Феномен русской философии X-XVIII веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 16:10, реферат

Краткое описание

Философская мысль в России формировалась не на пустом месте, а под влиянием достижений мировой философии. Но это источник не единственный и недостаточный, чтобы с его помощью можно было объяснить специфику русской философской мысли.

Содержание

Введение
1.Своеобразие цивилизационного развития России.
2.Русская философская мысль X-ХVII веков. Образ Софии Премудрости в древней русской философии и культуре.
3.Особенности развития философии XVIII в.
Заключение
Литература
Проблемный вопрос

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 9.docx

— 41.12 Кб (Скачать файл)

В формировании отечественной философской  мысли важную роль сыграла переводная литература. Важное значение имела  работа византийского мыслителя  Иоанна Дамаскина (675-750) «Источник знания» (особенно первая часть «Диалектика»). Отмечая необходимость философии  для обоснования религиозной  веры, он дал шесть различных определений  философии. Исследуя проблемы

1.Громов М. Н.   О   своеобразии    русской       средневековой философии//Философские науки 1990. № 11. С. 49.

отношения Бога и мира (Бог —  не только Творец, но и Разум мира), соотношения разумной и чувственной  души, Дамаскин рационально

 осмысливал наследие патристики. Творческой переработкой труда  В. 

Великого является и популярный «Шестоднев» Иоанна Экзарха Болгарского. Иоанн стремился соединить библейские представления о сотворении мира в шесть дней с античным натурфилософским учением о стихиях. (Бог создал из ничего 4 стихии: землю, воздух, воду и огонь; из них возникает остальной  мир). В человеке он выделяет две  познавательные способности: чувства  и ум, при этом различает рассудок как деятельную мыслящую силу и ум. Широкое распространение на Руси получили сборники «Пчела», «Диоптра», «Толковая Палея», «Изборники» 1073 и 1076 годов. Таким образом закладывались  основы для формирования древнерусской  философии.

В XI веке появляются летопись «Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, «Поучение» Владимира Мономаха. Из работ XII столетия следует отметить творения Кирилла Туровского. У митрополита Илариона представлена своеобразная философия истории. Он выделяет два периода: закона и благодати, первый подготовительный, второй -это эпоха свободы. Принявшая христианство Русь стала «народом Божьим», перед которым - великое будущее.

Формирование и развитие отечественной философской мысли  не прерывалось в годы монгольского ига. В X III -X IV веках развивается агиографическая (житийная) литература. За ее религиозной оболочкой скрывалась сильная и самобытная мысль, исследовавшая вопросы мироздания. В XV - XVII веках философская мысль переживает подъем. В это время усиливается влияние на нее православной, византийской и западной мысли. Важной составляющей отечественной культуры этого периода является исихазм (от греч. исихия - безмолвие) — религиозно-мистическое учение, культивировавшее безмолвную молитву, духовное сосредоточение. Один из крупнейших представителей исихазма - Григорий Палама, византийский мистик XIV века. Противопоставляя Бога и мир, исихазм понимал мир как несотворенную энергию. Веру в Бога необходимо дополнить постижением энергии мистическим опытом, соединением души и энергии. Исихазм оказал влияние на крупнейшего представителя движения «нестяжателей» Нила Сорского (1433-1508) и философа XVI века Максима Грека (1470-1556); влияние исихазма прослеживается и в последующем развитии русской философской мысли, в ее склонности к мистико-интуитивному познанию.

Борьба западных и восточно-христианских влияний отразилась в ересях XV - XVI веков, в борьбе «нестяжателей» и «иосифлян», в церковном расколе XVII века, ставших значительными событиями в истории отечественной духовной культуры.

В России XVI - XVII веков получила развитие также общественно-политическая мысль. Прежде всего, эта концепция старца Филофея «Москва -третий Рим» (первая половина XVI века). В соответствии с ней два «Рима» (Древний Рим и Византия) пали, не приняв христианство или изменив ему. Носителем истинной веры стала Москва - третий и последний Рим. Отсюда следует мессианская роль Москвы. В учении затронуты важные проблемы философии истории. В X VII веке Москва стала центром притяжения для мыслителей из славянских стран. Хорват Ю. Крижанич ( XVII век) выдвинул идею самобытного славянского мира, противостоящего другим культурам. Мыслитель разработал фундаментальную классификацию всех видов знания, выяснял соотношение мудрости, знания и философии, считал философию высшей ступенью познания и по праву вошел в ряд отечественных философов.

Таким образом, в Древней  Руси были заложены основы философской  культуры, хотя оригинальная философия  еще не получила развитую систематическую  форму.

Не случаен возрастающий интерес к одной из доминант отечественной  культуры - к возвышенному образу Святой Софии Премудрости Божией, которая связует сакральное с эстетическим, промудростное с нравственным, эзотерическое с яркой выразительностью, сокровенное с понятными для всего народа воплощениями.

Сквозной и необычайно насыщенной сложным содержанием  темой проходит через всю отечественную  историю образ Софии Премудрости  Божией. Ни в какой иной культуре он не представлен так широко и  разнообразно. Стоят посвященные  Софий величественные кафедральные соборы Киева, Новгорода, Полоцка, Вологды, Тобольска. Два храма во имя св. Софии сохранились в Москве, один из них с высокой поздней колокольней  расположен на Софийской набережной напротив Кремля. Одновременно София  предстает в роли особого иконографического  образа в фресковой живописи, иконописи, миниатюре, шитье, пластике. Она же является центральным или одним из главных  сюжетов целого круга литературных произведений, ей посвящены возвышенные  песнопения и проникновенные молитвы. Сверх того, София выступает одной  из важнейших доминант древнерусской  мысли, имеет глубокий философско-символический  смысл, содержит невыразимую в категориях абстрактного мышления эзотерическую  таинственность и притягательную силу.

Образ Софии восхищает  своим эстетическим совершенством. В каких бы воплощениях он ни являлся - как храм, как иконограмма, как  литературный сюжет, как философема, — он неизменно сияет мерцающим  отблеском высшей духовной красоты. Прекрасен лик горней Премудрости, перед которым склоняется, по убеждению  древнерусских авторов, вещная, тварная, телесная красота. Многих художников прошлого вдохновлял он на создание великолепных произведений, на творческое горение, на беззаветное служение истине.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Особенности развития философии ХVIII в.

 

XVIII столетие в духовной  жизни России стало веком секуляризации,  т.е. различные сферы общества  уходили из под влияния церкви  и приобретали светский характер. Начало процессу создания новой,  светской культуры положили петровские  преобразования, с которыми связано  интенсивное влияние западной  идеологии на русскую культуру. Европеизация не была простым  переходом от значительно ослабевшего  византийского влияния к возрастающему  западному воздействию. После  первоначального механического  заимствования западноевропейских  ценностей началось торжество  национальной духовности.

Важным явлением в этот период стало создание кружка, получившего  название «Ученая дружина Петра I». Его видными участниками были Ф. Прокопович (1681-1736), В.Н. Татищев (1686-1750), А.Д. Кантемир (1708-1744). Крупным представителем этой дружины являлся В.Н. Татищев, заложивший основы светской философии  как самостоятельной области  творческой деятельности человека. В  философии и конкретных науках он видел важное средство обновления российского  общества. Философия, по Татищеву, является главнейшей наукой, сосредоточивающей  в себе высшее, совокупное знание, ибо  только она способна ответить на сложнейшие вопросы бытия. «Истинная философия  не грешна», а полезна и необходима.

Мыслитель предложил свою классификацию наук на основе их общественной значимости. Он выделил науки «нужные», «полезные», «щегольские» (или «увеселяющие»), «любопытные» (или «тщетные») и «вредительные». К разряду нужных наук были отнесены «речение» (язык), экономика, медицина, юриспруденция, логика и богословие; к полезным - грамматика и красноречие, иностранные языки, физика, математика, ботаника, анатомия, история и география. Щегольские науки, по его мнению, имеют  лишь развлекательное значение, например, поэзия, музыка, танцы и т.п. К любопытным наукам принадлежат астрология, алхимия, хиромантия, а к вредительным - некромантия, чернокнижество. По сути дела к наукам Татищев относил всякое знание.

Разрушая теологическое  объяснение истории, он положил в  основу общественного развития уровень  знания и степень распространения  просвещения. Вера в силу разума и  историзм объединяли его с западными  просветителями. Считая, что Россия стоит перед задачей радикального реформирования учебных заведений  и создания новых, Татищев предлагал  свою довольно разработанную программу  развития просвещения.

Проблему соотношения  души и тела он решал с дуалистических позиций, объявляя телесную организацию  человека областью философии, а душу относя к компетенции религии. В  то же время ему был присущ религиозный  скептицизм и критика церкви. Он стремится секуляризировать общественную жизнь, освободить ее от церковного контроля, доказывая при этом, что церковь  должна быть подчинена контролю государства.

Будучи рационалистом  и сторонником естественного  права Татищев связывал развитие общества с такими естественными  факторами как земледелие, торговля и просвещение. Стремясь обосновать «новую интеллигенцию», он исходил  из учения о «естественном праве», признающего нерушимую автономию  личности. Впервые в русской литературе им развивается идея утилитаризма, исходящую из разумного эгоизма.

Интенсивное развитие естествознания в России способствовало становлению  светской философии. Первым русским  мыслителем мирового значения был М.В. Ломоносов (1711-1765), являвшийся, по словам А.С. Пушкина, «первым нашим университетом», «величайшим умом новейших времен». Будучи деистом, Ломоносов положил  начало материалистической традиции в  русской философии. Признание им бога в качестве архитектора мира, не вмешивающегося в ход мировых  событий, привело к признанию  теории двойственной истины. Согласно последней представитель естествознания и учитель богословия не должны вмешиваться  в дела друг друга.

Занимаясь естественными  науками, Ломоносов первостепенное значение придавал опыту. Он считал, что  закон опыта нужно восполнять «философским познанием». Стремясь создать  философию природы, он не сводил познание природы к чисто эмпирической систематизации, а стремился к  философским обобщениям.

Давая определение материи, русский мыслитель писал: «Материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность». При  этом он избегал отождествления материи  и вещества, сведения материи к  телесности. По его мнению, никакого абсолютного пространства не существует: мир заполнен целиком и представляет собой сочетание двух родов материи - «собственной» и «посторонней». Материя вечна и неуничтожима и всегда остается в пределах наличного  бытия.

Согласно Ломоносову, все  происходящее в мире связано с  процессами движения материи. Существуют три формы движения: 1) поступательное, 2) вращательное, 3) колебательное, которые  переходят от одних к другим телам. Движение понималось им с механистических  позиций: «Тела приводятся в движение одним только толканием». Таким образом, в тени оставлялся сам источник движения.

Вслед за Ломоносовым материалистические идеи в философии разрабатывал А.Н. Радищев (1749-1802), написавший философское  произведение «О человеке, о его  смертности и бессмертии». Находясь на позициях деизма, он считал бога «первой  причиной всех вещей», который находится  вне пространственно-временных отношений  природы, поскольку «понятие и сведение о необходимости бытия божия  может иметь бог един». Материальный мир, приведенный однажды в движение толчком творца, продолжает самостоятельно двигаться и развиваться.

Отстаивая материалистические позиции, Радищев писал, что «бытие вещей независимо от силы познания о них и существует само по себе». Человек в процессе взаимодействия с природой познает ее благодаря  опыту, который есть «основание всего  естественного познания». Чувственный  опыт, по Радищеву, должен дополняться  опытом разумным, поскольку «сила  познания едина и неразделима».

Основное внимание Радищев  уделял социально-философским проблемам, создав уникальное учение о человеке. Человек, по его мнению, является произведением  природы, это «совершеннейшая из тварей», живущая в единстве с  людьми и космосом; он обладает разумом  и речью, а также способностью к общественной жизни. Большую роль в становлении человека и его  последующей деятельности сыграла  рука человека как орудие деятельности.

Мыслитель считал, что человеческая душа бессмертна и возрождается после  смерти тела в других телах, что обеспечивает бесконечное совершенство человеческого  рода. Цель жизни заключается в  стремлении к совершенному блаженству.

Радищев неоднократно отмечал  действие естественных условий на развитие «умственности человека», на обычаи и нравы людей. С местоположением  людей связывались и их потребности, удовлетворение которых осуществляется посредством различных изобретений. При этом главным мотивом человеческих стремлений считался личный интерес.

Таким образом, влияние западноевропейской идеологии способствовало развитию философии в России, хотя оно не было однозначным. Приобщаясь к философской  культуре Запада русские мыслители  как бы сокращали для себя путь собственного восхождения на высоты философского мышления, с одной стороны, а с другой - их собственное творчество было стеснено влиянием западной культуры. Однако после первоначального механического  заимствования западноевропейских ценностей началось постепенное  утверждение национальной духовности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Антонов Е.А. История философии.  Курс лекций. - Белгород, 2000. - С.152

Информация о работе Феномен русской философии X-XVIII веков