мы считаем, что более мудр во
всякой науке тот, кто более точен и более
способен научить выявлению причин...”.