Философия.Основные разделы философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2013 в 15:28, реферат

Краткое описание

Философия (с греч. - любовь к истине, мудрости) - форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.

Содержание

I Введение 3
II Основная часть
1. Функции и задачи философии 4
2. Основные разделы философии 11
3. Древняя философия 13
III Заключение 18

Вложенные файлы: 1 файл

filoso_1.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

5. "дифиниция" - окончательное  определение исследуемого предмета.

Методом Сократа была диалектика как искусство спора.

Центральными проблемами философии Сократа были проблемы этики, нравственности. Сократ ценил  добро, благо, мужество, справедливость. Основа добродетели по Сократу - знания, т.е. человек совершает неблагие деяния, т.к. не знает о том, что они неблагие.

В вопросах этики Сократ развивал проблему рационализма, утверждая, что добродетель проистекает  из знания. Эта позиция Сократа  называется этический рационализм. Платон - основатель первой философской  системы объективного идеализма. Впервые дал обоснование примата (превосходства) идеи над материей.

Идея (эйдос) - центральная  фигура философии Платона. Всякое физическое тело - воплощение идеи. Идея - это первообраз, оригинал, а вещь - это копия (причем некачественная). Любой материальный объект можно разрушить, а идея останется.

Идеи Платон называл  парадигмами - образцами, по которым  из бесформенной материи организуются реальные вещи. Важная заслуга Платона - в разделении вещи как материального  тела от идеи вещи. Платон первым осознал конструктивную роль идей. Учение об идеях - метафизическая часть философии Платона (у него есть также социально - политическое учение).

Аристотель - ученик Платона. Центральная категория учения Аристотеля - "эйдос" (заимствована у Платона с дополнениями). У каждой вещи есть своя идея. Идея вещи находится внутри самой же вещи. Люди находятся в пещере и заключены в оковы чувственного познания. Гиперурания - за пределами пещеры и поэтому до людей доходят лишь отблески света из нее.

Учение Аристотеля демократично (у каждой вещи - своя идея), а в  социально-политическом учении Платона  можно увидеть зачатки тоталитарного  государства с единой идеей. У  Аристотеля идея не оторвана от вещи, а  у Платона - да.

Аристотелевская материя  двояка: бесформенное вещество (первоматерия); то, из чего вещь состоит.

Материя - потенциальная  возможность возникновения многообразия вещей. Материя инертна. Чтобы вещь стала действительна, ей нужно придать  форму (эйдос). Форма - это сущность вещи. Каждая вещь имеет причину происхождения и целевое предназначение.

Причины вещей (любая  вещь обязана своим существованием четырем причинам): 1. материальная (из чего); 2. формальная (форма); 3. деятельная (мастер); 4. целевая (ради чего).

Мировоззрение Аристотеля телеологично - все процессы имеют смысл и обладают внутренней целенаправленностью и потенциальной завершенностью.

 

 

 

Заключение

Изучение философии  призвано формировать искусство  жить в заведомо несовершенном мире. Жить, не утрачивая личностной определенности, индивидуальной души и общечеловеческой духовности. Противостоять обстоятельствам можно лишь при умении сохранять духовную трезвость, самоценность, собственное достоинство личности.Для личности становится понятным значение личного достоинства других людей. Для личности невозможна ни стадная, ни эгоистическая позиция.

«Изучение философии  способствует умению концентрироваться. Личность невозможна без внутренней собранности. Собирание собственной  личности родственно самоочищению» (В.Ф. Шаповалов).

Философия  заставляет людей думать. Бертран Рассел пишет в своей книге «История западной философии»: «Она умеряет религиозные и философские страсти, а занятия ею делают людей более интеллектуальными особями, что не так уж плохо для мира, в котором немало глупостей.» Изменить мир, считает он, можно лучше всего  путем морального совершенствования и самосовершенствования. Философия способна сделать это. Человек должен действовать на основе своей мысли и своей воли. Но с одним условием: не покушаться на свободу других. Имея здоровье, благосостояние и способность к творческому труду, он может преуспеть в духовном самосовершенствовании и достичь счастья.

Назначение  философии – поиск удела человека, обеспечение бытия человека в  причудливом мире. Быть или не быть? – вот в чем вопрос. А если быть, то каким? Назначение философии состоит в конечном счете в возвышении человека, в обеспечении универсальных условий для его совершенствования. Философия нужна для обеспечения возможно лучшего состояния человечества. Философия зовет каждого человека к благородству, истине, прекрасному, добру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

    1. Несмеенов Е. Е.  «Основы философии в вопросах и ответах», М., 1997.
    2. Конович Л. Г., Медведева Г. И. «Философия – учебник для высших и учебных заведений», Ростов – на – Дону; 1995.
    3. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 – томах, М., 1994.
    4. «Введение в философию» В.Вундт, «ЧеРо» ©, «Добросвет» © 1998.
    5. «Философия: вводный курс» Ричард Поупкин, Аврум Строл «Серебряные нити» ©, «Университетская книга» © 1997.
    6. «Мудрость Запада» Б. Рассел, Москва  «Республика» 1998.
    7. «Философия» В.А. Канке, Москва «Логос» 1998.
    8. «Основы философии» В.Ф. Шаповалов, Москва «Гранд» 1998.
    9. Философия. Под ред. Л.Г. Кононовича, Г.И. Медведева, Ростов-на-Дону «Феникс» 1996.

 

 

 

 


Информация о работе Философия.Основные разделы философии