Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 13:35, контрольная работа
1. Общая характеристика и основные этапы философии европейского средневековья. Патристика и схоластика
2. Особенности философско-религиозного мировоззрения: креационизм (природа и человек как творение Бога); теизм (абсолютность и трансцендентность Бога миру); теодицея (оправдание Бога в допущении зла); провиденциализм (Божий промысел); откровение (познание божественной истины сердцем); эсхатологизм (вера в конец света); персонализм (человек как образ и подобие Бога)
3. Августин (Блаженный) Аврелий: природа зла и свобода воли.
Эта концепция вызвала немало нареканий со стороны августинистско-францисканских оппонентов Фомы Аквинского, пока не была принята на Вьеннском соборе в 1314г. в качестве ортодокс, доктрины католической церкви [5].
Личность есть для Фомы Аквинского «самое благородное во всей разумной природе», интеллект же, как достояние разумной души, есть каждый раз личный интеллект («утверждение, будто интеллект у всех людей един, совершенно несостоятельно») и постольку не абсолютное начало, но часть психофизического организма. Только в боге интеллект есть сущность, в человеке же потенция сущности, так что не интеллект мыслит, но человек, Сократ или Платон, мыслит при помощи интеллекта.
Это включение интеллекта в душевно-телесную индивидуальность и потому отрицание его абсолютности (необходимо вытекающее из христианских предпосылок философии Фомы Аквинского) сочетается у Фомы Аквинского с утверждением примата интеллекта над волей. В этом пункте Фома Аквинский утверждает, что разум, взятый абсолютно, выше воли, взятой опять-таки абсолютно, однако делает оговорку, что в жизненной плоскости любовь к богу важнее, чем богопознание [2].
В трактовке Аквината2 индивидуальность человека — это личностное единство души и тела, именно душа обладает животворящей силой человеческого организма. Душа нематериальна и самосуща: она — субстанция, обретающая свою, полноту лишь в единстве с телом. Но телесность имеет сущностную значимость: именно через нее душа только и может образовывать то, что есть человек. Душа всегда носит уникально-личностный характер [4]. Согласно Аквинату, телесное начало человека органически соучаствует в духовно-душевной деятельности личности. Выходит, что думает, переживает, целеполагает не тело и не душа сами по себе, а они в своем слиянном единстве. Он высказал тонкую и глубоко верную мысль: поскольку некоторые люди имеют особенно тонко устроенные тела, души их имеют большую силу разумения. Личность, по Аквинату, есть «самое благородное» во всей разумной природе. Фома придерживался идеи бессмертия души [6].
Сотворенные имматериальные (бестелесные) субстанции, каковы ангелы, а также интеллект, то есть разумная часть человеческой души, являются составными из-за различия между их сущностью и существованием; материальные субстанции характеризуются двойной составленностью: из материи и формы, а также сущности и существования. В человеке имматериальная субстанция (разумная душа) выполняет одновременно функцию формы по отношению к телу. Форма (душа) сообщает существование телу (одушевляет его), получив его от акта бытия. Каждое существо или вещь имеет одну субстанциальную форму, определяющую родо-видовые характеристики вещи. Индивидуальное различие тождественных по виду вещей обусловлено материей, выступающей в качестве индивидуализирующего начала (принципа индивидуации) [6].
В этике Фома Аквинский исходит из того, что все сущее стремится к благу: неразумные существа — к собственному благу, разумные — к Благу как таковому. Но блага нельзя желать, если оно неизвестно интеллекту; поэтому интеллект благороднее воли. Целью человеческой жизни является обретение блаженства; блаженство состоит не в акте воли, но в акте интеллекта [1]. Цель интеллектуальных субстанций — знать Бога посредством интеллекта; но созерцать свет Божественной славы в его полноте человек может лишь в будущей жизни, здесь же к блаженству приближает созерцательная, молитвенная жизнь подвижников. Наш разум не может непосредственно видеть Высшее Благо; он ограничен необходимостью постоянно выбирать между частными благами, на свой риск оценивая всякий раз, являются ли они промежуточными целями в направлении к Высшему Благу. В этом состоит свобода человека. Однако практический разум может из своего опыта почерпнуть общие принципы морали, укорененные в Божественном законе [4]. Мера совершенства человеческого действия пропорциональна подчиненности последнего разуму, владеющему принципами морали. Действие, сообразующееся с разумом, является добрым, несогласное с ним — злым [6].
В
вопросе об отношении веры
и разума, религии и философии
Фома исходил из того, что религия
и философия разными способами
достигают истину. Религия обретает
свои истины в откровении, философия
же приходит к истине
Аквинат разграничивал области философии и теологии: предметом первой являются «истины разума», а второй — «истины откровения». Философия находится в услужении у теологии и настолько же ниже её по значимости, насколько ограниченный человеческий разум ниже божественной премудрости [2]. Теология — священное учение и наука, основывается на знании, которым обладает Бог и те, кто удостоен блаженства. Приобщение к божественному знанию достигается через откровения.
Аквинат выделял три иерархически соподчиненных типа мудрости, каждая из которых наделена своим «светом истины»:
Некоторые истины Откровения доступны для понимания разумом человека: например, что Бог существует, что Бог един. Другие — понять невозможно: например, божественное триединство, воскрешение во плоти.
На основе
этого Фома Аквинский выводит
необходимость различать
Фома Аквинский выдвинул принцип: истины науки и истины веры не могут противоречить друг другу; между ними существует гармония. Мудрость — стремление постичь Бога, наука же — способствующее этому средство [4].
И Августин, и Фома Аквинский признают, что несправедливый, то есть противоречащий естественному праву, чакон подлинным законом не является, и ему можно не подчиняться, если это не причиняет большого вреда обществу. «Каждый человеческий позитивный закон обладает природой закона в той мере, в какой он вытекает из естественного закона, - писал Фома Аквинский. - Если, однако, в каких-то пунктах он противоречит закону природы, он не является больше законом, а скорее представляет собой извращение закона».
Принцип обязательного соответствия позитивного права естественному, четко сформулированный Фомой Аквинским, встречался еще в «Законах» Платона, был воспринят стоиками, Цицероном и римскими юристами [5].
Итак, естественное право — учение об идеальном, независимом от государства праве, вытекающем будто бы из велений разума и «природы» человека [6].
Кроме того, естественное право абстрактно, так как никогда полностью не реализуется в позитивных законах государства, поскольку последнее есть только временное и внешнее соединение граждан [1]. Государственная деятельность должна быть ориентирована, прежде всего, на божественные принципы, проявленные в учении и догматах церкви. Такая трактовка естественного права сохраняется вплоть до Фомы Аквинского, который трансформирует характер взаимосвязи божественного, и позитивного права [3]. Используя аристотелевское понимание государства и природы человека как существа политического, он утверждает, что естественное право совпадает с принципами разума и потом является реальной основой государственной и политической деятельности. Его отличие от божественного права в том, что оно ориентировано не только на моральное совершенствование граждан, но и на достижение их выгоды, благосостояния, самоудовлетворенности, у Аквината формируется представление о народе как источнике силы реальной политической власти (тогда как ее авторитет коренится в божественном праве). Приобретение и распоряжение властью могут идти вразрез с принципами божественного и естественного права, следовательно, у народа есть (хотя и предельно абстрактное) право на сопротивление тирании. Окончательное решение этого вопроса зависит от церкви. В конечном счете, божественное и естественное право – неизменные принципы, действующие во всем универсуме и проявленные в человеческом разуме. Собственно требования естественного права таковы: стремиться к самосохранению и благу, продолжать свой род, уважать достоинство других и искать истину. Два последних требования формируют естественную справедливость, то есть стремление воздавать каждому свое [6]. Позитивный закон является правовым, если соответствует справедливости и реализует требования естественного права. Особенность трактовки права у Аквината такова, что сфера мышления тоже оказывается прерогативой естественного права и позитивного закона, что означает справедливость уголовных преследований еретиков [3].
Цель государственности – «общее благо», обеспечение условий для достойной, разумной жизни. По мнению Аквината, реализация данной цели предполагает сохранение феодально-сословной иерархии, привилегированное положение облечённых властью лиц и богачей, исключение из сферы политики земледельцев, мелких ремесленников и торговцев, соблюдение всеми предписанного богом долга повиноваться высшему сословию – правителям, олицетворяющим собою государство. Идеолог, который считал, будто «совершенство вселенной требует, чтобы в вещах присутствовало неравенство, дабы осуществились все степени совершенства», - такой идеолог и не мог видеть иными предпосылки достижения «общего блага» в государстве. Аквинат утверждает, что существуют различные формы власти, однако не все они в одинаковой степени реализую счастье и благо общества. Он различает олигархию, монархию, тиранию и ее разновидность – демократию [2].
Наилучшую форму власти представляет государство, в котором сочетаются элементы монархические, аристократические и демократические.
Фома Аквинский сформулировал пять доказательств бытия Бога.
1. Недвижимый движитель
Ничто не
может начать движение само по себе,
для этого необходим
Ничто не является собственной причиной. Каждому следствию предшествует причина, и опять мы двигаемся по цепочке причин. Должна существовать первая причина, ее и называют богом.
3. Космологическое доказательство
Все предметы
мира находятся во взаимосвязи и
взаимоотношении друг с другом, и
их существование возможно только во
взаимосвязи и взаимоотношении.
Однако бесконечный поиск
4. Доказательство от степени совершенства
В окружающем
мире наблюдается последовательное
иерархическое возрастание
5. Телеологический аргумент, или доказательство от божественного замысла (от целесообразности)
В окружающем мире наблюдается определённый порядок и стройность, происхождение которых невозможно приписать самому миру. Этот порядок заставляет предположить существование некоего разумного организующего начала, установившего этот порядок. Это и есть Бог [1].
Список использованной литературы
1 Инте́нция (лат. intentio «стремление») — направленность сознания, мышления на какой-либо предмет; в основе такой направленности лежит желание, замысел.
2 Фома́ Акви́нский (иначе Фома Аквинат, Томас Аквинат)