Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 20:31, реферат
Основная задача Конфуция – гармонизировать жизнь государства, общества, семьи, человека. В центре внимания конфуцианства взаимоотношения между людьми, проблемы воспитания. Идеализируя древность, Конфуций рационализирует учение о нравственности – конфуцианскую этику. Она опирается на такие понятия, как «взаимность», «золотая середина», «человеколюбие», составляющие в целом «правильный путь» – дао.
Введение
Конфуцианство – философское учение, появившееся в Древнем Китае. Создателем конфуцианства был Кун – Цю (Конфуций).
Крупнейший ученый своего времени, он одним из первых заинтересовался человеческой сущностью, смыслом человеческой жизни, истоками человеческих стремлений и желаний. Пытаясь объяснить их, он, руководствуясь собственным опытом, предложил ряд интереснейших идей. Вся жизнь Конфуция прошла в поисках того главного, ради чего и живет человек.
Конфуцианство
– одно из ведущих идейных течений
в древнем Китае. В ряде публикаций
дается «компромиссное» определение
конфуцианства одновременно как
религии и как этико-
Конфуций говорил, что «все первоначально предопределено судьбой и тут ничего нельзя ни убавить, ни прибавить» («Мо-цзы», «Против конфуцианцев», ч.II). Конфуций говорил, что благородный муж должен испытывать страх перед небесной судьбой, и даже подчеркивал: «Кто не признает судьбы, тот не может считаться благородным мужем».
Конфуций
почитал небо как грозного, всеединого
и сверхъестественного
Основная
задача Конфуция – гармонизировать
жизнь государства, общества, семьи,
человека. В центре внимания конфуцианства
взаимоотношения между людьми, проблемы
воспитания. Идеализируя древность,
Конфуций рационализирует учение о
нравственности – конфуцианскую
этику. Она опирается на такие
понятия, как «взаимность», «золотая
середина», «человеколюбие», составляющие
в целом «правильный путь»
– дао.
Родился Конфуций в 551 г. до нашей эры в царстве Лу. Отец Конфуция Шулян Хэ был храбрым воином из знатного княжеского рода. В первом браке у него родились только девочки, девять дочерей, а наследника не было. Во втором браке столь долгожданный мальчик родился, но, к несчастью, был калекой. Тогда, в возрасте 63 лет, он решается на третий брак, и его женой соглашается стать молодая девушка из рода Янь, которая считает, что нужно выполнить волю отца. Видения, которые посещают ее после свадьбы, предвещают появление великого человека. Рождению ребенка сопутствует множество чудесных обстоятельств. Согласно традиции, на его теле имелось 49 знаков будущего величия.
Так родился Кун-фу-цзы, или Учитель из рода Кун, известный на Западе под именем Конфуция. Уже в раннем детстве Конфуций отличался выдающимися способностями и талантом предсказателя. Он любил играть, подражая церемониям, бессознательно повторяя древние священные ритуалы. И это не могло не удивлять окружающих. Маленький Конфуций был далек от игр, свойственных его возрасту; главным его развлечением стали беседы с мудрецами и старцами. В 7 лет его отдали в школу, где обязательным было освоение 6 умений: умение выполнять ритуалы, умение слушать музыку, умение стрелять из лука, умение управлять колесницей, умение писать, умение считать.
Конфуций
родился с беспредельной
В
двадцать пять лет за свои бесспорные
достоинства Конфуций был отмечен
всем культурным обществом. Одним из
кульминационных моментов в его
жизни стало приглашение
Слава о нем распространилась далеко за пределы соседних царств. Признание его мудрости достигло такой степени, что он занял пост Министра правосудия — в те времена самую ответственную должность в государстве. Он сделал так много для своей страны, что соседние государства стали опасаться царства, блестяще развивавшегося усилиями одной личности. Клевета и наветы привели к тому, что правитель Лу перестал внимать советам Конфуция. Конфуций покинул родное государство и отправился в путешествие по стране, наставляя правителей и нищих, князей и пахарей, молодых и стариков.
Для Конфуция знание и добродетель были едины и неразделимы, и поэтому жизнь в соответствии со своими философскими убеждениями являлась неотъемлемой частью самого учения. «Подобно Сократу, он не отбывал «рабочее время» со своей философией. Не был он и «червем», зарывшимся в свое учение и сидящим на стуле вдали от жизни. Философия была для него не моделью идей, выставляемых для человеческого осознания, но системой заповедей, неотъемлемых от поведения философа».
Умер мудрец в 479 году до нашей эры; свою смерть он предсказал ученикам заранее.
Несмотря на внешне скромные биографические данные, Конфуций остается величайшей фигурой в духовной истории Китая. Один из его современников говорил: «Поднебесная давно пребывает в хаосе. Но ныне Небо возжелало сделать Учителя пробуждающим колоколом»
Конфуций не любил говорить о «себе» и весь свой жизненный путь описал в нескольких строчках:
«В 15 лет я обратил свои помыслы к учению.
В 30 лет — я обрёл прочную основу.
В 40 лет — я сумел освободиться от сомнений.
В 50 лет — я познал волю Неба.
В 60 лет — я научился отличать правду от лжи.
В 70 лет — я стал следовать
зову моего сердца и не
В
этом высказывании весь Конфуций —
человек и идеал традиции, известной
как конфуцианство. Его путь от учёбы
через познание «воли Неба» к
свободному следованию желаниям сердца
и соблюдению правил поведения, которые
он считал священными, «небесными», стал
нравственным ориентиром всей культуры
Китая.
2.
Философская школа –
конфуцианство.
В Древнем Китае сложился ряд философских школ и направлений, к основным из которых относятся конфуцианство (кит. жу цзя, досл. «школа образованных людей»), даосизм (кит. дао цзя, досл. «школа дао»), легизм (кит. фа цзя, досл. «школа закона/законников»), моизм (кит. мо цзя, досл. «школа (философа) Мо»). Конфуцианство, легизм и моизм являются преимущественно этико-политическими учениями, направленными на разработку теории государственности и социоаксиологической проблематики.
Основателем конфуцианства является китайского мудрец Конфуций, или, по-китайски, Кун-цзы (ок. 551-479 гг. до н.э.). Труды самого Конфуция до нас не дошли, сохранились лишь краткие конспекты его бесед с учениками. Основа учения Конфуция изложена в трактате «Лунь юй» («Рассуждения и речи [Конфуция]»). Со II в. до н.э. по 1913 г. конфуцианство являлось официальной идеологией Китая.
Конфуцианство является своего рода социально-этической антропологией: его основное внимание сосредоточено на человеке, проблемах его врожденной природы и благоприобретенных качеств, поведения в обществе, взаимоотношений с другими людьми. Основой конфуцианских теоретических построений является учение об идеале личности - «благородном муже» (цзюнь-цзы). Под «благородным мужем» понимается человек, обладающий «пятью добродетелями», к которым относятся гуманность (жэнь), благопристойность (ли), справедливость (и), мудрость (чжи) и верность (син).
Гуманность (жень) включала в себя скромность, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям и т.п. Жень – это почти недосягаемый идеал, совокупность совершенств, которыми обладали лишь древние. Одной из важных основ социального порядка, по Конфуцию, было строгое повиновение старшим. Слепое повиновение его воле, слову, желанию – это элементарная норма для младшего, подчиненного, подданного как в рамках государства в целом, так и в рядах клана, семьи. Конфуций напоминал, что государство – это большая семья, а семья малое государство. Конфуций разработал учение о сяо, сыновей почтительности. Смысл сяо – служить родителям по правилам ли, похоронить их по правилам ли и приносить им в жертву по правилам ли.
Через категорию ли определяются обрядовые акции, этикетно-ритуальное уложение, а также принципы взаимоотношений между людьми и поведения каждого отдельного человека как члена социума включая детали его внешнего вида. Категория и совмещает в себе значения «долг», «справедливость», «ответственность», «добропорядочность», «правильность», то есть передает способность человека подчинять свои субъективные потребности объективным требованиям.
Категория чжи определяет всю умственно-познавательную деятельность человека: уровень его способностей, степень эрудированности и образованности, а также такие качества, как проницательность, умение разбираться в людях, обладание аналитическими способностями.
Категория син тоже охватывает целый спектр понятий: от преданности стране, государю, непосредственному начальнику, отцу до верности собственным убеждениям.
Человеческую жизнь Конфуций рассматривал как постоянный и вечно незавершенный процесс учения и воспитания. Смысл учения заключался, по Конфуцию, в «исправлении имен», под которым понималось согласование прав и обязанностей человека с нормами традиции. Известно разъяснение данного тезиса, принадлежащее Конфуцию: «Правитель да будет правителем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном».
Конфуций создал также патриархальную теорию государства, согласно которой общество и государство являются большой семьей. Он указывал, что как во главе семьи стоит отец, так во главе общества стоит государь, как отец проявляет заботу обо всех членах своей семьи, так и государь заботится о поданных. Конфуций утверждал, что каждый человек находится на определенной ступени социальной лестницы и должен выполнять определенные функции.
Конфуцианство сумело занять ведущие позиции в китайском обществе, приобрести структурную прочность и обосновать свой крайний консерватизм, нашедший наивысшее выражение в культе неизменной формы. Соблюсти форму, во что бы то ни стало сократить вид, не потерять лицо – всё это стало теперь играть особо важную роль, ибо рассматривалось как гарантия стабильности. Конфуцианство поддержало и вознесло созданный в иньско-чжоуское время культ правителя, императора «сына неба» управляющего поднебесной от степи великого неба. Отсюда был только шаг до разделения всего мира на цивилизованный Китай и некультурных варваров, прозябавших в теплоте и невежестве и черпавших знания и культуру из одного источника – из центра Мира, Китая.
Не будучи религией, в полном смысле слова, конфуцианство стало большим, нежели просто религия. Конфуцианство – это так же и политика, и административная система, и верховный регулятор экономических и социальных процессов – словом это основа всего китайского образа жизни, квинтэссенция китайской цивилизации. В течение двух с лишним тысяч лет конфуцианство формировало умы, и чувства китайцев, влияло на их убеждения, психологию поведение, мышление, восприятие, на их быт и уклад жизни.
Подчеркивая свою приверженность традиции, Конфуций говорил: «Я передаю, но не создаю; я верю, в древность и люблю ее» (Лунь юй, 7.1). Золотым веком для Китая Конфуций считал первые годы правления династии Чжоу (1027-256 до н. э.). Современность представлялась царством хаоса. Нескончаемые междоусобные войны, все усиливающаяся смута привели Конфуция к выводу о необходимости новой моральной философии, которая опиралась бы на представление об изначальном добре, заложенном в каждом человеке. Прототип нормального общественного устройства Конфуций видел в добрых семейных отношениях, когда старшие любят младших и заботятся о них (жэнь, принцип «человечности»), а младшие, в свою очередь, отвечают любовью и преданностью (ли, принцип «справедливости»). Особенно подчеркивалась важность исполнения сыновнего долга (сяо — «сыновняя почтительность»). Мудрый правитель должен управлять с помощью воспитания у подданных чувства благоговения перед «ритуалом» (ли), то есть моральным законом, прибегая к насилию только как к последнему средству. Отношения в государстве во всем должны быть подобными отношениям в хорошей семье: «Правитель должен быть правителем, подданный — подданным, отец — отцом, сын — сыном» (Лунь юй, 12.11). Конфуций поощрял традиционный для Китая культ предков как средство сохранения верности родителям, роду и государству, в состав которого как бы входили все живые и умершие. Долгом всякого «благородного мужа» (цзюньцзы) Конфуций считал бесстрашное и нелицеприятное обличение любых злоупотреблений.