Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 11:18, реферат
Краткое описание
Шеллинг не оставил определенной школы, которая могла бы быть обозначена его именем. Его система, представлявшая интеграцию трех сравнительно чуждых друг другу воззрений: субъективного идеализма, объективного натурализма и религиозной мистики, могла сохранять свое несколько насильственное единство только в кругозоре его ума и в своеобразной форме его изложения.
Содержание
Введение 3 1. Биография Фридриха Шеллинга 5 2. Философия Фридриха Шеллинга 9 2.1 Первый период 9 2.2 Второй период 12 2.3 Третий период 18 2.4 Четвертый период 23 Список литературы 30
Натурфилософия Шеллинга, сравнительно
с другими периодами его философской деятельности,
имела наибольшее влияние и успех; в ней
находили удовлетворение люди самых различных
интересов. Для представителей естественных
наук натурфилософия являлась системой,
обнаруживающей внутреннюю природу явлений,
совершенно не поддающуюся эмпирическому
исследованию и объяснению. Единство всех
сил природы, их внутреннее родство и связь,
постепенное развитие природы по ступеням
неорганического и органического мира
— вот основные идеи Шеллинга, вносившие
и поныне вносящие свет во все области
естественноисторического исследования.
И если натурфилософия Шеллинга, взятая
в целом, не могла быть включена в содержание
наук, то влияние ее основных идей и принципов
на последующее развитие различных областей
знания было далеко не эфемерное.
Под несомненным влиянием Шеллинга
в 1820 году Эрстедом был открыт электромагнетизм.
Между сотрудниками и последователями
Шеллинга в этом периоде выдаются геолог
Стеффенс, биолог Окен, сравнительный
анатом К. Г. Карус, физиолог Бурдах, патолог
Кизер, физиолог растений Несс фон Эзенбек,
медики Шельвер и Вальтер, психолог Шуберт.
Особенно сильно сказалось
влияние натурфилософии Шеллинга на медицину.
Натурфилософский принцип раздражимости
оказался совершенно совпадающим с популярной
в то время теорией Броуна. Под влиянием
двух приверженцев Шеллинга — Рошлауба
и Маркуса в Бамберге — появилась целая
плеяда молодых медиков, увлекавшихся
идеями Шеллинга и проводивших их в своих
диссертациях. По вине ли этих ревностных
последователей или вследствие невыработанности
в то время собственных воззрений Шеллинга
— его идеи получили в медицинских диссертациях
довольно юмористическое воспроизведение.
В них говорилось, что «организм стоит
под схемой кривой линии», что «кровь есть
текучий магнит», «зачатие — сильный электрический
удар» и т. п. Как и следовало ожидать, враги
Шеллинга не замедлили воспользоваться
удобным случаем и отнести все эти нелепости
на счет самого Шеллинга.
Не менее сильный энтузиазм
вызвала натурфилософия Шеллинга в среде
представителей искусства. Философия,
открывавшая душу во всех проявлениях
живой и мертвой природы, усматривавшая
таинственные связи и соотношения между
самыми разнообразными её проявлениями
и, наконец, сулившая новые и неизведанные
формы жизни в бесконечном процессе бытия,
— была, конечно, сродни порывам романтического
чувства и фантазии современников Шеллинга.
Если дозволительно применять общелитературные
характеристики к философским системам,
то мировоззрение Шеллинга имеет преимущественное
право называться философией романтизма.
Основной темой натурфилософии
Шеллинга было развитие природы, как внешнего
объекта, от низших ступеней до пробуждения
в ней интеллигенции. В истории этого развития
разрешается, однако, лишь одна сторона
общефилософской проблемы о соотношении
объективного и субъективного, а именно
вопрос о переходе объективного в субъективное.
Остается неразрешенной другая сторона,
касающаяся обратного возникновения объективного
в субъективном. Как приходит интеллигенция
к воспроизведению природы и как вообще
мыслимо это согласование познавательного
процесса с объективным развитием природы
— вот вопросы, являющиеся темой одного
из наиболее законченных сочинений Шеллинга:
«System des transcendentalen Idealismus», относящегося
к переходному периоду от натурфилософии
к философии тождества.
Третий период
Система трансцендентального
идеализма делится, наподобие трех критик
Канта, на три части:
в первой, теоретической, исследуется
процесс объективации, происходящий путем
воспроизведения разумом природы объективного;
во второй, практической, —
создание объективного в свободном действии;
в третьей, эстетической, —
процесс художественного творчества,
в котором противоположность теоретического
и практического начала находит свой высший
синтез.
Органом трансцендентального
исследования Шеллинг считает интеллектуальную
интуицию, то есть способность к внутреннему
усмотрению своих собственных актов. В
интеллектуальной интуиции интеллигенция
непосредственно усматривает свою собственную
сущность. В развитии объективного Шеллинг
различает три эпохи, в которых интеллигенция
последовательно переходит от смутного
и связанного состояния к свободному волевому
акту.
Первая эпоха начинается с возникновения
ощущения. Ощущение обусловлено собственным
самоограничением, полаганием предела
своему «я». Оно есть сознание этого ограничения,
представляющегося для сознания как что-то
внешнее.
Ощущение, сознанное как внешний
объект, явственно различаемый от субъекта,
превращается в продуктивное созерцание,
знаменующее собой вторую эпоху.
Третью эпоху составляет рефлексия,
то есть свободное рассмотрение продуктов
созерцания, обращающееся по произволу
от одного объекта к другому.
Этот ход развития объективного
в сознании вполне соответствует, по Шеллингу,
развитию природы, открываемому в натурфилософии.
Как здесь исходным пунктом является самоограничение,
так там динамический процесс возникает
из ограничения отталкивающей силы притягательной.
В одном случае продуктом является ощущение,
в другом — материя. Подобным образом
все ступени познания соответствуют ступеням
природы. Причина этого соответствия и
совпадения лежит в том, что оба процесса
коренятся в одной и той же сущности и
в известном смысле идентичны. Возможность
свободного действия обусловлена способностью
абсолютно абстрагироваться от всех объектов.
При посредстве этого абстрагирования
«я» сознает себя как самостоятельное,
самодеятельное начало. Возникающая при
этом деятельность практического «я»
становится целеположной. Волевая деятельность
направляется на внешние нам индивидуальности.
В этом взаимоотношении с другими существами
она и получает свое разнообразное содержание.
Трансцендентальный идеализм
приводит Шеллинга к пониманию исторического
процесса, как осуществления свободы.
Однако поскольку здесь имеется в виду
свобода всех, а не отдельных индивидуумов,
это осуществление имеет своим ограничением
правовой порядок. Созидание такого правового
порядка совмещает в себе свободу и необходимость.
Необходимость присуща бессознательным
факторам исторического процесса, свобода
— сознательным. Оба процесса ведут к
одной и той же цели. Совпадение необходимого
и свободного в осуществлении мировой
цели указывает на то, что в основе мира
лежит некоторое абсолютное тождество,
которое и есть Бог.
Участие божественной силы
в историческом процессе проявляется
трояко:
прежде всего в виде слепой
силы рока, властвующего над людьми; таков
первый фаталистический период, отличающийся
трагическим характером.
Во втором периоде, к которому
относится и современность, властвующим
принципом является механическая закономерность.
В третьем периоде божественная
мощь проявится как провидение. «Когда
наступит этот период, тогда будет и Бог»
— загадочно утверждает Шеллинг.
Если в истории абсолютное совпадение
необходимого и свободного существует
только в Боге, то в искусстве это же совпадение
имеет место в творчестве художника. Художественное
творчество, представляя собой планомерный
акт, совершается так же бессознательно
и необходимо, как и процесс природы. Такая
необходимость является для художника
чем-то вроде роковой судьбы — но эта судьба,
этот рок и есть его гений. В искусстве
развитие самосознания получает свое
завершение.
В первой, теоретической, стадии
оно является миросозерцающим;
Во второй, практической, — мироупорядочивающим;
В третьей, художественной,
оно обнаруживается как творящее мир.
Открываемая Шеллингом аналогия
между художественным творчеством и мировой
историей дает возможность нового эстетического
обоснования космологии. При этом мир
понимается как продукт художественного
творчества Бога, и, наоборот, всякое произведение
искусства — как своего рода микрокосм.
Эта эстетическая точка зрения получила
впоследствии талантливое, но весьма одностороннее
развитие в философии мировой фантазии
Фрошаммера.
Связь натурфилософии и субъективного
идеализма Фихте
Первые наброски натурфилософии
Шеллинга находились в тесной связи с
субъективным идеализмом Фихте. Задачей
Шеллинга было, между прочим, конструировать
природу из трансцендентальных условий
познания. Если эта задача фактически
получила лишь кажущееся разрешение, то,
во всяком случае, Шеллинг признавал такое
конструирование вполне возможным.
По мере развития натурфилософии
её отношение к точке зрения Фихте существенно
изменялось. Понимание природы, как объекта,
существующего лишь в сознании, то есть
как чисто феноменальной действительности,
сменилось взглядом на природу, как на
нечто сущее вне сознания и до сознания.
Напротив, само сознание получило значение
чего-то вторичного, появляющегося лишь
на известной стадии развития природы.
Кроме значения субъективного феномена,
понятие природы получило смысл совершенно
самостоятельного объекта. Таким образом
точка зрения Шеллинга начала противополагаться
субъективному идеализму Фихте, как объективный
идеализм.
Это противоположение получило
наиболее ясное выражение в полемическом
сочинении Шеллинга против Фихте: «Ueber
das Verhältniss der Naturphilosophie zur verbesserten Fichteschen Lehre».
Здесь Шеллинг доказывает невозможность
вывести природу из одних лишь принципов
субъективного. Кроме того, он находит
противоречие у Фихте между его пониманием
природы и тем значением, которое он ей
приписывает, а именно значением задержки
или препятствия, необходимого для деятельности
духа и для реализации его свободы. Если
природа не имеет никакой внешней реальности,
а всецело создана познающим «я», то она
и не может быть объектом деятельности.
«На такую природу, — остроумно замечает
Шеллинг, — также нельзя воздействовать,
как нельзя ушибиться об угол геометрической
фигуры». Если в первых двух периодах философия
Шеллинга представляла своеобразную концепцию
Фихте — Спинозовских принципов, то в
третьем она является, кроме того, отражением
систем Платона, Бруно и Лейбница.
Философия тождества
Философия тождества есть средоточие
мировоззрения Шеллинга, предуказанное
уже на предыдущих стадиях его философского
развития и обусловливающее собой его
мистическое завершение. Вместе с тем
это самый туманный и малопонятный отдел
его философии. Попытка связать и объединить
основные идеи величайших философов в
одно целое могла быть осуществлена лишь
под покровом чрезвычайной абстракции
и при помощи блуждающих понятий «субъект-объекта»,
«идеально-реального» и т. п.
Абсолютное тождество является
у Шеллинга принципом, примиряющим два
основных и вместе с тем противоположных
воззрения: догматизм и критицизм. В первом
природа признается независимой от познания;
во втором она всецело понимается как
продукт познания и вместе с тем теряет
свою объективную реальность. И то, и другое
воззрения заключают в себе истину.
В основе природы действительно
лежит познание, но не относительное, человеческое,
а абсолютное познание или, точнее, самопознание.
В нём вполне уничтожается различие объективного
и субъективного, идеального и реального,
а потому это познание есть вместе с тем
абсолютное тождество. Шелинг называет
его также Разумом и Всеединством (All-Eine).
Оно есть вместе с тем вполне законченное,
вечное и бесконечное целое. Весь мир конечных
вещей имеет свой источник в этом абсолютном
тождестве, из недр которого он развивается
в непрерывном самотворческом процессе.
Развитие мира идет по степеням
дифференцирования объективного и субъективного.
Объективное и субъективное присуще всем
конечным вещам, как необходимые факторы.
Они относятся друг к другу как взаимно
отрицательные величины, а потому увеличение
одного связано с уменьшением другого.
Сущность каждой конечной вещи всецело
определяется преобладанием того или
другого фактора. Все конечные вещи образуют
различные формы или виды обнаружения
абсолютного тождества, содержащие определенные
степени субъективного и объективного.
Эти виды Шеллинга называет потенциями.
Мир есть градация потенций.
Каждая потенция представляет в мире необходимое
звено. Шеллинг различает два основных
ряда потенций: один, с преобладанием субъективного,
имеет идеальный характер, другой, с преобладанием
объективного, — реальный. Оба ряда в своей
абсолютной величине совершенно одинаковы,
но противоположны по возрастанию факторов
идеального и реального. Шеллинг схематизирует
эти ряды в виде двух противоположно направленных
линий, исходящих из пункта безразличия;
на концах этих линий помещаются полюсы
объективного и субъективного обнаружения.
В этом построении легко открыть излюбленную
Шеллингом схему магнита. Каждая потенция
есть обнаружение вечных идей абсолютного;
последние относятся к первым, как natura
naturans к nature naturata.
Идеи, как вечные единства в
недрах абсолютного, Шеллинг уподобляет
монадам. Такое же уподобление понятия
монады платоновским идеям сделано было
некогда самим Лейбницем. В понятиях идеи-монады-потенции,
объединенных высшим принципом абсолютного
тождества, Шеллинг пытается совместить
философию Платона, Лейбница и Спинозы
со своей натурфилософией. Весьма естественно,
что философия тождества, представляя
синтез идей трех названных философов,
являлась в то же время возобновлением
мировоззрения Бруно, бывшего исторической
ступенью от Платона к Спинозе и Лейбницу.
В честь его Шеллингом написан
диалог «Бруно», представляющий видоизменение
системы тождества, изложенной первоначально
more geometrico в «Darstellung meines Systems der Philosophie». В
«Бруно» принцип тождества характеризуется
с несколько иных точек зрения. Совпадение
идеального и реального в абсолютном приравнивается
единству понятия и созерцания. Это высшее
единство есть идея или мыслящее созерцание;
в нём совмещаются общее и частное, род
и индивидуум. Тождество созерцания и
понятия есть вместе с тем тождество красоты
и правды, конечного и бесконечного. Бесконечное
или, что то же, абсолютное тождество представляет
у Шеллинга идейное целое, лишенное какой
бы то ни было дифференциации, но вместе
с тем являющееся источником всего дифференцированного.
Это та пучина бытия, в которой теряются
всякие очертания и к которой относится
насмешливое замечание Гегеля, что в ней
все кошки серы.