Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 16:10, реферат
Философская мысль в России формировалась не на пустом месте, а под влиянием достижений мировой философии. Но это источник не единственный и недостаточный, чтобы с его помощью можно было объяснить специфику русской философской мысли.
Введение
1.Своеобразие цивилизационного развития России.
2.Русская философская мысль X-ХVII веков. Образ Софии Премудрости в древней русской философии и культуре.
3.Особенности развития философии XVIII в.
Заключение
Литература
Проблемный вопрос
Заключение
Временем появления философии в России в ее современном значении, как отмечают многие исследователи (назовем хотя бы такие имена, как В.В. Зеньковский (1881 - 1962), А.И. Введенский (1856-1925), Э.Л. Радлов (1854-1928), Г.Г. Шпет (1879-1937), А.Ф. Лосев (1893-1988)), можно считать 1755 г. - год основания Московского университета, т.е. эпоху Просвещения. Однако это не означает, что до этого периода философия в России отсутствовала. В развитии русской философии можно выделить следующие этапы.
"Подготовительный период",
или "пролог", - XIV-XVIII вв. Философствующий
человек этого периода
В этот период выступает и М.В. Ломоносов (1711 - 1765), с одной стороны, как крупнейший ученый и натурфилософ, а с другой - как поэт и религиозный мыслитель.
Своеобразие развития философии
в России связано прежде всего
с тем, что здесь меньшее место
было уделено проблемам гносеологии,
познанию в целом и пр., а на
первый план выходит социально-
Литература
1.Спиркин А.Г. Основы философии: учеб. Пособие для вузов. – М.: Политиздат, 2002. – 529 с.
2.Евлампьев И.И. история русской философии. Учебное пособие для вузов. - М., ВШ, 2002
3.Громов М. Н. О своеобразии русской средневековой философии//Философские науки 1990. № 11. С. 49.
4.Антонов Е.А. История философии. Курс лекций. - Белгород, 2000. - С.152
5.Терновский, «Изучение византийской истории и её тенденциозное приложение к древней Руси»
Проблемный вопрос
Когда и почему возникла идея «Москва - третий Рим»?
Тре́тий Ри́м — европейская
религиозно-историософская и политическая
идея, использовавшаяся (использующаяся)
для обоснования особого
Автор теории, вошедшей в историю политической мысли под названием “Москва - Третий Рим”, был иосифлянином по своей идеологической направленности. Его учение развивало и уточняло главные иосифлянские идеи о природе царской власти, ее назначении, взаимоотношении с подданными и церковной организацией.
Основная мысль концепции - преемство наследования московскими государями христианско-православной империи от византийских императоров, в свою очередь наследовавших её от римских. Ход развития этой идеи можно представить в следующем виде. Величие древнего Рима, мощный рост и обширные размеры его территории, вместившей почти все известные тогдашнему миру страны и народы, высокая степень культуры и успехи романизации породили в современниках убеждение в совершенстве и незыблемости созданного порядка (Рим - вечный город, urbs aeterna). Христианство, восприняв от языческого Рима идею единой вечной империи, дало ей дальнейшее развитие: кроме задач политических, новая христианская империя, как отражение царства небесного на земле, поставила себе задачи религиозные; вместо одного государя явились два - светский и духовный. Тот и другой связаны органически неразрывными узами; они не исключают, но взаимно дополняют один другого, будучи оба двумя половинами одного неделимого целого. Так, в обновленной форме священной римской империи возродилась в средние века идея древнего мира; языческий orbis terrarum превратился в tota christianitas. По вопросу о том, кому принадлежит право быть носителем светской и духовной власти, возникло разногласие: в Западной Европе признавали таковыми римского (немецкого) императора и папу; на греческом Востоке - византийского императора и патриарха (точнее: собор духовных лиц). Названия западной и восточной империи - лишь обозначение реальных фактов, но не идейных, ибо и та, и другая империя считала только себя единою, всемирною, исключая возможность существования другой. Отсюда раскол политический и церковный, противопоставление православного Востока латинскому Западу. Императоры византийские видели в Карле Великом бунтовщика, дерзкого узурпатора; ни за
1.Терновский, «Изучение византийской истории и её тенденциозное приложение к древней Руси»
Оттонами, ни за Гогенштауфенами они не признавали прав на императорскую корону; германо-романский мир платил им той же монетой; параллельно этому, представители церквей слали проклятия один другому. Обе стороны были искренно убеждены в собственной справедливости и в этом смысле воспитывали людей своего круга. Таким образом, католические народы восприняли мысль, что "Священная Римская Империя Немецкой нации", с папой и императором во главе, есть настоящая законная представительница истинного царствия на земле; народы православные, наоборот, видели в византийском императоре своего верховного главу, а в патриархе константинопольском, совместно с другими - истинного представителя вселенской церкви.
Под углом этих последних
воззрений воспитывалась и
Следствием идеи «Москва - Третий Рим» стало устойчивое убеждение русских в осознании ими своей судьбы, что Россия призвана быть последним оплотом, цитаделью православия