Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 15:27, контрольная работа
Учение Платона об идеях. Заслугой Платона считается открытие нового яруса бытия – мира сверхчувственной, надфизической реальности, который впервые стал предметом философского анализа. Задачу философии Платон видел в том, чтобы узнать, как человек сам от себя, самостоятельно, может познать Бога. Может ли быть причиной бытия то, что нефизично? Платон убеждает, что любая вещь физического мира имеет свою высшую и последнюю причину, которая имеет метафизическую природу.
Сенсуализм (субъективно – идеалистический, материалистический) |
П. Гассенди, Т. Гоббс, Дж. Локк, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, а также Дж. Беркли, Д. Юм |
СЕНСУАЛИЗМ - (от лат. sensus – восприятие, чувство), направление в теории познания, согласно которому ощущения, восприятие – основа и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма – «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах» |
Механический материализм |
Метафизический (механистический) материализм 17-18 вв. (Г. Галилей, Ф.Бэкон, Т.Гоббс, П. Гассенди, Дж. Локк, Б. Спиноза; французский материализм 18 в. – Ж. Ламетри, К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро |
Философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление – свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы |
VI. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (XVIII-XIX вв.) | ||
Дуализм Объективный дуализм Субъективный дуализм |
Термин введен Х. Вольфом. Один из крупнейших представителей – Р. Декарт |
Философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал – духа и материи |
Антропологический материализм |
Антропологический материализм (Л.Фейербах) |
Философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление - свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы |
VII. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ (ХХ в.) | ||
Неопозитивизм |
Дж. Беркли, Д. Юм. К неопозитивизму примыкал ряд представителей философии науки (Ч. Моррис, П. Бриджмен) |
Отвергая возможность философии как теоретического познания мировоззренческих проблем, противопоставляет науку философии. Свою задачу видит в разработке метода логического или лингвистического анализа знания (или языка – научного, философского, обыденного) |
Экзистенциализм |
Идейные истоки – учение Кьеркегора, философия жизни, феноменология. Различают религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель, Н.А. Бердяев, Л. Шестов, М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А.. Камю) |
Центральное понятие – экзистенция (человеческое существование); основные модусы (проявления) человеческого существования – забота, страх, решимость, совесть; человек прозревает экзистенция как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание., сметь) |
Психоанализ |
Развитое З. Фрейдон в кон. 19 – нач. 20 вв. |
В основе психотерапии – анализ вытесненных комплексов с помощью свободных ассоциаций, толкования сновидений и т. п. Психическая структура личности в психоанализе: бессознательное «Оно» (область влечений); сознательное «Я», сдерживающее импульсы «Оно» посредством различных защитных механизмов; «Сверх-Я» (область социальных норм и нравственных установок) |
Прагматизм |
Возник в 70-х гг. 19в. В США; основные идеи высказал Ч. Пирс, доктрину разрабатывали У. Джеймс, Дж. Дьюи, Ф. К. С. Шиллер, Дж. Г. Мид |
Философское учение, трактующее философию как общий метод решения проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях. Объекты познания, с точки зрения прагматизма формируются познавательными усилиями в ходе решения практических задач; мышление – средство для приспособления организма к среде с целью успешного действия; понятия и теории – инструменты, орудия; истина толкуется в прагматизме как практическая полезность |
Постмодернизм |
Новации постмодернизма отмечены сильным влиянием философии структурализма и «новой критики» (Р. Барт, Ж. Деррида, М. Фуко, Ю. Кристиева, Ж. Бодрийяр, Ж. Делез, философское наследие М.М. Бахтина и др. |
Совокупное название художественных тенденций, особенно четко обозначившихся в 1960 –е годы и характеризующихся радикальным пересмотром позиции модернизма и авангарда |
VIII. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ в ХIX–XX вв. | ||
Западники |
Главные представители: П. В. Анненков, В.П. Боткин, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, И.С. Тургенев, П. Я. Чаадаев, Б.Н. Чичерин и др. Сотрудничали в журналах «Отечественные записки», «Современник, русский вестник». Крайне левое крыло западников – А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н. П. Огарев (до кон. 1840-х гг.) |
Представители одного из направлений русской общественной мысли 1840-50 гг. Считали историю России частью общемирового исторического процесса, сторонники развития страны по западноевропейскому пути. Критиковали самодержавие и крепостничество, выдвигали проекты освобождения крестьян с землей, сторонники реформ и конституционного преобразования государственного строя |
Славянофилы |
Главные представители: И. С. И К.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин, А.С. Хомяков, В.А. Черкасский и др. Близким к славянофилам были В. И. Даль, А. Н. Островский, А.А. Григорьев, Ф. И. Тютчев и др |
Представители одного из направлений русской общественной мысли 40-50х гг. 19 в.; выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве; противостояли западникам. Выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати и.т.п. |
Христианский социализм |
Возник в 1-й пол. 19в. В числе родоначальников – Ф. Ламенне (Франция), Ф.Д. Морис, Ч. Кингсли (Великобритания) |
Направление общественной мысли, стремящееся придать христианской религии социалистическую окраску |
Русский космизм |
Учение Н.Ф. Федорова |
В более узком смысле – художественные направления, опирающиеся на такого рода философию и близкие символизму (см. «Амаравелла») либо непосредственно связанные с мотивами научной фантастики или реальной космонавтики; непосредственно примыкают к более свободному жанру фэнтези |