Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 01:29, контрольная работа
Одним из самых выдающихся философов не только немецкой, но и мировой философской школы, безусловно является Иммануил Кант (1724-1804).
Творчество Канта исследователи делят на два периода – докритический (до 1770) и критический. В первый период интересы философа сосредоточены главным образом на проблемах естественнонаучного и натурфилософского характера
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. "Критика чистого разума". Суждения априори и апостериори. Суждения аналитические и синтетические 4
2. Трансцендентальная эстетика – учение о чувственности 5
3. Трансцендентальная логика. Аналитика и диалектика. 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 11
Кафедра "Философии"
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по предмету «Философия».
Тема «Трансцендентальный идеализм Канта».
Выполнил:
.............................
Руководитель:
..............................
2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 11
ВВЕДЕНИЕ
Одним из самых выдающихся философов не только немецкой, но и мировой философской школы, безусловно является Иммануил Кант (1724-1804).
Творчество Канта исследователи делят на два периода – докритический (до 1770) и критический. В первый период интересы философа сосредоточены главным образом на проблемах естественнонаучного и натурфилософского характера. Результатом этого явился трактат "Всеобщая естественная история и теория неба" (1755), в которой обосновывалась космогоническая гипотеза.
Второй период творчества получил название "критический". Это связано с выходом в свет трех фундаментальных философских произведений Канта: «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788) и «Критика способности суждения» (1790).
Критический период свидетельствует о совершенно новом подходе мыслителя к задачам философии. Кант исследует прежде всего проблемы гносеологии. Его интересуют вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной философии. Кантом была переосмыслена и заново сформулирована проблема отношения субъекта и объекта.
Сам философ называл свою философию "трансцендентальным идеализмом". Он полагал, что совершил коперникианский переворот в философии и науке. Суть данного переворота такова: если в докантовской философии внимание акцентировалось на анализе объекта познания, то Кант сделал предметом анализа специфику познающего субъекта, который, по его мнению, определяет способ познания и контролирует предмет знания. В философии до Канта субъективное начало рассматривалось как помеха на пути к истинному знанию. Кант переосмысливает само понятие субъекта и впервые в философии ставит вопрос о всеобщности субъекта, устанавливает различие между субъективными и объективными элементами знания в самом субъекте. В конечном итоге он пытается решить проблему, как возможно достоверное научное знание.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. "Критика чистого разума". Суждения априори и апостериори.
Суждения аналитические и синтетические.
Одной из главных работ Иммануила Канта является книга "Критика чистого разума", над которой он работал в течение десяти лет. Кант считал, что предметом теоретической философии должно быть не изучение самих по себе вещей, природы, мира, человека, а исследование, с одной стороны, познавательной деятельности личности, с другой – установление законов познания и его границ.
Что Кант подразумевает под названием своей книги? Что есть "критика" и что есть "чистый разум"?
Критика в его обосновании: философия и все интеллектуальные размышления предстают не как попытка расширить существующие знания о мире, человеке, природе, а, прежде всего, как попытка исправить те недочеты, ошибки, заблуждения, которые часто, по мысли Канта, сопровождают развитие всей человеческой интеллектуальной мысли, т.е. критика – это переосмысление.
Чистый разум – свободный от какой-либо эмпирии, т.е. разум объективный, автономный, который будет независим от тех материальных условий, в которых живет человек.
На страницах своей работы Кант ставит самую главную задачу: показать нам возможности, границы и пределы нашего познания. Это одна из самых ключевых задумок его идей в данной работе. Кант пытается показать, представить свое видение, свое обоснование того, на что мы можем претендовать в своем познании, какие вопросы в нашем познании могут быть разрешены (если не сейчас, то может быть в будущем).
Великий философ начинает свою работу с утверждения: "Всякое наше познание начинается с опыта" [2, с.31]. И ставит главный вопрос: как возможно чистое внеопытное знание – знание, которое может быть целиком и полностью свободно от всяких чувственных впечатлений? Т.е возможно ли сформировать такое знание, которое было бы независимо, объективно и беспристрастно. Кант начинает свои рассуждение с того, что пытается понять: какие суждения мы можем высказывать относительно этого мира. В своей теории суждений он выделяет два вида суждений:
1. априорные (от лат. a priori - букв. "от предшествующего") – суждения (знания) не нуждаются в опытной проверке своей истинности.
2. апостериорные (от лат. a posteriori - букв. "от последующего") – суждения (знания), полученные путем опыта (эмпирические знания).
Его интересуют именно априорные суждения, где он выделяет:
1. априорные аналитические суждения – поясняющие, где предикат (свойство, качество) понятия или предмета уже содержится в самом понятии или предмете (субъекте);
2. априорные синтетические суждения – расширяющие, где предикат, по мысли Канта, не содержится прямо в этом субъекте (понятии или предмете), хотя и связан с ним косвенно. Суждения расширяют наши знания, не прибегая к опыту, т.е. мы должны просто представлять себе.
Кант пишет в своей книге: "Мы бы немало выиграли, если бы нам удалось подвести множество исследований под формулу одной-единственной задачи. Точно определив эту задачу, мы облегчили бы труд не только себе, но и каждому, кто пожелал бы удостовериться, достигли ли мы своей цели или нет. Истинная же задача чистого разума заключается в следующем вопросе: как возможны априорные синтетические суждения?"[2,с.41].
Кант не сомневается, что такие суждения есть, они существуют. Он пытается разобраться и объяснить их происхождение. В итоге этот вопрос распадается на три подвопроса:
1.Как возможна чистая математика?
2.Как возможно чистое
3.Как возможна чистая метафизика?
В своем стремлении ответить на эти три вопроса Кант и напишет три свои знаменательные главы в "Критике чистого разума", посвященные детальному анализу и ответам на поставленные им вопросы.
2. Трансцендентальная эстетика – учение о чувственности.
Вещи, поскольку они имеют отношение к человеческому опыту, Кант называет явлениями или феноменами – этот тот способ, каким предмет является нам. Противостоит понятию феномен понятие ноумен – по Канту, это "вещь в себе" – предмет, который навсегда останется непознанным, его априорное познание невозможно.
В своей работе Иммануил Кант применяет термины "трансцендентальный" и "трансцендентный". Первый термин означает, что явление имеет признаки априорности; это конструирование нашей познавательной способностью условий опыта.
Второй – указывает на нахождение чего-либо за границами опыта, принципиально непознаваемое; те вещи, которые навсегда останутся за гранью понимания.
Как же человек может предвосхищать то, что еще не дано ему? Подобная ситуация, как доказывал мыслитель, возможна лишь в том случае, если познавательные способности человека каким-то образом определяют вещи. Понятно, что сам человек не является творцом вещей. Поэтому если он и может определять их, то только с формальной стороны, и может определять лишь те вещи, которые могут быть даны ему в опыте, имеют к нему отношение. Предметы, по Канту, нам должны быть "данными", чтобы они могли быть "мыслимы".
Как выше было сказано, Кант выделяет три важные главы в своей работе, первая из которых называется "Трансцендентальная эстетика" – учение о чувственности.
"Способность (восприимчивость)
получать представления тем
Конструкция предметов опыта, которые мы познаем в науке, связана с чувственными элементами познания.
Отталкиваясь от явления, Кант переходит к «чистым представлениям», или к формам созерцания. "Чистое созерцание когда к представлению не примешиваются никакие ощущения" [2,с.71]. Итак, «чистые формы чувственного созерцания» – пространство и время.
Пространство есть форма "внешнего чувства", время – "внутреннего". "Вне нас мы не можем созерцать время, точно так же как не можем созерцать пространство внутри нас" [2, с.51]. Внутреннее чувство связано с внешним, считает философ, и невозможно без него. Воспринимать последовательность наших внутренних состояний, будь то мысли, ощущения или желания, можно, лишь соотнося их с неким неизменным фоном, а именно с предметами в пространстве, материей. Но и внешнее чувство не может функционировать без внутреннего, так как постоянство пространственных объектов, сосуществование их частей и последовательность их изменений непостижимы без временных характеристик.
Понятия пространства и времени являются априорными, т.е. не только не вытекают из опыта, а напротив, предшествуют ему, являясь условиями всякого возможного опыта. Сначала мы осознаем пространство и время, а потом предметы начинают нам являться.
Это априорные представления, которые присущи нам до того как предметы определяют наше чувства посредством ощущений.
Математика в качестве науки возможна, так как фиксирует свой предмет через априорные формы пространства и времени.
3. Трансцендентальная логика.
Трансцендентальная аналитика и трансцендентальная диалектика.
Иммануил Кант уделял особое внимание логике. Он считал, что философская логика не формальна, а трансцендентальна. Формальная логика дистанцируется от эмпирии, поэтому она не может претендовать на трансцендентальный статус.
Логика делится на общую и частную логику; общая логика в свою очередь разделяется на чистую и прикладную. «Чистая» (т. е. неформальная, содержательная), или трансцендентальная логика (как мы говорили, исследующая априорный характер форм мышления, в силу которого возможны всеобщие и необходимые истины), т. е. логика, объединяемая с теорией познания и учением о категориях, и является предметом исследования Канта. Она в свою очередь делится на трансцендентальную аналитику и трансцендентальную диалектику.
Трансцендентальная аналитика исследует способность рассудка.
"Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один предмет нельзя было бы мыслить" [2, с.71].
Основная функция рассудка – суждения. Суждение невозможно без общих понятий. Но любое общее понятие, к примеру "человек", содержит в себе правила, по которым можно определить, подходит ли тот или иной предмет под данное понятие или нет. Поэтому Кант определяет рассудок как способность создания правил. Человеческий рассудок заключает в себе априорные правила, так называемые "основоположения". Основоположения вытекают из элементарных понятий рассудка – категорий. Категории – отношения между субъектом и предикатом, т.е. предметом и его свойством (его качеством). Кант систематизирует категории в специальной таблице, выделив четыре группы категорий, в каждой из которых по три категории:
1.Количества:
Единство
Множественность
Целокупность
2. Качества: Реальность Отрицание Ограничение |
3. Отношения: Субстанция и акциденция Причина и действие Взаимодействие | |||
4. Модальности: Возможность – невозможность Существование – несуществование Необходимость – случайность |
Система категорий также имеет свою внутреннюю структуру: первые две категории каждой из четырех групп – противоположные характеристики свойства группы, третьи – их синтез. Например, крайними противоположными характеристиками количества являются единство и множество, их синтезом – цельность; качества – реальность и отрицание (нереальность), их синтез – ограничение и т. д.
Согласно Канту с помощью категорий – предельно общих характеристик всего сущего – рассудок осуществляет свою деятельность: располагает по "полочкам разума" хаос первоначальных ощущений, благодаря чему является возможной упорядоченная мыслительная деятельность. Рассудок предстает как творческая, конструктивная деятельность познающего индивида, тесно связанная с опытом и преобразующая его.
Философ поднимает вопрос о единстве чувства и рассудка. Ведущую роль в процессе объединения играет продуктивное воображение. Воображение – продукт длительного исторического развития, в котором сконцентрирован общечеловеческий опыт. Воображение «перекидывает мостик» между рассудком и чувственным опытом с помощью схем, которые являются заготовками категорий и понятий.