Трансцендентальный идеализм Канта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 01:29, контрольная работа

Краткое описание

Одним из самых выдающихся философов не только немецкой, но и мировой философской школы, безусловно является Иммануил Кант (1724-1804).
Творчество Канта исследователи делят на два периода – докритический (до 1770) и критический. В первый период интересы философа сосредоточены главным образом на проблемах естественнонаучного и натурфилософского характера

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. "Критика чистого разума". Суждения априори и апостериори. Суждения аналитические и синтетические 4
2. Трансцендентальная эстетика – учение о чувственности 5
3. Трансцендентальная логика. Аналитика и диалектика. 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 11

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по философии - копия.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

Итак, основоположения чистого рассудка могут рассматриваться как априорные законы природы. Познавая природу, человек всегда заранее предполагает в ней эти законы. Поэтому познание невозможно без взаимодействия рассудка и чувств. «Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы» [2, с.72].

Кант говорит: если бы вещи существовали сами по себе, в отрыве друг от друга, если бы мы не смогли связать предметы между собой, то мы бы не смогли бы этот мир вообще познавать. Предметы связаны между собой. Да, мы не можем познавать вещь в себе, но мы можем познавать законы (закономерности) сил природы. Когда связь представлений, закрепленные в категориях, фиксируется как общезначимое, то тогда мы говорим, что возможно чистое естествознание.

 

И тем не менее человек не удовлетворяется миром чувственного опыта и хочет проникнуть к сверхчувствительным основам мироздания, ответить на вопросы о свободе воли, бессмертии души и бытии Бога…

Люди всегда стремятся выйти за границы возможного опыта. Это характеристика человека – желание выйти за свои рамки, посмотреть то, что есть там за чертой. У людей всегда будут вопросы, на которые не будет четкого ответа.

В этом направлении Канта влечет разум – как высшая способность познания.

Трансцендентальная диалектика есть учение о разуме и одновременно – ответ на вопрос о том, как возможна чистая метафизика. «Всякое наше знание начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего для обработки материала созерцаний и для подведения его под высшее единство мышления» [2, с.222].

Способность разума – это способность 1) делать опосредованные выводы, или умозаключения; 2) производить понятия; 3) давать принципы (рассудок есть способность давать правила); 4) создавать единство правил рассудка по принципам. Трансцендентальная диалектика исследует «трансцендентальную видимость», т. е. «естественную и неизбежную иллюзию», в которую неизбежно впадает разум. Важнейший вопрос раздела: «содержит ли разум a priori, сам по себе, т. е. чистый разум, синтетические основоположения и принципы и каковы могут быть эти принципы?» Достигаемое разумом единство – 1) это не единство возможного опыта, как в случае рассудка; 2) собственное основоположение разума (в его логическом применении) состоит «в подыскивании безусловного для обусловленного рассудочного познания, чтобы завершить единство этого познания». Два основных раздела трансцендентальной диалектики: исследование трансцендентальных понятий чистого разума и трансцендентальных и диалектических умозаключений чистого разума.

Понятия разума мыслятся a priori (как и рассудочные понятия), но в отличие от них не ограничиваются сферой опыта и служат не для понимания восприятия, а для концептуального схватывания. Подобно тому, как в учении о рассудке от формы суждений Кант переходит к категориям, так в учении о разуме от формы умозаключений он переходит к особым априорным понятиям разума – трансцендентальным идеям: «Под идеей я разумею такое необходимое понятие разума, для которого в чувствах не может быть дан никакой адекватный предмет».

Теоретические идеи, считает Кант, образуют систему, выведенную из трех возможных вариантов отношения к реальности: отношение к субъекту, к объекту и к тому и другому вместе, т.е. ко всем вещам – сыграло большую роль в истории диалектики. Отсюда три класса идей: психологические, космологические и теологические. Соответственно им выделяют три идеи разума – душа, мир, Бог, которые являются предметами исследования в метафизике. Кант не отрицает, что понятия души, мира и Бога являются естественным порождением разума, "трансцендентальными идеями". Но он не считает, что эти идеи могут быть принципами познания. Они могут играть лишь регулятивную роль, подталкивая рассудок ко все более глубокому проникновению в природу.

В тех случаях, когда чистый разум пытается подвести действительность под присущие ему идеи, он впадает в противоречие с самим собою. Эти неразрешимые противоречия Кант называет антиномиями. Антиномии – это такие противоположения, в которых одна из сторон, будучи противоположной другой, может быть аргументирована с такой же степенью логической доказательности, как и другая:

Тезис

Антитезис

1. Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве.

1. Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве, он бесконечен и во времени и в пространстве.

2. Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое или то, что сложено из простого.

2. Ни одна сложная веешь в  мире не состоит из простых  частей, и вообще в мире нет  ничего простого.

3. Причинность по законам природы есть не единственная причинность, из которой можно вывести все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо еще допустить свободную причинность (причинность через свободу).

3. Нет никакой свободы, все совершается в мире только по законам природы

4. К миру принадлежит или как часть его или как его причина безусловно необходимая сущность.

4. Нигде нет никакой абсолютно необходимой сущности – ни в мире, ни вне его – как его причины.


 

В завершении нельзя не сказать об еще одном понятии, которое раскрывает философ. Это понятие – трансцендентальное единство апперцепции. Апперцепция – это осознаваемые ощущения, они переходят в разряд опознавательного чувства. Единство апперцепции – это как "я постоянно понимаю, что я есть Я". Кант говорит, что люди есть по своей сути трансцендентальное единство апперцепции – когда Я начинаю осознавать свое представление о чем-то , то одновременно я осознаю, что я есть Я, это Я его мыслю, это Я его воспринимаю и т.д. – бесконечный поток моих переживаний, ощущений. Это единство сознания в многообразии моих всех чувственных опытных созерцаний синтезирует, подводит под единое целое познание до познания, внутренняя интуиция.

Кант делает вывод: формам чувственности и рассудка человека доступен только мир опыта, все остальное доступно только разуму, который руководит рассудком, ставит ему цель. Рассудок оперирует идеями – это представление о цели, к которой стремиться познание, и задачи, которые оно ставит. Необходимые условия познания заложены в самом разуме и составляют основу знания. Они-то и придают знанию характер необходимости и всеобщности. Но они же суть и непереходимые границы достоверного знания.

Актуальность данной темы определяется неисчерпаемостью проблем познания, вечным поиском пределов и границ способности человека познавать. Опыт человека беспредельный, он постоянно расширяется, и мы уже имеем в своем распоряжении те ключевые суждения, которые. выработало человечество... В этом интересная изюминка – наши знания подобны горизонту– мы его видим, но достать, достичь мы не сможем – сущность априорных знаний.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Отвергая догматически прием познания, Кант считал, что вместо него нужно взять за основу иной — метод критического философствования, состоящий в исследовании приемов самого разума, в расчленении общей человеческой способности познания и в исследовании того, как далеко могут простираться его границы. Кант различал воспринимаемые человеком явления вещей и вещи, как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не таким, какой есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта: мир познается нами только в своих явленных формах. В результате воздействия «вещей в себе» на органы чувств возникает хаос ощущений. Мы приводим этот хаос в единство и порядок силами нашего разума. То, что мы считаем законами природы, на самом деле есть связь, вносимая разумом в мир явлений, т.е. наш разум предписывает законы природе.

Свой идеализм, в котором Кант видит совершенно особый тип идеализма, он определяет как идеализм, выдвигающий новый для философии вопрос – о возможности и о применении априорного познания. Но при этом Кант делает важное разъяснение. Не всякое априорное знание следует называть трансцендентальным. Трансцендентальным знанием следует называть «только то, благодаря которому мы узнаем, что те или иные представления (созерцания или понятия) применяются и могут существовать исключительно а priori, а также (благодаря которому мы узнаем), как это возможно».

Именно с того момента, как была опубликована книга "Критика чистого разума", Иммануил Кант был признан одним из величайших деятелей всей западной философской школы того времени. А позже, на рубеже веков, появляется течение последователей учений Канта, которое получило название «немецкий классический идеализм», именитыми представителями в его изучении являются Г.Фихте, Ф.В.Й.Шелинг, Г.В.Ф. Гегель.

 

Я попыталась хоть немного разобраться в данной теме. Нельзя сказать, что я поняла её в полном объеме, но и нельзя сказать, что эта тема совсем ничего не оставила в моем разуме. Именно дисциплина "Философия" дала мне возможность прикоснуться к творчеству великого мыслителя. Изучая суть данной темы, мне довелось узнать не только о его научном перевороте, но и о его некоторых биографических данных, что дало общее представление об этой великой исторической личности.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Канке В.А. - Философия М.: "Логос" 2004г.
  2. Кант И. - Критика чистого разума С.-П.: «Наука» 2008г.
  3. Лукашевич В.К., Белокурский В.М., Мамыкин И.П. - Философия Минск БГЭУ 2001г.
  4. Миронов В.В. - Философия: учебник для вузов.
  5. Философский словарь - М. 1989г.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Трансцендентальный идеализм Канта