Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 22:55, курсовая работа
Философия как особый, относительно самостоятельный вид знания, сформировалась в УП - У1 вв. до н.э. в Индии, Китае и Древней Греции. Термин «философия» впервые встречается у Пифагора, древнегреческого философа (У1 в. до н.э.) и понимается как «любовь к размышлению», «любовь к мудрости».
Возникнув из стремления осмыслить мир в его целостности, выделить его наиболее общие свойства и связи, философия сохраняет эту особенность на протяжении всего своего развития. «Мудрость» же философии состоит в ее особом отношении к миру и человеку, предполагающем «погруженность» в бытие, стремлении жить по тем принципам, которые философ считает истинными, а не по традиционным правилам и установлениям, сложившимся в быту.
Противоположность между научным и утопическим в марксизме относительна и грань между ними довольно зыбкая. Утопична не сама критика капитализма, устанавливающая мыслимые пределы её существования. Утопично стремление придать этой критике характер прямого революционного действия. Это вера в способность революционных масс своими действиями приблизить, ускорить гибель капитализма. Маркс утопичен в той мере, в какой претендовал не только на объяснение действительности, но и на её изменение и преобразование, т.е. был не только учёным, но и революционером.
Утопией является не само по себе стремление к свободе, равенству, справедливости, а представление о том, что оно реализуется действиями одного класса, пускай самого передового и многочисленного. Кстати, в России начала XX века даже этого условия не было. Оказалось, что вера в освободительную миссию пролетариата так же утопична, как в конце XVIII века во Франции вера в третье сословие с лозунгом «Свобода, Равенство, Братство».
С самого зарождения и в процессе развития в марксистской философии обозначились, а затем и усилились некоторые негативные тенденции. Обострение классовой борьбы рабочего класса проецировалось и на сферу философии. Отсюда нетерпимость к инакомыслию. После смерти классиков марксизма началась канонизация их учения, что выразилось в стремлении рассматривать всю предшествующую философию как подготовительный этап к марксизму. Все эти тенденции ускорились и усилились в Советском Союзе. Кроме того, с 1938 года, с момента выхода «Краткого курса истории ВКП (б)»
происходит вульгаризация и догматизация философии марксизма, она принимает характер государственной философии, единственно верного, «научного» мировоззрения.
Интересно, что в самом начале ХХ века (1900 г.), когда значительная часть российской интеллигенции исповедовала марксизм, Л.Н. Толстой, давая интервью корреспонденту болгарского журнала «Мысъл», говорил: «Один неглупый немец по имени Карл Маркс написал одну неглупую книгу под названием «Капитал». Следует ли из этого, что эту книгу нужно провозглашать Евангелием и что мы должны носиться с ней как с писаной торбой?»
Как относиться к марксизму и соответственно к марксистской философии? Как к любому учению, цивилизованно. Без обожествления или, наоборот, демонизации. Цивилизация не предаёт анафеме собственные идейные порождения. Она извлекает уроки.
Особенности философии России 19-20вв
Общая характеристика философии России
19-20 веков.
С давних времен, с самого своего становления
Россия зарекомендовала себя, как страна
необычная, не похожая на других, а потому
непонятная и вместе с тем чрезвычайно
притягательная.
Тютчев сказал в свое время про Россию:
Умом России не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать
В Россию можно только верить.
Эти строки, безусловно, актуальны и по
сей день. Россия – страна, не подпадающая
ни под какие мерки, шаблоны и законы логики.
Но Россия, ее характер – это характер
ее народа, характер сложный и весьма противоречивый.
19 и 20 век - это была эпоха пробуждения
в России самостоятельной философской
мысли,
возникновение новых течений в философии
демонстрируя предельное многообразие
подходов к проблеме человека. На протяжении
столетий менялись духовные установки
и господствующие мировоззренческие течения.
Однако тема человека оставалась неизменной,
она служила фундаментом для самых разных
теоретических исканий.
Панорама концепций человека, созданных
в этих веках, обширна. В нее входят представители
различных философских направлений.
Так, русская философия предстает перед
нами как история борьбы двух противоположных
направлений: стремления организовать
жизнь на европейский лад и желания оградить
традиционные формы национальной жизни
от иностранного влияния, в результате
которого возникли две идейные программы:
западничество и славянофильство.
Западничество и славянофильство составляет
главный фокус, вокруг которого и по отношению
к которому оформился идеологический
горизонт эпохи сыгравший решающую роль
в формировании русского национального
самосознания и определяющий дальнейшие
судьбы русской философии.
К философскому направлению “ Западники “
П. Я. Чаадаев (1794-1856 гг.) и Н. В. Станкевич (1813
1840гг.) которые считали, что Россия должна
учиться у Запада и пройти тот же путь развития,
которым шла и идет Западная Европа. Истинная
религия - католицизм.
Герцен Александр (1812-1870)
Белинский ( 1811-1848) Духовная природа человека
отлична от его физической природы, но
неотделима от нее; духовное есть
Чернышевский (1828-1889)
К философскому направлению “Славянофилы”
В. С. Соловьев (1853-1900)
Н. А. Бердяев (1874-1948)
Определение русской идеи в философии
России 19-20 вв
Русская философия 19-20 вв. отличается тем,
что философские воззрения этого периода
строились как раз на самобытности России
и как один из критериев этой самобытности,
её религиозность и это не случайность.
Философский процесс в России, не есть
отдельный автономный процесс, а один
из аспектов существования российской
культуры, поэтому духовным истоком цельного
процесса является Православие, во всей
совокупности своих сторон: как вера и
как Церковь, как учение и как институт,
как жизненный и духовный уклад.
Русская философия сравнительно молодая.
Она впитала в себя лучшие философские
традиции европейской и мировой философии.
В своем содержании она обращается и ко
всему миру, и к отдельному человеку и
направлена как на изменение и совершенствование
мира (что свойственно западноевропейской
традиции), так и самого человека (что свойственно
восточной традиции). Вместе с тем это
очень самобытная философия, включающая
в себя весь драматизм исторического развития
философских идей, противостояние мнений,
школ и направлений. Тут соседствуют и
вступают между собой в диалог западники
и славянофилы, консерватизм и революционный
демократизм, материализм и идеализм,
религиозная философия и атеизм. Из её
истории и ее целостного содержания нельзя
исключать никакие фрагменты - это ведет
лишь к обеднению её содержания.
Русская философия - это неотъемлемая
часть мировой культуры. В этом её значение
как для философского познания, так и для
общекультурного развития.
Философия есть не только продукт деятельности
чистого разума не только итог изысканий
узкого круга специалистов. Она представляет
собой выражение духовного опыта нации,
ее интеллектуального потенциала, воплощающегося
в разнообразии творений культуры. Синтез
философского и исторического знания, ставящей
своей целью не описание исторических
фактов и событий, а раскрытие их внутреннего
смысла. Центральной идеей русской философии
был поиск и обоснование особого места,
и роли России в общей жизни и судьбе человечества. И
это важно для понимания русской философии, которая
действительно обладает своими особенными
чертами, как раз благодаря своеобразию
исторического развития.
Итак, в русской философии мысль сформировалась
в русле так называемой ''Русской идеи''.
Идея особой судьбы и предназначения России.
Сформировалась она в 16 веке и явилась
первым идеологическим оформлением национального
самосознания русского народа. В дальнейшем
Русская идея разрабатывалась в периоде
отечественной философии 19 начала 20вв.
Её основоположниками в этот период являются
П.Л.Чаадаев, Ф.М.Достоевский, В.С.Бердяев.
Доминирующий мотив ''Русской идеи'' - признание
ее глубинным выражением идеи всечеловеческой,
объединяющей народы мира в единое целое.
Русская идея есть идея о том, что именно
России суждено стать во главе движения
к общечеловеческой цивилизации на основе
христианства.
В целом русская философия 19 - начала 20
века явилась отражением идейных исканий
исторического пути развития России.
В противоборстве идей славянофилов и
западников в конечном итоге победила
западная ориентация, но трансформировавшаяся
на русской почве в теорию марксизма- ленинизма.
Характерные черты российской философии
Русская философия — сравнительно позднее
образова ние нашей национальной культуры, хотя предпосылки ее далеко
уходят в глубь национальной истории.
Однако предпосылки еще не само явление,
они лишь подготавливают рождение и разви
тие. Само же явление начинается с обретения
формы, адекватной своему содержанию.
Если руководствоваться таким критерием,
философия в России начинается не в 11 и
даже не в 18 в., а только в 19 столетии (в
полную силу — во второй его половине).
Но это было поистине великое начало, ибо
связано его с именами Ф. М. Достоевского,
Л. Н. Толстого, Вл. Соловьева. В их лице
и в их творчестве философское самосознание
народа за явило о себе «на весь мир» —
уже не как подражание Западу (византийцам,
французам, немцам), а как совершенно самостоятельный
голос, вносящий свою тему и свою собственную
тональность в многоликий диагноз культур,
в сложную духовную полифонию человеческой
цивилизации.
Как и для Запада, для России XIX век — это
век классики. Русская философская классика
XIX в., как наша классическая литература,
несли миру глубоко выстраданную опытом
поколений истину: нет и не может быть
та кой цели, ради которой была бы допустима
жертва хотя бы в одну человеческую жизнь,
в одну каплю крови, в одну детскую слезинку.
Русская философия — это философия предупреждения.
Ее лейтмотив - нравственное вето на любой
«прогресс», любой социальный проект,
если они рассчитаны на принуждение, насилие
над личностью.
Запад России или Россия Западу? Какие
ценности возобладают в мире -материально-вещественные
или незримые, духовные? В 40-50 гг. 19 века
эти вопросы размежевали русскую общественную
и философскую мысль на два направления:
славянофильство и западничество.
Лидеры славянофильства — А.С. Хомяков,
И.В. Киреевский — выступили с обоснованием
самобытного пути исторического развитая
России, не только отличного, но и в чем-то
противоположного западноевропейскому.
Плоды цивилизации в Европе, считали они,
в общечеловеческом измерении оборачиваются
скорее потерями, чем приобретениями,
ибо они оплачены очень тяжелой ценой
— потерей целостности человеческой личности,
превращением человека из «образа и подобия
божьего» в простую статистическую единицу
буржуазного рынка. Что же можно противопоставить
этому? Земельную общину и артель. А с ними
— истины и заветы православия. Такие
идеи, возражали славянофилам западники
(А.И. Герцен, Т. Н. Грановский, В.П. Боткин),
не реалистичны, ибо Россия уже с петровских
времен необратимо «привязана» к Западу.
Но если даже эти идеи были и «безумны»,
то в России всегда ценилось «безумство
храбрых». Спор славянофилов с западничеством
19 век разрешил в пользу последних. Причем
проиграли не только славянофилы (в середине
века), проиграли и народники (к концу столетия):
Россия пошла тогда по западному, т.е.капиталистическому
пути развития. Однако был ли этот приговор
окончательным? 20 век этот приговор, можно
сказать, пересмотрел. Российский «эксперимент»,
основанный на западноевропейской модели
прогресса, потерпел тяжелое, жестокое
поражение. И не потому, что это был эксперимент
антизападный а, напротив, потому, что
экспериментаторы не посчитались с их
предостережениями, истребили, уничтожили
святая святых народного уклада и народного
духа России — общину, артель, назвав это
— по страшной иронии истории — «великим
переломом», по сравнению с которым «перелом»,
пережитый страной в эпоху Петра, был не
более чем легкой коррекцией ее естественного
развития. Сегодня приходится лишь поражаться
прозорливости тех русских мыслителей
19 в. (Достоевский, В. Соловьев), которые
отказывались видеть существенное различие
между «социализмом», готовившимся русскими
«бесами», и той самой буржуазностью, которой
«социалисты» объявили перманентную гражданскую
войну, стоившей народу десятки миллионов
человеческих жизней. Такова была цена
победы «научных» идей западничества
над ненаучной, утопической идеей их оппонентов!
Но в середине прошлого века спор идеологий
еще почти не касался политических проблем
— он удерживался в рамках отвлеченной
теории. У славянофилов несогласие с западниками
не столько осмысливалось, сколько прочувствовалось,
переживалось в религиозной форме.
Антиномию веры и знания, известную и для
философии Запада, в российском варианте
стремится разрешить философия всеединства,
основателем и самым крупным представителем
которой выступал В.С. Соловьев. Гносеологическим
аспектом идеи все единства стала соловьевская
теория цельного знания, которую философ
противопоставлял как рационализму западников,
так и иррационализму славянофилов. Это
была идея сверхрационализма. «Цельность
знания» в философии В. Соловьева — это
не «теоретический» и не «практический»
разум немецкой классики. И даже не их
единство. Это — другое. «Цельность» у
русского философа — эта такая характеристика
и свойство человеческой души, которые
самым существенным образом отличают
человека — высшее и совершеннейшее творение
природы — от всех других, даже по-своему
смышленных животных. Цельность — это
не результат сложения, интеграции разобщенных,
разошедшихся далеко друг от друга в широком
поле культуры форм и образований духа
(науки, философии, искусства и т. п.), хотя
и предполагает последнее. Цельность сознанию
может придать лишь особое его состояние
и вектор, не совпадающие ни с одной из
знаменитых кантовских «способностей
души» (познания, желания, чувства удовольствия).
В 80-90 гг. сопротивление российской духовности
«обуржуазиванию» общественной жизни
было все еще очень сильным. Именно в это
время Россия начинает знакомиться с марксизмом.
Знаменательно, что русский марксизм —
антипод и критик народничества — сам
если не теоретически, то организационно
вырос из народнического подполья, хотя
привлек к себе поначалу и симпатии леволиберальной
интеллигенции, увидевшей в философской
и экономической теории Маркса высшее
достижение социальной мысли своего времени.
Крупнейший знаток и теоретик марксизма
— Г.В. Плеханов посвятил большинство своих
трудов историко-философскому, гносеологическому
и социологическому аспектам материалистического
понимания истории, справедливо полагая,
что именно в этом теоретическом по строении
сосредоточено центральное ядро марксистского
учения в целом. Научный, материалистический
взгляд на историю должен исключить, по
Плеханову, волюнтаризм, субъективизм
как в теории, так и на практике (в политике).
Но именно такая позиция выдающегося мыслителя
подвергалась долгие годы остракизму
со стороны официальной большевистской
идеологии, а (ам он понижен был ею до ранга
лишь «пропагандиста» марксистской теории.
Вслед за Плехановым с критикой идей народничества
вы ступили В. И. Ленин и «легальные марксисты»
(Н.А. Бердяев, П.Б. Струве, С.Л. Франк). Настаивая
на единстве «трех составных частей» марксизма
(философии, политической экономии и социально-политической
теории), Ленин считал, вместе с тем, что
философские проблемы приобретают особую
актуальность не в годы подъема, а в период
спада революционного движения, когда
перепроверки требуют коренные мировоззренческие
принципы, па которые опирается революционная
партия. Именно в эти годы, последовавшие
после поражения первой русской революции,
выходит книга Ленина «Материализм и эмпириокритицизм»
(1909 г.). В отличие от Плеханова, выступавшего
в основном но социально-историческим
проблемам марксистской теории, Ленин
в своем главном философском сочинении
в центр внимания поставил проблемы теории
познания, связав их с новыми открытиями
в области естествознания. Но даже в этой,
казалось бы, весьма отдаленной от политики
и социальных отношений сфере культуры
Ленин требует видеть столкновение партийных,
классовых интересов, оценивая любые проявления
идеалистической и религиозной мысли
как выражение идеологической, а в конечном
счете — политической реакции.
"Легальные марксисты", выступая
в конце 90-х гг. тоже с критикой народничества,
разошлись с Плехановым (тем более с Лениным)
уже в начале 900-х гг. (т.е. еще до революции
1905 г.) — своим неприятием насильственных
средств борьбы, а в теории — неприятием
подавления личности обществом, несогласием
с идеями «воинствующего» материализма
и атеизма.
Подобные разногласия не отменяют, од
нако, одного важного вывода. Ни романтический
(отрицающий капитализм), ни реалистический
взгляд на будущее (принимающий капитализм
как данность) не был ни тогда, ни после
в русской культуре апологетикой новоявленного
мира делячества и грубоэгоистического
расчета - признан ных и почитаемых добродетелей
западной цивилизации.
Антибуржуазный в целом дух русской классической
фи лософии и «золотого» и «серебряного»
веков не означал и не означает, конечно,
ее социалистического характера в марксистском,
тем более марксистско-большевистском
смысле. «Русский социализм» Герцена и
анархизм Бакуни на не столько социалистичны,
сколько антибуржуазны.
Вывод: 1 В целом русская философия 19 - начала
20 века явилась отражением идейных исканий
исторического пути развития России.
В противоборстве идей славянофилов и
западников в конечном итоге победила
западная ориентация, но трансформировавшаяся
на русской почве в теорию марксизма- ленинизма.
Основные тенденции в развитии философии 20-21 вв
Аналитическая Философия
Развитие и нарастающее влияние аналитической философии по праву считается одной из отличительных черт интеллектуальной культуры XX столетия. У истоков этого направления философского знания стояли английские философы Джордж Эдвард Мур (1873 —1958) и Бертран Рассел (1872 —1970), а также немецкий логик и математик Готлоб Фреге (1848—1925). Аналитическая философия наследует традиции изучения оснований знания — как в его чувственной, эмпирической, так и в рациональной, теоретической форме. Ее предшественниками считают Гоббса, Локка, Беркли, Юма, Д.-С. Милля, Маха, а также Аристотеля и средневековую схоластику, Р.Декарта, Лейбница, Канта и др. Наработанные в прежние века идеи и методы анализа человеческого опыта развиваются в аналитической философии в тесной связи с исследованием языка, в котором выражается и осмысливается этот опыт. Термин “логический анализ” ввели в употребление Мур и Рассел. Он характеризовал метод исследования, но впоследствии определил и название философского направления, практиковавшего этот метод. Круг философов “аналитической” волны несколько размыт: Г.Фреге, Дж.Э.Мура, Б.Рассела, Л.Витгенштейна, Р.Карнапа, Г.Райла, П.Стросона и других объединяет не столько тематика или тип философских концепций, сколько стиль философствования. Его общая характерная черта — детальное исследование языка (с учетом новейших достижений логики и лингвистики) с целью решения философских проблем. Главные цели философии анализа — выявление структуры мысли, прояснение всего смутного, невнятного, достижение “прозрачного” соотнесения языка и реальности, четкое разграничение значимых и пустых выражений, осмысленных и бессмысленных фраз. Внутри аналитической философии выделяют два направления: философию логического анализа и философию лингвистического анализа (или лингвистическую философию). Приверженцы первого направления в основном занимаются философией и логикой науки в русле сциентизма. Сторонники второго направления считают такую ориентацию искусственной и слишком узкой, чрезмерно ограничивающей философский кругозор. С их точки зрения философия укоренена в реальном человеческом разумении, в жизненных ситуациях, в механизмах естественного языка. В основу философии логического анализа легли идеи Фреге и Рассела, а также концепция “Логико-философского трактата” Витгенштейна, сыгравшая важную роль в формировании принципов всей аналитической философии. Истоки лингвистической философии связывают с деятельностью Мура. Зрелая же концепция этого направления тоже была разработана Витгенштейном — во второй период его творчества.
Экзистенциализм
(философия существования) — иррационалистическое направление в совр. зап. философии, возникшее в 20 в. как попытка создания нового мировоззрения, отвечающего взглядам человека сегодняшнего дня, пользовавшееся большим влиянием в 40—60-е гг. Идейные истоки Э.— философия жизни, феноменология Гуссерля, религиозно-мистическое учение Кьеркегора. Различают Э. религиозный (Марсель, Ясперс, Бердяев, Шестов, М. Бубер) и атеистический (Сартр, Камю. С. Бовуар). Особняком стоит фундаментальная онтология Хайдеггера, к-рую нельзя безоговорочно отнести ни к религиозному, ни к атеистическому Э. В Э. нашел отражение кризис буржуазного либерализма с его поверхностно-оптимистическим миропониманием, с верой в прогрессивное развитие буржуазного об-ва, к-рый не выдержал испытания бурными событиями века. Э. возник как мировоззрение пессимистическое, ставившее перед собой вопрос: как жить человеку, потерявшему либерально-прогрессистские иллюзии, перед лицом исторических катастроф? Э.— это реакция на рационализм эпохи Просвещения и нем. классической философии, а также на кантианско-позитивистскую философию, получившую большое распространение в конце 19 — начале 20 в. По мнению экзистенциалистов, осн. черта рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта. В результате этого вся действительность, в т. ч. и человек, предстает перед рационалистом только как объект научного исследования и практического манипулирования, в силу чего такой подход носит “безликий” характер. Э., напротив, должен выступить как противоположность внеличной, “объективной” научной мысли. Э., т. обр., противопоставляет философию и науку. Предметом философии, говорит, напр., Хайдеггер, должно стать “бытие”, в то время как предмет науки — “сущее”. Под “сущим” подразумевается все относящееся к эмпирическому миру, от к-рого необходимо отличать само бытие. Последнее постигается не опосредствованно (через рассудочное мышление), а лишь непосредственно, открываясь человеку через его бытие, его личное существование, т. е. через экзистенцию. В экзистенции как раз и заключена нерасчлененная целостность субъекта и объекта, недоступная ни рассудочно-научному, ни спекулятивному мышлению. В обыденной жизни человек не всегда осознает себя как экзистенцию; для этого необходимо, чтобы он оказался в пограничной ситуации, т. е. перед лицом смерти. Обретая себя как экзистенцию, человек впервые обретает и свою свободу. Согласно Э., свобода состоит в том, чтобы человек не выступал как вещь, формирующаяся под влиянием естественной или социальной необходимости, а “выбирал” самого себя, формировал себя каждым своим действием и поступком. Тем самым свободный человек несет ответственность за все совершенное им, а не оправдывает себя “обстоятельствами”. Чувство вины за все совершающееся вокруг него— это чувство свободного человека (Бердяев). В экзистенциалистской концепции свободы выразился протест против конформизма и приспособленчества, характерного для обывателя, к-рый чувствует себя винтиком огромной бюрократической машины, неспособным ч.-л. изменить в ходе событий. Отсюда постоянное подчеркивание Э. человеческой ответственности за все, что происходит в истории. Однако экзистенциалистское понятие свободы остается субъективистским: оно трактуется в чисто этическом, а не в социальном плане. Отвергая рациональное познание как не соответствующее тому предмету, с к-рым имеет дело философия, Э. выдвигает метод непосредственного, интуитивного постижения реальности, опираясь гл. обр. на Гуссерля (Хайдеггер, Марсель, Сартр), Дильтея (Хайдеггер, Ясперс), отчасти на интуитивизм Бергсона. Мн. экзистенциалисты (Хайдеггер в поздний период своей деятельности, Марсель, Камю и др.) считают, что философия по своему методу познания стоит гораздо ближе к искусству, чем к науке. Э. оказал такое большое влияние на искусство и литературу Запада 40— 60-х гг., а через них и на умонастроения значительной части интеллигенции. Социально-политическая позиция у различных представителей Э. неодинакова.
Информация о работе Сущность и структура философского знания