Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 15:01, реферат
Краткое описание
Цель: охарактеризовать три типа научной рациональности: классический, неклассический, постнеклассический типы. Задачи: определить специфику каждого типа научной рациональности, найти общую взаимосвязь и различия между ними. Определить связь между научной рациональностью и реальной историей развития науки. Методы исследования: -диалектический -метафизический -аналитический (характерный для современной аналитической философии) -интуитивный -феноменологический -герменевтический (понимание) и др.
Весьма ощутимый «подрыв» классического
естествознания был осуществлен затем
Альбертом Эйнштейном, создавшим сначала,
в 1905 г. специальную, а позднее, в 1916 г. и
общую теорию относительности. В 1924 г.
было сделано ещё одно крупное научное
открытие: французский физик Луи де Бройль
высказал гипотезу о том, что частице материи
присущи и свойства волны (непрерывность)
и дискретность (квантовость). Вскоре,
уже в 25-30 гг. ХХ в. эта гипотеза была подтверждена
экспериментально в работах Шредингера,
Гейзенберга, Борна и других физиков. Таким
образом, был открыт важнейший закон природы,
согласно которому все материальные микрообъекты
обладают как корпускулярными, так и волновыми
свойствами.
В этот период происходит сближение
объекта и субъекта познания. Становится
очевидной зависимость знания от применяемых
субъектом методов и средств получения
этого знания. Идеей научного познания
действительности в XVIII-XIX вв. было полное
устранение познающего субъекта из научной
картины мира. Естествознание XX века показало
неотрывность исследователя от объекта
и зависимость знания от методов и средств.
Иначе говоря, картина объективного мира
определяется не только свойствами самого
мира, но и характеристиками субъекта
познания. Развитие науки показало, что
полностью исключить субъективное из
познания невозможно, даже там где субъект
играет крайне незначительную роль. Недооценка
творческой активности субъекта в познании,
стремление «изгнать» из процесса познания
эту активность закрывают дорогу к истине.
Например, поведение атомных объектов
«самих по себе» невозможно отделить от
их взаимодействия с измерительными приборами,
со средствами наблюдения, которые определяют
условия возникновения явлений.
Важной особенностью научного
знания стало стремление избежать односторонности,
выявлять новые пути понимания целостной
структуры мира. Развитие атомной физики
показало, в частности, что объекты, называвшиеся
раньше элементарными частицами, должны
рассматриваться как сложные многоэлементные
системы.
Получил развитие субстанциальный
подход - стремление свести всё изменчивое
многообразие явлений к единому основанию,
найти их «первосубстанцию». Стремление
построить единую теорию всех известных
взаимодействий: электромагнитного, слабого,
сильного и гравитационного показывает,
что главной тенденцией теоретической
физики стало стремление к такому единству.
История познания показала,
что детерминизм нельзя сводить к какой-либо
одной из его форм или виду. Классическая
физика, как известно, основывалась на
механистическом понимании причинности.
Причина понималась как чисто внешняя
сила, воздействующая на пассивный объект.
Таким образом смысл тезиса о причинности
постепенно сузился, пока наконец не отождествился
с презумпцией однозначной детерминированности
событий в природе, а это в свою очередь
означало, что знание природы или определенной
ее области достаточно для предсказания
будущего.
Становление квантовой механики
выявило неприменимость здесь причинности
в ее механистической форме. Это было связано
с признанием фундаментальной значимости
нового класса теорий - статистических,
основанных на вероятностых представлениях.
Тот факт, что статистические теории включают
в себя неоднозначность и неопределенность,
некоторыми философами и учеными был истолкован
как крах детерминизма вообще или «исчезновение
причинности». На самом же деле формой
выражения причинности в области микрообъектов
является вероятность, поскольку здесь
возможно определить лишь движение большой
совокупности частиц, а о движении отдельной
частицы можно говорить лишь в плане большей
или меньшей вероятности.
Попытки создать учёными непротиворечивую
теорию привели к парадоксальному выводу
- необходимости внедрения этой «противоречивости»
в естествознание в качестве существенной
характеристики его объектов и принципа
их познания.
В противовес идеалу единственно
истинной теории, «фотографирующей» исследуемые
объекты, здесь допускается истинность
нескольких отличающихся друг от друга
конкретных теоретических описаний одной
и той же реальности, поскольку в каждом
из них может содержаться часть объективно-истинного
знания.
Исследование физических явлений
показало, например, что частица и волна
- две дополняющие друг друга стороны единой
сущности. Природа микрочастицы внутренне
противоречива и соответствующее понятие
должно выражать это объективное противоречие.
Иначе оно не будет адекватно отражать
свой объект, а стало быть, будет выражать
лишь часть истины, а не всю ее в целом.
Попытки осознать причину появления
этих противоречивых образов привели
Нильса Бора к формулированию принципа
дополнительности. Согласно этому принципу,
для полного описания квантово-механических
явлений необходимо применять два взаимоисключающих
набора классических понятий (например,
частиц и волн). Только совокупность таких
понятий дает исчерпывающую информацию
об этих явлениях как целостных образованиях.
Классической физике были присущи
предсказания имеющие точно определенный,
однозначный характер. «Если мы знаем
координаты и скорость материальной точки
в известный момент времени и действующие
на нее силы, то мы можем предсказать ее
будущую траекторию».
Законы же квантовой физики
- это законы статистического характера
и предсказания на их основе носят не достоверный,
а лишь вероятностный характер. Законы
статистического характера являются основной
характеристикой квантовой физики. Поэтому
метод, применяемый, например, для рассмотрения
движения планет, здесь практически бесполезен
и должен уступить место статистическому
методу и законам, которые управляют изменениями
вероятности во времени.
Эпоха неклассической науки
кардинально изменила способ мышления.
Эту особенность неклассического естествознания
подчеркивали выдающиеся его представители:
Гейзенберг неоднократно говорил об ограниченности
механистического типа мышления. Он отмечал
также, что мыслить диалектически «нас
вынуждает сам предмет», что «сами явления,
сама природа, а не какие-либо человеческие
авторитеты заставляют нас изменить структуру
мышления; новая структура мышления позволяет
нам добиться в науке большего, чем старая,
являясь в данном случае более плодотворной».
2.3. ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКИЙ
ЭТАП
В современную эпоху происходят
новые радикальные изменения в основаниях
науки. Эти изменения можно охарактеризовать
как четвертую глобальную научную революцию,
в ходе которой рождается новая постнеклассическая
наука.
Интенсивное применение научных
знаний практически во всех сферах социальной
жизни, изменение самого характера научной
деятельности, связанное с революцией
в средствах хранения и получения знаний
(компьютеризация науки, появление сложных
и дорогостоящих приборных комплексов,
которые обслуживают исследовательские
коллективы и функционируют аналогично
средствам промышленного производства
и т.д.) меняет характер научной деятельности.
Наряду с дисциплинарными исследованиями
на передний план все более выдвигаются
междисциплинарные и проблемноориентированные
формы исследовательской деятельности.
Если классическая наука была ориентирована
на постижение все более сужающегося,
изолированного фрагмента действительности,
выступавшего в качестве предмета той
или иной научной дисциплины, то специфику
современной науки конца XX - начала XXI века
определяют комплексные исследовательские
программы, в которых принимают участие
специалисты различных областей знания.
Реализация комплексных программ
порождает особую ситуацию сращивания
в единой системе деятельности теоретических
и экспериментальных исследований, прикладных
и фундаментальных знаний, интенсификации
прямых и обратных связей между ними. В
результате усиливаются процессы взаимодействия
принципов и представлений картин реальности,
формирующихся в различных науках. В этом
процессе постепенно стираются жесткие
разграничительные линии между картинами
реальности, определяющими видение предмета
той или иной науки. Они становятся взаимозависимыми
и предстают в качестве фрагментов целостной
общенаучной картины мира. На ее развитие
оказывают влияние не только достижения
фундаментальных наук, но и результаты
междисциплинарных прикладных исследований.
Например, идеи синергетики,
вызывающие переворот в системе наших
представлений о природе, возникали и
разрабатывались в ходе многочисленных
прикладных исследований, выявивших эффекты
фазовых переходов и образования диссипативных
структур (структуры в жидкостях, химические
волны, лазерные пучки, неустойчивости
плазмы, явления выхлопа и флаттера). В
междисциплинарных исследованиях наука,
как правило, сталкивается с такими сложными
системными объектами, которые в отдельных
дисциплинах зачастую изучаются лишь
фрагментарно, поэтому эффекты их системности
могут быть вообще не обнаружены при узко
дисциплинарном подходе, а выявляются
только при синтезе фундаментальных и
прикладных задач в проблемно-ориентированном
поиске.
Объектами современных междисциплинарных
исследований все чаще становятся уникальные
системы, характеризующиеся открытостью
и саморазвитием. Такого типа объекты
постепенно начинают определять и характер
предметных областей основных фундаментальных
наук, формируя облик современной, постнеклассической
науки. Взаимодействие с ними человека
протекает таким образом, что само человеческое
действие не является чем-то внешним, а
как бы включается в систему, видоизменяя
каждый раз поле ее возможных состояний.
Включаясь во взаимодействие, человек
уже имеет дело не с жесткими предметами
и свойствами, а со своеобразными «созвездиями
возможностей». Перед ним в процессе деятельности
каждый раз возникает проблема выбора
некоторой линии развития из множества
возможных путей эволюции системы. Причем,
сам этот выбор необратим и чаще всего
не может быть однозначно просчитан.
Среди исторически развивающихся
систем современной науки особое место
занимают природные комплексы, в которые
включен в качестве компонента сам человек.
Примерами таких «человекоразмерных»
комплексов могут служить медико-биологические
объекты, объекты экологии, включая биосферу
в целом (глобальная экология), объекты
биотехнологии (в первую очередь генетической
инженерии), системы «человек-машина»
(включая сложные информационные комплексы
и системы искусственного интеллекта)
и т.д. При изучении «человекоразмерных»
объектов поиск истины оказывается связанным
с определением стратегии и возможных
направлений преобразования такого объекта,
что непосредственно затрагивает гуманистические
ценности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рационализация исследовательской
деятельности не происходит однобоко,
под влиянием только научных представлений
и идей: этот процесс достаточно сложный,
включающий в себя и подсознательные,
волевые элементы сознания исследователя,
и характер взаимодействия общества с
природой, и мировоззренческие установки
эпохи, и собственно-научные компоненты.
Рациональность не носит законченный
характер, она находится в постоянном
развитии в историческом измерении.
Исторические этапы ее развития
- это и периоды совершенствования познавательных
средств и методов, и этапы становления
разнообразных форм объективной истины,
и формирование несоизмеримых типов научной
рациональности.
Возникновение нового типа
рациональности и нового образа науки
не следует понимать как полное исчезновение
представлений и методологических установок
предшествующего этапа. Напротив, между
ними существует преемственность.
В эпоху научных революций,
когда осуществляется перестройка оснований
науки, культура как бы отбирает из нескольких
потенциально возможных линий будущей
истории науки те, которые наилучшим образом
соответствуют фундаментальным ценностям
и мировоззренческим структурам, доминирующим
в данной культуре. Это соответствие, на
мой взгляд, есть одно из проявлений широкого
понятия научной рациональности.
Чрезвычайно важно подчеркнуть
особую значимость постнеклассического
этапа научной рациональности в развитии
современного общества. Т.к. выход из сегодняшней
экологической и социокультурной ситуации,
очевидно, состоит не в отказе от научно-технического
развития, а в придании ему гуманистического
измерения, что, в свою очередь, ставит
проблему нового типа научной рациональности,
включающей в себя в явном виде гуманистические
ориентиры и ценности.
Каждый новый тип научной рациональности
характеризуется особыми, свойственными
ему основаниями науки, которые позволяют
выделить в мире и исследовать соответствующие
типы системных объектов (простые, сложные,
саморазвивающиеся системы).
При этом возникновение
нового типа рациональности и
нового образа науки не следует
понимать упрощенно в том смысле,
что каждый новый этап приводит
к полному исчезновению представлений
и методологических установок предшествующего
этапа. Напротив, между ними существует
преемственность. Неклассическая наука
вовсе не уничтожила классическую рациональность,
а только ограничила сферу ее действия.
При решении ряда задач неклассические
представления о мире и познании оказывались
избыточными, и исследователь мог ориентироваться
на традиционно классические образцы
(например, при решении ряда задач небесной
механики не требовалось привлекать нормы
квантово-релятивистского описания, а
достаточно было ограничиться классическими
нормативами исследования). Точно так
же становление постнеклассической науки
не приводит к уничтожению всех представлений
и познавательных установок неклассического
и классического исследования. Они будут
использоваться в некоторых познавательных
ситуациях, но только утратят статус доминирующих
и определяющих облик науки.
Между этими этапами существуют
своеобразные "перекрытия", причем
появление каждого нового этапа не отбрасывало
предшествующих достижений, а только очерчивало
сферу их действия, их применимость к определенным
типам задач. Каждый этап характеризуется
особым состоянием научной деятельности,
направленной на постоянный рост объективно-истинного
знания. Если схематично представить эту
деятельность как отношения "субъект-средства-объект"
(включая в понимание субъекта ценностно-целевые
структуры деятельности, знания и навыки
применения методов и средств), то описанные
этапы эволюции науки выступают в качестве
разных типов научной рациональности,
характеризующихся различной глубиной
рефлексии по отношению к самой научной
деятельности. Классический тип научной
рациональности, центрируя внимание на
объекте, стремится при теоретическом
объяснении и описании элиминировать
все, что относится к субъекту, средствам
и операциям его деятельности.