Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 15:27, контрольная работа
Учение Платона об идеях. Заслугой Платона считается открытие нового яруса бытия – мира сверхчувственной, надфизической реальности, который впервые стал предметом философского анализа. Задачу философии Платон видел в том, чтобы узнать, как человек сам от себя, самостоятельно, может познать Бога. Может ли быть причиной бытия то, что нефизично? Платон убеждает, что любая вещь физического мира имеет свою высшую и последнюю причину, которая имеет метафизическую природу.
Общепризнано, что техника обогащает человеческое существование, что она есть средство, с помощью которого человек приспосабливает среду к себе, сберегает свои усилия, изменяет обстоятельства, облегчает жизнь. Вместе с тем, во взаимоотношении "человек - техника" появились новые аспекты, среди которых выделим два важнейших: граница между человеком и машине проблема искусственного и естественного интеллекта; образ жизни человека в техномире.
Техника, заменяя рабочую силу человека и приводящая к повышению производительности труда, рождает проблему организации досуга и безработицу. За жилищный комфорт мы расплачиваемся разобщенностью людей. Достигнутая с помощью личного транспорта мобильность покупается ценой шумовой нагрузки, загрязнение городов и загубленной природой. Медицинская техника, существенно увеличивая продолжительность жизни, ставит развивающиеся страны перед проблемой демографического взрыва.
Техника, обеспечивающая возможность вмешательства в наследственную природу, создает угрозу человеческой индивидуальности, достоинству человека и неповторимости личности. Оказывая воздействие на интеллектуально-духовную жизнь личности (и общества), современная компьютеризация интенсифицирует умственный труд, повышает "разрешающую силу" человеческого мозга. Но возрастание рационализации труда, производства и всей жизни человека с помощью современной техники чревато монополизацией компьютерного рационализма, который выражается в прогрессировании внешней рациональности жизни за счет внутренней, за счет понижения автономности и глубины человеческого интеллекта, за счет разрыва между рассудком и разумом. "Алгебраизация", "алгоритмизация" стиля мышления, основанная на формально-логических методах формирования понятий, на которых покоится действие современного компьютера, обеспечивается превращением разума в кибернетический, прагматически ориентированный рассудок, утрачивающий образную, эмоциональную окрашенность мышления и общения.
Как следствие этого, нарастает деформация духовной коммуникации, духовных связей: духовные ценности в большей степени превращаются в голую анонимную информацию, рассчитанную на усредненного потребителя и нивелирующую личностно-индивидуальное восприятие.
Глобальная компьютеризация таит в себе опасность диалогичности в общении с другими людьми, порождая "дефицит" человечности, появление раннего психологического общества и человеческого одиночества и даже снижения физического здоровья.
Нет никакого сомнения, что компьютерная техника играет существенную роль в профессиональном развитии человека, оказывает большое влияние на общекультурное развитие личности - способствует росту творчества в труде и познании, развивает инициативность, нравственную ответственность, умножает интеллектуальное богатство личности, обостряет понимание людьми смысла своей жизни и назначения человека в обществе и в универсальном мире. Но верно также и то, что она несет в себе угрозу духовной односторонности, выражающейся в формировании технократического типа личности.
Очевидно, что эта обусловленная техникой неизбежность может быть смягчена, но она не может быть принципиально устранена. Потеря естественного образа жизни с его органическими ритмами, которому мы подвластны как природные существа, приводит к отчуждению от наших природных истоков. Но даже тогда, когда загнанный в перенасыщенный технический мир человек вспоминает о них и вырывается на "природу", он уже не в состоянии не только слышать, но и слушать голоса, звуки и шорохи леса, и поэтому образ гуляющего в лесу человека с наушниками сегодня уже не удивляет.
Таким образом, техника не только устанавливает и диктует определенные нормы жизни, нравственные правила, требования к экономике и политике, но в значительной мере оказывает влияние на способ, каким мы понимаем мир.
Философские направления |
Философы и их последователи |
Основные положения их учения |
I ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА | ||
Классические философские системы Древней Индии - брахманизм |
Совокупность религиозно – мифологических воззрений, сформировавшихся и бытующих в Южной Азии: Индии (83% населения), Непале, Шри-Ланке, Бангладеш. Отчасти распространен в Восточной Азии (Малайзия, Индонезия, Сингапур), Африке и некоторых других регионах – в основном среди выходцев из Индии или Шри-Ланки |
Брахманизм может рассматриваться как ранняя стадия индуизма, главное содержание которой состоит в переходе от ведийской мифологии и политеизма (см. ведическая религия) к идее единого бога-творца и затем – абстрактного абсолюта, основы и причины мира |
Йога |
Одна из шести ортодоксальных (признающих авторитет вед) систем индийской философии, основана Патанджали; осмысляла природу и функции йогических методов, этапы их применения и др |
Учение и метод управления психикой и физиологией человека, составной элемент религиозной и философской систем Индии, ставящих целью достижение состояния «освобождения» (мокши или нирваны) |
Буддизм |
Основателем считается Сиддхартха Гаутама |
В центре буддизма – учение о «4 благородных истинах»: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему |
Классические философские системы Древнего Китая - даосизм |
Основные представители – Лао-цзы, Чжуан-цзы |
Китайская религия и одна из основных религиозно-философских школ. Философии даосизма присущи натурализм, зачатки примитивной диалектики и элементы религиозной мистики. |
Конфуцианство |
Название, которое европейские ученые дали большому направлению общественной и религиозной мысли Китая, начавшему формироваться на рубеже 6 и 5 вв. до н. э. и связано с именем философа Конфуция. |
В основе конфуцианского учения лежат идеи так называемой сыновней почтительности, то есть организация всех отношений между людьми и в стране в целом на основе беспрекословного и безоглядного уважения к старшим – по возрасту, по поколению, по чину, по званию, и наконец, старшим в силу принадлежности к мужскому полу. |
II.АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (VI в. до н.э.-VI в н.э.) | ||
Идеализм (объективный) |
Крупнейшие представители объективного идеализма: в античной философии – Платон, Плотин, Прокл; в новое время – Г.В.Лейбниц, Ф.В. Шеллинг, Г.В.Ф.Гегель. |
Общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое – первично, а материя, природа, физическое – вторично, производно. Основные формы идеализма – объективный и субъективный |
Реализм (онтологический) |
Основные представители – Х. Патнэм, У. Селларс, М. Хессе, А. Масгрейв, Г. Харре |
В философии – направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта |
Материализм |
Античный материализм (Демокрит, Эпикур), материализм эпохи Возрождения (Б. Телезио, Дж. Бруно) |
Философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, мышление – свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы |
Субъективный идеализм – Софисты |
Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий. С критикой софистов выступили Сократ и Платон. |
СОФИСТЫ (от греч.sophistes – искусник, мудрец, лжемудрец), в Др. Греции люди, сведущие в какой-нибудь области |
Скептики |
Направление древнегреческой философии: ранний скептицизм (Пиррон), скептицизм Академии платоновской (Аркесилай, Карнеад), поздний скептицизм (Энесидем, Секст – Эмпирик и др.), в новое время (16-18 вв.) синоним свободомыслия, критики религиозных и философских догм (М. Монтень, П. Бейль и др.) |
Философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого – либо надежного критерия истины |
Эпикурейцы |
Крупнейший представитель эпикуреизма в Риме – Лукреций. В новое время развивался в эпоху Возрождения, затем – в течениях 17-18 вв. (П.Гассенди) |
Учения, исходившие из идей Эпикура. Школа в Афинах – «Сад» Эпикура; |
Киники |
Одна из сократических школ древнегреческой философии (Антисфен, Диоген Синопский, Кратет и др.) |
Выдвинув идеал безграничной духовной свободы индивида, киники относились с демонстративным пренебрежением ко всяким социальным институтам, обычаям и установлениям культуры. Оказали влияние на стоицизм |
Стоики |
Галерея с колоннами Афинах, где учил философ Зенон; основатель стоицизма, направление античной философии. Древняя Стоя (3-2 вв. до. н. э.) – Зенон из Китиона, Клеанф, Хрисипп; Средняя Стоя (2-1 вв. до н. э.) – Панеций и Посидоний (стоический платонизм); Поздняя Стоя (1-2 вв.); римский стоицизм – Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий |
Стоицизм возродил учение Гераклита об огне – логосе; мир – живой организм, пронизанный творческим первоогнем, пневмой, создающей космическую «симпатию» всех вещей; все существующее телесно и различается степенью грубости или тонкости материи; вещи и события повторяются после каждого периодического воспламенения и очищения космоса |
III.СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ (V– XV вв) | ||
Патристика |
Периоды: 2-3 вв. – полемически фрагментарное философствование т. Н. апологетов (Тертуллиан, Климент Александрийский и особенно Ориген); 4-5 вв. – систематизация церковной доктрины (каппадокийский кружок: Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский; на западе – Августин); 6 в. – начало стабилизации догмы и кодификации наук под эгидой теологии (Леонтий Византийский, Боэций), завершающихся в трудах Ионна Дамаскина |
ПАТРИСТИКА – (от греч. pater, лат. paret – отец), термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико – социологических доктрин христианских мыслителей 2-8 вв. – т. н. отцов церкви |
Схоластика
|
Ранняя схоластика (11-12 вв.) находится под влиянием августиновского платонизма (Ансельм Кентерберийский и др.). в споре об универсалиях схоластическому реализму (Гильом из Шампо) противостоят номинализм (Росцелин), а также концептуализм (Абеляр). Зрелая схоластика (12-13 вв.) – христианский аристотелизм Альберта Великого и Фомы Аквинского, аверроизм (Сигер Брабантский и др.) |
Религиозная философия, характеризуется соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально – логическим проблемам; получила наибольшее развитие в Зап. Европе в средние века |
IV.ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ (XV - XVI вв.) | ||
Неоплатонический пантеизм |
Возрождения и материалистической системы Б. Спинозы, отождествившего понятия «Бог» и «природа». И.Г. Гердер, И.В. Гете и классический немецкий идеализм опирались на пантеизм в полемике как с ортодоксальным теизмом, так и с механицизмом французских материалистов |
Религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и мировое целое. Пантеистические тенденции проявляются в еретической мистике средних веков |
Материалистический пантеизм |
Возрождения и материалистической системы Б. Спинозы, отождествившего понятия «Бог» и «природа». И..Г. Гердер, И.В. Гете и классический немецкий идеализм опирались на пантеизм в полемике как с ортодоксальным теизмом, так и с механицизмом французских материалистов |
Религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и мировое целое. Пантеистические тенденции проявляются в еретической мистике средних веков |
V.ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVI – XVШ вв.) | ||
Эмпиризм |
Как целостная гносеологическая концепция эмпиризм сформировался в 17-18 вв. (Ф. Бэкон, Т .Гоббос, Дж. Локк, Дж.Беркли, Д.Юм |
Направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Противостоит рационализму |
Рационализм |
17-18 вв. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Н. Мальбранш, Г. Лейбниц) |
Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей |