Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2013 в 15:28, реферат
Философия (с греч. - любовь к истине, мудрости) - форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.
I Введение 3
II Основная часть
1. Функции и задачи философии 4
2. Основные разделы философии 11
3. Древняя философия 13
III Заключение 18
О чем же эта наука? Почему бы просто не дать четкое определение ее предмета, рассмотреть его так, чтобы с самого начала было понятно, что же пытается делать философ?
Трудность состоит в том, что философию легче объяснить, занимаясь ею, чем описывая ее со стороны. Частично она заключается в определенным подходе к рассмотрению вопросов, частично – в попытках решить некоторые проблемы, традиционно интересующие тех, кто называет себя (или кого так называют другие) «философами». Единственная вещь, относительно которой философы никогда не могли договориться да и вряд ли вообще договорятся ли когда-нибудь вообще – это то, в чем состоит философия.
Люди, серьезно занимающиеся философией, ставили перед собой различные задачи. Одни пытались объяснить и обосновать определенные религиозные воззрения, другие, занимаясь наукой – стремились показать значение и раскрыть смысл различных научных открытий и теорий. Третьи (Джон Локк, Маркс) использовали философию, пытаясь изменить политическую организацию общества. Многих интересовало обоснование и обнародование каких-то идей, которые, по их мнению, могли бы помочь человечеству. Некоторые же не ставили перед собой столь грандиозных целей, а просто хотели разобраться в особенностях мира, в котором живут, и понять верования, которых придерживаются люди.
Профессии философов также разнообразны как и их задачи. Некоторые были преподавателями, часто профессорами университетов, читавшими курсы философии. Другие были лидерами религиозных движений, многие были и вовсе обычными ремесленниками.
Независимо от преследуемых целей и конкретного рода занятий все философы придерживаются убеждений, что крайне важным и необходимым является тщательное исследование и анализ наших воззрений, нашего обоснования их. Философу свойственно подходить к определенным вещам определенным образом. Ему хочется установить, какой смысл несут наши фундаментальные идеи и понятия, на каком основании базируется наше знание, каких следует придерживаться стандартов, чтобы приходить к правильным заключениям, какие убеждения необходимо отстаивать, и .т.п. Философ считает, что размышление над такими вопросами приводит человека к более глубокому пониманию вселенной, природы и людей.
Философия обобщает достижения науки, опирается на них. Игнорирование научных достижений привело бы ее к бессодержательности. Но развитие науки происходит на фоне культурного и социального развития. Поэтому философия призвана способствовать гуманизации науки, повышению в ней роли нравственных факторов. Она должна ограничивать непомерные притязания науки на роль единственного и универсального способа освоения мира. Она соотносит факты научного познания с идеалами и ценностями гуманитарной культуры.
Изучение философии способствует повышению общей культуры и формированию философской культуры личности. Она расширяет сознание: людям для общения нужна широта сознания, умение понять другого человека или себя как бы со стороны. В этом помогает философия и навыки философского мышления. Философу приходится рассматривать точки зрения разных людей, критически их осмысливать. Так накапливается духовный опыт, который способствует расширению сознания.
Однако, подвергая какие-либо идеи или теории сомнениям не следует долго оставаться на этом этапе, необходимо двигаться дальше в поисках позитивного решения, поскольку беспрерывные колебания представляют собой бесплодный тупик.
Основные разделы философии
По особой проблематике и предметной
области различают самостоятельные разделы (дисциплины) философии
Антропология
Стремление к познанию природы человека
- одна из основных задач философии. Попытка
определить область общечеловеческого
пробуждает самосознание человека, служит
прояснению его собственного места в мире
(а именно в отношении других одушевленных
существ) и приобретает практическое значение
как в сфере осмысленного самоосуществления,
так и в построении достойного человека
общества.
Этика
Основные проблемы этики нацелены на
выяснение того, что такое добро, которое
должно определять позицию и поведение
человека. Этика стремится методически
выявлять основы справедливого, разумного
и осмысленного действия и (совместной)
жизни. Отправные пункты и основные понятия
этики должны восприниматься общезначимо
и разумно, без ссылок на внешние авторитеты
и соглашения, в результате чего она займет
независимую и критическую позицию в отношении
господствующей морали.
Задачей метаэтики является
перепроверка языковых форм и самих функций
этических высказываний.
Эстетика
Эстетика занимается общезначимым определением
прекрасного и форм его проявления в искусстве
и природе, а также его воздействия на
человека. В зависимости от своей ориентации
она делает это чисто функционально - либо
описательно, либо нормативно. Наряду
с теорией искусства в ней рассматриваются
вопросы эстетического суждения и форм
эстетического восприятия и переживания.
В современной эстетике заметны также
тенденции к теории информации и к лингвистическому
анализу.
Метафизика и онтология
Эти дисциплины восходят к философии
Аристотеля, понимавшего их как "первую
философию", поскольку они задают вопросы
о первопричинах и началах сущего как
такового; они обсуждают следующие темы: бытие
само по себе (онтология), бытие Бога (философские
проблемы теологии), душа (психология)
и сущее в целом в его взаимосвязанности
(космология).
Логика
Это учение о последовательном и упорядоченном
мышлении. Формальная, классиче
Теория познания и философия
науки
Это учение об условиях, сущности и границах
познания. Его тема - соотношение субъекта,
объекта и содержания познания. Философия
науки занимается предпосылками и основами
познания в частных науках. Она выясняет
их методы, принципы, понятия и цели и подвергает
их критической проверке.
Философия языка
Философия языка рассматривает вопросы
возникновения, развития, смысла и функций
языка. Преобладающий
в наши дни анализ языка, сложившийся под
влиянием Витгенштейна, делится на два
направления. Направление идеального
языка на основе критики языка и его формализации
пытается создать как можно более логически
идеальный язык, отвечающий требованиям
точных наук. "Философия обыденного
языка", со своей стороны, анализирует
язык в его естественном, повседневном
применении и значении.
Кроме того, существует ряд более специальных
дисциплин.
Философия истории пытается
постичь и объяснить природу, смысл и ход
истории, а также понять человека в его
историчности.
В философии религии исследуется
сущность религии как феномена и выясняется
его значение для человека и общества,
а при необходимости подвергается критике.
Философия природы занимается
истолкованием и объяснением природы
как целого, а также ее исторических и
естественнонаучных исследований. Философия права исследует
проблему обоснования права, главным образом
- вопрос о том, существует ли общая норма,
из которой можно вывести какое-либо конкретное
право (например естественное право).
Социальная и политическая
философия рассматривают
структуру, функции и смысл государства
и общества. Человек понимается как социальное
существо, реализующее себя в сообществе.
Сегодня эти дисциплины все чаще занимаются
и критикой условий жизни человека в современном
индустриальном обществе.
Древняя философия
а) Философия древнего Востока (философские школы Древней индии и Древнего Китая)
Древнеиндийская философия уже в своих истоках была представлена множеством школ и направлений. В ней можно выделить два лагеря: ортодоксальный, так он называется потому, что допускает высшую реальность, как "душу", внутреннюю сущность вещей и, следовательно, признает авторитет Вед; неортодоксальный – джайнизм, буддизм, чарвака и др. Они отрицают авторитет Вед и составляют главную оппозицию ведическому брахманизму.
Джайнизм появился в VI в. до н.э. Критикуя брахманизм за ритуализм и отвлеченную умозрительность, он, тем не менее, сохранил такие его элементы, как вера в перевоплощение душ, учение о карме. В основе же мировоззрения джайнов лежало представление о жизни как о страдании, которое связывалось с законом воздаяния. Но, с их точки зрения, этот закон можно было победить на пути благих дел и строгого соблюдения аскезы (ограничения). Основоположник джайнизма Махавир Вардхаман проповедовал пять истин: не убивай, не лги, не воруй, не привязывайся к земным благам, будь целомудрен.
Буддизм зародился в Бенгалии, и его основоположником был принц Сиддхартх Гаутама. Богатый, заботливо оберегаемый от жестокостей внешнего мира, находившегося за стенами царского дворца, он все-таки однажды покинул его и столкнулся с нищетой, болезнями, тяготами жизни, со смертью. Сиддхартх решил найти ответ на вопрос, почему мир таков?
После долгих странствий и размышлений на него снизошло озарение, и открылась истина. Он стал называться Буддой, что означало "просветленный", "пробужденный", и сложилось его учение о смысле человеческой жизни, давшее начало новому мировоззрению, религии и философии.
В отличие от брахманизма, учившего, что страдание есть наказание за грехи прошлых перевоплощений, а избавлением и достижением счастья является благочестие, Будда пришел к другому выводу: страдание – такая же сторона бытия, как и освобождение от него. Всякая жизнь – это страдание, и кем бы ни был человек, он обречен на страдание: в рождении, в болезни, в старости, в смерти. Перед страданием все равны.
Чарвака – школа, которая также подвергла критике все ведийские авторитеты, обвинив Веды в лживости, многословии и противоречивости. Расхождение с брахманизмом было в главном: чарваки признавали объективность мира и отрицали его сотворение каким-либо духовным началом. Мир, по их мнению, - комбинация четырех элементов: земли, воды, огня и воздуха. Из этих же элементов возникает сознание, которое неотделимо от тела и умирает вместе с ним. Таким образом, существует только реальный мир, реальная жизнь и нет ничего потустороннего, и нет никаких Богов. Человек должен заниматься действительными делами (отсюда второе название – школа локаята – учение, "направленное на этот мир") и искать счастье в земной жизни.
Несмотря на широкую популярность неортодоксальных концепций, они постепенно были вытеснены обновленной ортодоксией – индуизмом, такими его школами, как: веданта, миманса, санхья, йога, ньяя, вайшешика.
В целом же переход от мифологии к философии в Индии происходил на основе сильного укоренения в культуре ритуала, отсюда – слабая связь с научной мыслью. Предметом же философских размышлений, по преимуществу, становятся: мир человека, его отношение к безличностно-духовному началу и к другим людям. На первый план выступают этико-психологические проблемы.
Расцвет древнекитайской философии приходится на VI - V вв. до н.э., которые называют "золотыми" в культуре Китая.
Это был период соперничества ста школ, в рамках которых сформировались и такие как: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, оказавшие огромное влияние на развитие всей последующей философской мысли Китая.
Конфуцианство – наиболее зрелая философская концепция, ее создателем был Кун Фу-цзы (551 - 479 гг. до н.э.), почтенный учитель Кун (европейское произношение Конфуций). По его мнению, верховной силой выступало Небо (тянь) – высшая безличная сила, следившая за порядком вещей и справедливостью в мире. Все отношения в обществе, права и обязанности людей также считались заданными Небом.
Даосизм. У истоков
этого течения философской
В отличие от этико-политических взглядов Конфуция, Лао-цзы размышляет о мироздании, о мировом естественном ритме событий, используя для этого два основных понятия: "дао" и "дэ". Если для основателя конфуцианства дао - путь поведения человека, путь Китая, то для даосов это – всеобщее мировоззренческое понятие, обозначающее первоначало, основу и завершение всего сущего, некий всеохватывающий закон бытия.
Развитие философской мысли Древнего Китая происходит и в рамках таких школ, как: моизм, школа имен, легизм, но все они, так или иначе, используют понятия и принципы разработанные конфуцианством и даосизмом.
Древнекитайскую философию отличает следующее. Выйдя из глубин мифологически-религиозного мировоззрения, она сохранила его общие структуры и стабильный круг проблем и понятий. Философские размышления носили отчетливо выраженный практический характер, они были сориентированы на решение морально-этических и социально-политических проблем
б) Античная философия (Сократ, Аристотель, Платон)
Древнегреческая (античная) философия охватывает период с конца 7в. до н.э. до 6.в до н.э. и содержит теории, созданные в Греции и Риме мыслителями прошлого.
В античной философии выделяют следующие периоды:
1. натуралистический
- философами рассматривались
2. гуманистический - деятельность софистов и Сократа - переориентация проблем философии с космоса на человека;
3. классический - связан с деятельностью Платона и Аристотеля;
4. эллинистический - появление ряда философских школ (кинизм - основатель Диоген, эпикуреизм - Эпикур, стоицизм - Сенека);
5. религиозный период
античной языческой мысли - развитие
неоплатонизма и его
6. зарождение христианской мысли.
Отличительные особенности античной философии:
1. античное философское
мировоззрение носит
2. отсутствует представление
о личности как духовной
3. присущ пантеизм (отождествление Бога и природы);
4. вся действительность и ее элементы одновременно мыслились и как реальные и как идеальные.
Из среды софистов вышел величайший философ древности и один из великих людей в истории человечества – Сократ (369-399 гг. до н.э.). Восприняв от них интерес к человеку и его внутреннему миру, мыслитель считал, что философия должна заниматься не природой и поиском первоначал, ее цель – человек, но ни его анатомия, физиология и даже ни юридическая сторона дела, а самосознание. Философ более стремится обнаружить внутренние мотивы человеческого поведения, нежели внешние импульсы его: богатство, слава, почести. Сократ к ним относит нравственные добродетели и прежде всего – достоинство, справедливость, благо, они-то и становятся предметом бесконечным дискуссий.
Основной метод нахождения истины для Сократа - диалог. Знание - это не механическая передача знаний от человека к человеку.
Истина должна родиться в человеке, только тогда она будет его убеждением. Истина рождается в диалоге (коммуникации).
Алгоритм ведения
1. сомнения - вступая в диалог, Сократ говорил "я знаю, что я ничего не знаю", т.е., что у собеседников нет знаний о предмете, о котором будет идти речь;
2. ирония над знанием человека;
3. "майевтика" - метод,
помогающий собеседнику "
4. индукция от фактов к общим положениям;