Техника: Исторические этапы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 09:53, реферат

Краткое описание

Философия техники – уже установившееся название одного из важных направлений современной философской науки, призванного исследовать наиболее общие закономерности развития техники, инженерной и технической деятельности, проектирования, технических наук, а также место их в человеческой культуре вообще и современном обществе в частности, отношение человека и техники, техники и природы и другие проблемы современной техники и технологии. Она зародилась в середине XIX века в Германии как новая форма философской рефлексии и научно-технического прогресса.

Содержание

Введение
3
1. Понятие техники. Различные толкования понятия техники.
4
2. Развитие техники. Закономерности развития техники и техниче­ского прогресса
11
3. Взаимодействие техники и общества
19
4. Проблемы и противоречия развития техники
23
Заключение
26
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 106.07 Кб (Скачать файл)

Часто помимо науки обращаются непосредственно  к изобрета­тельству, стремясь здесь  найти первопричину развития техники. Разумеется, техническое творчество , изобретательство необхо­димы для развития техники. Но взятые с чисто идеальной стороны, абстрактно, вне детерминации социально-экономическими отноше­ниями и потребностями, которые возникают в обществе, эти фак­торы не позволяют раскрыть действительные причины развития тех­ники.

Преувеличение роли сознания, науки, чистого технического твор­чества  и изобретательства, абсолютизация  их значения представ­ляют собой  те гносеологические причины, которые  приводят к идеалистическим взглядам на развитие техники.

Противоположную точку зрения занимает материалистическая диа­лектика, которая  исходит из признания самодвижения, саморазви­тия явлений природы  и общественной жизни, видит первопричину этого развития и самодвижения в  единств и взаимодействии тех  про­тивоположных сторон, сил, тенденций, которые внутренне присущи предметам  и явлениям. Эти принципиальные положения, характери­зующие ядро диалектической концепции развития имеют универсаль­ное значение и применимы к любой области явлений в том числе и к технике.

Любое общественное явление развивается  при участии человека и благодаря  его деятельности, поэтому говорить о саморазвитии техники в строгом  смысле этого слова нельзя. Можно лишь подра­зумевать возникновение и обнаружение определенных внутренних противоречий в технике, обусловленных субстанциальными струк­турными или функциональными причинами, общим ходом ее развития. Но эти внутренние противоречия раскрываются и преодолеваются людьми в процессе их трудовой деятельности , в процессе создания и усовершенствования техники.

Таким образом, основные причины и  противоречи , связанные с развитием техники необходимо искать в процессе труда, в самой деятельности людей. Но нельзя забывать и о том, что сам процесс труда может осуществляться в различных сферах общественной жизни, через которые он

включен в существование и развитие всего общественного организма.

Существенно так же то, что в  от­личие от использования техники , которое может происходить в любой области , непосредственное ее создание и усовершенствова­ние осуществляется только в материальном производстве. В ре­зультате образуется очень сложное переплетение и сцепление при­чин, действие многочисленных противоречий, в различной степени и различным образом влияющих на развитие техники. Исследование механизма этих причин и противоречий связей и отношений оказы­вается весьма сложным. Трудности усугубляются и тем, что этот процесс реализуется через сознательную деятельность людей и обязательно требует технического творчества.

Одним из возможных путей преодоления  трудностей, связанных с изучением  причин и противоречий развития техники  является выде­ление движущих сил и  источников технического развития , а так же выяснение соотношения между ними.

Под движущими силами развития техники  понимаются такие причины и противоречия, которые являются внешними относительно непо­средственной области ее создания, изготовления. Их общим пози­тивным признаком является то, они вызывают необходимость разви­тия техники, являются своеобразным катализатором, ускоряющим этот процесс или , напротив, факторами, тормозящими его. Другой существенный признак этих движущихся сил состоит в том, что они сами непосредственно не участвуют в процессе создания новой, или совершенствовании существующей техники. Они создают лишь определенные предпосылки и условия для осуществления этого про­цесса.

Область действия движущих сил развития техники распростра­няется на все  сферы общественной жизни начиная  от материального производства и  заканчивая явлениями надстроечного  порядка. Как пишет С. В. Шухардин "Главной движущей силой развития техники является потребность общества в материальных и культурных бла­гах , которая проявляется в противоречии между постоянно расту­щими материальными и культурными потребностями людей и техниче­скими возможностями удовлетворения этих потребностей.

Сами личные и общественные потребности  в своем росте и разви­тии  прежде всего зависят от состояния  производства и формиру­ются им. Но они обладают определенной самостоятельностью , мо­гут опережать достигнутый уровень развития производства, за­ставлять его развиваться дальше по линии создания новых матери­альных благ и средств удовлетворения растущих культурных по­требностей или по линии более полного обеспечения уже су­ществующими материальными и культурными благами.

Можно выделить два вида потребностей, возникающих в тех или иных сферах общественной жизни и формирующих  при участии и регу­лировании со стороны экономических отношений  определенные за­казы на развитие производства и техники. Во - первых это потреб­ности в таких благах , которые используются , потребляются в какой-либо области, но сами не являются средствами труда. На­пример, мебель, будучи предметом потребления в сфере быта не служит средством труда в этой области. Рост такого рода потреб­ностей стимулирует соответствующее развитие определенных

от­раслей производства и используемой в ней технике. Во - вторых , это потребности , связанные с необходимостью использования со­ответствующих

средств труда в той или иной сфере человеческой деятельности.

Их рост и удовлетворение вызывают к жизни проти­воречия между  целью процесс труда и отсутствием  технических средств для ее реализации, или между целью и недостаточно пол­ной возможностью ее осуществления  с помощью имеющихся техниче­ских средств. В первом случае возникает необходимость в созда­нии новой техники, а во втором - в совершенствовании существую­щей. И те и другие противоречия находят свое разрешение в раз­витии существующих отраслей техники только в материальном про­изводстве.

Здесь мы и подходим к той грани, которая разделяет области действия движущих сил и источников развития техники. Однако, было бы не совсем верно решать вопросы слишком однозначно, ис­ключая из области действия движущих сил развития техники мате­риальное производство. Оно имеет отраслевую специализацию, ко­торая постоянно расширяется. Поэтому невозможно и нецелесооб­разно, чтобы каждая отрасль для себя создавала необходимую тех­нику. Потребности в этом реализуются в той отрасли, где данная техника изготовляется. Но и здесь разделительная грань относи­тельна. Например, химическое производство удовлетворяет свои потребности в развитии соответствующей техники за счет химиче­ского машиностроения, которое, в свою очередь выдвигает опреде­ленные заказы общему машиностроению, приборостроению и т. д Здесь постоянно меняется соотношение внешнего и внутреннего, движущих сил и источников развития техники.

Процесс развития техники непосредственно  осуществляется не за счет движущих сил, несмотря на всю их значимость, а  благодаря действию источников ее развития. К ним относится прежде всего сам человеческий труд в той отрасли материального производства, где непосредственно создается и совершенствуется техника. Далее к источникам развития техники относятся те факторы, которые участвуют в этом процессе в разрешение соответствующих противо­речий через человеческую деятельность. Это - научные знания, культурно-технический уровень работников, их общее и специально образование , профессиональные навыки, и т. д Разумеется, вы­деление этих факторов несколько условно, так как они принадле­жат самому человеческому труду. Сделано это только для того, чтобы акцентировать на них внимание. Наконец, к источникам раз­вития техники относятся средства труда, технология и организа­ция производственного процесса, его специализация и коопериро­вание.

Отмечая различия между движущими  силами и источниками развития техники  и вытекающие отсюда тенденции нельзя обойти молчанием и некоторые  вопросы, характеризующие их связь, единство, взаимо­обусловленность. Создание и распространение новой или более со­вершенной техники является выполнением социальных потребностей, предметной реализацией действия движущих сил технического развития. Но прогресс техники имеет социально-экономические последствия , в том числе вызывает к жизни новые потребности, способствует их росту, то есть действует по отношению к ним как своеобразная движущая сила, то есть само развитие техники потенциально содержит в себе необходимость дальнейшего движения.

Причина развития техники - центральная  проблема, но весьма важно и то, как  протекает это развитие, в чем  выражается, какие основные закономерности лежат в его основе. Развитие техники - сложный процесс, представляющий собой совокупность изменений в природной основе, элементах, структуре и функциях технических устройств и технических систем. Этот процесс связан всегда либо с улучшением существующей техники, либо с созданием принципиально новой. Как уже отмечалось выше - развитие техники глубоко диалектично и неизбежно включает в себя количественные и качественные изменения, периоды эволюционного движения и глубокие революционные преобразования. Как и все в природе , техника , конечно же развивается по диалектическим законам единства и борьбы противоположностей , перехода количественных изменений в качественные, и отрицания отрицания. Влияние этих основополагающих законов на технику показано в работах известного советского ученого С. В. Шухардина.

Закон единства и борьбы противоположностей проявляется в форме борьбы нового со старым, и не только в борьбе прогрессивных  научно - технических идей с идеями консервативными, но и в форме  возникновения и развития нового, его сосуществования со старым, и  постепенного вытеснения последнего. Закон отрицания отрицания выступает в форме якобы возврата к старым техническим идеям и использования их на новой технической основе. Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно находит выражение в эволюционном и революционном развитии факторов , влияющих на производительную силу труда.

Эти основные законы диалектики влияют на развитие техники и технического прогресса в целом. Влияние этих законов выражается в факторах технического прогресса, но прежде, чем мы перейдем к их рассмотрению, необходимо отметить, что технический прогресс на всех своих этапах и во всех своих проявлениях неотделим от науки, которая пронизывает развитие техники. Научный прогресс и прогресс техники все больше сливаются в единое целое, в единый научно-технический прогресс, имеющий свои признаки и особенности.

Первым признаком технического прогресса является переход количественных изменений в качественные. Рассмотрим его подробнее. Новый станок, автомобиль, телевизор никогда не являются новыми целиком. Совершенствование марки машины почти всегда ограничивается и определяется введением в предшествующую конструкции примерно 10-15% новизны, то есть принципиально новых, или улучшенных частей. Эти новые части вызывают необходимость, или хотя бы наталкивают на мысль о целесообразности замены других частей конструкции, и так, постепенно, от модели к модели изменяется конструкция машины. Закономерное отмирание старого и возникновение нового, более совершенного и прогрессивного, характерно для развития всего существующего. В этом - суть прогресса и общества в целом и любой области общественной жизни, производства, науки и техники.

Однако, такое постепенное изменение  означает эволюционное развитие, которое  соответствует лишь количественному  росту технических показателей (параметров). Различные нововведения в конструкции увеличивают КПД, скорость надежность, упрощают управление, но каждый из таких параметров получает не качественные, а только количественные изменения, ибо и до этого те же самые качества были характерны для этих конструкций, переход количества в качество в таком изменении не имеет места.

Новое качество предполагает возникновение  принципиально новой объективной  реальности. Применительно к технике в целом это означает появление искусственно созданных орудий труда (технических средств), впервые способных выполнять совершенно новые задачи. Переход количества в качество , возникновение техники нового качества всегда является революционным процессом, представляет собой революцию в технике. Такими революциями были появление железных орудий, водяных и ветряных двигателей, автоматических линий.

Новое качество технические средства приобретают тогда, когда непрерывное  увеличение технических параметров (количества) доходит до предела. И тогда возникает необходимость принципиально нового решения технической задачи. Или , скажем иначе. Новая техника появится только тогда, когда практика поставит задачи, которые не могут быть решены с помощью старых технических средств. Но элементы новой техники всегда зарождаются в недрах старой.

Технические средства, отражающие уже  новое качество техники определяют основные направления научно-технического прогресса (современной научно-технической  революции), революционизируют способ производства, подготавливают необходимые  технические предпосылки для  перехода от машинного к комплексно-атоматизированному производству. Такими техническими средствами являются : вычислительная техника, электронные приборы, лазеры, станки с программным управлением и т. д.

Здесь мы подходим к еще одному характерному признаку технического прогресса. Речь идет о внедрении/ новой техники, технических усовершенствований. Эффект от нового в технике достигается только тогда, когда оно, возникнув, получает поддержку и широкое распространение.

И, наконец, еще один момент, характеризующий  технический прогресс - его всесторонность. Развитие техники идет далеко не равномерно. Жизнь заставляет обращать особое внимание из-за тех или иных потребностей на одни отрасли, и меньше - на другие. Технический прогресс должен быть действительно всесторонним, охватывая все отрасли производства. Чем большая согласованность и гармония будут достигнуты, тем меньше будет узких мест и диспропорций, тем быстрее будет протекать технический прогресс и больший эффект получит общество.

Информация о работе Техника: Исторические этапы развития