Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 19:30, реферат
В профессиональной деятельности развитая способность к эмпатии является профессионально важным качеством для людей, чья работа непосредственно связана с людьми (чиновники, руководители, продавцы, менеджеры персонала, педагоги, психологи, психотерапевты и другие). Для психотерапевтов развитая способность к эмпатии оказалась достаточно важной, чтобы была разработана техника эмпатического слушания, помогающая понимать эмоциональное состояние собеседника.
Как нам представляется, именно с этим вторым случаем эмпатии мы встречаемся в синектике В. Гордона, где основной процедурой генерирования новых идей в науке и технике считается «превращение знакомого в странное». При этом подразумевается, что человек преднамеренно становится на точку зрения, отличающуюся от общепринятой, вырабатывает в себе это для того, чтобы попытаться заново увидеть хорошо знакомое. В сущности об этом говорит А.Н. Туполев, описывая творческий процесс рождения новой идеи: «Надо на вещи, на собственную работу мысли, взглянуть непривычным взглядом. Надо взглянуть чужими глазами, подойти к ним по-новому, вырвавшись из обычного, привычного круга».
Выводы
Признак творчества предполагает участие психологического механизма эмпатии. Э. В. Ильенков утверждает, что «способность смотреть на окружающий мир глазами другого человека» приобретает собственно творческий, продуктивный характер лишь при условии, что человек обладает умением «принимать близко к сердцу» интерес другого человека, его запросы к действительности, его потребности. Это значит уметь сделать всеобщий «интерес» своим личным и личностным интересом, потребностью своей индивидуальности, ее пафосом. То, что в других выступало в виде «намека», «тенденции», приобретает в акте творчества характер нового, интегрального образа. Работа творческого воображения (напомним, что «воображение» мы рассматриваем здесь как эмпатию) организована и регулируется формами, которые, как и категории логики, имеют «универсальный» характер и представляют собой продукт длительной «дистилляции».
Культурные формы творческого
воображения, в которых выражен
опыт протекших поколений, усваиваются
через «потребление» предметов,
созданных силой этого
Сходные идеи развивает М. Г. Ярошевский, анализируя категориальную регуляцию научной деятельности. Он полагает, что объективность (а значит, и общественная значимость) научных открытий, истин объясняется тем, что верное отражение действительности достигается в ходе творческих исканий и находок, определяемых категориальным аппаратом научного мышления, «категориальной сеткой». Чтобы регулировать деятельность отдельных ученых, этот аппарат должен быть представлен такой социальный фактор, как «научное сообщество» (союзники и противники, возможные оппоненты и критики), выступающие в функции «особого, надличностного субъекта, незримо вершащего свой контроль и суд». Все сказанное побуждает постулировать в творческой личности ученого, кроме его реального «Я», второе и старшее «Я».
.
ИСТОЧНИКИ
1. Е. Я. Басин «Статьи об искусстве», ТВОРЧЕСТВО И ЭМПАТИЯ (Вопросы философии, 1987, №2);
2. Методология поиска новых идей в рекламе А.В.Наумова Глава из монографии «Планирование рекламной кампании»
3. Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. — М.: Академический Проект, 2004. — 320 с. (Серия «Gaudeamus»)
Информация о работе Сутність емпатії та її роль в науковій творчості