Учение Конфуция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 20:31, реферат

Краткое описание

Основная задача Конфуция – гармонизировать жизнь государства, общества, семьи, человека. В центре внимания конфуцианства взаимоотношения между людьми, проблемы воспитания. Идеализируя древность, Конфуций рационализирует учение о нравственности – конфуцианскую этику. Она опирается на такие понятия, как «взаимность», «золотая середина», «человеколюбие», составляющие в целом «правильный путь» – дао.

Вложенные файлы: 1 файл

ДОКЛАД.docx

— 56.86 Кб (Скачать файл)

     4. Ученик Конфуция  – Мэн – цзы. 

     Мэн-цзы (Мэн Кэ — 371—289 до н. э.) был продолжателем Конфуция, защищал конфуцианство от нападок со стороны других тогдашних школ. Вопросы взаимоотношения общества и человека нашли свое  отражение у последователя Конфуция Мэн-цзы. Он проповедовал идею "просвещенного" деспотизма. Догмы Конфуция о предустановленном и неизменном разделении людей на высокопоставленных и низкопоставленных,  о принципах управления и связанных с этим нормах этикета и церемониях получают у Мэн-цзы дальнейшее развитие.

     Сущность  человеколюбивого  правления (жэньчжи) сводилась,  по Мэн-цзы, к следующему. Правитель, осуществляющий "веление неба", обязан заботиться об управлении народом, чтобы предупредить, какую бы то ни было возможность со стороны народа обсуждать дела государственного управления, роптать или восставать.

     Стремясь  ослабить антагонизм между господствующей наследственной аристократией и  свободными  слоями  общества,  Мэн-цзы  пытается убедить правящие круги царств пойти на уступки, считаться с требованиями времени. Именно в этом состоит смысл его тезиса о том,  что "народ является главным в государстве, за ним следуют духи земли и зерна, а государь занимает последнее место".

     Мэн-цзы много говорит о народе и выдвигает его в своих рассуждениях на первый план.  Однако он делает это не  потому,  что ему близки интересы народа и он почитает их. "Благородный муж, - говорит Мэн-цзы,  - относится с любовью ко всем вещам, но чувства человеколюбия к ним не проявляет.  В отношении к народу он проявляет чувство человеколюбия, но не имеет к нему близкой привязанности".

     Социальным  отношениям господства и подчинения Мэн-цзы придает совершенно исключительное значение.  Он возводит их в ранг священных установлений всеповелевающего неба. По этой причине, имея в виду интересы сына неба и благородных людей,  Мэн-цзы все время говорит о необходимости заботливого (в конфуцианском смысле)  отношения к народу, которому небо предписало физически трудиться и кормить тех,  кто трудится разумом и управляет.

     Мэн-цзы дополняет положение Конфуция о том, что правитель получает власть от неба,  идеей о том,  что, "лишь снискав доверие народа, можно стать сыном неба".  Здесь чувствуется влияние моистской концепции "почитания единства".  Это же влияние прослеживается и в попытках Мэн-цзы установить такой порядок,  чтобы поведение правителя стало образцом для всех его подданных. "Что нравится правителю, то непременно нравится простолюдинам.

     Правители подобны ветру, а простолюдины - траве. Куда дует ветер, туда и клонится трава" Идея Мэн-цзы  о разделении труда в обществе объективно была большим завоеванием политической мысли Древнего Китая. Она была шагом вперед к научному объяснению общества.

     Полемизируя с противниками конфуцианства,  оспаривавшими  вечность господства знати и приниженности  простолюдинов,  Мэн-цзы пытался с помощью теории разделения умственного и физического труда обосновать неизменность  господства  аристократии, и ее "естественное" право на то, чтобы вечно господствовать над народом.  "Одни напрягают свой ум, другие напрягают мускулы. Те, кто напрягает свой ум, управляют людьми,  а те, кто напрягает свои мускулы, управляются другими людьми. Управляемые содержат тех, кто ими управляет. А те, кто управляет людьми,  содержатся теми, кем они управляют. Таков всеобщий закон в Поднебесной".

     Учение  Мэн-цзы,  как и учение Конфуция, было направлено на сохранение господства  наследственной  аристократии.  Конфуцианский "гуманизм",  о котором говорит Мэн-цзы,  ничего общего не имел с понятиями сострадания,  любви,  уважения и почитания народа в прямом смысле этих слов.  Речь идет опять-таки о требовании применения принципа человеколюбия в качестве зтико-политического средства, для того чтобы удержать низы в повиновении.

     Конфуцианцы приводят в систему взгляды Конфуция о воспитании и управлении.  В частности,  Мэн-цзы  развил  тезис своего учителя о наличии врожденных качеств у человека (у Конфуция это относилось к знаниям и пониманию человеколюбия).  Он  утверждал,  что природа человека  изначально,  врожденно добра.  Это положение стало центральной идеей учения Мэн-цзы.

     "Среди  людей нет таких,  которые бы  не стремились к добру, так  же как нет такой воды, которая  не стремилась бы течь вниз",  - говорил он.  Однако в понятии   добра  у Мэн-цзы ярко выражено классовое содержание,  с помощью которого он пытается обосновать неизменность социальных порядков.  Добро - это следование тому,  что заложено в человеке изначально, соблюдение ли и отказ от стремления что-либо изменить в своем положении.

     Высшими критериями доброты, согласно Мэн-цзы, являются конфуцианские этические принципы,  и прежде всего ли,  жэнь,  "долг",  "искренность". Познание природы человека он отождествляет с познанием предначертаний неба,  заложившего те или иные возможности в сердце  каждого человека.  Мэн-цзы, в частности, утверждал: "Тот, кто до конца использует свои умственные способности, тот познает свою природу. Кто познает свою природу,  тот познает небо.  Сохранять свои умственные способности,  заботиться о своей природе - это путь служения небу".

     5. Философский словарь

 

     Философия (от фил. и греч. sophia – мудрость), форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Исторические формы философии: философские учения Др. Индии, Китая, Египта.

     Конфуций (Кун-цзы) (ок. 551-479 до н.э.), древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Основные взгляды Конфуция изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и суждения»).

     Конфуцианство – этико-философское учение, развитое в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран.

     Цзюнь-цзы – «благородный муж», идеализированный облик правителя.

     Сяо – «сыновняя почтительность, благочестие и почитание старшего брата».

     Жэнь (仁) — «человеческое начало», «любовь к людям», «человеколюбие», «милосердие», «гуманность». Следовать Жэнь значит руководствоваться сочувствием и любовью к людям.

     И ( []) — «правда», «справедливость». И основано на взаимности: так, справедливо почитать родителей в благодарность за то, что они тебя вырастили.

     Ли ( []) — буквально «обычай», «обряд», «ритуал». Верность обычаям, соблюдение обрядов, напр. почтение к родителям и правителям. В более общем смысле Ли — любая деятельность, направленная на сохранение устоев общества.

     Чжи () — здравый смысл, благоразумие, «мудрость», рассудительность — умение просчитать следствия своих действий, посмотреть на них со стороны, в перспективе. Чжи противостоит глупости.

     Синь () — искренность, «доброе намерение», непринуждённость и добросовестность. Синь уравновешивает Ли, предупреждая лицемерие.

     Хэ – человек, лишенный жесткого сердца.

     Тун – человек, обуреваемый льстивыми намерениями.

     Вэнь – «культура», «литература». 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

 

     Учение  Конфуция, появившись на основе древнекитайских  религиозных и философских учений, тем не менее очень сильно отличается от них, а по некоторым вопросам даже вступает в противоречие с ними. Одним из таких противоречий является мнение о первостепенности общественных отношений и их приоритете перед природой. Если древнекитайские учения считают совершенным заведенный в природе порядок и, как следствие, идеальным все, что создано не трудом человека, то Конфуций первым подверг это сомнению и доказал свои утверждения далеко не идеальностью природного начала в человеке. Предметом первостепенной важности у Конфуция считается человеческое общество, и, как его составная часть, конкретный живой человек.

     Впервые в истории культуры была создана  реальная модель идеального человека, оказавшая огромное воздействие на форму национального характера и духовной жизни китайской нации. В противоречие предыдущим ему восточным учениям Конфуций высказал мысль о том, что главное в жизни, то есть то, к чему должен стремиться человек, не замыкается на достижении личной гармонии с природой, а включает в себя, прежде всего достижение гармонии с самим собой и гармонии с обществом. Именно Конфуций первым на Востоке высказал мысль о том, что главное для человека – гармония с себе «подобными. Высказав это предположение, он связал воедино совершенно разные до него области человеческой исследовательской деятельности – государство, общество и, наконец, самого человека. Три его учения связаны едиными понятиями, переходящими из одного учения в другое и приобретающими в каждом учении новые свойства. Одним из первых Конфуций создал реальную модель государственного устройства, способную воплотиться в жизнь при наличии определенного уровня духовного развития общества.

     Таким образом, создав свое учение, Конфуций стал первым человеком, который высказал и подтвердил первостепенность человеческой личности для всего общества.

     Список  литературы

 
  1. Алексеев  В.М. Китайская литература (Избранные  труды) / М. – 1978.
  2. А.Чанышев. Курс лекций по древней философии. М: Высшая школа, 1981.
  3. «Древнекитайская философия», т. 1,2. М. – 1972.
  4. Конфуций. Изречения. – М.: – 1992.
  5. Л.С. Переломов Конфуцианство и легизм в политической истории Китая, Москва. – 1981.
  6. Основные философские школы - Культура Древности и Средневековья: учебное пособие, Лысак И.В.
  7. Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба, М. – 1989.
  8. Ушков А.М. Китайско-конфуцианский культурный ареал. «Запад и Восток. Традиции и современность». М., 1993.
  9. Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон: Биографии. В 12 томах: т. 6: Клейракъ-Лукьяновъ / Отв. ред. В.М.Карев, М.Н.Хитров. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1997.

Информация о работе Учение Конфуция