Учение об идеях Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 15:27, контрольная работа

Краткое описание

Учение Платона об идеях. Заслугой Платона считается открытие нового яруса бытия – мира сверхчувственной, надфизической реальности, который впервые стал предметом философского анализа. Задачу философии Платон видел в том, чтобы узнать, как человек сам от себя, самостоятельно, может познать Бога. Может ли быть причиной бытия то, что нефизично? Платон убеждает, что любая вещь физического мира имеет свою высшую и последнюю причину, которая имеет метафизическую природу.

Вложенные файлы: 1 файл

Вариант 24.docx

— 44.17 Кб (Скачать файл)

1.УЧЕНИЕ ОБ ИДЕЯХ ПЛАТОНА. КАКУЮ РОЛЬ В ЕГО ФИЛОСОФИИ ИГРАЕТ УЧЕНИЕ ОБ ЭРОСЕ

 

Учение  Платона  об  идеях.  Заслугой  Платона  считается  открытие  нового  яруса бытия  –  мира  сверхчувственной,  надфизической  реальности,  который    впервые  стал предметом философского анализа. Задачу философии Платон видел в том, чтобы  узнать, как человек сам от себя, самостоятельно, может познать Бога. Может ли быть причиной бытия то, что нефизично?   Платон  убеждает,  что  любая  вещь  физического  мира  имеет  свою  высшую  и последнюю причину, которая имеет метафизическую природу. Платон  выделил два плана  бытия:  феноменальный,  видимый,  и  невидимый,  метафеноменальный,  улавливаемый исключительно интеллектом.   Причины метафеноменального бытия   и были определены Платоном как  Идея (или Форма). Идея – сущность вещей. Идея образует модель каждой  вещи. Мир  идей  неизменен,  не  подвержен  процессу  становления. Комплекс  идей  и  был назван Платоном «Гиперуранией»     (местом над небесами).  

Мир идей представляет собой  иерархически организованную систему, в которой идеи нижнего яруса подчинены более высоким, вплоть до Идеи на вершине иерархии, которая есть условие всех остальных  и не обусловлена никакой другой, т.е. абсолютна.

Единое  есть  Благо  в  себе  –  принцип  бытия,  его  сущность  и  субстанция.  Единому противостоит  начало  множественности,  которое  рангом  ниже.  Этот  второй  принцип получил название Диады (Дуализма). Каким образом идеи воздействуют на чувственный физический мир? Как из хаоса рождается космос?  Ответ  Платона  таков.  Существует  Демиург,  некий  Бог  –  организатор  и  устроитель мира. Взяв за образец мир идей, Он слепил физический космос. Таким  образом,  схема  объяснения  чувственно  воспринимаемого  мира  по  Платону ясна: модель (идеальный мир), копия (физический мир) и Демиург – автор копии согласно модели.  Модель-образец  вечна,  как  и  Бог,  но  чувственный  мир,  продукт  мастерового, рожден в точном смысле этого слова.

Отчего же Демиургу захотелось породить этот мир? Ответ Платон отмечен  в истории как  вершина  философской  мысли.  Бог  есть  Благо,  в  Нем  нет  зависти    или  порока.  Он пожелал  видеть  мир,  похожим  на  Него,  насколько  это  возможно.  Мир  чувственный пребывает  во  времени.  Время  –  это  «движущееся  подобие  вечности»,  своеобразное мелькание сквозь «было» и «будет». Время рождено  одновременно с небесами. 

Учение  об Эросе    и  любви  у Платона  обсуждается  при  решении  вопроса  о  мосте, связывающем чувственный  мир со сверхчувственным, идеальным миром. Эрос есть сила, дающая крылья, несущая через все ступени красоты к Красоте абсолютной, божественной. Красота  для  древнего  грека  неотделима  от  Блага.  Поэтому  Эрос  есть  та  сила,  которая влечет к Благу. Эрос – это стремление к реализации идеи в материальном мире. Через Эрос  божественное  бытие  входит  в материальный мир. В  этом  смысле Эрос  и  является  мостом  между  мирами.  В  человеке  Эрос  становится  началом  духовного  рождения,  упразднения низшей, чувственной природы человека.

Любовь знает много дорог, ведущих к разным ступеням блага. Плато выделяет три  ступени Эроса: 

  1. низшая ступень «лестницы любви» – это любовь   физическая. Но уже здесь есть желание  бессмертия,  ибо  «путь  в  смертном    зачатии,  рождение  –  это  вечность  и бессмертие»;
  2. духовная любовь. Среди  этих  влюбленных мы  находим  одержимых  искусством, приверженцев  справедливости  и  закона,  увлеченных  чистой  наукой  («платоническая» любовь);
  3. вершиной Эроса  является  ослепительное  сияние идеи Прекрасного  как Абсолюта (достижение бессмертия через творчество). Платоническая любовь – это ностальгия по  Абсолюту.

Концепция  человека  у  Платона.  Если  сама  концепция  бытия  у  Платона   соответствует  позиции  объективного  идеализма  (идеи  являются  истинной  причиной   бытия),  то  понимание  человека  отличается  дуализмом,  оппозицией  души  и  тела.  Тело  понимается не просто как обиталище души, а как могильный склеп или тюрьма души, где  она изнуряется в муках.

Душа  в  теле  умерщвлена.    Тело  –  корень  всех  зол,  источник  нездоровых  страстей, неприязни,  невежества  и  просто  безумия.  Душа  должна  избегать  тела,  насколько  это возможно. Истинный философ желает смерти, а истинная философия – это упражнение в  смерти. Ради святости следует покинуть этот мир как можно быстрее. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.РОЛЬ  ТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОЙ  ЦИВИЛИЗАЦИИ. ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ  ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИНТЕРНЕТ  КАК ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРООБРАЗ НООСФЕРЫ

Общепризнано, что техника обогащает человеческое существование, что она есть средство, с помощью которого человек приспосабливает среду к себе, сберегает свои усилия, изменяет обстоятельства, облегчает жизнь. Вместе с тем, во взаимоотношении "человек - техника" появились новые аспекты, среди которых выделим два важнейших: граница между человеком и машине проблема искусственного и естественного интеллекта; образ жизни человека в техномире.

Техника, заменяя рабочую силу человека и приводящая к повышению производительности труда, рождает проблему организации досуга и безработицу. За жилищный комфорт мы расплачиваемся разобщенностью людей. Достигнутая с помощью личного транспорта мобильность покупается ценой шумовой нагрузки, загрязнение городов и загубленной природой. Медицинская техника, существенно увеличивая продолжительность жизни, ставит развивающиеся страны перед проблемой демографического взрыва.

Техника, обеспечивающая возможность вмешательства в наследственную природу, создает угрозу человеческой индивидуальности, достоинству человека и неповторимости личности. Оказывая воздействие на интеллектуально-духовную жизнь личности (и общества), современная компьютеризация интенсифицирует умственный труд, повышает "разрешающую силу" человеческого мозга. Но возрастание рационализации труда, производства и всей жизни человека с помощью современной техники чревато монополизацией компьютерного рационализма, который выражается в прогрессировании внешней рациональности жизни за счет внутренней, за счет понижения автономности и глубины человеческого интеллекта, за счет разрыва между рассудком и разумом. "Алгебраизация", "алгоритмизация" стиля мышления, основанная на формально-логических методах формирования понятий, на которых покоится действие современного компьютера, обеспечивается превращением разума в кибернетический, прагматически ориентированный рассудок, утрачивающий образную, эмоциональную окрашенность мышления и общения.

Как следствие этого, нарастает деформация духовной коммуникации, духовных связей: духовные ценности в большей степени превращаются в голую анонимную информацию, рассчитанную на усредненного потребителя и нивелирующую личностно-индивидуальное восприятие.

Глобальная компьютеризация таит в себе опасность диалогичности в общении с другими людьми, порождая "дефицит" человечности, появление раннего психологического общества и человеческого одиночества и даже снижения физического здоровья.

Нет никакого сомнения, что компьютерная техника играет существенную роль в профессиональном развитии человека, оказывает большое влияние на общекультурное развитие личности - способствует росту творчества в труде и познании, развивает инициативность, нравственную ответственность, умножает интеллектуальное богатство личности, обостряет понимание людьми смысла своей жизни и назначения человека в обществе и в универсальном мире. Но верно также и то, что она несет в себе угрозу духовной односторонности, выражающейся в формировании технократического типа личности.

Очевидно, что эта обусловленная техникой неизбежность может быть смягчена, но она не может быть принципиально устранена. Потеря естественного образа жизни с его органическими ритмами, которому мы подвластны как природные существа, приводит к отчуждению от наших природных истоков. Но даже тогда, когда загнанный в перенасыщенный технический мир человек вспоминает о них и вырывается на "природу", он уже не в состоянии не только слышать, но и слушать голоса, звуки и шорохи леса, и поэтому образ гуляющего в лесу человека с наушниками сегодня уже не удивляет.

Таким образом, техника не только устанавливает и диктует определенные нормы жизни, нравственные правила, требования к экономике и политике, но в значительной мере оказывает влияние на способ, каким мы понимаем мир.

 

Философские аспекты инженерной деятельности

Аспект – это точка зрения, с которой рассматривается какое – либо понятие, явление, перспектива.

  1. Инновационный аспект – инженер всегда должен модернизировать вверенный ему процесс, путем включения в него нововведений.
  2. Парадигмальный аспект – инженер всегда должен соотносить, противоречивость техники и природы, одновременно основываясь на законах их общего взаимодействия.
  3. Прогрессивный аспект – инженер всегда должен оценивать влияние того или иного нововведения на будущее.
  4. Социально – культурный аспект – инженер всегда должен в своей деятельности  ориентироваться  на дух, настроения и процессы общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.ТЕСТ НА РАЗМЫШЛЕНИЕ 

И так, в чем же эволюционный смысл техники? Каковы ее перспективы? Известно, что потенциал человека в настоящее время раскрыт очень мало.

Сейчас развитие идет по пути механического и технического прогресса, но цель Эволюции - вооружить человека без единого аппарата, ибо в его микрокосме в потенциальном виде заключена самая изумительная и совершенная аппаратура, которую Мы  называем огненной. Можно видеть и слышать на расстоянии и передавать мысли. Но ведь эти расстояния не ограничены ничем. План развития человека нами намечен вполне определенно. Ведь когда-то все механические аппараты и приборы будут уничтожены, но аппарат духа неуничтожаем.

И наша задача - обратить устремления человечества на достижение неуничтожаемых приобретений. Задача невероятно трудная благодаря неверию и отрицаниям. Тупое невежество владеет даже умами тех, кто мог бы вести по тропам истинного Знания. Путь, намечаемый нами, ясен и прям - это путь Эволюции, определенный Волею Космического Разума. Он намечен был прежде, чем человек появился на вашей планете.

Так что же, получается, бессмысленна техника? Это атавизм, совсем не нужный эволюции? Наверное, все - таки нет. Постараемся прокомментировать данный тезис. Дело в том, что создавая технику, человеку волей - неволей приходится познавать самого себя. Ведь как сказано выше все технические открытия - это прообразы того, что уже в природе существует. Рассмотрим это на примере наивысшего достижения современной техники - компьютера. Как известно, он создан по прообразу и подобию мозга человека, причем только одной его половины, поскольку механизм мышления второй до сих пор не совсем ясен.

По мнению многих ученых, именно  непознанная половина  человеческого мозга отвечает за озарения, творческую и изобретательскую деятельность человека. Поэтому и деятельность компьютеров ныне (если не брать чисто рекламные заявления) похожа на деятельность известно персонажа из "Собачьего сердца", который мыслил одним полушарием, то есть это практически клинический случай. И если бы вычислительные операции на ЭВМ не были бы реализованы как человеко-машинная процедура (т.е. человек не брал бы на себя вторую часть - творческую), то и не о каких достижениях в этой области не приходилось бы говорить. Именно поэтому на сегодня не существует автоматического проектирования (исключительно на машине), а имеется автоматизированное, то есть то, которое описано выше. Машина может выполнять только псевдотворческие функции, главным образом, в рамках заложенной программы именно потому, что вторая часть человеческого мозга в ней пока не реализована.

Самый последний технический феномен человечества - во всемирной компьютерной сети Internet. По мнению автора, не один год активно проработавшего в ней, она является техническим прообразом ноосферы, о которой в начале века писал В.И.Вернадский. Это прообраз той мыслительной сферы, о которой говориться и в Живой Этике. Здесь можно встретить как самое высокое, так и самое низкое. Техника помогает попасть в некие виртуальные миры: ментальный и астральный. И в этом, в частности, заключается притягательная сила этого явления. А также тот факт, что каждый имеет возможность самовыразиться, т.е. результаты его творчества могут быть увидены многими людьми во всем мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

«Развитие философских идей с древнейших времен до наших дней»

 

Философские направления

 

Философы и их последователи

 

Основные положения их учения

I ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

 

 

 

 

Классические философские системы Древней Индии - брахманизм

Совокупность религиозно – мифологических воззрений, сформировавшихся и бытующих в Южной Азии: Индии (83% населения), Непале, Шри-Ланке, Бангладеш. Отчасти распространен в Восточной Азии (Малайзия, Индонезия, Сингапур), Африке и некоторых других регионах – в основном среди выходцев из Индии или Шри-Ланки

 

Брахманизм может рассматриваться как ранняя стадия индуизма, главное содержание которой состоит в переходе от ведийской мифологии и политеизма (см. ведическая религия) к идее единого бога-творца и затем – абстрактного абсолюта, основы и причины мира

 

 

 

Йога

 

Одна из шести ортодоксальных (признающих авторитет вед) систем индийской философии, основана Патанджали; осмысляла природу и функции йогических методов, этапы их применения и др 

 

Учение и метод управления психикой и физиологией человека, составной элемент религиозной и философской систем Индии, ставящих целью достижение состояния «освобождения» (мокши или нирваны)

 

Буддизм

Основателем считается Сиддхартха Гаутама

В центре буддизма – учение о «4 благородных истинах»: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему

 

 

Классические философские системы Древнего Китая - даосизм

 

Основные представители – Лао-цзы, Чжуан-цзы

Китайская религия и одна из основных религиозно-философских школ. Философии даосизма присущи натурализм, зачатки примитивной диалектики и элементы религиозной мистики.

 

 

 

 

Конфуцианство

Название, которое европейские ученые дали большому направлению общественной и религиозной мысли Китая, начавшему формироваться на рубеже 6 и 5 вв. до н. э. и связано с именем философа Конфуция.

В основе конфуцианского учения лежат идеи так называемой сыновней почтительности, то есть организация всех отношений между людьми и в стране в целом на основе беспрекословного и безоглядного уважения к старшим – по возрасту, по поколению, по чину, по званию, и наконец, старшим в силу принадлежности к мужскому полу.

II.АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (VI в. до н.э.-VI в н.э.)

 

 

Идеализм (объективный)

Крупнейшие представители объективного идеализма: в античной философии – Платон, Плотин, Прокл; в новое время – Г.В.Лейбниц, Ф.В. Шеллинг, Г.В.Ф.Гегель.

Общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое – первично, а материя, природа, физическое – вторично, производно. Основные формы идеализма – объективный и субъективный

 

Реализм (онтологический)

Основные представители – Х. Патнэм, У. Селларс, М. Хессе, А. Масгрейв,

Г. Харре

В философии – направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта

 

 

Материализм

Античный материализм (Демокрит, Эпикур), материализм эпохи Возрождения (Б. Телезио, Дж. Бруно)

Философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, мышление – свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы

 

Субъективный идеализм – Софисты

 

Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий. С критикой софистов выступили Сократ и Платон.

 

СОФИСТЫ (от греч.sophistes – искусник, мудрец, лжемудрец), в Др. Греции люди, сведущие в какой-нибудь области

 

 

 

Скептики

Направление древнегреческой философии: ранний скептицизм (Пиррон), скептицизм Академии платоновской (Аркесилай, Карнеад), поздний скептицизм (Энесидем, Секст – Эмпирик и др.), в новое время (16-18 вв.) синоним свободомыслия, критики религиозных и философских догм (М. Монтень, П. Бейль  и др.)

Философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого – либо надежного критерия истины

 

 

Эпикурейцы

 

Крупнейший представитель эпикуреизма в Риме – Лукреций. В новое время развивался в эпоху Возрождения, затем – в течениях 17-18 вв. (П.Гассенди)

 

Учения, исходившие из идей Эпикура. Школа в Афинах – «Сад» Эпикура;

 

 

 

Киники

Одна из сократических школ древнегреческой философии (Антисфен, Диоген Синопский, Кратет и др.)

Выдвинув идеал безграничной духовной свободы индивида, киники относились с демонстративным пренебрежением ко всяким социальным институтам, обычаям и установлениям культуры. Оказали влияние на стоицизм

 

Стоики

Галерея с колоннами Афинах, где учил философ Зенон; основатель стоицизма, направление античной философии. Древняя Стоя (3-2 вв. до. н. э.) – Зенон из Китиона, Клеанф, Хрисипп; Средняя Стоя (2-1 вв. до н. э.) – Панеций и Посидоний  (стоический платонизм); Поздняя Стоя (1-2 вв.); римский стоицизм – Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий

Стоицизм возродил учение Гераклита об огне – логосе; мир – живой организм, пронизанный творческим первоогнем, пневмой, создающей космическую «симпатию» всех вещей; все существующее телесно и различается степенью грубости или тонкости материи; вещи и события повторяются после каждого периодического воспламенения и очищения космоса

III.СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ (V– XV вв)

 

 

Патристика

Периоды: 2-3 вв. – полемически фрагментарное философствование т. Н. апологетов (Тертуллиан, Климент Александрийский и особенно Ориген); 4-5 вв. – систематизация церковной доктрины (каппадокийский кружок: Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский; на западе – Августин); 6 в. – начало стабилизации догмы и кодификации наук под эгидой теологии (Леонтий Византийский, Боэций), завершающихся в трудах Ионна Дамаскина

ПАТРИСТИКА – (от греч. pater, лат. paret – отец), термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико – социологических доктрин христианских мыслителей 2-8 вв. – т. н. отцов церкви

 

 

 

 

Схоластика

 

 

 

Ранняя схоластика (11-12 вв.) находится под влиянием августиновского платонизма (Ансельм Кентерберийский и др.). в споре об универсалиях схоластическому реализму (Гильом из Шампо) противостоят номинализм (Росцелин), а также концептуализм (Абеляр). Зрелая схоластика (12-13 вв.) – христианский аристотелизм Альберта Великого и Фомы Аквинского, аверроизм (Сигер Брабантский и др.)

Религиозная философия, характеризуется соединением теологодогматических предпосылок  с рационалистической методикой и интересом к формально – логическим проблемам; получила наибольшее развитие в Зап. Европе в средние века

IV.ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ (XV  - XVI вв.)

 

 

 

 

Неоплатонический пантеизм

Возрождения и материалистической системы Б. Спинозы,  отождествившего понятия «Бог» и «природа». И.Г. Гердер, И.В. Гете и классический немецкий идеализм опирались на пантеизм в полемике как с ортодоксальным теизмом, так и с механицизмом французских материалистов

Религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и мировое целое. Пантеистические тенденции проявляются в еретической мистике средних веков

 

 

Материалистический пантеизм

Возрождения и материалистической системы Б. Спинозы, отождествившего понятия «Бог» и «природа». И..Г. Гердер, И.В. Гете и классический немецкий идеализм опирались на пантеизм в полемике как с ортодоксальным теизмом, так и с механицизмом французских материалистов

Религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и мировое целое. Пантеистические тенденции проявляются в еретической мистике средних веков

V.ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVI – XVШ вв.)

 

Эмпиризм

Как целостная гносеологическая концепция эмпиризм сформировался в 17-18 вв. (Ф. Бэкон, Т .Гоббос, Дж. Локк, Дж.Беркли, Д.Юм

Направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Противостоит рационализму

 

Рационализм

 

17-18 вв. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Н. Мальбранш, Г. Лейбниц)

 

Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей

Информация о работе Учение об идеях Платона