Теория познания И. Канта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 12:16, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение самых главных черт философии Канта.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- рассмотреть жизнь и биографию И. Канта
- изучить два периода в философии И. Канта: «докритический» и «критический».
- рассмотреть теорию познания И. Канта;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Жизнь и биография И. Канта…………………………………………..4
Глава 2. Философия И. Канта…………………………………………………….7
2.1. Докритическая философия……………………………………………………..8
2.2. Критическая философия………………………………………………………..9
Глава 3. Теория познания И. Канта…………………………………………….11
Заключение ………………………………………………………………………..16
Библиография …………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа по философии.docx

— 44.25 Кб (Скачать файл)

Глава 3. Теория познания И. Канта.

Следует особо подчеркнуть, что познание, по Канту, только лишь начинается с опыта, но полностью  из него не происходит. Это положение  существенно отличает его теорию познания от концепции эмпиризма. Материал органов чувств дает лишь первоначальный толчок. Наши познавательные способности  прибавляют нечто от себя. Следовательно, знание имеет тенденцию к обособлению, оно в известной мере не зависит  от чувственного материала, может существовать самостоятельно. Так возникает представление  о чистом знании, которое может  быть названо также теоретическим. Разделение знания на теоретическое и эмпирическое имело очень большие последствия. На этом разделении основывались многие методологические программы вплоть до настоящего времени.4

Основные термины, которые используются Кантом и фактически им были впервые введены.

Апостериорное знание - совокупность суждений, каждое из которых зависит от опыта. Содержание апостериорных суждений основывается на чувственном материале. Истинность таких суждений зависит от степени их соответствия действительности, которая отражена при помощи органов чувств человека со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Априорное знание - совокупность суждений, которые, в отличие от апостериорных, не зависят от опыта. Только такое знание обладает признаками необходимости, всеобщности и доказательности. Априорные суждения являются достоверными.

Здесь невольно возникает  желание сравнить априорное и  апостериорное знание с истинами разума и истинами факта Лейбница Априорное знание, так же как истины разума, является необходимым, а апостериорное  знание аналогично истинам факта  имеет случайный характер. Поэтому  Кант в дальнейшем опирается на априорное  знание, именно оно должно придать  научным положениям достоверный характер.

Большое значение в теории познания Канта приобретает различение аналитических и синтетических  суждений. Аналитические суждения не могут ничего прибавить нового в  нашем знании, так как предикат в таких суждениях составляет часть содержания субъекта. Синтетические  суждения, наоборот, способны давать новое  знание, нести новую информацию.

Принципиальной основой  всех теоретических наук являются априорные  синтетические суждения, и главной  задачей философии в связи  с этим становится вопрос об обосновании  их возможности. Ответить на такой вопрос - значит объяснить, какие бывают источники  знания, виды знания и каковы границы  применимости познавательных способностей в каждом виде знания.

Кант выделяет три вида знания: математику, естествознание и  теоретическую философию (метафизику) - и формулирует соответственно вопросы: "Как возможна чистая математика?", "Как возможно чистое естествознание?" и "Как возможна метафизика как  наука?". Разумеется, Кант не ставит под сомнение реальное существование  этих разделов знания. Даже метафизика, по его мнению, есть "вид знания" и его "надо рассматривать в  известном смысле как данный: метафизика существует если не как наука, то, во всяком случае, как природная склонность [человека] (metaphysika naturalis). В самом деле, человеческий разум в силу собственной потребности, а вовсе не побуждаемый одной только суетностью всезнайства, неудержимо доходит до таких вопросов, на которые не могут дать ответ никакое опытное применение разума и заимствованные отсюда принципы: поэтому у всех людей, как только разум у них расширяется до спекуляции, действительно всегда была и будет какая-нибудь метафизика. А потому и относительно нее следует поставить вопрос: как возможна метафизика в качестве природной склонности, т.е. из природы человеческого разума возникают вопросы, которые чистый разум задает себе и на которые, побуждаемый собственной потребностью, он пытается, насколько может, дать ответ познания. Они вступают в отношения диалектической противоположности, что является противоречием познания. Источник и ведущее начало в данной диалектической паре – именно субъект познания. Он вводит объект в отношение подчинения и способен переводить энергетическую сущность объекта непосредственно в свою. « Какой структурой обладает субъект познания?»

В ответе на этот вопрос теория познания Канта выделяет два уровня: психологический и доопытный.    Под психологическим уровнем  подразумевается следующее. Органы чувств существуют в постоянно меняющемся качестве, в соответствии с которым  имеют место их задачи в виде любознательности, чувствительности и т. д.    Под  доопытным уровнем (трансцедентальным, врождённым) понимается существование  первичных задатков, позволяющих чувствовать, например, время и пространство, родной дом и т.д.

Важнейшие вопросы познания:

- каковы его ступени  или этапы;

- каковы его критерии.

Кант выделяет три этапа  познания:

    чувственное;

    рассудочное;

    разумное.

Практическая деятельность по преобразованию разума является критерием  познания. Человек разумный создаёт  новые идеальные объекты, понятия  и идеи. Особенной критериальностью отличаются идеи, которые развивают и ведут за собой всё человечество, например, идея Бога.

Одновременно он ставил перед  собой задачу критически исследовать  познавательные способности человека. Эта задача решалась Кантом как в первой "Критике", так и в последующих произведениях - "Критике практического разума" и "Критике способности". В 1783 году он публикует "Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в качестве науки" , а в 1787 году - второе издание "Критики чистого разума", существенно переработанное и дополненное. В "Критике чистого разума" Кант выявляет условия, при которых возможны главные формы научного знания. Эта проблема конкретизируется у Канта в следующих трех вопросах: "Как возможна чистая математика?", "Как возможно чистое естествознание", "Как возможна метафизика как наука?". Такой способ рассуждения, когда задаются вопросы и даются на них ответы. Кант называет трансцендентальным, а свои ответы на эти вопросы - трансцендентальной теорией.

Основной вывод, к которому приходит Кант, состоит в положении, что рассудок диктует законы природе. В этом состоит совершенная Кантом "революция в философии", аналогичная  коперниканскому перевороту. Под природой Кант понимал "связь существования явлений по необходимым правилам, т.е. по законам", и эти законы априорны, и они делают природу возможной. Природа для Канта реальна лишь в "эмпирическом смысле", т. е. как мир явлений. Если вещи-в-себе непознаваемы, то явления вполне познаваемы.

Трансцендентальная диалектика у Канта занимается исследованием  разума, который является высшей познавательной способностью. Он пишет: "Всякое наше знание начинается с чувств, переходит  затем к рассудку и заканчивается  в разуме, выше которого нет в  нас ничего для обработки материала  созерцаний и для подведения - его  под высшее единство мышления".

Таким образом, теория познания Канта впервые в мировой философии  ставит вопрос о том, каковы границы  познания.

Несмотря на граничность гносеологии, действительность, по Канту, можно познавать во всей полноте разума. Это справедливо для объектов, созданных самим человеком, т.е. для мира идей. Наиболее фундаментальные, великие идеи олицетворяют разум человечества, они - суть, источник и основа веры (например, идея Бога).

Теория познания Канта  для таких объектов вводит понятие  «вещи для нас», противопоставляя его «вещам в себе». Последние принадлежат миру, лежащему по ту сторону идей. Он противоложен человеку, это – само воплощение непознанного. Кант утверждает, что между «вещью в себе» и «вещью для нас» нет и не может быть никакого перехода. Они исходно и навсегда изолированы друг от друга. Можно считать, что Кант подвел итог предшествующему развитию философии и во многом определил ее проблематику в дальнейшем. Особенно это касается теории познания.

Заключение.

                                                          «Мораль есть учение не о том, как мы                          должны сделать себя счастливыми, а о том,                                                                  как мы должны стать достойными счастья.»

И. Кант

Немецкий философ Иммануил Кант отличался во всем редким постоянством. Его можно назвать роботом своих привычек. Сами немцы удивлялись пунктуальности ученого. Он завтракал обедал и ужинал строго в одно время, никогда никуда не опаздывал и не выезжал из своего родного Кёнигсберга. Он всецело был погружен в научные изыскания. Кант был убежден, что человеческое познание начинается с опыта, но познать мир до конца человек не сможет. Его учение позднее сформировалось в отдельный раздел философии, получивший название «кантианство», а труды оказали огромное влияние на развитие всей мировой философии.

 Основные работы  Канта

"Всеобщая естественная  история и теория неба" (1770); "Критика чистого разума" (1781); "Основы метафизики нравов"(1775); "Критика практического разума" (1787); "Критика способности суждения" (1790);"Религия в пределах только разума" (1793).

Философское развитие Канта  обычно делят на два периода: первый — до начала 70-х годов — называют «докритическим», второй — с начала 70-х.

Докритический период - это  время медленного освобождения Канта  от идей вольфовской метафизики. Критический - время постановки Кантом вопроса о возможности метафизики как науки и создания им новых ориентиров в философии, и прежде всего теории активности сознания. В течение докритического периода философский интерес Канта был направлен на проблемы естествознания и природы. В более поздний, критический период интерес Канта сместился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной философии.

Ответ на первый вопрос изложен  в его основном труде «Критика чистого разума». Лейтмотив этого  произведения — критика самого разума, взятого в «чистом» виде, то есть независимо от опыта. Ибо всякое знание начинается с опыта, но не ограничивается им. Часть знаний порождается самой  познавательной способностью человека и носит априорный (доопытный) характер. Эмпирическое знание единично, а поэтому  случайно, априорное — всеобще и необходимо.

Кант был убежден, что  «чистая» теоретическая математика и теоретическое естествознание существуют. Достоверность знаний этих наук обусловлена наличием в сознании априорных форм чувственного созерцания (пространство и время), априорных  форм рассудка (понятий) и априорных  форм синтеза чувственного многообразия и понятий рассудка.

Согласно Канту новая  философия не может ограничится критикой теоретического разума — не менее важной задачей является критика практического разума, под которым он понимал моральное сознание, нравственность, поведение.

«Кант говорил  тихо и не вразумительно. Слушать  его надо было с большим напряжением. У него все просто, все….кроме  его метафизики…. » -   Вывод который сделал Н.М. Карамзин, из беседы с И. Кантом.

 

 

 

 

 

 

Библиография.

 

  1. Философия: учебник. – М.:ИНФРА-М, 2005-519 с. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х.
  2. Сто великих людей, изменивших мир/ М. Кубеев. М.: Вече, 2010.-256 с.:-(Иллюстрированная колекция).
  3. www.iph.ras.ru– официальный сайт Института Философии Российской Академии Наук.
  4. www.aphorism-list.com – афоризмы, цитаты, пословицы.
  5. www.bibliotekar.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 www.aphorism-list.com – афоризмы, цитаты, пословицы.

2 Кубеев М.Н. «Сто великих людей, изменивших мир»

3 www.iph.ras.ru– официальный сайт Института Философии Российской Академии Наук.

4 Философия: учебник. – М.:ИНФРА-М, 2005-519 с. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х.

 


Информация о работе Теория познания И. Канта