Тема суфизма в восточной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 12:53, доклад

Краткое описание

Суфи́зм или тасаввуф (араб. تصوف‎‎) — мистико-аскетическое течение в исламе, одно из основных направлений классической мусульманской философии. Общепринятой является точка зрения, высказанная ещё средневековыми мусульманскими авторами, согласно которой слово суфизм происходит от арабского «суф» (араб. صوف‎‎ — шерсть) .
Мусульманские исследователи и историки условно разделяют историю суфизма на три периода: период зухда (аскетизма), период тасаввуфа (суфизма) и период тарикатов (суфийских братств) .

Вложенные файлы: 1 файл

суфизм.doc

— 366.00 Кб (Скачать файл)

Духовное воспитание личности невозможно осуществить только посредством механического исполнения обрядов и правовых положений, а путь духовной практики не позволяет религии закостенеть и лишиться духа. В отличие от правовой науки (фикх), регулирующей только внешние, видимые аспекты проблем, суфизм обладает способностью воздействовать на духовный мир человека посредством искреннего и преданного служения Богу.

Суфийская наука[править | править исходный текст]


Суфизм — это особая, иррациональная исламская наука, которую невозможно постигнуть путем эмпирических опытов или логических доказательств. Положения суфизма должны быть постигаться душой и сердцем человека и приниматься на веру. По этой причине, путь духовного совершенства суфия лежит только через полное подчинение учителю (муршиду) и выполнение всех его указаний. Суфизм, также как и все остальные исламские дисциплины, имеет своими источниками Коран и Сунну пророка Мухаммада и его первых сподвижников.

Суфийская литература

Суфийская традиция сложилась в X—XI веках и отличалась от прочих идейных и религиозных течений в исламе. В это время были созданы сочинения, в которых зафиксировались главные положения «суфийской науки» (илм ат-тасаввуф). Авторы этих «классических руководств» по суфизму пытались доказать правомочность существования суфизма в лоне ислама и оправдать его теории и практики. Важнейшим итогом их деятельности была систематизация суфийского знания и закрепление особойсуфийской терминологии (истилахат аль-каум) для обозначения различных элементов суфийской практики[5].

Среди дошедших до нас сочинений особо выделяются следующие:

  • аль-Харис аль-Мухасиби «ар-Риая ли-Хукукуллах» — одно из первых классических сочинений по суфизму
  • аль-Хаким ат-Тирмизи «Хатм аль-Вилайя»
  • Абу Наср ас-Саррадж ат-Туси «Китаб аль-люма» — ценное пособие по суфизму, где дается описание его источников, терминологии и истории возникновения
  • Абу Бакр аль-Калабази «Китаб ат-таарруф» — описания и объяснения основных понятиям суфизма
  • Абу Талиб аль-Макки «Кут аль-кулуб» — применение практики суфизма в аскезе и молитвах
  • ас-Сулами «Рисалат аль-маламатия» и «Адаб ас-сухба»
  • аль-Кушайри «Рисала фи-т-тасаввуф» — систематизация положения суфизма с позиции суннитского ислама
  • аль-Худжвири «Кашф аль-махджуб» (на фарси)[5].
  • Абу Хамид аль-Газали «аль-Ихья Улум ад-Дин»
  • Абу Хафс Умар Сухраварди «Авариф аль-Маариф»
  • Мухйиддин ибн Араби «Фусус аль-Хикам» и «Футухат аль-Маккия»
  • Джалаладдин Руми «Маснави» (на фарси)[2]

История тасаввуфа

Исторические  данные об этапах развития суфизма, его  основных понятиях, терминологии, философии, а также биографии наиболее известных аскетов содержатся во многих сочинениях, самыми авторитетными из которых являются:

  • Абдуррахман ас-Сулами «Хакаик ат-тафсир» — отражение суфийской традиции эзотерического толкования Корана
  • он же, «Табакат ас-суфия»
  • Абу Нуайм Исфахани «Хильят аль-авлия ва табакат аль-асвия» — в этой книге автор причисляет к «ранним» суфиям Али ибн Абу Талиба и других сподвижников пророка Мухаммеда[5]
  • Абдул-Карим Кушайри «Ар-Рисаля»
  • Али аль-Худжвири «Кашф аль-Махджуб»
  • Абуль-Фарадж ибн аль-Джаузи «Сифат ас-Сафва»
  • Фаридуддин Аттар «Таскират аль-Авлия»
  • Ибн аль-Мулаккин «Табакат аль-Авлия»
  • Абдуррахман Джами «Нафахат аль-Инс мин Хадарат аль-Кудс»
  • Зайнуддин Ахмад аз-Забаби «Табакат аль-Хавас Ахль ас-Сидк ва аль-Ихлас»
  • Абдул-Ваххаб аш-Шарани «Табакат аль-Кубра»
  • Юсуф ибн Исмаил ан-Набхани «Джамиу Карама аль-Авлия»[2]

Толкование  Корана

Приоритеты  суфизма в духовном совершенствовании  личности определили его методологические особенности по отношению к Корану и сунне пророка Мухаммеда. Так, при толковании Корана средневековые суфии попытались объяснить аяты, которые отнесены в разряд непостижимых для человеческого разума (муташабих). Методология суфизма в отношении толкования Корана часто вступает в противоречие с положениями ортодоксального Ислама, который не приемлет аллегорическое и иносказательное толкование (тавиль) скрытых (батин) смыслов Корана[2].

Одними из самых  известных толкований Корана, написанных по суфийской методологии, являются:

  • Абу Абдуррахман Сулами «Хакаик ат-Тавсир»
  • Абдул-Карим Кушайри «Латаиф аль-Ишарат»
  • Абдурраззак аль-Кашани «Тавилат аль-Куран»
  • Ниматуллах Нахджувани «аль-Фаватих аль-Илахия»
  • Бурсали И. Хакки «Рух аль-Байан»

Сунна

При отборе хадисов  классики суфизма обращали внимание на их духовную составляющую и почти  не обращали внимания на проблемы достоверности этих хадисов и проверку цепей их передатчиков. По этой причине в суфийских сборниках хадисов содержится большое количество слабых и даже сомнительных хадисов, с точки зрения суннитской методологии[2].

Наиболее авторитетными  сборниками хадисов в суфизме  являются:

  • Аль-Хаким ат-Тирмизи «Навадир аль-Усул»
  • Абу Бакр Калабази «Бахр аль-Фаваид»
  • Ахмад ар-Рифаи «Халяту Ахли’ль-Хакика мааллах»
  • Садраддин Коневи «Шарху хадис-и арбаин»
  • Ибн Абу Джамр «Бахджат ан-Нуфуз»

Фикх

Развиваясь  в лоне ортодоксальной суннизма, суфизм не отрицает правовые аспекты религии  и расценивает исламское право (фикх) как неотъемлемую часть религии. Суфизм придает духовность правовым решениям факиха, опирающегося на первоисточники и альтернативные методы иджтихада, а также помогает развить сокрытые (батин) духовные аспекты в каждом правовом предписании. Благодаря суфизму Закон приобретает возвышенные моральные качества, не позволяет религии превратиться лишь в механическую систему исполнения предписаний[2].


Информация о работе Тема суфизма в восточной философии