Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 11:18, реферат
Краткое описание
Шеллинг не оставил определенной школы, которая могла бы быть обозначена его именем. Его система, представлявшая интеграцию трех сравнительно чуждых друг другу воззрений: субъективного идеализма, объективного натурализма и религиозной мистики, могла сохранять свое несколько насильственное единство только в кругозоре его ума и в своеобразной форме его изложения.
Содержание
Введение 3 1. Биография Фридриха Шеллинга 5 2. Философия Фридриха Шеллинга 9 2.1 Первый период 9 2.2 Второй период 12 2.3 Третий период 18 2.4 Четвертый период 23 Список литературы 30
Вопрос о возникновении конечного
из недр бесконечного относится уже к
философии религии. Вопрос состоит в том,
как понимать отношение низшей, то есть
материальной природы к Богу. Материальное
может быть противопоставлено Богу как
совершенно самостоятельное начало или
выводиться из сущности Бога через посредство
понятия эманации, как у неоплатоников.
Шеллинг отрицает оба эти способа.
Первое, дуалистическое, понимание
противоречит монизму его философии, понятие
же эманации противоречит его абсолютному.
В абсолютном могут быть только абсолютные
же сущности, но не конечные вещи. Между
ними не может быть также никаких постоянных
переходных ступеней, как это предполагается
понятием эманации.
Остается третье решение, которое
и принимает Шеллинг: чувственный мир
конечных вещей происходит вследствие
отпадения его от Божества. Это отпадение
не представляет постепенного перехода,
как в эманации, но резкий скачок. Так как
только абсолютное обладает истинным
бытием, то отделившийся от него материальный
мир не есть истинно сущий. Самое отпадение
имеет свое обоснование в природе абсолютного,
которое представляет единство двойственности.
Абсолютное имеет в себе самом свое абсолютное
противоположение (Gegenbild); в нём происходит
вечное самоудвоение. Эта вторичная природа
абсолютного, обладающая свободой, и есть
источник отпадения.
Отпадение является безвременным
мировым актом; оно же составляет принцип
греха и индивидуализации. Отпадение есть
причина конечного мира, целью которого
является возвращение к Богу. Единство
мира и Бога должно быть восстановлено.
К этому единству ведет и в нём завершается
откровение Бога. Вся история, взятая в
целом, есть это развивающееся откровение.
Лишь в новом соединении с Богом начинается
вечная блаженная жизнь или царство духов.
Участие в этой блаженной жизни
нельзя понимать как личное бессмертие.
Всякое личное самостоятельное «я» (Ichheit)
греховно в этой своей отдельности, и по
самому понятию своему является конечным
или смертным.
Вопрос о происхождении зла
Следующим основным вопросом
философии религии является происхождение
зла, в связи с проблемой человеческой
свободы. Разрешению этих вопросов посвящено
последнее значительное и притом самое
глубокое произведение Шеллинга: «Philosophische
Untersuchungen über das Wesen der menschlichen Freiheit und die damit
zusammenhängenden Gegenstände». Здесь инспирирующими
мыслителями являются для Шеллинга немецкий
теософ Яков Бем и отчасти его современник
Баадер.
Проблема отношения зла к Богу
может иметь дуалистическое разрешение
— в котором зло понимается как самостоятельное
начало, — и имманентное. В последнем случае
виновником зла является сам Бог. Шеллинг
примиряет обе эти точки зрения. Зло возможно
только при допущении свободы; но свобода
может быть только в Боге. С другой стороны,
корень зла не может быть в личности Бога.
Эту антиномию Шеллинг устраняет принятием
в Боге чего-то такого, что не есть сам
Бог.
Бытие Бога состоит в самообнаружении.
Но понятие самообнаружения предполагает
скрытое состояние, из которого обнаруживается
Бог, как действительность. Таким образом
в Боге нужно различать основу (Grund) существования
и само существование. Эта основа Бога
есть Его природа. В этом же понятии основы
или природы находит свое объяснение бытие
конечных вещей. Вещи имеют свое основание
в том, что не есть сам Бог, а именно в основе
Его существования.
В этом пункте Шеллинг впервые
отступает от монистического пантеизма
Спинозы, выражающегося в формуле Deus sive
natura. Под природой в Боге следует понимать,
по Шеллингу, темную бессознательную силу,
стремящуюся к обнаружению и просветлению.
Сущность этой природы есть слепая воля.
Ее цель — разум. Из темных недр своей
природы Бог порождает себя как высший
разум, как свое разумное отображение
(Ebenbild). Отображение это потенциально коренится
уже в темной основе. В ней оно существует
implicite и развивается в процессе Божественного
самообнаружения. В нём заключается истинное
единство Бога.
Подобно тому как в человеческом
творчестве хаотический беспорядок мыслей
и образов озаряется и объединяется основной
идеей в художественное целое, так точно
темные и разрозненные силы природы Бога
объединяются светом развивающегося разума
в единство Божественной личности. Различение
в Боге первоначальной природы (Deus implicitus)
и развивающейся личности Бога (Deus explicitus)
является весьма важным пунктом в философии
религии Шеллинга, выясняющим его отношение
к натуралистическому пантеизму и его
противоположности — теизму.
Это отношение особенно рельефно
выяснено Шеллингом в его полемическом
«Памятнике» философии Якоби. Против критики
Якоби, обвинявшего его в пантеизме, Шеллинг
выставляет тот аргумент, что его пантеизм
является необходимой основой для развития
на нем теистического мировоззрения. Теология,
начинающая с личного Бога, дает понятие,
лишенное всякой основы и определенного
содержания. В результате такая теология
может быть лишь теологией чувства или
незнания. Напротив, философия тождества
является единственно возможным источником
философского Богопознания, так как она
дает вполне доступное разуму понятие
Бога, как личности развивающейся из своей
первоосновы. Теизм невозможен без понятия
живого личного Бога, но понятие живого
Бога невозможно без понимания Бога развивающимся,
а развитие предполагает природу, из которой
Бог развивается. Таким образом теизм
должен иметь свое обоснование в натурализме.
Истинная философия религии
есть соединение как той, так и другой
точки зрения. Самообнаружение Бога идет
по ступеням и состоит во внутренней «трансмутации»
или просветлении темного принципа. Конечные
вещи представляют различные виды и формы
этой трансмутации. В них во всех есть
известная степень просветления. Высшая
степень этого просветления состоит в
разуме или универсальной воле (Universalwille),
приводящей все космические силы к внутреннему
единству. Этой универсальной воле противостоит
частная или индивидуальная воля отдельных
творений, коренящаяся в отличной от Бога
его основе. Обособленная воля индивидуальных
существ и универсальная воля представляют
два моральных полюса. В преобладании
первой над последней и состоит зло.
Человек представляет ту стадию,
на которой впервые обнаруживается универсальная
воля. В нем же впервые является возможность
того раздвоения индивидуальной и универсальной
воли, в котором обнаруживается зло. Это
возможное раздвоение есть следствие
человеческой свободы. Таким образом зло
в человеческой природе состоит в утверждении
своей обособленности, в стремлении от
первоначального центра абсолютного к
периферии. Шеллинг оспаривает мнение
блаженного Августина и Лейбница, что
зло есть чисто отрицательное понятие
недостатка или отсутствия добра. В противоположность
этому взгляду, он видит в зле положительную
силу, направленную против силы добра.
Шеллинг подтверждает это тем,
что если бы зло состояло только в недостатке
добра, то оно могло бы обнаруживаться
лишь в ничтожнейших существах. Между
тем, в действительности зло становится
возможным лишь для совершеннейших существ
и часто идет рука об руку с обнаружением
великих сил, как, например, у дьявола.
«Небу противостоит не земля, но ад, —
говорит Шеллинг, — и подобно энтузиазму
добра существует также воодушевление
зла». Хотя зло и представляет силу, враждебную
Богу, но только при его посредстве возможно
самообнаружение Бога. Бог может обнаружиться
лишь в преодолении своей противоположности,
то есть зла, ибо вообще всякая сущность
обнаруживается только в своей противоположности:
свет — во тьме, любовь — в ненависти,
единство — в раздвоенности.
Представляя естественное стремление,
направленное в сторону, противоположную
универсальной воле, — зло побеждается
актом отречения от своей индивидуальности.
В этом самоотречении, как в огне, должна
очиститься человеческая воля, чтобы стать
причастной универсальной воле. Для победы
над злом необходимо прежде всего преодолеть
в себе темное начало стихийной природы.
Стоя на кульминационном пункте природы,
человек естественно стремится опять
низринуться в бездну, подобно тому как
взобравшегося на вершину горы охватывает
головокружение и угрожает ему падением.
Но главная слабость человека — в страхе
перед добром, ибо добро требует самоотречения
и умерщвления своего себялюбия. Однако
человек по природе своей способен преодолеть
этот страх и стремление ко злу. В этой
способности и состоит свобода.
Под свободой Шеллинг понимает
не случайную возможность выбора в каждом
данном случае, а внутреннее самоопределение.
Базисом этого самоопределения является
интеллигибельный характер, то есть то
prius в человеческой индивидуальности,
которое от века обусловливает данную
человеческую конституцию и вытекающие
из неё поступки. Интеллигибельный характер
есть тот предвечный акт индивидуальной
воли, которым определяются остальные
её проявления. Первичная воля, лежащая
в основе интеллигибельного характера,
вполне свободна, но те акты, в которых
она проявляется, следуют друг за другом
с необходимостью и определяются её первоначальной
природой. Таким образом в развитии интеллигибельного
характера совмещается свобода с необходимостью
(индетерминизм и детерминизм).
В этом смысле Шеллинг устанавливает
понятие прирождённого зла или добра,
напоминающее кальвинистическую идею
морального предопределения. Виновность
человека в том зле, которое он обнаруживает,
лежит не столько в его сознательных деяниях,
сколько в досознательном самоопределении
его интеллигибельного характера. Вопрос
о личности Бога Шеллинг рассматривает
в тесной связи с вопросом об отношении
Бога ко злу. Источником зла является темная
природа в Боге. Ей противостоит идеальное
начало в Боге или разум, — в объединения
этих двух начал и состоит личность Бога.
Идейное начало обнаруживается в любви.
Слепая воля к самопорождению и свободная
воля любви являются основными деятельностями
Бога, объединяющимися в Его личности.
В силу этого соединения темная
природа, поскольку она в Боге, не есть
ещё зло. Она становится злом лишь в природе
конечных вещей, где она не подчиняется
светлому началу и высшему единству. Таким
образом зло лишь попутно (begleitungsweise) развивается
в самообнаружении Бога и хотя коренится
в Его темной природе, не может быть признано
актом Бога. Оно есть злоупотребление
силами Бога, которые в Его Личности являются
абсолютным добром. Объединение темного
или стихийного и идейного принципа в
Боге происходит при посредстве любви
в глубочайшей первооснове Бога (Urgrund),
которая и есть Его абсолютная Личность.
Таким образом сам Бог подлежит развитию
и проходит три основные фазы своего бытия:
первооснову, дух и абсолютную личность.
Подробное исследование о фазах или эонах
Бога предпринято было в оставшемся неоконченным
сочинении «Weltalter». Здесь Шеллинг применяет
понятие потенции к периодам развития
Бога.
Позитивная философия Шеллинга
Позитивная философия Шеллинга
представляет, по его собственному признанию,
завершение его предыдущей негативной
философии. Точка зрения, развитая Шеллингом
в этом заключительном периоде его развития,
не имела специального литературного
выражения и получила обнародование путем
читанных в берлинском университете лекций,
и кроме того — в посмертном издании сочинений
Шеллинга по оставленным им бумагам.
Негативную философию Шеллинг
определяет как рационалистическое мировоззрение,
постигающее мир в понятиях разума. Такой
философией была его собственная система,
а также идеализм Гегеля, представляющий,
по его словам, лишь детальное развитие
высказанных им идей. В противоположность
ей положительная философия есть постижение
мира не в его рациональной сущности, но
в самом его реальном существовании. Это
постижение основывается уже не на рассудочной
деятельности, а на процессах интуитивного
характера, составляющих содержание религии.
Поэтому-то положительная философия направляет
свое внимание на те области человеческого
сознания, в которых истина получается
иррациональным путем, а именно на религиозно-художественное
созерцание и откровение.
Соответственно этим двум источникам
положительной истины, положительная
философия состоит в философии мифологии
и философии откровения. Предметом ее
является, во-первых, теогонический процесс,
и во-вторых, история самообнаружения
Бога в человеческом сознании. Здесь Шеллинг
в несколько видоизмененной и более туманной
форме повторяет высказанную ранее теорию
трех основных моментов или потенций в
бытии Бога.
Этим трем потенциям соответствуют
три Лица божественной природы:
Бог Отец;
Бог Сын;
Бог Дух.
Из всех конечных существ один
лишь человек находится в непосредственном
взаимодействии с Богом. Взаимодействие
это выражается в религии. Шеллинг отличает
в религии подготовительную стадию, или
мифологию язычества, и религию откровения,
то есть христианство. Мифология есть
природная религия, в которой религиозная
истина раскрывается в естественном процессе
развития, подобно тому как в естественном
развитии природы постепенно обнаруживается
её идейный смысл.
В мифологии Шеллинг различает
три стадии, по степени преодоления периферической
множественности многобожия центральным
единством монотеизма. В религии откровения,
главным лицом которой является сам Христос,
Шеллинг также видит три стадии:
Предсуществование;
Вочеловечение;
примирение.
Такую же тройственность устанавливает
Шеллинг по отношению к историческому
развитию христианства, образующего три
эпохи по именам главных апостолов.
Первая эпоха, Петра, знаменует
собой внешнее и насильственное единство
церкви.
Эпоха Павла разрывает это единство
и вносит в христианство дух свободы.
Будущая эпоха Иоанна восстановит
потерянное единство на почве свободы
и внутреннего просветления.
Петр — по преимуществу представитель
Бога Отца, Павел — Сына, Иоанн — Духа.
Положительная философия Шеллинга представляет
в сущности не что иное, как философию
религии. Ее отличие от непосредственно
предшествовавших ей исследований об
отношении мира к Богу состояло лишь в
том, что в них религиозные вопросы решались
главным образом на почве чисто философской
спекуляции, тогда как в положительной
философии философское исследование включает
в себя содержание исторических религий
и дает этому содержанию рациональное
истолкование и форму. В действительности
и негативная философия последнего периода
проникнута была духом христианства; она
находилась под влиянием христианства
de facto, тогда как философия положительная
подчинилась этому влиянию de jure и ex principio.