Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 18:41, реферат
Основное внимание Ницше было сосредоточено на проблемах культуры, на вопросах этики и эстетики, в частности музыки, а также на идеях бытия человека. Ницше выделяет в искусстве два начала: дионисийское - стихийное, оргиастическое, экстатическое - и аполлоновское - просветлённое, гармоническое, рефлексивное. Эти противоборствующие силы характеризуют само бытие, причём дионисийское, изначально-жизненное, лежит в основе бытия. Идеал же культуры заключается в достижении равновесия этих полярных начал.
Введение
Основная часть
Вывод
Используемая литература
Ницше пишет, что
порода людей жажды мести,
Зато представьте себе "врага" в том виде, как его представляет себе человек жажды мести - именно здесь это его дело, его творчество: он создаёт "злого врага", "злого" именно в качестве основного понятия, исходя из которого, как его отражение и противоположность он выдумывает и "хорошего" - себя самого. И происходит это совершенно обратно тому, как у благородного, который создаёт основное понятие "добрый" первоначально и независимо, исходя именно из себя самого, и только затем создаёт представление о "дурном". Ницше сопоставляет: "Это "дурное" благородного происхождения и то "злое" из бродильного котла ненасытной ненависти - первое, созданное впоследствии, побочное, дополнительный цвет; второе, напротив, оригинал, начало, настоящее деяние в концепции нравственности рабов - как противоположны эти оба понятия "дурной" и "злой", которые, по-видимому, противополагаются одному и тому же понятию "хороший"! Но это не одно и, то, же понятие "хороший". Напротив, нужно спросить себя, кто собственно является злым согласно морали ressentiment (людей жажды мести). Строго говоря, это и есть именно "хороший" с точки зрения другой морали, именно благородный, могущественный, господствующий, только получивший иную окраску, иное значение, обратное изображение в ядовитом глазу".
Философ считает, однако, что
те самые благородные люди, которые
так строго удерживаются в границах
обычаями, почтением, привычками, благодарностью,
которые проявляют себя по отношению
друг к другу столь
Становится ясно, что смыслом всякой культуры является воспитание из хищного зверя-"человека" ручное, цивилизованное животное, животное домашнее. А все те инстинкты реакции и злопамятства, с помощью которых посрамлены и побеждены благородные поколения вместе с их идеалами, придётся рассматривать как орудия культуры. Но это ещё не значит, что носители их являются в, то, же время представителями культуры. Напротив, эти носители подавленных и жаждущих возмездия инстинктов, эти люди жажды мести, потомки всего европейского и неевропейского рабства представляют собой регресс человечества! Эти "орудия культуры" - позор человека и скорее возбуждают подозрение против культуры, являются документом против неё. Вместе с вырождением свободных и неукротимых благородных человек измельчал, стал безнадёжно умеренным, но вместе с тем научился считать себя целью и вершиной, смыслом истории, "высшим существом" над всей природой, стал чувствовать, что он имеет на это право. Он стал чувствовать себя чем-то, по крайней мере, сравнительно удачным, сравнительно жизнеспособным, по крайней мере, не отрицающим жизнь…
Ницше проводит метафорическую аналогию между отношениями в человеческом обществе и извечным противостоянием "жертва-хищник" в мире дикой природы. Так, нетрудно понять, что ягнята не любят крупных хищных птиц, но это не является ещё причиной ставить упрёк большим хищным птицам, что они хватают маленьких ягнят. И если ягнята говорят между собой: "эти хищные птицы злы, и тот, кто наименее подобен хищной птице, кто является их противоположностью - ягнёнком, разве тот не хорош?", то ничего нельзя возразить на такое построение идеала. Но хищные птицы посмотрят на это с насмешкой и скажут: "Мы ничего не имеем против этих добрых ягнят, мы их даже любим, что может быть вкуснее нежного ягнёнка". В самом деле, требовать от силы, чтобы она не проявляла себя силою, чтобы она не была желанием одолеть, желанием господства, жаждою врагов, сопротивлений и торжества, это столь же бессмысленно, как требовать от слабости, чтобы она проявлялась в виде силы. Известное количество силы, внешней и внутренней, представляет собой такое же количество стремления, воли и деятельности. Более того, это не что иное, как именно самая эта деятельность, хотение, действование и эти понятия различаются только благодаря неточностям языка и окаменевшим в нём основным заблуждениям разума. Ницше называет ошибочным предположение о том, что всякое действие обусловлено действующим субъектом. "Как народ обособляет молнию от её блеска," - пишет философ - "и считает её последней деятельностью, действием субъекта, называемого молнией, так же точно народная мораль обособляет силу от проявления силы, как-будто за сильным имеется безразличный субстрат, от доброй воли которого зависит, проявлять силу или нет. Такого субстрата нет; позади делания, действия, становления - нет "бытия"; "делатель" только присочинён к действию, - в действии заключается всё". Он считает также, что к ошибочным понятиям, "подкидышам языка" следует отнести, например, атом или кантовскую "вещь в себе". Поэтому нет ничего удивительного в том, что скрытые, тайно тлеющие проявления жажды мести используют для себя эту веру, веру в то, что от доброй воли сильного зависит быть слабым, а хищной птице стать ягнёнком: это даёт им право ставить в упрёк хищной птице, что она хищная птица.
Поэтому, по мнению Ницше, угнетённые, подавленные, подвергшиеся насилию в бессилии говорят: "Будем иными, чем злые, то есть добрыми. А добр всякий, кто не производит насилия, никого не оскорбляет, не нападает, не воздаёт злом за зло, кто месть предоставляет богу, кто подобно нам скрывается, уступает дорогу всему злому и вообще немного требует от жизни, подобен нам, терпеливым, скромным, справедливым". Философ не приемлет, последовательно осуждает такую позицию и поясняет, что это по существу означает только: "Мы слабые-слабые: хорошо, если мы не будем ничего такого делать, на что у нас не хватит сил". Он говорит, что "это резкое признание факта, этот ум низшего порядка, свойственный даже насекомым, вырядилось в роскошное одеяние самоотверженной, тихой, выжидающей добродетели, как будто-бы сама слабость слабого - то есть его сущность, его деятельность, вся его неизбежная неустранимая действительность - представляет собой добровольное действие, нечто намеренное, произвольное деяние, заслугу". Такая порода людей нуждается в вере в безразличный, одарённый свободным выбором "субъект" вследствие инстинкта самосохранения, самоутверждения. Субъект (или говоря популярнее, душа - именно так определяет Ницше), может быть, был до сих пор на земле лучшим пунктом веры оттого, что давал большинству смертных, слабым и угнетённым всех видов возможность возвышающего самообмана, давал возможность слабость объяснять свободой, а своё поведение - заслугой.
Переоценка, искажение первоначальных понятий, привело к тому, что слабость превратилась в заслугу, бессилие, которое не воздаёт - в доброту, боязливая жажда мести - в смирение, подчинение тем, кого ненавидят, стало послушанием. Безобидность слабого, даже трусость получило название "терпение", и зовётся также добродетелью. Невозможность отомстить называется нежеланием мстить, может быть даже прощением. Фридрих Ницше называет это искусством чёрной магии, которая из чёрного делает белое, делает молоко и невинность, он называет это мастерской, где фабрикуют идеалы. И вновь философ, обрушивая саркастические упрёки на христианские моральные принципы, смешивает, сращивает между собою три, в общем-то, различных по своей сущности явления - Церковь, Веру и Бога. Он считает, что именно христианская церковь, как объединение слабых против сильных и есть та самая мастерская, что приверженцы Христова учения следуют ему из мести и ненависти: "…теперь только я слышу, что уже так часто говорилось: "Мы добрые, являемся праведными то, чего они требуют, они называют не возмездием, но "торжеством справедливости"; ненавидимое ими это не враг их, нет! они ненавидят "неправду", "безбожие"; то, во что они верят и на что надеются, - это не надежда на месть, не упоение сладкой местью ("сладкой как мёд" её называл уже Гомер), а "победа божия, победа правосудного бога над безбожниками"; они любят на земле не братьев по мести, но "братьев по любви", как говорят они, всех добрых и праведных на земле. …Они называют то, что служит им утешением от всех страданий - их фантасмагорию предвкушаемого будущего блаженства - "последним судом", пришествием их царства, "царства божия" - а пока они живут "в вере", "в любви", "в надежде"".
Противоположные ценности, "хорошо и худо", "добро и зло" в течение тысячелетий вели долгую страшную борьбу на земле; и хотя нет сомнения, что вторая оценка давно уже получила преобладание, но и теперь ещё нет недостатка в местах, где борьба продолжается ещё с неопределённым исходом. Наоборот, можно было бы даже сказать, что борьба эта поднимается всё выше и выше и тем самым становится всё глубже, всё духовнее. Так что и во времена, современные философу, и в настоящее время, может быть, не было и нет более решительного признака "высшей натуры", более духовной натуры, чем быть в разладе в этом отношении и представлять арену борьбы этих противоположностей.
Ницше пишет: "Символ этой борьбы, написанный чертами, которые, пережив все поколения людские, читаются до настоящего времени, гласит: "Рим против Иудеи, Иудея против Рима": - не бывало до сих пор события более важного, чем эта борьба, эта постановка вопроса, это смертельное противоречие". Кто же победил в этой борьбе противоположностей, в борьбе за значение изначальных понятий и ценностей? Но ведь тут не может быть и сомнения: Рим побеждён. Впрочем, в эпоху Возрождения произошло до жуткости блестящее пробуждение классического идеала, благородного способа оценки всех вещей: сам Рим зашевелился, как пробуждённый мнимоумерший, под давлением нового, надстроенного над ним. Но тотчас восторжествовали снова люди жажды мести, благодаря тому глубоко плебейскому движению, называемому реформацией, считая при этом и то, что должно было последовать за нею - восстановление могильного покоя классического Рима.
Люди жажды мести, сделавшие её смыслом своего бытия не гнушаются никакими средствами для достижения своей страшной цели.
Вывод
Главная идея учения Ницше — сильному мораль не нужна. Она нужна слабому. Сильный должен быть вне морали. Мораль рабов, как угнетенных, уступает место морали хозяев, господ. И если в ранних сочинениях идеал сверхчеловека носит черты эстетическо-аристократического гения-творца (эллинского типа), то с течением времени он обретает грубые черты и ярко выраженные расистские признаки. Главной ценностью становится воля к власти. Такой человек без излишних сантиментов способен расправиться с рабами, жаждущими получить свои права. «Падающего подтолкни», —говорит Ницше в «Антихристианине». Он воспевает сильного человека, которого можно воспитать суровой, жесткой, насильственной дисциплиной. Он — за кастовую мораль. Любое отступление господ от своей твердой позиции по отношению к рабам уже ведет к ослаблению жизнеспособности, к упадку, декадансу, ухудшению расы, породы. Жизнеспособность, раса, здоровые и нездоровые инстинкты — эти биологические понятия широко входят в этику Ницше.
В целом мораль Ницше
противоречива. В ней найдётся
и остроумная, испепеляющая критику
того, что мы могли бы назвать
моралью «третьей силы». Ницше
показывает глубокую пропасть
в противоречивой природе и
сущности человека как
Используемая литература