Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 19:43, реферат
Иоганн Готлиб Фихте родился в Рамменау в 1762 г. в бедной крестьянской семье. Его отроческие годы отмечены печатью нищеты. Чтобы помочь семье, он пас гусей. Впрочем, воспоминания о той поре не тяготили, напротив, тяжелое детство было высшей школой морали, о чем он рассказывал с нескрываемой гордостью
1. ФИХТЕ И ЭТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ…………………………………2
1.1. Жизненный путь и сочинения
1.2. Фихтеанский идеализм как изложение «основания» кантианского критицизма…………………………………………………………3
1.3. «Наукоучение» и структура фихтеанского идеализма………….5
1.3.1. Первый принцип: Я полагает самое себя
1.3.2. Второй принцип фихтеанского идеализма: Я противополагает себе не-Я………………………………………………………...6
1.3.3. Третий принцип фихтеанского идеализма: взаимное ограничение и противопоставление Я ограниченного и ограниченного не-Я ……………………………………………6
1.3.4. Идеалистическое объяснение познавательной деятельности..7
1.3.5. Идеалистическое объяснение морали…………………………7
1.4. Мораль, право и государство……………………………………...8
1.5. Вторая фаза фихтеанства (1800—1814)…………………………10
1.6. Заключение: Фихте и романтики………………………………...12
2. ШЕЛЛИНГ И РОМАНТИЧЕСКИЕ СТРАДАНИЯ ИДЕАЛИЗМА…..13
2.1. Жизненный путь, эволюция и сочинения Шеллинга
2.2. Фихтеанские начала у Шеллинга и новые ферменты (1795—1796)………………………………………………………………..14
2.3. Философия природы Шеллинга (1797—1799)…………………..14
2.4. Идеализм трансцендентальный и идеализм эстетический (1800)……………………………………………………………….16
2.5. Философия тождества (1801—1804)……………………………..18
2.6. Теософия и философия свободы (1804-1811)……………………21
2.7. «Позитивная философия», или Философия мифологии и Откровения (с 1815 г.)…………………………………………….22
2.8. Заключение………………………………………………………...
Для позднего Шеллинга характерно различение «позитивной» философии и «негативной». Под «негативной» философией (которой он придерживался прежде) Шеллинг понимает размышления о «сущности вещей». Под «позитивной» философией он понимает философию, занимающуюся «реальным существованием вещей». Негативная философия целиком основана на разуме, позитивная — на религии и Откровении; необходима, по мнению Шеллинга, их интеграция.
Шеллинг распространяет понятие Откровения на все исторические формы религии, включая политеистические и языческую мифологию. Важно помнить, что Бог в позитивной философии понят как личностный Бог, Творец и Спаситель.
Усилия Шеллинга, полагает А. Баусола, направлены на некий синтез религиозных чаяний, на которые уповал поздний романтизм, чтобы одновременно спасти конкретные науки в их развитии в постижении мира. Речь идет еще об одной попытке примирить разум и свободу, цель и необходимость. По мнению Парейсона, творчество позднего Шеллинга говорит о внутреннем разложении рационалистического идеализма в экзистенциальном смысле. Не случайно отчетливо слышен мотив несводимости существования к сущности, позже сформулированный Кьеркегором.[12]
2.8. Заключение
Внутренняя подвижность мысли Шеллинга способна обескуражить самых терпеливых читателей, а у иных вызвать раздражение.
Лучшие свои идеи он выразил в йенский период между 1799— 1803 гг. Его закат совпал в восходом звезды Гегеля, который с 1818 г. привлек к себе всеобщее внимание.
Возможно, Шеллинг был
тем самым мыслителем, который
лучше других выразил романтические
устремления. «Система трансцендентального
идеализма» остается наиболее завершенным
произведением, хотя новизна его
относится лишь к тридцати страницам,
посвященным искусству и
Гегель позже отзовется о Фихте как о представителе субъективного идеализма, а о Шеллинге как о представителе объективного идеализма. Себя Гегель видел творцом абсолютного идеализма, в котором снимается «тезис» и «антитезис». Эта схема исторически неточна, ибо Фихте и Шеллинг, взятые каждый сам по себе, не укладываются в нее. Однако это не помешало Гегелю разыграть свою карту, расставив своих предшественников по ступеням Абсолютного Духа, чему и посвящена следующая глава.
Сноски
Информация о работе Субъективный идеализм И. Фихте и объективный идеализм Ф. Шеллинга