Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 01:23, контрольная работа
Средневековье — это господство религиозного мировоззрения, выраженного в богословии. Философия становится служанкой теологии. Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Попутно развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия личности (спор о различии ипостаси и сущности) и спор о приоритете единичного или общего (реалисты и номиналисты).
Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи до эпохи Возрождения, то есть почти целое тысячелетие.
История средневековой философии......................................................................3
Периоды развития средневековой философии.....................................................7
Философские школы средневековья и их представители...................................9
Список используемой литературы.......................................................................11
Министерство сельского хозяйства РФ
ФГОУ ВПО Самарская государственная сельскохозяйственная академия
Институт управленческих технологий и аграрного рынка
Кафедра
Государственного и
муниципального управления
Контрольная работа
по дисциплине История философии
тема
«Опишите историю
средневековой философии.
Назовите периоды, основные
школы и их представителей»
Работу проверила к.ф.н.
доцент кафедры ГМУ
Болотникова
Е.Н.
Работу подготовила
студентка группы ГМ 231
Афанасьева
Н.Г.
Самара 2011
Содержание
История средневековой
философии.....................
Периоды развития
средневековой философии.......
Философские школы
средневековья и их представители.................
Список используемой
литературы....................
История средневековой философии
Средневековье — это господство религиозного мировоззрения, выраженного в богословии. Философия становится служанкой теологии. Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Попутно развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия личности (спор о различии ипостаси и сущности) и спор о приоритете единичного или общего (реалисты и номиналисты).
Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи до эпохи Возрождения, то есть почти целое тысячелетие.
Раннее средневековье характеризуется становлением христианской догматики в условиях формирования европейских государств в результате падения Римской империи (V в. п. э.), а зрелое средневековье (начиная с XI в.) связано со становлением и утверждением феодализма, который в качестве своей идеологической основы использовал развитое в раннем средневековье христианство, уточняя и углубляя детали этого мировоззрения в соответствии с собственными требованиями.
Идеалистическая
ориентация большинства философских
систем средневековья диктовалась
основными догматами
(начало и конец света).
В
условиях такого жестокого религиозного
диктата, поддерживаемого
Систематизатором ортодоксальной схоластики считается монах-доминиканец Фома Аквинский (1225/26—1274), ставивший своей основной целью отработку догматов христианского вероучения в формах здравого смысла. Опираясь на позднего Аристотеля, он канонизировал христианское понимание соотношения идеального и материального как соотношение изначального принципа формы (“принципа порядка”) с колеблющимся и неустановившимся принципом материи (“слабейшим видом бытия”). Слияние первопричина формы и материи рождает, но Фоме Аквинскому, мир индивидуальных явлений. Душа человека есть формообразующий принцип, однако, свое полное индивидуальное воплощение она получает только при соединении с телом.
Это
последнее положение поставило
точки над “и” в одном из
самых острых дискуссионных вопросов
христианской схоластики. Будучи в
своих фундаментальных
Однако наиболее остро коллизия между духом и материей проявилась в средневековье в знаменитом споре между реалистами (от лат. realis — вещественный, действительный) и номиналистами (от лат. nomen—имя, наименование). Спор шел о природе универсалий (от лат. universalis—общий), то есть о природе общих понятий. Реалисты (Иоанн Скот Эриугсна и главным образом Фома Аквинский), основываясь на положении Аристотеля о том, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой, сформулировали концепцию о трех видах существования универсалий.
Универсалии, согласно Фоме Аквинскому, существуют трояким образом: “до вещей” в божественном разуме, “в самих вещах” как их сущность или формы и “после вещей”, то есть в человеческом разуме, как результат абстракции.
Такое
решение вопроса носит в
Номиналисты
(Росцелин), будучи во многом значительно
более материалистически
Как
и следовало ожидать, церковь
приняла умеренный реализм
Аквинского, а номинализм Росцелина был
осужден еще на Суассонском соборе в 1092
г.
Таким
образом, несмотря на идеалистический
характер всей средневековой философии,
в ней продолжалось противоборство
линий Платона и Демокрита, хотя
оно и облекалось чаще всего в
логические термины. Средневековый
спор о природе универсалий
Особенности стиля философского мышления средневековья:
1. Если античное мировоззрение было космоцентричным, то средневековое - теоцентрично. Реальностью, определяющей все сущее в мире, для христианства является не природа, космос, а Бог. Бог является личностью, которая существует над этим миром.
2.
Своеобразие философского
3.
Представление о реальном
Христианство
принесло в философскую среду
идею линейности истории. История движется
вперед к Судному Дню. История
понимается как проявление воли Бога,
как осуществление заранее
Христианская философия стремится осмыслить внутренние личностные механизмы оценки - совесть, религиозный мотив, самосознание. Ориентация всей жизни человека на спасение души - это новая, проповедуемая христианством ценность.
4.
Философское мышление средних
веков было ретроспективным,
5.
Стиль философского мышления
средневековья отличался
6.
Философское мышление
7.
Философия средневековья -- комментаторская
философия. В форме
8.
Как особенность следует
9.
Стиль философского мышления
средневековья отличает
10.
Философскому мышлению
Информация о работе Средневековая философия. Основные школы и их представителей