Философия.Основные разделы философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2013 в 15:28, реферат

Краткое описание

Философия (с греч. - любовь к истине, мудрости) - форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.

Содержание

I Введение 3
II Основная часть
1. Функции и задачи философии 4
2. Основные разделы философии 11
3. Древняя философия 13
III Заключение 18

Вложенные файлы: 1 файл

filoso_1.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

О чем же эта наука? Почему бы просто не дать четкое определение  ее предмета, рассмотреть его так, чтобы с самого начала было понятно, что же пытается делать философ?

Трудность состоит в том, что философию легче объяснить, занимаясь ею, чем описывая ее со стороны. Частично она заключается в определенным подходе к рассмотрению вопросов, частично – в попытках решить некоторые проблемы, традиционно интересующие тех, кто называет себя (или кого так называют другие) «философами». Единственная вещь, относительно которой философы никогда не могли договориться да и вряд ли вообще договорятся ли когда-нибудь вообще – это то, в чем состоит философия.

Люди, серьезно занимающиеся философией, ставили перед собой  различные задачи. Одни пытались объяснить и обосновать определенные религиозные воззрения, другие, занимаясь наукой – стремились показать значение и раскрыть смысл различных научных открытий и теорий. Третьи (Джон Локк, Маркс) использовали философию, пытаясь изменить политическую организацию общества. Многих интересовало обоснование и обнародование каких-то идей, которые, по их мнению, могли бы помочь человечеству. Некоторые же не ставили перед собой столь грандиозных целей, а просто хотели разобраться в особенностях мира, в котором живут, и понять верования, которых придерживаются люди.

Профессии философов также  разнообразны как и их задачи. Некоторые  были преподавателями, часто профессорами университетов, читавшими курсы  философии. Другие были лидерами религиозных  движений, многие были и вовсе обычными ремесленниками.

Независимо от преследуемых целей и конкретного рода занятий  все философы придерживаются убеждений, что крайне важным и необходимым  является тщательное исследование и  анализ наших воззрений, нашего обоснования  их. Философу свойственно подходить к определенным вещам определенным образом. Ему хочется установить, какой смысл несут наши фундаментальные идеи и понятия, на каком основании базируется наше знание, каких следует придерживаться стандартов, чтобы приходить к правильным заключениям, какие убеждения необходимо отстаивать, и .т.п.  Философ считает, что размышление над такими вопросами приводит человека к более глубокому пониманию вселенной, природы и людей.

 

Философия обобщает достижения науки, опирается на них. Игнорирование научных достижений привело бы ее к бессодержательности. Но развитие науки происходит на фоне культурного и социального развития. Поэтому философия призвана способствовать гуманизации науки, повышению в ней роли нравственных факторов. Она должна ограничивать непомерные притязания науки на роль единственного и универсального способа освоения мира. Она соотносит факты научного познания с идеалами и ценностями гуманитарной культуры.

 

Изучение философии  способствует повышению общей культуры и формированию философской культуры личности. Она расширяет сознание: людям для общения нужна широта сознания, умение понять другого человека или себя  как бы со стороны. В  этом помогает философия и навыки философского мышления. Философу приходится рассматривать точки зрения разных людей, критически их осмысливать. Так накапливается духовный опыт, который способствует расширению сознания.

Однако, подвергая  какие-либо идеи или теории сомнениям  не следует долго оставаться на этом этапе, необходимо двигаться дальше в поисках позитивного решения, поскольку беспрерывные колебания представляют собой бесплодный тупик.

 

 

Основные разделы  философии

 

По особой проблематике и предметной области различают самостоятельные разделы (дисциплины) философии.  
Антропология  
Стремление к познанию природы человека - одна из основных задач философии. Попытка определить область общечеловеческого пробуждает самосознание человека, служит прояснению его собственного места в мире (а именно в отношении других одушевленных существ) и приобретает практическое значение как в сфере осмысленного самоосуществления, так и в построении достойного человека общества.  
Этика  
Основные проблемы этики нацелены на выяснение того, что такое добро, которое должно определять позицию и поведение человека. Этика стремится методически выявлять основы справедливого, разумного и осмысленного действия и (совместной) жизни. Отправные пункты и основные понятия этики должны восприниматься общезначимо и разумно, без ссылок на внешние авторитеты и соглашения, в результате чего она займет независимую и критическую позицию в отношении господствующей морали.  
Задачей метаэтики является перепроверка языковых форм и самих функций этических высказываний.  
Эстетика  
Эстетика занимается общезначимым определением прекрасного и форм его проявления в искусстве и природе, а также его воздействия на человека. В зависимости от своей ориентации она делает это чисто функционально - либо описательно, либо нормативно. Наряду с теорией искусства в ней рассматриваются вопросы эстетического суждения и форм эстетического восприятия и переживания. В современной эстетике заметны также тенденции к теории информации и к лингвистическому анализу.  
Метафизика и онтология  
Эти дисциплины восходят к философии Аристотеля, понимавшего их как "первую философию", поскольку они задают вопросы о первопричинах и началах сущего как такового; они обсуждают следующие темы: бытие само по себе (онтология), бытие Бога (философские проблемы теологии), душа (психология) и сущее в целом в его взаимосвязанности (космология).  
Логика  
Это учение о последовательном и упорядоченном мышлении. Формальная, классическая логика делится на учение об элементах мышления (понятие, суждение, умозаключение) и учение о методах (способах исследования и доказательства). Современная логистика стремится к максимальной формализации и математизации. Она работает с логическими исчислениями, понимаемыми как системы знаков (символов) и правил оперирования с ними. Кроме того, ей известны и многозначные системы, в которых высказывания могут принимать другие значения истинности помимо значений "истина / ложь".  
Теория познания и философия науки  
Это учение об условиях, сущности и границах познания. Его тема - соотношение субъекта, объекта и содержания познания. Философия науки занимается предпосылками и основами познания в частных науках. Она выясняет их методы, принципы, понятия и цели и подвергает их критической проверке.  
Философия языка  
Философия языка рассматривает вопросы возникновения, развития, смысла и функций языка. Преобладающий в наши дни анализ языка, сложившийся под влиянием Витгенштейна, делится на два направления. Направление идеального языка на основе критики языка и его формализации пытается создать как можно более логически идеальный язык, отвечающий требованиям точных наук. "Философия обыденного языка", со своей стороны, анализирует язык в его естественном, повседневном применении и значении.  
Кроме того, существует ряд более специальных дисциплин.  
Философия истории пытается постичь и объяснить природу, смысл и ход истории, а также понять человека в его историчности.  
В философии религии исследуется сущность религии как феномена и выясняется его значение для человека и общества, а при необходимости подвергается критике.  
Философия природы занимается истолкованием и объяснением природы как целого, а также ее исторических и естественнонаучных исследований. Философия права исследует проблему обоснования права, главным образом - вопрос о том, существует ли общая норма, из которой можно вывести какое-либо конкретное право (например естественное право).  
Социальная и политическая философия рассматривают структуру, функции и смысл государства и общества. Человек понимается как социальное существо, реализующее себя в сообществе. Сегодня эти дисциплины все чаще занимаются и критикой условий жизни человека в современном индустриальном обществе.

 

 

 

Древняя философия

 

а) Философия древнего Востока (философские школы Древней  индии и Древнего Китая)

Древнеиндийская философия  уже в своих истоках была представлена множеством школ и направлений. В ней можно выделить два лагеря: ортодоксальный, так он называется потому, что допускает высшую реальность, как "душу", внутреннюю сущность вещей и, следовательно, признает авторитет Вед; неортодоксальный – джайнизм, буддизм, чарвака и др. Они отрицают авторитет Вед и составляют главную оппозицию ведическому брахманизму.

Джайнизм появился в VI в. до н.э. Критикуя брахманизм за ритуализм  и отвлеченную умозрительность, он, тем не менее, сохранил такие  его элементы, как вера в перевоплощение душ, учение о карме. В основе же мировоззрения джайнов лежало представление о жизни как о страдании, которое связывалось с законом воздаяния. Но, с их точки зрения, этот закон можно было победить на пути благих дел и строгого соблюдения аскезы (ограничения). Основоположник джайнизма Махавир Вардхаман проповедовал пять истин: не убивай, не лги, не воруй, не привязывайся к земным благам, будь целомудрен.

Буддизм зародился в  Бенгалии, и его основоположником был принц Сиддхартх Гаутама. Богатый, заботливо оберегаемый от жестокостей внешнего мира, находившегося за стенами царского дворца, он все-таки однажды покинул его и столкнулся с нищетой, болезнями, тяготами жизни, со смертью. Сиддхартх решил найти ответ на вопрос, почему мир таков?

После долгих странствий и размышлений на него снизошло озарение, и открылась истина. Он стал называться Буддой, что означало "просветленный", "пробужденный", и сложилось  его учение о смысле человеческой жизни, давшее начало новому мировоззрению, религии и философии.

В отличие от брахманизма, учившего, что страдание есть наказание  за грехи прошлых перевоплощений, а избавлением и достижением  счастья является благочестие, Будда  пришел к другому выводу: страдание  – такая же сторона бытия, как  и освобождение от него. Всякая жизнь – это страдание, и кем бы ни был человек, он обречен на страдание: в рождении, в болезни, в старости, в смерти. Перед страданием все равны.

Чарвака – школа, которая  также подвергла критике все  ведийские авторитеты, обвинив Веды в лживости, многословии и противоречивости. Расхождение с брахманизмом было в главном: чарваки признавали объективность мира и отрицали его сотворение каким-либо духовным началом. Мир, по их мнению, - комбинация четырех элементов: земли, воды, огня и воздуха. Из этих же элементов возникает сознание, которое неотделимо от тела и умирает вместе с ним. Таким образом, существует только реальный мир, реальная жизнь и нет ничего потустороннего, и нет никаких Богов. Человек должен заниматься действительными делами (отсюда второе название – школа локаята – учение, "направленное на этот мир") и искать счастье в земной жизни.

Несмотря на широкую  популярность неортодоксальных концепций, они постепенно были вытеснены обновленной  ортодоксией – индуизмом, такими его школами, как: веданта, миманса, санхья, йога, ньяя, вайшешика.

В целом же переход  от мифологии к философии в  Индии происходил на основе сильного укоренения в культуре ритуала, отсюда – слабая связь с научной мыслью. Предметом же философских размышлений, по преимуществу, становятся: мир человека, его отношение к безличностно-духовному началу и к другим людям. На первый план выступают этико-психологические проблемы.

Расцвет древнекитайской  философии приходится на VI - V вв. до н.э., которые называют "золотыми" в культуре Китая.

Это был период соперничества  ста школ, в рамках которых сформировались и такие как: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, оказавшие огромное влияние  на развитие всей последующей философской  мысли Китая.

Конфуцианство – наиболее зрелая философская концепция, ее создателем был Кун Фу-цзы (551 - 479 гг. до н.э.), почтенный учитель Кун (европейское произношение Конфуций). По его мнению, верховной силой выступало Небо (тянь) – высшая безличная сила, следившая за порядком вещей и справедливостью в мире. Все отношения в обществе, права и обязанности людей также считались заданными Небом.

Даосизм. У истоков  этого течения философской мысли  находится Лао-цзы (580-500 гг. до н.э.). Основные его идеи последователи "почтенного учителя" изложили в книге "Дао дэ-цзин" – "Книге о дао-пути и благой силе дэ", названной еще "Путь добродетели".

В отличие от этико-политических взглядов Конфуция, Лао-цзы размышляет о мироздании, о мировом естественном ритме событий, используя для  этого два основных понятия: "дао" и "дэ". Если для основателя конфуцианства дао - путь поведения человека, путь Китая, то для даосов это – всеобщее мировоззренческое понятие, обозначающее первоначало, основу и завершение всего сущего, некий всеохватывающий закон бытия.

Развитие философской мысли Древнего Китая происходит и в рамках таких школ, как: моизм, школа имен, легизм, но все они, так или иначе, используют понятия и принципы разработанные конфуцианством и даосизмом.

Древнекитайскую философию  отличает следующее. Выйдя из глубин мифологически-религиозного мировоззрения, она сохранила его общие структуры и стабильный круг проблем и понятий. Философские размышления носили отчетливо выраженный практический характер, они были сориентированы на решение морально-этических и социально-политических проблем

б) Античная философия (Сократ, Аристотель, Платон)

Древнегреческая (античная) философия охватывает период с конца 7в. до н.э. до 6.в до н.э. и содержит теории, созданные в Греции и Риме мыслителями прошлого.

В античной философии  выделяют следующие периоды:

1. натуралистический  - философами рассматривались проблемы  физиса (природа, первооснова) и  космоса (строй, порядок, украшение  Вселенной). К этому периоду относится  Милетская школа (Гераклит), Элейская  школа (Эмпедокл и Анаксагор), древнегреческие атомисты (Левкипп и Демокрит);

2. гуманистический - деятельность  софистов и Сократа - переориентация  проблем философии с космоса  на человека;

3. классический - связан  с деятельностью Платона и  Аристотеля;

4. эллинистический - появление  ряда философских школ (кинизм - основатель Диоген, эпикуреизм - Эпикур, стоицизм - Сенека);

5. религиозный период  античной языческой мысли - развитие  неоплатонизма и его модификация;

6. зарождение христианской  мысли.

Отличительные особенности  античной философии:

1. античное философское  мировоззрение носит космологическо-онтологический  характер (в центре космос - всемирный  закон, разумный порядок);

2. отсутствует представление  о личности как духовной индивидуальности (человек в античной философии  понимается как вещь, тело - "сома");

3. присущ пантеизм (отождествление  Бога и природы);

4. вся действительность  и ее элементы одновременно  мыслились и как реальные и  как идеальные.

Из среды софистов вышел величайший философ древности  и один из великих людей в истории  человечества – Сократ (369-399 гг. до н.э.). Восприняв от них интерес к человеку и его внутреннему миру, мыслитель считал, что философия должна заниматься не природой и поиском первоначал, ее цель – человек, но ни его анатомия, физиология и даже ни юридическая сторона дела, а самосознание. Философ более стремится обнаружить внутренние мотивы человеческого поведения, нежели внешние импульсы его: богатство, слава, почести. Сократ к ним относит нравственные добродетели и прежде всего – достоинство, справедливость, благо, они-то и становятся предметом бесконечным дискуссий.

Основной метод нахождения истины для Сократа - диалог. Знание - это не механическая передача знаний от человека к человеку.

Истина должна родиться в человеке, только тогда она будет  его убеждением. Истина рождается в диалоге (коммуникации).

Алгоритм ведения продуктивного  спора, предложенный Сократом:

1. сомнения - вступая в  диалог, Сократ говорил "я знаю, что я ничего не знаю", т.е., что у собеседников нет знаний  о предмете, о котором будет  идти речь;

2. ирония над знанием  человека;

3. "майевтика" - метод,  помогающий собеседнику "родить" истину. Сократ помогал человеку  самому "дойти до истины";

4. индукция от фактов  к общим положениям;

Информация о работе Философия.Основные разделы философии