Субъективный идеализм И. Фихте и объективный идеализм Ф. Шеллинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 19:43, реферат

Краткое описание

Иоганн Готлиб Фихте родился в Рамменау в 1762 г. в бедной крестьянской семье. Его отроческие годы отмечены печатью нищеты. Чтобы помочь семье, он пас гусей. Впрочем, воспоминания о той поре не тяготили, напротив, тяжелое детство было высшей школой морали, о чем он рассказывал с нескрываемой гордостью

Содержание

1. ФИХТЕ И ЭТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ…………………………………2
1.1. Жизненный путь и сочинения
1.2. Фихтеанский идеализм как изложение «основания» кантианского критицизма…………………………………………………………3
1.3. «Наукоучение» и структура фихтеанского идеализма………….5
1.3.1. Первый принцип: Я полагает самое себя
1.3.2. Второй принцип фихтеанского идеализма: Я противополагает себе не-Я………………………………………………………...6
1.3.3. Третий принцип фихтеанского идеализма: взаимное ограничение и противопоставление Я ограниченного и ограниченного не-Я ……………………………………………6
1.3.4. Идеалистическое объяснение познавательной деятельности..7
1.3.5. Идеалистическое объяснение морали…………………………7
1.4. Мораль, право и государство……………………………………...8
1.5. Вторая фаза фихтеанства (1800—1814)…………………………10
1.6. Заключение: Фихте и романтики………………………………...12
2. ШЕЛЛИНГ И РОМАНТИЧЕСКИЕ СТРАДАНИЯ ИДЕАЛИЗМА…..13
2.1. Жизненный путь, эволюция и сочинения Шеллинга
2.2. Фихтеанские начала у Шеллинга и новые ферменты (1795—1796)………………………………………………………………..14
2.3. Философия природы Шеллинга (1797—1799)…………………..14
2.4. Идеализм трансцендентальный и идеализм эстетический (1800)……………………………………………………………….16
2.5. Философия тождества (1801—1804)……………………………..18
2.6. Теософия и философия свободы (1804-1811)……………………21
2.7. «Позитивная философия», или Философия мифологии и Откровения (с 1815 г.)…………………………………………….22
2.8. Заключение………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 62.25 Кб (Скачать файл)

 

 

Для позднего Шеллинга характерно различение «позитивной» философии  и «негативной». Под «негативной» философией (которой он придерживался  прежде) Шеллинг понимает размышления  о «сущности вещей». Под «позитивной» философией он понимает философию, занимающуюся «реальным существованием вещей». Негативная философия целиком основана на разуме, позитивная — на религии и Откровении; необходима, по мнению Шеллинга, их интеграция.

Шеллинг распространяет понятие  Откровения на все исторические формы  религии, включая политеистические и языческую мифологию. Важно  помнить, что Бог в позитивной философии понят как личностный Бог, Творец и Спаситель.

Усилия Шеллинга, полагает А. Баусола, направлены на некий синтез религиозных чаяний, на которые уповал поздний романтизм, чтобы одновременно спасти конкретные науки в их развитии в постижении мира. Речь идет еще  об одной попытке примирить разум  и свободу, цель и необходимость. По мнению Парейсона, творчество позднего Шеллинга говорит о внутреннем разложении рационалистического идеализма  в экзистенциальном смысле. Не случайно отчетливо слышен мотив несводимости существования к сущности, позже  сформулированный Кьеркегором.[12]

 

 

 

 

 

2.8. Заключение

 

 

Внутренняя подвижность  мысли Шеллинга способна обескуражить самых терпеливых читателей, а у  иных вызвать раздражение.

Лучшие свои идеи он выразил  в йенский период между 1799— 1803 гг. Его закат совпал в восходом звезды Гегеля, который с 1818 г. привлек к  себе всеобщее внимание.

Возможно, Шеллинг был  тем самым мыслителем, который  лучше других выразил романтические  устремления. «Система трансцендентального  идеализма» остается наиболее завершенным  произведением, хотя новизна его  относится лишь к тридцати страницам, посвященным искусству и художественной интуиции.

Гегель позже отзовется  о Фихте как о представителе  субъективного идеализма, а о  Шеллинге как о представителе  объективного идеализма. Себя Гегель видел  творцом абсолютного идеализма, в котором снимается «тезис»  и «антитезис». Эта схема исторически  неточна, ибо Фихте и Шеллинг, взятые каждый сам по себе, не укладываются в нее. Однако это не помешало Гегелю разыграть свою карту, расставив  своих предшественников по ступеням Абсолютного Духа, чему и посвящена  следующая глава.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сноски

  1. http://www.fihte-shelling.ru/biography.htm
  2. Радугин, А.А. Философия.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: Центр, 1997.- 116с.
  3. http://www.fihte-shelling.ru/fiht_ideal.htm
  4. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Reale_ZapFil/Modern/ _02.php
  5. http://www.fihte-shelling.ru/two_phase_fiht.htm
  6. http://www.fihte-shelling.ru/fiht_romantic.htm
  7. Титов, В.Ф. Философия: Учеб. для вузов.- М. высш. шк., 2003- 107с.
  8. http://www.fihte-shelling.ru/fil_nat.htm
  9. http://www.fihte-shelling.ru/ideal_trans.htm
  10. http://www.fihte-shelling.ru/fil_togd.htm
  11.   http://www.fihte-shelling.ru/teosofiya.html
  12. http://www.fihte-shelling.ru/positiff.htm

 


Информация о работе Субъективный идеализм И. Фихте и объективный идеализм Ф. Шеллинга