Феномен русской философии X-XVIII веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 16:10, реферат

Краткое описание

Философская мысль в России формировалась не на пустом месте, а под влиянием достижений мировой философии. Но это источник не единственный и недостаточный, чтобы с его помощью можно было объяснить специфику русской философской мысли.

Содержание

Введение
1.Своеобразие цивилизационного развития России.
2.Русская философская мысль X-ХVII веков. Образ Софии Премудрости в древней русской философии и культуре.
3.Особенности развития философии XVIII в.
Заключение
Литература
Проблемный вопрос

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 9.docx

— 41.12 Кб (Скачать файл)

Заключение

 

Временем появления философии  в России в ее современном значении, как отмечают многие исследователи (назовем хотя бы такие имена, как  В.В. Зеньковский (1881 - 1962), А.И. Введенский (1856-1925), Э.Л. Радлов (1854-1928), Г.Г. Шпет (1879-1937), А.Ф. Лосев (1893-1988)), можно считать 1755 г. - год основания Московского  университета, т.е. эпоху Просвещения. Однако это не означает, что до этого  периода философия в России отсутствовала. В развитии русской философии  можно выделить следующие этапы.

"Подготовительный период", или "пролог", - XIV-XVIII вв. Философствующий  человек этого периода реализует  свои мысли в собственных деяниях  и поведении. Он знает истину, он постиг ее. Это отличает  его от обычных людей, вызывая  у последних самые разные чувства  - от восхищения до гнева. Период  до 70-х гг. XVIII в. характеризуется  развитием светской культуры  в России под влиянием идей  европейского Просвещения и связан  с разработкой социальных учений. В это время живут и действуют  такие мыслители, как Татищев,  Щербатов, Новиков, Радищев, в  трудах которых превалировала  социальная и нравственная проблематика.

В этот период выступает  и М.В. Ломоносов (1711 - 1765), с одной  стороны, как крупнейший ученый и  натурфилософ, а с другой - как  поэт и религиозный мыслитель.

Своеобразие развития философии  в России связано прежде всего  с тем, что здесь меньшее место  было уделено проблемам гносеологии, познанию в целом и пр., а на первый план выходит социально-антропологическая  и нравственно-религиозная проблематика. Это позволяет объяснить факт тесного переплетения в России литературы, публицистики и философии. Это же придает импульс развитию социально-антропологической  философии, в центре которой стоит  учение о смысле жизни, месте человека в обществе и истории, о путях  развития истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

 

1.Спиркин А.Г. Основы  философии: учеб. Пособие для вузов. – М.: Политиздат, 2002. – 529 с. 

 

2.Евлампьев И.И. история русской философии. Учебное пособие для вузов. - М., ВШ, 2002

 

 

3.Громов М. Н.   О   своеобразии    русской       средневековой философии//Философские науки 1990. № 11. С. 49.

 

 

4.Антонов Е.А. История философии. Курс лекций. - Белгород, 2000. - С.152

 

 

5.Терновский, «Изучение византийской истории и её тенденциозное приложение к древней Руси»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемный вопрос

Когда и почему возникла идея «Москва - третий Рим»?

 

Тре́тий Ри́м — европейская  религиозно-историософская и политическая идея, использовавшаяся (использующаяся) для обоснования особого религиозно-политического  значения различных стран как  преемников Римской империи.1.

Автор теории, вошедшей в  историю политической мысли под  названием “Москва - Третий Рим”, был  иосифлянином по своей идеологической направленности. Его учение развивало  и уточняло главные иосифлянские идеи о природе царской власти, ее назначении, взаимоотношении с  подданными и церковной организацией.

Основная мысль концепции - преемство наследования московскими  государями христианско-православной империи от византийских императоров, в свою очередь наследовавших  её от римских. Ход развития этой идеи можно представить в следующем  виде. Величие древнего Рима, мощный рост и обширные размеры его территории, вместившей почти все известные  тогдашнему миру страны и народы, высокая  степень культуры и успехи романизации  породили в современниках убеждение  в совершенстве и незыблемости созданного порядка (Рим - вечный город, urbs aeterna). Христианство, восприняв от языческого Рима идею единой вечной империи, дало ей дальнейшее развитие: кроме задач политических, новая христианская империя, как отражение царства небесного на земле, поставила себе задачи религиозные; вместо одного государя явились два - светский и духовный. Тот и другой связаны органически неразрывными узами; они не исключают, но взаимно дополняют один другого, будучи оба двумя половинами одного неделимого целого. Так, в обновленной форме священной римской империи возродилась в средние века идея древнего мира; языческий orbis terrarum превратился в tota christianitas. По вопросу о том, кому принадлежит право быть носителем светской и духовной власти, возникло разногласие: в Западной Европе признавали таковыми римского (немецкого) императора и папу; на греческом Востоке - византийского императора и патриарха (точнее: собор духовных лиц). Названия западной и восточной империи - лишь обозначение реальных фактов, но не идейных, ибо и та, и другая империя считала только себя единою, всемирною, исключая возможность существования другой. Отсюда раскол политический и церковный, противопоставление православного Востока латинскому Западу. Императоры византийские видели в Карле Великом бунтовщика, дерзкого узурпатора; ни за

1.Терновский, «Изучение византийской  истории и её тенденциозное  приложение к древней Руси»

 

Оттонами, ни за Гогенштауфенами они  не признавали прав на императорскую  корону; германо-романский мир платил им той же монетой; параллельно этому, представители церквей слали проклятия один другому. Обе стороны были искренно убеждены в собственной справедливости и в этом смысле воспитывали людей своего круга. Таким образом, католические народы восприняли мысль, что "Священная Римская Империя Немецкой нации", с папой и императором во главе, есть настоящая законная представительница истинного царствия на земле; народы православные, наоборот, видели в византийском императоре своего верховного главу, а в патриархе константинопольском, совместно с другими - истинного представителя вселенской церкви.

Под углом этих последних  воззрений воспитывалась и Россия. До XV в. она считала себя покорною дщерью константинопольского патриарха, а в византийском императоре видела верховного блюстителя общественной правды. Константинополь стал в глазах русских  как бы вторым Римом. Со второй половины XV века во взглядах русского общества произошла значительная перемена. Флорентийская  уния (1439) пошатнула в самом корне  авторитет греческой церкви; обаяние  Византии, как хранительницы заветов  православия, исчезло, а с ним  и право на главенство политическое.

Следствием идеи «Москва  - Третий Рим» стало устойчивое убеждение русских в осознании ими своей судьбы, что Россия призвана быть последним оплотом, цитаделью православия

 


Информация о работе Феномен русской философии X-XVIII веков