Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 11:58, контрольная работа
Первое отличие философии (от мифологии и религии) — признание принципиальной проблематичности мира. Античные мудрецы поясняли, что философия начинается с удивления. Прежде всего перед тем обстоятельством, что мир, каким мы его знаем в обыденном опыте, и мир, как он есть на самом деле, различны. Картинка в электронном микроскопе разительно отличается от взгляда невооруженным глазом; космос невозможно описать привычными образами земных масштабов; поступки людей диктуются самыми разными мотивами, многие из которых неведомы им самим; и так далее, и тому подобное до бесконечности.
1 Отличие философского знания от мифологического и религиозного....................1
2 Отличие философии от частых естественных и социально-гуманитарных наук...................................................................................................................................4
3 Объект и предмет философии.....................................................................................7
4 Определение философии............................................................................................10
5 Список литературы.....................................................................................................16
Особенностью философского
знания является мудрость, отличная от
житейской мудрости.Аристотель
Аристотель называл философом того, кто
способен удивляться, ибо удивляющийся
размышляет, философствует. Думает о смене
положения Луны, Солнца и звезд, о происхождении
Вселенной, о себе и своей судьбе. Важно,
что этот удивляющийся человек считает
себя незнающим. Потому что тот, кто уверен
в своем всезнайстве, никогда не станет
философом. И не о нем речь.
11
Чему же удивляется
человек-философ? Да всему:
Путь философского знания - это путь разумного мышления.
И формируется это знание вместе с формированием
человека разумного (homo sapiens). Вы знаете,
что появлению человека разумного предшествовали
многие и многие годы, столетия и тысячелетия
варварства. Основным типом человека этих
времен был человек-хищник, внутривидовой
агрессор. Он уничтожен историей, но потомки
его остались в человеческом роде, осталась
и агрессивность по отношению к людям.
Каннибализм — признак этого человеческого
прошлого. Сохранившаяся у некоторых индивидов
ежедневная потребность в насилии - явление
того же порядка. У кого-то эта потребность
сублимировалась (претворилась) в удовлетворении
атрибутами жестокой политической власти.
Современный макиавеллизм (т. е. политика,
пренебрегающая нормами морали) - наиболее
полное воплощение духовной позиции подобных
людей-агрессоров, главным способом жизни
которых является жестокость и обман.
Время появления разумного
человека, руководствующегося в своей
жизни не сиюминутной пользой
и т. п., а знанием, мудростью, это
время немецкий философ Карл Яснерс называл
“осевым временем”. Осевое время, начавшееся
почти одновременно в течение от 800 до
200 гг. до н. э. в Китае, Индии и на Западе,
способствовало развитию философского
мировоззрения человека.. Именно тогда
произошло формирование того, что позже
стало называться личностью. Человек осознавал
свое бытие и себя как личность. Осевое
время мировой культуры способствовало
рождению “Великих Посвященных” — Моисея,
Иисуса Христа, Будды, Мухаммеда.
С точки зрения философского знания, различаются не “добро-зло”,
не “доброе-злое”, а - “ум-недоумие”,
“разумность-неразумность”. Агрессивность
опасна, прежде всего, для самого агрессора.
У агрессивных, злобных людей нет, чаще
всего, психического нарушения, у них нет
разума. Это “нелюди”, близко стоящие
к приматам, потому они “невменяемы морально”,
и добру их не научить.
Философское знание - это культура разумного мышления.
Такая культура предполагает мышление
основательное, научное, но и не допускающее
12
произвола, насилия, умеющее
отстаивать свою правоту и мышление
свободное, творческое, предполагающее
знание бесконечным.
Конечно, культура разумного мышления
не может быть навязана человеку помимо
его воли и желания, его интереса. Культура
разумного мышления - не в том, чтобы зазубрить
те или иные законы и примеры, подтверждающие
их действие. Культура состоит во многом
в способности к самообразованию и осмыслению,
в готовности к интеллектуальной работе.
В противном случае человек остается на
уровне обыденных представлений, и в своей
обыденной жизни он не отличается от других
обычных людей, не знающих философии.
Культура разумного мышления – это, прежде
всего, разумность по отношению к самому
себе. На этот счет есть одно интересное
суждение древнегреческого поэта и драматурга
Еврипида (5 в. до н. э.), которое любил повторять
великий римский император Александр
Македонский (4 в. до н. э). “Противен мне
мудрец, что для себя не мудр”. Еврипид
- один из трех великих афинских трагиков
(наряду с Эсхилом и Софоклом), автор известной
трагедии “Медея”, оказавший значительное
влияние на европейскую философию и драматургию.
Философия – это и психология. Об этой
стороне философии писал немецкий мыслитель
и поэт И. В. Гете. Как известно, Гете - автор
великого сочинения-трагедии “Фауст”,
посвященной важнейшей философской проблеме
смысла жизни. Гете полагал, что “каждому
возрасту человека соответствует определенная
философия”.
По мысли Гете, такая "возрастная философия"
состоит в следующем. “Ребенок является
реалистом: он также убежден в существовании
груш и яблок, как и в своем собственном.
Юноша, обуреваемый внутренними страстями,
должен следить за собою. Забегая со своими
чувствами вперед, он превращается в идеалиста.
Напротив, у мужчины все основания стать
скептиком. Он хорошо делает, когда сомневается,
надлежащее ли средство выбрал он для
своей цели. Перед поступком и во время
поступка у него все основания сохранять
подвижность рассудка, чтобы не сетовать
потом на неправильный выбор. Старик же
всегда будет тяготеть к мистицизму. Он
видит, как много вещей зависит от случая;
неразумное удается, разумное идет прахом,
счастье и несчастье неожиданно уравновешивают
друг друга. Так есть, так было,- и преклонный
возраст находит успокоение в Том, который
был, и есть и будет...”.
Как мы видим, Гете говорил о периодической
смене философского мировоззрения с изменением
возраста человека. Он назвал, по крайней
мере, четыре типа мировоззрения. Во-первых,
- реализм, подобный мировоззрению ребенка,
наиболее простое и понятное мироощущение.
Во-вторых, - сенсуализм, подобный мироощущению
юноши, обуреваемого чувствами, и идеализм.
В-третьих, - скептицизм, ироничность по
отношению к жизни. В-четвертых, - мистицизм,
представление о реальности как недоступной
разуму. Согласно
13
мистицизму возможно только
интуитивно-экстатическое
Философское знание отражает культуру своего времени.
Модно сказать, что всякому времени соответствует
своя философия. Так, авторитарные государственные
режимы, как правило, сопровождаются догматическим
мировоззрением, или догматической философией,
Недаром сталинская эпоха отражалась
в мировоззрении господством формализма
и догматизма, на чем был основан “Краткий
курс” и его жесткие формулы. Напротив,
демократические формы государственного
правления отражаются и своеобразием,
свободой в мировоззрении.
Философское знание – это поиск и решение
проблем, на которые нет сиюминутного
ответа и которые не предполагают такового.
Это не прагматические вопросы. Это так
называемые “открытые” или “вечные”
вопросы.
В связи с этим, Георг Зиммель (1858-1918) -
немецкий социолог и культуролог писал
о “трагедии творчества” и вечных противоречиях
между объективацией творчества и застывшими
формами культуры: “Одни только филистеры
могут полагать, что конфликты и проблемы
существуют для того, чтобы быть разрешенными”.
Каждое новое поколение, каждый новый
человек в своей жизни снова и снова обращается
к ним и ищет решения. Каждый проходит
свою школу жизни, и опыт прошлого поколения
мало, что ему дает. Важнейшие вопросы
жизни встают перед людьми в новых, неповторимых
формах.
Решение проблем связано с индивидуальным
опытом и спецификой взгляда именно этого
индивида. Но при этом весьма важен весь
предшествующий опыт. В опыте людей есть
общечеловеческое содержание, общее, присущее
всем людям, хотя каждый выбирает свое
индивидуальное решение. Для того, чтобы
сделать этот свой выбор, человек и обращается
к мировому опыту, общечеловеческой культуре
- к мифологии, религии, философии.
Философское знание - это учение о нравственных
ценностях. Одна из проблем, имеющих философское
общечеловеческое содержание, это проблема
экологической этики, или экологической
совести. Проблема экологии вообще относится
к разряду аксиологических (ценностных)
проблем. Что наиболее ценно в этом мире?
Именно философия ставит этот вопрос и
отвечает. Она заявляет о моральной ценности
природы. Благодаря своей способности
к обобщению, философия позволяет понять
мир как сложную экосистему. Экосистема
— органичное целое. Все ее элементы о
взаимно определяют и
14
взаимно дополняют друг друга.
Философское знание оптимистично и жизнеутверждающе.
Оно признает необходимость интеграции
человека и природы, гармонизации их отношений.
О проблеме единения человека и природы
и о принципе "благоговения перед жизнью"
писал немецко-французский философ ХХ
в. А.Швейцер. Экологическое мышление было
важнейшим для самых различных философских
учений.
15
4 Список литературы
1) Алексеев А.П. Образная ткань философского произведения // Вопросы философии.-2011.-№11
2) Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. Учебник. 3-е изд. перераб и доп. – М.: ТК Велби; Издательство Проспект, 2006. – 608с
3) Франк. С.Л. Духовные основы общества.- М.: Республика, 1992.
4) Гобин В. Д. Основы философии. Учеб. пособие. – М.: Форум, Инфра-М, 2005. -288с.
5) Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс. М.,1998.
6) Аблеев С.Р. История мировой философии. Учебник.- М.: Издательство АСТ, 2002.
7) Радугин А.А. Философия: курс лекций.- М.: Центр, 2002.
16