Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 09:30, контрольная работа
Целью данной работы является понять сущность эпохи Возрождения, а так же рассмотреть идеи различных мыслителей того времени. Актуальность данной тематики обусловлена тем, что важным этапом развития философской мысли является философия эпохи Возрождения. В ней затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторон природного и общественного бытия, она оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.
Введение …………………………………………………………………
3
1
Философия Возрождения
1.1 Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения….…...
4
1.2 Основные идеи философии Возрождения ……………………………..
7
2
Мыслители эпохи Возрождения
2.1 Натурфилософия Николая Кузанского и Джордано Бруно…………10
СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ РЕНЕССАНСА
Заключение……………………………………………………................
21
ГЛОССАРИЙ………………………..…………
В целом, по словам Г. Гегеля, с Николая Кузанского начинается постепенный переход от математической мистики к точной математике.
Якоб Бёме (1575–1624) – крестьянин по происхождению, сапожник по профессии, философ по призванию. Еще ребенком обнаружил склонность к мечтательности, самоуглублению, смешению грез и реальности, проявлял повышенный интерес к философско-религиозным вопросам. Глубина чувства, пылкость фантазии – основные черты Бёме; его мышление отличалось
образным характером.
Система Бёме сложилась под влиянием современных ему течений философско-религиозной мысли. Хотя он был самоучка, но его необычайная смышленость и большой жизненный опыт дали ему возможность использовать распространенные идеи его времени. Главным стимулом его философского творчества, как и у Августина, была проблема зла. Он находит разгадку зла в том, что все для своего проявления нуждается в контрасте, каждое «да» нуждается в своем «нет»: без противоположности ничто не обнаруживается; ни одно изображение не проявляется в зеркале, если одна сторона зеркала не бывает темной. Таким образом, противоречие есть обнаружение равенства.
Воззрения Джордано Бруно (1548–1600), являющегося философом и поэтом, характеризуются как пантеизм – философское учение, согласно которому Бог отождествляется с мировым целым.
Разделяя космологическую
теорию Н. Коперника, оказавшую на
него огромное влияние, Бруно
развивал идеи о бесконечности
природы и бесконечном
Этические воззрения Бруно заключаются в утверждении «героического энтузиазма», безграничной любви к бесконечному. Это уподобляет людей божеству, отличает их как подлинных мыслителей, поэтов и героев, которые возвышаются над размеренной повседневностью. Идеи Бруно оказали влияние на таких мыслителей, как Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Ф.В. Шеллинг и др.
17 февраля 1600 г. Дж. Бруно был заживо сожжен на площади Цветов в Риме. Его труды тоже сожгли. Его имя было запрещено упоминать публично. Своей жизнью и творчеством Дж. Бруно завершает эпоху Возрождения.
2.1 Натурфилософия Николая Кузанского и Джордано Бруно
Культура Возрождения была ориентирована не только на человека, но и на новое истолкование мира. Средневековье в первую очередь продолжило концепцию Аристотеля (которая основывалась на представлении о пассивной материи и налагаемой на нее формы). Впрочем, некоторые философы Средневековья полагали, что формы содержатся в потенции в самой материи. Но эта точка зрения была скорее исключением, чем правилом. Для натурфилософии Возрождения характерны следующие основные особенности:
Центральная идея натурфилософии Возрождения – идея самодеятельности материи. В гносеологическом плане от Данте («Божественная комедия») до Галилея («Диалог») прослеживается идея познания бесконечности мира через земной, человеческий разум.
Выше, были сформулировали идеи, характерные для натурфилософии Возрождения в целом. Что же касается отдельных ее представителей, то в их концепциях можно увидеть многие идеи, выходящие за рамки этих наиболее характерных признаков натурфилософии эпохи Возрождения.
У истоков натурфилософии стоял Николай Кузанский (1401–1464). Будучи видным деятелем церкви, он в то же время, в отличие от современников, интересовался вопросами математики и естествознания. Рассматривая проблему соотношения Бога и мира, Кузанский приходит к идее отрицательной теологии. Бог – бесконечное существо, абсолют, «абсолютный максимум». Говоря о Боге, нужно исходить из «ученого незнания» – Бог не соразмерен с миром, Божественный абсолют принципиально непознаваем.
Но Кузанский не до конца последователен в изложении этой концепции. Он говорит о том, что Божественное искусство при сотворении мира состояло главным образом в геометрии, арифметике и музыке; «первый образ вещей в уме творца есть число», без которого ничего невозможно ни понять, ни создать.
Отходя от противопоставления Бога и мира, Кузанский идет по пути пантеизма, отождествления Творца и творения. «Бог есть все во всем». «Бытие Бога в мире есть не что иное, как бытие мира в Боге». В Боге есть все в «свернутом виде». Бог содержит в себе все вещи. Мир «развертывается из того, в чем оно существует в свернутом виде». При этом Кузанский считает, что Бог бесконечен актуально, а мир бесконечен потенциально, как возможность перейти любую границу, любой предел.
Кузанский подвергает радикальному пересмотру представления о мире. Если в Средневековье мир рассматривался как конечный, ограниченный сферой неподвижных звезд, с Землей, расположенной в центре, то Кузанский говорит о мире как огромной космической машине, не имеющей никакого центра. «Машина мира как бы имеет свой центр повсюду, а свою окружность нигде, ибо Бог есть окружность и центр, так как Он везде и нигде». Этот космический механизм имеет начало, но не имеет конца. Характерно, что Кузанский отрицает проводимое в Средневековье различие между подлунным и надлунным мирами.
То, что Кузанский называет мир машиной, не означает механистического истолкования природы, напротив, Кузанский понимает природу органистически. Он уподобляет земной мир животному организму, где камни – кости, реки – жилы, растения – волосы, а животные – насекомые.
Кузанский возрождает представление (существовавшее уже в античности) о человеке как микрокосме, который в своем существе воспроизводит окружающий его мир. В этой связи он говорит о «трехсложности» мира: есть «малый мир» – человек, «большой мир» – универсум, «максимальный мир» – Бог, Божественный абсолют. При этом «малый подобие большого, большой – подобие максимального». В итоге Кузанский приходит к обожествлению человека.
Человеческий ум – сложная система способностей, включающая чувство (вместе с воображением), рассудок и разум. Ощущениям принадлежит инициативная роль; сила ума не может быть приведена в действие без чувственного представления. Познавательная роль чувственного познания реализуется лишь во взаимодействии с рассудком. «Логика есть не что иное, как искусство, в котором развертывается сила рассудка».
Однако рассудок, согласно Кузанскому, не способен охватить противоположности в их единстве. Здесь на помощь рассудку приходит разум, интеллект. Кузанский развивает концепцию совпадения противоположностей. Так, разум показывает, что по мере увеличения радиуса окружности она все больше будет совпадать с касательной к ней. В бесконечности кривизна и прямизна неразличимы. Совпадение противоположностей – путь к истине. В Боге совпадают «максимум» и «минимум».
Рассматривая проблему веры и разума, Кузанский соглашается с теми, кто утверждает, «что с веры начинается всякое понимание». Но это не слепая вера. «Разум направляется верой, а вера раскрывается разумом».
Крупной фигурой натурфилософии Возрождения был Джордано Бруно (1548–1600). Бруно был человеком трагической судьбы. Он бежал из монастыря, преследуемый церковниками за свои взгляды. Затем был вынужден покинуть Италию и жил в Швейцарии, Франции, Англии, Германии. По возвращении в Италию был обвинен в ереси и свободомыслии и после 8-ми летнего пребывания в тюрьме сожжен на костре.
Для характеристики взглядов Бруно необходимо вспомнить о существовании различных форм пантеизма. В так называемом мистическом пантеизме (к нему склонялся Кузанский) мир, универсум погружается в Бога, сохраняющего свою обособленность по отношению к миру. В другом варианте, так называемом натуралистическом пантеизме, деперсонализированный Бог погружается в природу. «Бог находится во всем и повсюду... Бог есть бесконечное – в бесконечном. Сама природа не что иное, как Бог в вещах».
Выступая против аристотелевско-схоластической концепции материи –формы, Бруно считает, что материя в самой себе содержит все формы, она «производит формы из своего лона». Внутренняя способность материи к образованию форм именуется душой мира. Она находится внутри материи и главенствует над ней. На этом основании Бруно приходит к мысли о всеобщей одушевленности природы. По мнению Бруно, мир представляет собой некоторый организм. Материя, понимаемая как обладающая всем совершенством, не нуждается во внешней причине бытия и движения. Самодвижение природы – такова основная идея учения Бруно об одушевленности природы.
Бруно утверждает бесконечность мира и делает важные выводы из гелиоцентризма Коперника. В новой космогонии нет места для фиксированного центра мира. Бруно полагает, что существует множество миров. «Вселенная есть бесконечная субстанция, бесконечное тело в бесконечном пространстве. Вселенная одна – миры же бесконечны. У каждого мира – своя звезда». Бруно высказывает предположение о существовании жизни и разума на других небесных телах. Он даже предполагает существование разных форм жизни, чувственной и разумной.
В своем учении Бруно обращается к атомизму древних. «Существует предел деления в природе – нечто неделимое, что уже не делится на другие части». Атомы – основа всякого бытия, именно они определяют единство всех вещей. Необходимым условием движения атомов и тел является существование пустоты.
В гносеологии Бруно дает сравнительно невысокую оценку чувственному познанию. Чувства пригодны лишь для того, чтобы возбуждать разум. Выше чувств, стоит рассудок, а затем разум.
Бруно разделяет веру и разум. «Вера требуется для наставления грубых народов, которые должны быть управляемы», в то время как философские доказательства, имеющие в виду раскрытие «истины относительно природы», адресованы «не простому народу», а только «мудрецам, которые способны понять наши рассуждения».
3. Социальные теории Ренессанса
В эпоху Возрождения складываются новые социально-политические воззрения. Одним из видных мыслителей того времени был Никколо Макиавелли (1469–1527). Он враждебно относился к феодальному дворянству. Симпатии его были полностью отданы народу, к которому он относил зажиточное и активное городское население; он негативно относился к низшим слоям общества, плебсу, с одной стороны, и к духовенству (вместе с дворянством), с другой.
Макиавелли считал, что католическая религия изжила себя. Она далеко отклонилась от идеалов, провозглашенных первоначальным христианством. Макиавелли не устраивали религиозные представления об идеальном человеке как человеке смиренном, отвращенном от реальной жизни.
По мнению Макиавелли, человек должен изучить объективные обстоятельства и противопоставить им свою волю, энергию, силу. «Счастлив тот, кто сообразует свой образ действия со свойствами времени». Но, с другой стороны, необходимы решимость и смелость, умение заставить служить себе обстоятельства. Макиавелли разрабатывает новую концепцию государства в противоположность господствовавшей в то время теократической концепции государства. Он исходит из того, что самый мощный стимул человеческих действий – это интерес. Другие интересы, например забота о «чести и почестях», следуют за собственническим интересом.
Макиавелли дает политикам практические советы для достижения реальных результатов. Прежде всего, необходимо учитывать качества людей. По мнению Макиавелли, почти все цивилизованные люди являются беспринципными эгоистами. «Люди более склонны к злу, чем к добру». Они непостоянны, неблагодарны, трусливы, лживы, лицемерны, завистливы, преисполнены ненависти к другим. Имея ограниченные способности, они обладают неумеренными желаниями. Люди недовольны настоящим и хвалят старые времена. Они склонны к подражанию, причем пороки перенимают легче, чем достоинства.
Макиавелли оправдывает насилие во имя государственного блага. Мудрый правитель, по его мнению, должен сочетать в своей личности и в своих действиях качества льва, способного расправиться с любым из врагов, и лисицы, способной провести самого изощренного хитреца. Политика предполагает вопрос о средствах достижения целей. Бесполезно преследовать благую политическую цель при помощи обреченных на неудачу методов. Макиавелли фактически принимает в качестве принципа государственной морали правило: «Цель оправдывает средство».
Макиавелли подчеркивал, что цель политики – не личный интерес правителя, а «общее благо» – создание сильного и единого национального государства. Но впоследствии на это не обращали должного внимания и говорили о макиавеллизме как о беспринципной политике, допускающей любые средства во имя достижения любой, в том числе и не направленной на достижение «общего блага» цели. Советы и рекомендации Макиавелли правителям в соответствующей интерпретации благосклонно принимались в абсолютистских и тоталитарных режимах.
Томас Мор (1478–1535), происходивший из зажиточной лондонской семьи, предпринял попытку охарактеризовать противоречия эпохи (периода «первоначального накопления капитала») и предложить идеал общественного устройства. В 1516 г. была опубликована «Весьма полезная, как и занимательная, поистине золотая книжка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия...» Первая часть книги представляла собой критическое описание современной Мору Англии. Именно Мору принадлежит известная фраза о том, что в Англии во время «огораживания» овцы «съели людей». Он говорит о современном ему государстве как о «заговоре» богачей. Люди, занятые необходимым трудом, без которого «ни одно общество не просуществует и года», живут в таких условиях, по сравнению с которыми «положение скота представляется более предпочтительным». С другой стороны, жизнь тунеядцев «протекает среди блеска и роскоши». В руки немногих хитрых и бесчестных людей попадают все блага, на долю же скромной и трудолюбивой массы остается беспросветная нужда. В чем же корень зла?