Схоластика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 14:27, реферат

Краткое описание

СФормирование общества нового типа длится весьма продолжительно. В I–IV вв. н. э. конкурируют между собой философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников, и в это же время формируются очаги новой веры и мысли, которые впоследствии составят основу средневековой философии. Корни философии средних веков уходят в религии единобожия (монотеизма). К таким религиям принадлежат иудаизм, христианство и мусульманство, именно с ними связано развитие как европейской, так и арабской философии средних веков. Средневековое мышление теоцентрично: Бог является реальностью, определяющей всё сущее. Теоцентризм (греч. theos – Бог) – такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он – центр мироздания, активное и творящее его начало.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 31.01 Кб (Скачать файл)

Вопрос 14

Средневековая философия

Формирование общества нового типа длится весьма продолжительно. В I–IV вв. н. э. конкурируют между собой философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников, и в это же время формируются очаги новой веры и мысли, которые впоследствии составят основу средневековой философии. Корни философии средних веков уходят в религии единобожия (монотеизма). К таким религиям принадлежат иудаизм, христианство и мусульманство, именно с ними связано развитие как европейской, так и арабской философии средних веков. Средневековое мышление теоцентрично: Бог является реальностью, определяющей всё сущее. Теоцентризм (греч. theos – Бог) – такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он – центр мироздания, активное и творящее его начало.

В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа, чуждых религиозно-мифологическому  сознанию и соответственно философскому мышлению языческого мира: идея творения и идея откровения. Обе они тесно  между собой связаны, ибо предполагают единого личного Бога. Идея творения лежит в основе средневековой  онтологии, а идея откровения составляет фундамент учения о познании.

Согласно христианскому  догмату, Бог сотворил мир из ничего,

сотворил воздействием своей  воли, благодаря своему всемогуществу,

которое в каждый миг сохраняет, поддерживает бытие мира. Такое

мировоззрение характерно для  средневековой философии и называется креационизмом. Креационизм (лат. creatio – создание, сотворение) – принцип,в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую

природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении.

Философия средневековья  – очень сложный и противоречивый

процесс. Происходило вытеснение из сознания людей языческой античной культуры (и философии) и утверждение  новой культуры, стержнем которой  становилась религия одного бога (утверждался монотеизм). Смена духовной модели (парадигмы) бытия имела огромное значение как для людей эпохи средневековья, так и для всей последующей истории основания человеческой жизни. Изменилось отношение человека к самому себе и другим людям, к власти, государству, истории, знанию. Возникли совершенно новые авторитеты, социальные структуры, на историческую арену вышли новые народы. С приходом и утверждением христианства люди получают равные возможности в смысле духовного бытия: перед единым и единственным Богом были все равны; все, кто веровал в него, могли обращаться к нему лично и рассчитывать на его внимание и благосклонность. Это означало индивидуализацию духовности, давало стимул к работе мысли и поискам истинных путей в жизни. Роль философии сводится к служению религии. Принято делить всю средневековую философию на два периода, имеющих качественное различие, а именно – патристику и схоластику. Патристика (от лат. pater –отец) – учение основателей богословия, заложивших основы христианской теологии в упорной борьбе против еретических идей. Это происходило в период с I по VIII (V) в. Схоластика (от греч. школа) представляла собой сугубо школьную (университетскую, монастырскую)

мудрость, в которой средствами формально-логических рассуждений

доказывались догмы христианства. Схоластика формировалась в период с VIII (V) по XII в, и ее расцвет приходился на XIII–XIV вв. Затем она прекращает свое существование, уступая место  идеям эпохи Возрождения и  Нового времени.

Ревеляционизм (от лат. revelatio – откровение) относится к принципу познания мира; он состоит в том, что самый надежный способ познания божественных истин состоит в постижении скрытого смысла священных писаний, заключающих в себе божественное откровение. Рациональное познание не исключается, но божественное откровение считается высшим и более значимым для человека.

 
 
 
 
Основные проблемы философии средних  веков  
* Защита и обоснование религиозной догматики.  
* Проблема бытия Бога.  
* Соотношение разума и веры.  
* Отношения между Богом и миром.  
* Проблема теодицеи.  
* Природа универсалий.  
* Свобода человеческой воли и предопределение.  
*борьба номинализма и реализма

 
 

Период патристики (II - VI вв.) 
 
Патристика - это классический период в средневековой философии, включающий в себя совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей, названных "отцами Церкви". Здесь происходит становление системы христианской теологии на основе религиозных убеждений и в связи с распространением философии.  
"Отцы Церкви", с одной стороны, критиковали философию как попытку "притязать на мудрость" в то время как единственно мудрым может быть только Бог, но, с другой стороны, они не могли обойтись без философии. Поэтому у них намечается примирительная линия по отношению к античной философии, прежде всего к Аристотелю и мыслителям эллинистической эпохи.  
Основные черты философской патристики  
* От поздней античности средневековую философию отделяют две принципиальные идеи: Творения и Откровения.  
* Онтология патристики зиждется на идее Бога как абсолютного бытия.  
* В рамках патристики выделяют два толкования бытия Бога: в катафатической и в апофатической теологии.  
* Катафатическая теология описывает Бога как сосредоточие блага, справедливости и всемогущества.  
* Апофатическая теология считает, что Бог как Абсолют не имеет атрибутов и не поддается определениям, ибо находится за пределами бытия и качественности.

Особенностью сочинений отцов церкви периода патристики является то, что в них наряду со знанием текстов Священного писания отражено все богатство и многообразие античной философии. Это объясняется тем, что создатели святоотеческой философской литературы были образованнейшими людьми своего времени. Патристикой была создана традиция, которая нашла свое продолжение в схоластике. Это предоставляет возможность рассматривать патристику и схоластику как явления однопорядковые, во-первых, в силу общего для них способа философствования, а во-вторых, вследствие опоры на одни и те же принципы, опосредующие содержание философских сочинений. К этим принципам относятся:

          • теоцентризм — признание в качестве источника всего сущего Бога;
          • креационизм — признание того, что Бог создал все из ничего;
          • провиденциализм — признание того, что Бог правит всем;
          • персонализм — признание того, что человек — “персона”, сотворен Богом по собственному подобию и наделен совестью;
          • ревеляционизм — признание того, что самый надежный путь познания наиболее важных для человека истин состоит в постижении смысла Священного писания.

На этапе патристики большой  вклад в развитие философии внесли такие отцы христианской церкви, как: Тертуллиан (160 — 220), Ориген (ок. 185 — 253/254), Киприан Карфагенский (после 200 — 258), Евсевий Памфил (ок. 260 — 339), Афанасий Великий (295 — 373), Григорий Богослов (Назианзин) (329/330 — 390), Василий Великий (ок. 330 — 379), Амвросий Медиоланский (333/334 — 397), Григорий Нисский (335 — после 394), Иероним Стридонский (347 — 419/420), Августин Блаженный (354 — 430) и др.

Круг проблем, интересовавший представителей патристики, был широким. По сути дела вся проблематика античной философии в той или иной мере осмысливалась и отцами христианской церкви. И все же на переднем плане  осталась проблема человека и его  устройства в мире.

христианские философы поставили устройство человека в мире в зависимость от Бога. Человеческая деятельность и свобода оказались подчинены воле всевышнего. Волевые усилия людей и их деятельность стали рассматриваться сквозь призму их соответствия божеским установлениям. Ответственность за совершающееся в мире переносится за пределы мира. “Не судите, да не судимы будете” — читаем мы в Библии. Ответственность перед людьми опосредуется ответственностью перед Богом. Именно перед Богом и придется отвечать грешникам.

Решение основной проблемы отношения человека к внешнему миру, к Богу и другим людям требовало  философского анализа и других проблем. Существенной здесь была проблема соотношения  знания и веры. Приоритет отдавался  вере. Однако и авторитет знания был достаточно высок. При этом знание часто рассматривалось как средство для укрепления веры. Другая важная проблема, обсуждавшаяся в период патристики и позже, — это проблема о свободе воли. При этом одни средневековые философы отрицали свободу  воли, другие допускали ее, но ограничивали возможным вмешательством Бога, третьи отстаивали мысль о том, что люди свободны в своих волеизъявлениях, но мир не свободен от воли Бога. Люди, неполно постигая мир, могут заблуждаться и грешить. Свобода воли рассматривается как источник греха. Избавить от греха может познание сотворенного Богом мира.

Еще один широко обсуждавшийся  круг проблем относился к этике. Одной из них была проблема добра  и зла в мире. Многие христианские философы периода патристики считали, что зло в мире своим источником имеет дела людей, являющиеся реализацией  их свободной воли, пораженной заблуждениями. Другие мыслители видели источник зла  в происках дьявола.

Большое внимание христианскими  философами периода патристики уделялось  пропаганде заповедей религиозной  морали. Сочинения, посвященные этому, поражают глубиной проникновения в  духовный мир человека, знанием человеческих страстей и желаний. Для этих сочинений  характерен всепроникающий гуманизм.

В своих сочинениях отцы церкви стремились дать конкретные рекомендации тем, кто стремился избежать греха  и спастись от гнева Божия.

 

 

Вопрос 15

Схоластика (IX-XII вв.)

Главная отличительная особенность  схоластики состоит в том, что

она сознательно рассматривает  себя как науку, поставленную на службу теологии.

Термин «схоластика» происходит от греческого слова schole – «школа»; «схоластика» – значит «школьная философия».

Этот период характеризуется  принципиальным подчинением философии  богословию, соединением догматики  христианства и элементов светской философии, преимущественно - аристотелизма. Особенно ярко выражен интерес к формальной логике. Активно разрабатывается проблема универсалий, ставится и решается вопрос об отношениях между разумом и верой. Философская деятельность протекает по преимуществу в монастырских школах, отсюда и название

Одной из важнейших проблем  схоластики выступает проблема соотношения  мира рационального знания и мира духовного опыта. Решение этой проблемы требовало соотношения разума и  веры. Представители схоластики, размышляя  об этом соотношении, пришли к выводу о том, что вера и разум должны находиться в гармоническом единстве друг с другом. Дело в том, что  разум при надлежащем использовании  ведет к приближению к Богу, к единению с Ним. Иными словами, истины разума и веры не могут противоречить  друг другу. Такова суть одного из главных  выводов схоластической средневековой  философии.

Наиболее крупными представителями  средневековой схоластики считаются  Иоанн Скот Эриугена (ок. 810 — ок. 877), Ансельм Кентерберийский (1033 — 1109), Бонавентура (1221 — 1274), Фома Аквинский (1225 — 1274), Дунс Скот (1266 — 1308) и Уильям Оккам (1300 — 1349)

Периодизация  схоластической  философии  
* Начальный период - 12 век  
* Расцвет схоластики - 13 век.  
* Период упадка схоластики - 14 век.

Главные проблемы  
Проблема универсалий. Её возникновение и развитие служит снованием для периодизации внутри схоластики.  Учение о "двух истинах" - божественной, содержащейся в священных текстах, и человеческой, которую дают философские размышления.  
Законы и правила логики, используемые в богословской догматике для обоснования истинности священного Писания.  Соотношения сущности и существования.  
Проблема теодицеи - оправдания Бога в виду господства в мире зла.

Фома Аквинский (1225/1226 — 1274) считается самым крупным представителем схоластической философии, основными  принципами которой выступают принцип  разъяснения и принцип принятия и согласования противоположных  тенденций.

По мнению Фомы Аквинского, отношение к выдающимся предшественникам наряду со знанием Библии является основой преподавания философии. Такая  установка побудила его написать ряд комментариев к трудам философов  прошлого (Боэция, Аристотеля). Но главными его философскими сочинениями стали  “Сумма против язычников” и “Сумма теологии”. Особенностью философии  Фомы Аквинского является то, что он высоко ценил идеи Аристотеля, стремился  дать им такую интерпретацию, чтобы  создать последовательную систему, связанную с утверждением христианской веры

Фома Аквинский стремился  использовать философию для обоснования  и доказательства истин веры. Он считал, что философская теология является высшим выражением философской  рефлексии.

Согласно представлениям Фомы, предметом философии являются истины разума, а предметом теологии — истины откровения. Конечным объектом философии и теологии является Бог, выступающий создателем мира и вдохновителем  его развития. Бог, по учению Фомы, представляет собой вечное, наисовершеннейшее духовное существо, это — чистая форма, источник всех возможных форм, благодаря которой из пассивной материи возникают самые разнообразные вещи.

В произведении “Сумма теологии” приводятся пять доказательств  существования Бога:

          1. Бог рассматривается как “неподвижный двигатель”, приводящий все в движение;
          2. Бог рассматривается как первая причина;
          3. Бог является источником необходимости в мире;
          4. Бог есть источник совершенства, сам являясь совершенным;
          5. Бог устанавливает конечные цели и поэтому не может не существовать.

Фома считал Бога благом и источником блага. Бог, по мнению христианского  мыслителя, вездесущ и выступает  источником любви и радости. Он добр и ему чуждо чувство ненависти. Согласно учению Фомы, люди и животные обладают душами, но человеческие души отличаются от душ животных, так  как первые являются разумными, а  вторые чувственными. Однако даже человеческая душа лишена способности непосредственного содержания Бога и Божественных идей, но ей открыт путь рационального познания.

Западная христианская философия  развивалась в полемике между  сторонниками разных точек зрения на соотношения общего и единичного. Схоласты предложили несколько решений  этого вопроса. Основных решений  данного вопроса было два. Первое, отстаивавшееся Иоганом Скотом (Эриугеной) (810 — 877), Ансельмом Кентерберийским (1033 — 1109), Альбертом Великим и Фомой Аквинским, состояло в утверждении, что общее или “универсалии существуют реально, независимо от человеческой мысли речи”, подобно платоновским идеям. Взгляд этот получил название “реализма”.

Информация о работе Схоластика