Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 23:18, реферат
Средневековье — это господство религиозного мировоззрения, находящего своё отражение в богословии. Философия становится служанкой теологии. Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Поэтому к средневековой философии ближе термин «монизм», так как началом всему является Бог.
1.Термины «дуализм» и «монизм». Стр. 3
2. Заповеди «не лги», «не укради» Стр. 5
3. Философов Гегель . Стр. 7
4. Таблица рационализма и иррационализма. Стр. 10
5. Ф.Ницше Стр. 11
6. Ускорение прогресса. Стр. 12
7. Работа Ф.Энгельса . Стр. 15
8. А.С.Макаренко . Стр. 18
9. Высказывания Т.Т. Сартра. Стр. 20
10. Список использованной литературы . Стр. 22
56
Содержание : 1.Термины «дуализм»
и «монизм».
2. Заповеди «не лги», «не укради» Стр. 5
3. Философов Гегель
.
4. Таблица рационализма
и иррационализма.
5. Ф.Ницше
6. Ускорение прогресса.
7. Работа Ф.Энгельса
.
8. А.С.Макаренко
.
9. Высказывания
Т.Т. Сартра.
10. Список использованной литературы . Стр. 22
8. Объясните термины
«дуализм» и «монизм». Какой из
них следует отнести к
Монизм — философское учение, которое принимает за основу всего существующего одно начало. Монизм – способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы (“субстанции”) всего существующего и построения теории в форме логически последовательного развития исходного положения.
Дуализм (лат. duo—два) — философское учение, считающее в противоположность монизму, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал — духа и материи, идеального и материального.
Средневековье — это господство религиозного мировоззрения, находящего своё отражение в богословии. Философия становится служанкой теологии. Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Поэтому к средневековой философии ближе термин «монизм», так как началом всему является Бог.
«Дуализм» ближе к античной философии. Дуализм души и тела, интеллекта и материи конструируется уже в ранних работах Платона. Для Платона знание - это созерцание внешних форм в абстрагировании от непознаваемой, нерациональной материи. Именно Платон в значительной степени задал эту парадигму души и тела, рациональности и эмоциональности, которая стала доминирующей в западной философии. В античной философии было сильно влияние так называемого иранского дуализма, впервые сформулированного Заратустрой, где трактовалось о существовании доброго и светлого, а также злого и мрачного божеств, борющихся за господство над миром и людьми. Этот дуализм, в котором была сильно выражена этическая сторона, перенесенный в сферу духа и материи, видоизменился в гностицизм и манихейство, где материя и тело (= мир) олицетворяются со злым началом, а дух (душа, или чистое «Я») становится добрым началом (антикосмологический дуализм).
18. Заповеди «не лги», «не укради» рассмотрите с точки зрения кантовского императива.
Категори́ческий императи́в (нем. kategorischer Imperativ, от лат. imperativus — повелительный) — понятие, введённое Кантом в рамках его концепции автономной этики и призванное объединить идею о независимости нравственных принципов от внешней среды с идеей о единстве этих принципов.
Человек, по Канту,
есть высшая ценность. У каждого
человека есть свое достоинство. Он оберегает
свое достоинство. Но он должен понимать,
что достоинство другого
Есть ли во внешнем мире образец, эталон добра? Есть ли конкретная личность как носитель этого эталона? Нет такой личности. Но почему же мы имеем представление о добре и зле? Это понятие нам дано свыше. Наше нравственное сознание неизбежно приходит к выводу, что есть Бог как символ нравственного идеала.
Исходя из этих двух положений (человек есть высшая ценность, а Бог есть символ нравственного идеала), Кант формулирует свой нравственный закон, который должен регулировать нравственные отношения между людьми.
Настаивая на том, что на языке категорических императивов с нами говорит разум и только разум, причем в ипостаси чистого практического разума, не подчиненного способности желания, Кант хочет сказать, что категорические императивы (они же - практические законы) должны удовлетворять соответствующим требованиям. Категорический императив (практический закон) должен быть не субъективным, а объективным основоположением; он не должен зависеть от материи способности желания, т. е. должен быть априорным и, следовательно, всеобщим необходимым предписанием. К таким предписаниям относятся заповеди «не лги», «не укради». Иначе говоря, нельзя лгать, воровать ни под каким даже самым благовидным предлогом, т. е. нельзя нарушать данные заповеди. Выходит, что кантовские категорические императивы (практические законы) - это всем давно известные нормы нравственности? Да, именно так. Этические нормы и только они составляют все множество категорических императивов. Для того, чтобы максимально были удовлетворены требования объективности, формальности, априорности, всеобщности и необходимости, которые Кант предъявляет к категорическим императивам, он предлагает единую общую формулировку, откуда следуют все категорические императивы, все нравственные нормы. Кант аккумулирует весь нравственный кодекс в единой формулировке - Категорическим Императивом или нравственным законом. В «Критике практического разума» он выглядит следующим образом: “Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства”.
28. «Государство
есть божественная идея, как она
существует на земле» (Гегель). Какое
место в гегелевской
Метафизика (греч. meta ta qysica... букв. то, что после физики), философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо определенного типа бытия. В истории философии слово «метафизика» часто употреблялось как синоним философии. Термин «метафизика» ввел Андроник Родосский (1 в. до н.э.), систематизатор произведений Аристотеля, назвавший так группу его трактатов о «бытии самом по себе».
Рассматривая истину и бытие как процесс, Гегель создал систему, в которой истина выступает как поступательное развитие разума, а противоречие — как его необходимый момент. Он переосмыслил кантовское различение рассудка и разума и сделал последний носителем истинного познания, а диалектику — методом постижения противоречий и развития понятий. Рассудок, согласно Гегелю, оперируя конечными однозначными определениями, является хотя и необходимым, но недостаточным условием познания. Источник ошибок метафизического метода он видел в ограничении познавательной деятельности лишь сферой рассудка. Таким образом, Гегель впервые противопоставил метафизику и диалектику как два различных метода. Вместе с тем он оценивал свою философию как «истинную» метафизику и традиционно понимал ее как «науку наук». «Человек, — писал Гегель в «Малой Логики», — как мыслящее существо есть врожденный метафизик. Важно поэтому лишь то, является ли та метафизика, которую применяют, настоящей, а именно: не придерживаются ли вместо конкретной, логической идеи односторонних, фиксированных рассудком определений мысли. В отличие от «дурной» метафизики, истинная метафизика, по Гегелю, есть мышление, которое постигает единство определений в их противоположности, тогда как мышление рассудочное постигает определения в «раздельности и противопоставленности».
Кульминацией гегелевской этики является государство. Для Гегеля государство – действительность нравственной идеи. В государственном строе божественное врастает в действительное. Государство – это мир, который дух создал для себя; живой дух, божественная идея, воплощенная на Земле. Однако это относится только к идеальному государству. В исторической действительности имеются хорошие (разумные) государства и дурные государства. Государства, известные нам из истории, суть лишь преходящие моменты в общей идее духа.
«Всеобщее существует в государстве, — пишет Гегель — Государство есть божественная идея, как она существует на земле... Поэтому государство следует почитать как нечто божественное в земном и понимать, что если трудно постигнуть природу, то еще бесконечно более трудно постигнуть государство... Государство — это шествие Бога в мире... Государство есть организм... Существенной принадлежностью завершенного государства является сознание, мышление... Государство знает, чего оно хочет... Государство действительно, и... подлинная действительность есть необходимость: то, что действительно, необходимо внутри себя... Государство... существует для самого себя... Государство есть наличная, действительно нравственная жизнь». По Гегелю, государство есть все или почти все. Он утверждал что государство - высшее проявление "мирового духа", "мораль вселенной"; оно олицетворяет актуальность этической идеи, этической мысли как формы самосознания; государство безраздельно властвует над индивидуумом, высший долг которого состоит в том, чтобы быть членом государства, ибо право мирового духа выше всех особых привилегий...
Гегель был одним из любимых философов А. Гитлера "Германский дух есть дух нового мира, цель которого заключается в осуществлении абсолютной истины как бесконечного самоопределения свободы, той свободы, содержанием которой является сама ее абсолютная форма"
Как же тогда
следовало рассматривать
Традиционные понятия морали и этики не должны препятствовать ни высшему государству, ни "героям", которые возглавляют его. Согласно учению Гегеля, мировая история возвышается над всем остальным... Неуместные моральные устои не следует противопоставлять деяниям и свершениям, имеющим историческое значение. Раболепие перед личной добродетелью - скромностью, смирением, филантропией и терпением - не должно мешать им... Такая мощная сила (государство) растопчет множество невинных цветков - сотрет в порошок многих, вставших на его пути - что и хотел в свое время сделать Гитлер с миром.
Гегель предсказывал, что такое государство будет создано в Германии, когда она вновь обретет дарованную ей всевышним силу. Он предвидел, что "час Германии" пробьет и ее великой миссией станет возрождение мира. Читая Гегеля, понимаешь, какое вдохновение черпал Гитлер. Следует особо подчеркнуть, что Гегель своей теорией "героев" - этих великих личностей, которым таинственное провидение вверило исполнение "воли мирового Духа", вселил в Гитлера всепоглощающую уверенность в собственной миссии.
38. Составьте
таблицу основных черт рационал
Основные черты | |
Рационализм |
Иррационализм |
1. Философское учение, согласно которому основу познания человеком мироздания составляет разум, и он же определяет поведение людей. 2. Наиболее яркими рационалистами в истории философии являлись Спиноза, Лейбниц, Декарт, Гегель. 3. Рациональное познание – это процесс приобретения знаний о предметах и явлениях посредством рассудка и разума, выявляющего частные элементы объекта познания, анализирующего и синтезирующего их, выстраивающего логические умозаключения и теоретизирующего. Рациональное познание – это познание путем умозаключений и теоретизирования с привлечением абстрактных понятий. 4. Например, Гегель
– один из наиболее известных
защитников рационального
|
1. Философское учение, которое утверждает об отсутствии или ограниченности роли разума в познании, а основное внимание иррациональным способам постижения бытия - инстинктам, догадкам, интуиции, откровениям 2. Наиболее яркими философами этого направления являются Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Дильтей, Бергсон, Хайдеггер. 3. Иррационализм базируется на вполне обоснованном представлении о том, что разум – это еще не весь человек, но только его часть. В человеческом интеллекте (мозге) заложено еще нечто, что оказывает самое непосредственное влияние на процесс восприятия и познания человеком мира. Учение об иррациональных основаниях процесса познания, т.е. о том, что в познании мира человек использует не разум и рассудок, но иные свои способности – интуицию, вдохновение, догадки. 4. Например, в научном знании огромную роль играют догадки, интуиция, предчувствие. Часто именно благодаря им, а не логическим умозаключениям совершаются выдающие открытия. |
48. Ф.Ницше в
книге «По ту сторону добра
и зла» так обрисовал этот
процесс: «Я сделал это –
говорит память. Я не мог сделать
этого – говорит мне гордость,
остающаяся в этом споре
Высказывание Ф.Ницше говорит о том, что в течение своей жизни человек делает поступки и со временем про них забывает. Мы вообще склонны доверять своей памяти, как если бы это были тщательно охраняемые архивы жизненного опыта. Но ведь на практике память в выполнении своих прямых обязанностей оказывается весьма, скажем так, гибкой. Вся психологическая наука возникла ровно в тот самый момент, когда Фрейд убедительно доказал, что мы помним только то, что хотим помнить, легко и тщательно забывая то, чего помнить не желаем.