Уонтрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 13:53, контрольная работа

Краткое описание

Антропоморфизм - уподобление человеку, наделение человеческими психическими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ, представляет собой первоначальную форму мировоззрения и выражается в наделении неодушевлённых предметов способностью действовать, жить и умирать, испытывать переживания и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, мы находим, что учение Ватсьяяны представляет собой индийский гедонизм лучшей его разновидности. Весьма возможно, что мыслителям именно этого направления и присвоено наименование 'ученых гедонистов' (сушикшита-чарвака).

 

 

 

 

 

Задание третье. Сравните изученный материал с античной философией того же времени (VI-IV вв., до н.э.) и заполните следующую таблицу. 

 

Философия

Школы и их

представители

Основные

 понятия  и 

 принципы

              Характерные черты, особенности

Древне-

йидийская

Буддийская

(Будда)

Сиддхартха

Гаутама

Учение о четырех  благородных  истинах, “атомарные”  элементы бытия,

“атомарных” элементов  бытия, “поток” которых конструирует все сущее (дхармы) в виде психических  и непсихических реалий, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, отрицает потусторонность освобождения, нет души, не признавал существование бога творца

 

 

 

 

 

Джайниская,

Махавир

Вардхаман

Ведийский реализм

реалистическая классификация  бытия, а также теория познания с  ее знаменитыми доктринами сьяд-вады и саптабханги, ее семеричный способ предикации и ее аскетическую этику. Отрицалась святостьВед, жертвоприношения, характерно учение о карме.

 

 

 

 

Миманса

Обрядовая сторона  Вед 

Миманса отстаивала реальность внешнего мира, а также других объектов (души, бога). Обосновала авторитет Вед, необходимость выполнения предписаний и ритуалов. А также обосновывается своеобразное учение о вечности слова. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Веданта

Мистическая сторона  Вед, концепция Брахмана- Слова, в котором источником бытия признается онтологизируемая «речь» (шабда), а вся видимость бытия объявляется результатом действия ее «потенций» (категории бытия, времени, пространства действия).

Признает целиком и  полностью авторитет Вед, провозглашает  материальный мир видимостью, иллюзией, проистекающей незнание подлинной природы вещей, нет различия и между индивидуальной душой (Атман) и Вседушой (Брахман) и первая обнаруживает эту тождественность в акте особого прозрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Локаятя (Чарвака),

Основатель Брихаспати

«Теория наслаждений»

«Кама-сутра»

Отвергая авторитет  вед и проповедуемые ими принципы локаята считает истинным постигаемое  лишь  непосредственным восприятием, существующим только этот мир (лока),  Считали, что нет необходимости  в существовании бога, поэтому  отдают предпочтение атеизму.  Признавали объективность мира и отрицали его сотворение каким-либо духовным началом. 

 

Йога

Основателем считается  мудрец Патанджали

Бог классической йоги –  Ишвара

«Обособленность» духовного  начала.

Главное содержание йоги – разработка пути к освобождению от страданий через тренировку тела и духа.

 

 

 

 

 

 

Санкхья

Пракрити (материальная первопричина); Пуруша ("Я", дух, сознание).

 

 

Согласно системе знаний Санкхья основу человеческого тела составляет определенное сочетание  первоэлементов "земли", "воды", "огня", "воздуха" и "эфира". Исходный пункт метафизики санкхья - учение о наличии следствия в причине. Следствие и причина понимаются как два состояния (выявленное и невыявленное) одной и той же субстанции. Это приводит к поиску первопричин и к теории эволюции - инволюции в объяснении мира.

 

Ньяя

 

 

 

 

 

Найяйика - это стремление признавать за истинное все то, что  устанавливается разумом, преобладающими вопросами являются вопросы логики и физики. Ньяя пространно описывает  механизм познания и упорно борется со скептицизмом, который заявляет, что нет ничего достоверного. Ньяя служит введением во всякую систематическую философию

 

Вайшешика

вишеша

 

 

 

 

 

Все, что есть во вселенной, вайшешики «исчисляют» шестью категориями: субстанция (дравья), качество (гуна), движение (карма), общее (саманъя), особенное (вишешв) и присущность (самавая). Позднее к ним добавляется и седьмая — небытие (абхава), признает авторитет Вед, но развивающая свои доктрины на независимых основаниях. Формулируется атомистическая концепция мира. Вайшешика периода «Вайшешика-сутр» обходится без космогонии.

Древнегреческая

Милетская

Фалес, Анаксимандр, Анаксимен

Вопрос о первоосновах всего сущего

Главный вопрос о сущности мира.

Представители школы  понимали мир как материальный. Они стремились постичь мир в динамике его развития и перемен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Элиаты

Главные представители  Ксенофан, Парменид, Зенон и Мелисс

Основателем был Парменид

Наука о бытии, о сущем. Бог как сущее, отличное от людей.

Был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании.

Старались провести идею единства всего существующего и  тождество единого с Божеством.

Согласно Пармениду, «то  что есть» (бытие) — есть, и это  следует из самого понятия «быть», а «того, чего нет» (небытия) — нет, что также следует из содержания самого понятия. Отсюда выводится единство и неподвижность бытия, которому невозможно делиться на части и некуда двигаться, а из этого выводится описание мыслимого бытия как нерасчлененного на части и не стареющего во времени континуума, данного лишь мысли, но не чувствам.

 

Пифагорейская школа

Основоположник Пифагор  Самосский

Наука о числах и других математических объектах.

Изложили учение о  числовой структуре мироздания. Математическая проблематика выливается у них  в мистику и обожествление чисел, которые они считают единственно истинно сущим.

 

Циники, Антисфен.

В основе его философии  лежал девиз: «Жить согласно природе».

По их мнению, счастьем является возвращение в мир природы.

 

 

 

 

Скептики

 

Пиррон 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Философия безрадостности земного существования, отсутствие привязанностей — любви, дружбы продолжает разъедать, подобно червю, человеческий разум.

учение, в основе которого лежит основополагающий принцип  скептицизма (в переводе с греческого — «исследую, сомневаюсь»). Именно сомнение во всем, по мнению Пиррона, должно было избавить людей от ненужных забот, тревог и заблуждений.

 

 

 

 

 

Софисты, Протагор

(первым представителем  был Горгий)

Наибольшую известность  снискала  работа о том, что «ничего не существует».

Предметом рассуждения  служат какие-нибудь незначительные факты, совершенно не заслуживающие внимания. Мышление в силу этого оказывается  совершено бесплодным. Бесконечные  и бессодержательные рассуждения  не приводят к цели. Все высказывания построены правильно, но лишены конкретного смысла»

 

Эпикурейцы Эпикур

Главной проблемой человечества Эпикур считал страх, и поэтому его  философия была направлена в первую очередь на борьбу с ним.

Будучи глубоким атеистом, он считал, что истинная радость заключается в ограждении себя от этого жестокого мира и ухода в прекрасный уединенный сад, где можно получать удовольствия посредством удовлетворения вкуса (прекрасная еда), посредством слуха (музыка, беседа), зрительных восприятии (красивые пейзажи), посредством любовных наслаждений. Жить в угоду только себе, не обращая внимания на других.

 

Стоики

Зенон

Идеалом для стоиков  становится сверхчеловек — мудрец, который сам в себе содержит божественное, слившись с космическим Логосом.

Цель человека — освободиться от всех привязанностей, отказаться от семьи, друзей, желаний. У него должны отсутствовать радости, переживания, страх и любовь. «Ваше счастье — не нуждаться в счастье», — провозглашают стоики.


 

 

 

 

Задание четвертое. Логические задачи, упражнения, комментарии.

 

1. Чувство слитности  человека с природой называется  синкретизм.

2. Принцип космоцентризма  определяется в  синкретизме  во взаимоотношениях человека с миром в буддизме.

3. В этой картине мира человека находится в центре вселенной – космоса.

4. Вся цивилизация древней Индии была в основе своей строго религиозной; наука и религия не были разделены как в наше время, а, дополняя одна другую, составляли одно неразрывное целое, которое вернее всего назвать всеобъемлющей мудростью. Во главе народа стояли мудрецы, (Посвященные); учения их передавались преемственно от одного другому и велись в течение многих веков по одному плану, с одной и той же целью: познать смысл и цель мировой жизни. Мудрость Посвященных, недоступная пониманию народной массы, оставалась эзотерической, тайной, для того, чтобы оградить ее от искажений и злоупотребления; для приобщения к ней требовалась высокая степень умственного развития и нравственной чистоты. Эти эзотерические учения представляют собой единственный ключ к верному пониманию, как религии, так и цивилизации древнего Востока. Без этого ключа истинный смысл Браманизма остается непонятным. На протяжении VI-IV веков до нашей эры в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое немифологическое мышление, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает. Одни греческие философы (натурфилософы) считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество - апейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в математических атомах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые считали такой основой неделимые атомы; пятые - земной шар лишь тень, результат воплощения царства чистой мысли.

Разумеется, все эти философские направления были во многих отношениях наивными и противоречивыми друг другу. Не порвав еще до конца с мифологией, они отводили богам, сверхъестественным силам второстепенное, а то и третьестепенное место, пытались познать мир из него самого.

Спецификой греческой  философии, особенно в начальный  период её развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом.

 

 

Задание пятое.    Тестовая проверка знаний.

 

1.Как соотносятся понятия «философия» и «мировоззрения»?

Ответ:  а

2. Укажите соотношения между эпохой и господствующим типом мировоззрения.

Ответ:

а) теоцентризм - б) Средневековье;

б) антропоцентризм - в) Современность;

в) космоцентризм - а) Античнос

г) антропокосмизм - г) Новое время.

3. Завершите определение:

Ответ:  «Философское учение, утверждающее первичность идеального, духовного, называется джайнизм».

4. Кто из древневосточных мудрецов первым сформулировал тезис: «Чего не пожелаешь себе, не делай другому»?

Ответ: в

5. Завершите определение:   

 Ответ: «Философское учение, предметом исследования которого выступает мораль, называется локаята».

6. Впишите пропущенное слово:

 Ответ: Упанишады - древнеиндийские произведения религиозно-философского характера, относящиеся к классу «откровения» и примыкающие к Ведам как объяснение их изотерического (тайного) смысла».

7. Какое из древнеиндийских философских учений тяготеет к материализму?

 Ответ: в

8. Основное средство постижения истины в философии:

Ответ: а

9.Впишите ключевые слова:

 Ответ: Отличительной особенностью религиозного мировоззрения является

вера в сверхъестественную силу (Бога) и поклонение ей.

10. Назовите принцип взаимодействия человека и мира, который лежит в основе позиции даосов.

  Ответ: а.

 

 

 

 

 

                Список использованной литературы:

 

1. И.П.Минаев. Буддизм.  Исследования и материалы, СПб.: Типография          Императорской Академии Наук, 1887.

2.      Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия.

Философия джайнизма. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН,1994.

3. Радхакришнан С. Индийская философия. Т.1-2. 1956.

4 Васильев Л.С. История религий Востока. – М.: Высшая школа, 1988.

5. Г.М. Бонгард-Левин, А.В. Герасимов. Мудрецы и философы древней Индии. М.: Наука, 1975.

6. Хрестоматия по истории Древнего Востока. Под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. М.: Высш. школа, 1980.

7 Шичалин Ю.А. Мудрецы и ученые. Книга первая. Философия древности и средневековья.- М.:Греко-латинский кабинет, 1995

8. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов. -- М.: Гардарики, 2000.

9 Алексеев В.П., Панин А.В. Философия. Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2003.7. История восточной философии: Учебное пособие. - М.,ИФРАН.- 1998.

10. Асмун В.Ф. Античная философия-М.; Высшая школа, 1976


Информация о работе Уонтрольная работа по "Философии"