Средневековая философия. Основные школы и их представителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 01:23, контрольная работа

Краткое описание

Средневековье — это господство религиозного мировоззрения, выраженного в богословии. Философия становится служанкой теологии. Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Попутно развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия личности (спор о различии ипостаси и сущности) и спор о приоритете единичного или общего (реалисты и номиналисты).
Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи до эпохи Возрождения, то есть почти целое тысячелетие.

Содержание

История средневековой философии......................................................................3
Периоды развития средневековой философии.....................................................7
Философские школы средневековья и их представители...................................9
Список используемой литературы.......................................................................11

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 32.39 Кб (Скачать файл)

     Итак, средневековая философия внесла существенный вклад в дальнейшее развитие гносеологии, разработав и  уточнив все логически возможные  варианты соотношения рационального, эмпирического и априорного, соотношения, которое станет впоследствии уже  не только предметом схоластических споров, но фундаментом для формирования основ естественнонаучного и  философского знания.

     Периоды развития средневековой  философии

     Средневековая философская мысль прошла в своем  развитии три этапа:

     1. Патристика (лат. pater - отец) - произведения отцов церкви.

     Первоначально «отцом церкви» именовался духовный наставник, обладающий признанным учительским  авторитетом. Позже это понятие  было уточнено и стало включать в  себя четыре признака: 1) святость жизни; 2) древность; 3) ортодоксальность учения; 4) официальное признание церкви.

     В произведениях, написанных отцами церкви, были заложены основы христианских догматов. Подлинная философия с точки  зрения отцов церкви тождественна теологии, вера всегда первенствует над разумом, а истина - это истина Откровения. Патристику по той роли, которую она играла в обществе, делят на апологетическую и систематическую. На Востоке преобладала систематика, на Западе - апологетика.

     Вершина латинской патристики - творчество Аврелия Августина, классику греческой патристики представляют Василий Великий, Григорий Назианзин и Григорий Нисский.

     2. Схоластика - тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике.

     Крупнейшим  схоластом западноевропейской философии  был Фома Аквинский. Схоластическим по сути был, например, спор Фомы Аквинского и Альберта Великого во дворике Парижского университета на тему «Есть ли у  крота глаза»? Несколько часов длился этот словесный турнир - и все безрезультатно. Каждый стоял на своем, истово и непоколебимо. Но тут случись садовник, нечаянно подслушавший этот ученый диспут, возьми да и предложи свои услуги. «Хотите, - говорит он, - я вам сей же миг принесу настоящего живого крота. На том и разрешится ваш спор». «Ни в коем случае. Никогда! Мы ведь спорим в принципе: есть ли у принципиального крота принципиальные глаза».

     Под схоластикой понимается (это очевидно из приведенного примера) также формальное знание, бесплодное умствование, оторванное от жизни, от практики. Отсюда и происходит выражение «схоластическое теоретизирование». Образчиком схоластического мышления могут быть вопросы такого рода: может ли Бог сотворить такой  камень, который сам не может поднять? Или: что появилось раньше - курица или яйцо? Сколько чертей может уместиться на острие одной иглы? (Последний вопрос звучит особенно актуально сегодня, во время разгула наркомании).

     3. Мистика - философия, осмысляющая религиозную практику единения человека с Богом, погружения созерцающего духа в океан божественного света. Если в схоластике преобладал спекулятивно-логический аспект, то в мистике - созерцательный. Все мистические учения тяготеют к иррационализму, интуитивизму, намеренной парадоксальности; они выражают себя не столько на языке понятий, сколько на языке символов. Ярким представителем мистики позднего средневековья в Западной Европе был немецкий мыслитель Мейстер Экхарт.

     Философские школы средневековья и их представители

     Схоласты  стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение(средневековая «школьная» философия). Основные проблемы: проблема универсалий и доказательство бытия бога.

     Проблема  универсалий–проблема общих понятий(ставилась  Платоном–«идеи», Аристотелем–«материя и форма»). В зависимости от ее решения всех ученых делят на реалистов и номиналистов.

     Реалисты–утверждали, что общие понятия(универсалии) имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей(дом вообще существует как и конкретный дом).

     Номиналисты- считали понятия лишь именами, реально существуют лишь отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств.

     Отцом схоластики считают Боэция(5 век) или  Иоанна Скотта Эриугена(810-77)–ирландец, жил во Франции. Между божественным откровением и разумом нет  противоречия. На пути рациональности он пытался доказать существование  бога. Недостатки познавательных усилий мешают увидеть непротиворечивость божественных откровений. Эриугена был  реалистом. Бытие а разделяет  на четыре природы:

     Не  сотворенная, но торящая–бог, как источник всех вещей: единственный несозданный  творец всего, он бесформенен, невыразим  и постигается лишь через бытие  вещей.

     Сотворенная и творящая–божественные идеи, выступающие  как первичные причины; идеальный  мир создан богом из себя самого и существует вечно.

     Сотворенная и нетворящая–чувственно–воспринимаемый мир, который есть проявление идеального мира во множестве различных вещей.

     Не  сотворенная и не творящая–бог, воспринимаемый как конечная цель всех вещей.

     Вторая  и третья природы не имеют самостоятельного существования и не отличаются по–существу. Образование вещей Э. связывает  с грехопадением человека, при  котором происходит отпадение человека от бога. Но с течением времени наступает  искупление и возвращение всех вещей  к богу. Система Э. по-своему существу пантеистическая, была осуждена католической церковью.

     Ансельм Кентерберийский(1033–1109)–подобно Августину  утверждал, что вера должна быть выше разума: следует «верить, чтобы понимать», однако вера может быть «рационально»  обоснована. Христианские догматы для А.–незыблемая истина, правда, их следует рационально осмысливать, чтобы укрепить верующего человека в его вере. «Вера ищет разума»–суть его воззрений. «Я верую в бога, но вера д. иметь оправдание в разуме»–1-й вывод из тезиса. «Верую, чтобы понимать»–2-й вывод. Он положил начало проблеме предпосылок знания(существует ли предзнание?). Божественное откровение подготавливает научное познание. А. Связал тесно теологию с философией.

     Иоанн Росцелин(1050–1120)–Франция. Был крайним  номиналистом, обвинен в ереси. Истолковывал святую троицу как совокупность трех отдельных богов(бог един в трех лицах, значит понятие «бог» относится  ко всем ипостасям, следовательно, существует три бога). Он утверждал, что общие  понятия–только имена, названия, просто «сотрясения воздуха». Реально существуют только единично чувственно воспринимаемые вещи.

Пьер  Абеляр(1079–1142)–французский философ  и теолог. Происходил из богатой  семьи, стал отличным полемистом (диспут появился в средние века. Христианство давало постулаты, а философы разъясняли скрытый в них смысл). Был посредником между реалистами и номиналистами. Его концепция получила название «концептуализма». По сути был умеренным номиналистом: общие понятия не существуют, но они существуют в нашем сознании и представляют существенные признаки класса предметов. Благодаря универсалиям возможно познание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

  1. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М.: Мысль, 1979
  2. Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С. - История философии. - М.: Просвещение, 2004
  3. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М.: Энигма, 1997
  4. Соколов В.В. Средневековая философия. М.: Высшая школа, 1979
  5. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М.: Высшая школа, 2003
  6. Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности. - М.: ТД “ГРАНД”, 2002

Информация о работе Средневековая философия. Основные школы и их представителей