Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 12:16, контрольная работа
Целью данной работы является изучение самых главных черт философии Канта.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- рассмотреть жизнь и биографию И. Канта
- изучить два периода в философии И. Канта: «докритический» и «критический».
- рассмотреть теорию познания И. Канта;
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Жизнь и биография И. Канта…………………………………………..4
Глава 2. Философия И. Канта…………………………………………………….7
2.1. Докритическая философия……………………………………………………..8
2.2. Критическая философия………………………………………………………..9
Глава 3. Теория познания И. Канта…………………………………………….11
Заключение ………………………………………………………………………..16
Библиография …………………………………………………
План
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Жизнь и биография И. Канта…………………………………………..4
Глава 2. Философия И. Канта…………………………………………………….7
2.1. Докритическая философия…………………
2.2. Критическая философия………………………
Глава 3. Теория познания И. Канта…………………………………………….11
Заключение …………………………………………………
Библиография …………………………………………………………………….18
Введение
Крупнейший философ, основатель немецкой классической философии, Иммануил Кант оказал огромное влияние на последующее развитие мировой философской мысли. Канта принято называть "основоположником немецкой классической философии". Его труды положили начало знаменательной традиции в европейском духовном развитии. Для Канта проблема человека стоит на первом месте. Он не забывает о вселенной, но главная тема для него - человек. Он размышлял о законах бытия и сознания только с одной целью: чтобы человек стал человечнее. Идеи Канта подверглись трансформации, но продолжают жить. Особенно актуально они звучат на данном этапе развития человеческого общества - в период гумманизации всех отраслей знания, в том числе и философии. Без Канта были бы невозможны более поздние течения западной и русской философии.
Приступая к описанию теорий, концепций, жизненных периодов известного немецкого философа Иммануила Канта, следует подчеркнуть особую важность изучения его творчества. Канта сравнивают с Сократом, ибо философия его человечна.
Актуальность темы: «Теория
познания Иммануила Канта» не вызывает
сомнения, так как теория познания Канта
гласит, что человеческая деятельность
в её основном виде представлена познанием.
Этот фундаментальный феномен связан
с возможностью отдельного человека отождествлять
себя со всем человечеством. В познании
человек обретает потенцию своего существования,
наделённого безграничными возможностями.
Целью данной
работы является изучение самых главных
черт философии Канта.
Для достижения
поставленной цели необходимо решить
следующий круг задач:
- рассмотреть жизнь и
биографию И. Канта
- изучить два периода в философии И. Канта:
«докритический» и «критический».
- рассмотреть теорию познания И. Канта;
Предмет исследования: теория познания и периоды жизни великого немецкого философа И. Канта.
Объектом исследования является
философия И. Канта.
Данная работа состоит из введения, трех
вопросов, заключения и списка используемой
литературы.
Глава 1. Жизнь и биография И. Канта.
Иммануил Кант немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии; профессор университета в Кенигсберге, иностранный почетный член Петербургской Академии Наук. Разработал космогоническую гипотезу происхождения солнечной системы из первоначальной туманности. выступил против догматизма умозрительной метафизики и скептицизма с дуалистическим учением о непознаваемых "вещах в себе" и познаваемых явлениях, образующих сферу бесконечного возможного опыта. Условие познания - общезначимые априорные формы, упорядочивающие хаос ощущений. Идеи Бога, свободы, бессмертия, недоказуемые теоретически, являются, однако, постулатами "практического разума", необходимой предпосылкой нравственности. Центральный принцип этики Канта, основанной на понятии долга, - категорический императив. Учение Канта об антиномиях теоретического разума сыграло большую роль в развитии диалектики.
Иммануил Кант – (22 апреля 1724 - 12 февраля 1804). Кант родился в многодетной семье Иоганна Георга Канта в Кенигсберге, где и прожил почти всю жизнь, не выезжая за пределы города более чем на сто двадцать километров. Кант воспитывался в среде, где особое влияние имели идеи пиетизма - радикального обновленческого движения в лютеранстве. Отец его был ремесленником (шорником) и заботился, чтобы дать образование своему сыну, мечтая о том, чтобы тот стал пастырем. Никто из 12 детей так не стремился получить образование как Иммануил. Мальчик был слаб здоровьем и врачи прописали ему строгий распорядок дня. Но ему удалось закончить гимназию. После окончания гимназии (1740 г.), Кант поступил в Кенигсбергский университет "Альбертину". Его особенно привлекала математика и астрономия, где он и проявил свой талант аналитика. С 1747 Кант в силу финансовых обстоятельств работает домашним учителем за пределами Кенигсберга в семьях пастора, помещика и графа. Это продолжалось около 10 лет. Он так и не женился, сначала не было денег, а потом уже пропал интерес к женщинам. Смыслом его жизни стала наука. В 1755 Кант возвращается в Кенигсберг и, завершая обучение в университете, защищает магистерскую диссертацию "Об огне". И это дало ему право преподавать в университете. В 1770 году, когда ему исполнилось 46 лет, его выбрали профессором логики и метафизики. В этот период времени появились его основополагающие работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», в которых он определил возможности и границы познания. Правда в них отсутствовали религиозные мотивы, не было ничего сверхъестественного, ничего божественного2.
И хотя Кант был религиозным человеком и считал религию носительницей высших идеалов, способствующей нравственному развитию общества, священнослужители не раз упрекали упрекали его в том, что его научная поэзия не соответствует общепринятым церковным канонам. В 1794 появился даже королевский й указ, в котором ученого Иммануила Канта предупредили о недопустимости «искажать и принижать Священное Писание». Тем не менее он остался при своем мнении, что если существования Бога нельзя доказать опытным путем, то значит Его и нет.
За свою преподавательскую карьеру Кант читал лекции по самому широкому кругу предметов, от математики до антропологии. В 1796 он прекратил лекционную деятельность, а в 1801 оставил университет. Здоровье Канта постепенно ослабевало, но он продолжал работать вплоть до 1803.
Знаменит образ жизни Канта и многие его привычки, особенно проявившиеся после покупки им в 1784 собственного дома. Каждый день, в пять часов утра Канта будил его слуга, отставной солдат Мартин Лямпе, Кант вставал, выпивал пару чашек чаю и выкуривал трубку, приступая затем к подготовке к лекциям. Вскоре после лекций наступало время обеда, на котором обычно присутствовало несколько гостей. Обед длился несколько часов и сопровождался беседами на самые разные, но только не философские темы. После обеда Кант совершал ставшую затем легендарной ежедневную прогулку по городу. По вечерам Кант любил разглядывать здание собора, которое было очень хорошо видно из окна его комнаты3.
Оглядывая прошлое человечества, Кант убеждался: идет постоянный прогресс техники, благоустроенности, законодательства, морали, знаний, а также социально-политических систем. Следовательно: «Историю человеческого рода в целом можно рассматривать как выполнение тайного плана природы — осуществить... совершенное государственное устройство как единственное состояние, в котором она может развить все задатки, заложенные ею в человечество».
Глава 2. Философия И. Канта.
«Умение ставить разумные вопросы
уже есть важный и необходимый
И. Кант
Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. По его словам, Кант совершил Коперниканский переворот в философии, тем, что первым указал, что для обоснования возможности знания следует признать, что не наши познавательные способности должны сообразовываться с миром, а мир должен сообразовываться с нашими способностями, чтобы вообще могло состояться познание. Иначе говоря, наше сознание не просто пассивно постигает мир как он есть на самом деле (догматизм), но, скорее, наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего познания, а именно: рассудок является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте. Опыт по сути есть синтез того содержания, материи, которое дается миром (вещей в себе) и той субъективной формы, в которой эта материя (ощущения) постигается сознанием. Единое синтетическое целое материи и формы Кант и называет опытом, который по необходимости становится чем-то только субъективным. Именно поэтому Кант различает мир, как он есть сам по себе (то есть вне формирующей деятельности рассудка) — вещь-в-себе, и мир, как он дан в явлении, то есть в опыте. Кант соединил в себе, как никто другой, спекулятивную оригинальность Платона с энциклопедичностью Аристотеля, и поэтому его философия считается вершиной всей истории философии до XX века.
Все творчество Канта условно делится на два периода: докритический и критический. Первый период охватывает 1746-1760 годы, второй начинается с 1770 года, когда впервые в работе "О формах и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира" Кант впервые упоминает принципы своей системы критической философии. Это, конечно, не означает, что первый период не содержал произведений, в которых критически рассматриваются философские проблемы. В первый период основное свое внимание Кант уделяет вопросам естествознания и философии природы. Он пишет выдающийся трактат "Всеобщая естественная история и теория неба" (1755), в котором излагает свою знаменитую космогоническую гипотезу, обосновывающую диалектический взгляд на Вселенную. При рассмотрении проблемы возникновения Вселенной Кант отказывается от первотолчка и представляет первоначальное состояние Вселенной как хаотическое облако разнообразных материальных частиц. Эти частицы обладают способностью двигаться и двигаются друг к другу без какого-либо толчка.
2.1. Докритическая философия.
Докритический период характерен
интенсивными методологическими поисками
Канта и его разработкой
Центральная работа докритического периода - "Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога" (1763) - является своего рода энциклопедией докритической философии Канта с акцентом на теологической проблематике. Критикуя здесь традиционные доказательства бытия Бога, Кант вместе с тем выдвигает собственный, "онтологический" аргумент, основанный на признании необходимости какого-то существования (если ничего не существует, то нет материала для вещей, и они невозможны; но невозможное невозможно, а значит какое-то существование необходимо) и отождествлении этого первосуществования с Богом.
Хотя Кант и признавал Бога в качестве создателя мира, но вся его концепция развития утверждала, что в мире уже содержится сама причина возникновения и развития природы. Эта концепция не имела воздействия на научную мысль своего времени, так как долгое время не была известна общественности из-за того, что издатель обанкротился и весь тираж пропал. Впоследствии концепция Канта была названа гипотезой Канта-Лапласа. Последний независимо от Канта выдвинул свою версию возникновения мира.
2.2. Критическая философия.
Основные положения
Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных философских произведений Канта: "Критика чистого разума"; "Критика практического разума"; "Критика способности суждения". Важнейшими проблемами философских исследований Канта докритического периода были проблемы бытия, природы, естествознания. Новаторство Канта при исследовании данных проблем заключается в том, что он был одним из первых философов, который, рассматривая данные проблемы, большое внимание уделил проблеме развития. Философские выводы Канта были революционными для его эпохи: o Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате вращения данного облака, которое стало возможным благодаря движению и взаимодействию (притяжению, отталкиванию, столкновению) составлявших его частиц. o природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна; o природа находится в постоянном изменении и развитии; o движение и покой относительны; o все живое на земле, в том числе и человек, - результат естественной биологической эволюции. В основе философских исследований Канта критического периода (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.) лежит проблема познания. В своей книге "Критика чистого разума" Кант отстаивает идею агностицизма - невозможности познания окружающей действительности. Большинство философов до Канта видело в качестве главной причины трудностей познания именно объект познавательной деятельности - бытие, окружающий мир, который содержит в себе множество неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн. Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность - объект, а субъект познавательной деятельности - человек, а точнее, его разум. Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены (то есть разум не может всего). Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. в "Критике чистого разума" Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание: o апостериорное знание; o априорное знание; o "вещь в себе". Апостериорное знание - то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное. Априорное знание - доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства. Следует оговориться: теория Канта об априорном (изначально истинном) знании была полностью логичной в эпоху Канта, однако открытая А. Энштейном в середине ХХ в. теория относительности поставила ее под сомнение. "Вещь в себе" - одно из центральных понятий всей философии Канта. "Вещь в себе" - это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом. Именно в критический период рождается «Теория познания И. Канта»