Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 09:30, контрольная работа
Целью данной работы является понять сущность эпохи Возрождения, а так же рассмотреть идеи различных мыслителей того времени. Актуальность данной тематики обусловлена тем, что важным этапом развития философской мысли является философия эпохи Возрождения. В ней затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторон природного и общественного бытия, она оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.
Введение …………………………………………………………………
3
1
Философия Возрождения
1.1 Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения….…...
4
1.2 Основные идеи философии Возрождения ……………………………..
7
2
Мыслители эпохи Возрождения
2.1 Натурфилософия Николая Кузанского и Джордано Бруно…………10
СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ РЕНЕССАНСА
Заключение……………………………………………………................
21
ГЛОССАРИЙ………………………..…………
Причину всех народных бедствий Мор видит в существовании частной собственности. Правильное общество должно основываться на общественной собственности. Необходимость такого общества Мор обосновывал и ссылками на Священное писание.
Идеальное государство основано на общности имущества, на всеобщем и обязательном участии всех граждан в производительном труде, на ликвидации паразитического существования привилегированных слоев и групп, на справедливом и равном распределении общественных богатств.
Мор высоко оценивает не только умственный, но и физический труд. Он неодобрительно отзывается о тех правителях, которые не заботятся о людях физического труда. В Утопии труд обязателен для всех. Основное занятие каждого гражданина – то или иное ремесло. Но, кроме того, периодически граждане обязаны заниматься сельскохозяйственным трудом. Даже начальники, избираемые жителями, трудятся, показывая пример всем остальным.
В Утопии нет противоречия между частным и общим. Всеобщий и свободный труд обеспечивает жителей Утопии достаточным для удовлетворения их потребностей количеством продуктов и вещей. Вся продукция доставляется на общие склады, откуда каждый получает ее по потребности.
Цель идеального общества – не только обеспечение материальных потребностей граждан и общества в целом, но и свободное развитие личности. Идеал человека у Мора антиаскетичен. На первом месте у человека – здоровье, которому вредит религиозный аскетизм. При этом подчеркивается, что не следует увлекаться радостями еды и питья; они должны быть умеренными и не вредить здоровью. Свободное время, остающееся после 6–часового рабочего дня, «предоставляется личному усмотрению каждого, но не для того, чтобы злоупотреблять им в излишествах или лености, а чтобы на свободе от своего ремесла, по лучшему уразумению, удачно применить эти часы на какое-либо другое занятие. Эти промежутки большинство уделяет наукам».
Цель человеческого существования – счастье. Счастье же – в «честном и благородном» удовольствии. Жизнь в счастье и добродетели предполагает помощь другим людям; она исключает индивидуалистический эгоизм.
Для жителей Утопии характерна веротерпимость; каждый волен мыслить Бога в соответствии со своими понятиями. Даже безбожников «не подвергают никакому наказанию, в силу убеждения, что никто не властен над своими чувствами». Однако хотя атеистов и не подвергают наказанию, им запрещено выступать со своими взглядами перед народом.
Кампанелла призывал к изменению социальных порядков, унижающих человека. Главную причину всех бедствий и неустройств современного ему мира Кампанелла видел в социальном неравенстве, существовании богатства и нищеты. По его мнению, власть денег приводит к господству в обществе частного интереса, к погоне за наживой, к разрушению нравственности.
В книге «Город Солнца» (1602) Кампанелла изложил свою социальную программу. Народ, бежавший на остров, «решил вести философский образ жизни общиной», создав такое государственное устройство, которое исходит не от Бога, а представляет собой прямой результат деятельности человеческого разума. В жизни соляриев большую роль играют различные технические изобретения и усовершенствования – в земледелии, при передвижении на судах и повозках при помощи механизмов. Они изобрели подзорные трубы, дающие возможность видеть скрытые звезды, и слуховые трубы, позволяющие слышать небесную гармонию.
Ликвидация частной собственности связана с упразднением моногамной семьи, с общностью жен, поскольку Кампанелла считал, что «собственность образуется у нас и поддерживается тем, что мы имеем каждый свое отдельное жилище и собственных жен и детей», а «отсюда возникает себялюбие». Общность жен должна служить «научному» государственному контролю за деторождением и воспитанием детей. Сразу же после вскармливания дети передаются назначенным государством воспитателям, «занимаются, играючи, азбукой, рассматривают картины, бегают, гуляют и борются; знакомятся по изображениям с историей и языками... На седьмом году они переходят к естественным наукам, а потом к остальным, по усмотрению начальства, затем к ремеслам». Для выявления наклонностей детей их «водят в мастерские к сапожникам, столярам, живописцам и т. д.». Затем юноши и девушки «получают должности в области тех наук и ремесел, где они преуспели больше всего».
В Городе Солнца труд является не только обязанностью, но и жизненной потребностью всех граждан. Солярии уже с детства привыкают относиться с уважением к труду. Нет пропасти между умственным и физическим трудом, всякая работа одинаково почетна. Рабочий день продолжается четыре часа; остальное время проводится «в приятных занятиях науками», «развитии умственных и телесных способностей»; при этом «все делается радостно». Высвобождение свободного времени достигается благодаря применению технических новшеств и изобретений.
Во главе государства стоит верховный правитель, он же первосвященник («Метафизик»). Он имеет трех соправителей-помощников: это – «Мощь», ведающий вопросами войны и мира, ремеслами, связанными с обслуживанием военных нужд, «Мудрость», ведающий свободными искусствами, науками, учебными заведениями, и «Любовь», занимающийся вопросами контроля за деторождением и воспитанием младенцев, медициной, земледелием и скотоводством. У каждого из них в подчинении находятся еще более узкие специалисты. Дважды в месяц собирается Большой совет – народное собрание, которое может сместить правящих лиц.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в заключении отметим наиболее важные моменты великой эпохи. Безусловно, философия этого периода является новым этапом развития философии, но она осуществляла свои новации, опираясь во многом на античность, вместе с тем продолжив все лучшее из того, что дало средневековье. Эпоха Возрождения являет собой не узкоевропейское, но мировое явление. Для философии Возрождения характерны: широкое, общее и свободное чувство человечности; освобождение человеческого разума от непреклонных и незыблемых догм. Культура Возрождения подготовила интенсивное развитие философских достижений Нового времени.
В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Это обусловлено развитием производства и науки. Изобретения книгопечатания, компаса, самопрялки, парохода, доменно-металлургического процесса, возобновление интереса к астрономии, физике, анатомии, физиологии, развитие экспериментального естествознания – все это расширяло человеческий кругозор, укрепляло власть человека над природой.
Итак, философия в эпоху Возрождения воспринималась, прежде всего, как натурфилософия, философия природы. На первый взгляд, может показаться, что происходит возврат к античному космоцентризму эпохи «физиков», «досократиков». Однако философия природы эпохи Возрождения в большей мере связана со средневековой философией. Для нее центральным остается трактовка вопроса о взаимоотношении Бога и мира. Но в этой трактовке, да и во всей методологии, философия эпохи Возрождения имеет свою специфику. Характерной для нее является антисхоластическая, а, следовательно,и антиаристотелевская направленность. Происходит возврат к идеям платонизма и неоплатонизма. Взаимоотношения Бога и мира утрачивают откровенно теистический характер. На смену теизму приходит пантеизм («Бог во всем»). Христианский Бог здесь утрачивает трансцендентный, надприродный характер, он как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется.
Поскольку человек – природное существо и подчинен законам природы, то он – часть всего живого и должен жить в гармонии со всем живущим на Земле и с природой. Отсюда и понимание свободы человека как действия согласно природе и ее законам. Философия, по Монтеню, прежде всего наука о человеке и его морали. Она ведет человека к добродетели, учит жить и умирать. В чем же добродетель? Как прожить жизнь достойно? Добродетель не в аскетическом бегстве от мира. Напротив, надо жить по законам природы, стремиться к счастью, покою и комфорту тела. Жизнь включает и страдания. Надо уметь их принимать. Смерть неизбежна. Бессмертие души проблематично. Поэтому, ради возможности бессмертия души, нельзя быть жестоким ни к самому себе, ни к другим.
ГЛОССАРИЙ
Антропоцентризм – ненаучное идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.
Атеизм – отвержение веры в существование богов.
Гуманизм – мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения.
Космоцентризм – система философских взглядов, появившаяся в Древней Греции, согласно которой мир воспринимается как космос, разнообразный, гармоничный и одновременно вселяет ужас. Все явления окружающего мира рассматривались через призму космоса.
Материализм – философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением) в сфере бытия, а идеальное (понятия, воля, сознание и тому подобное) – вторичным (результатом, следствием).
Натурфилософия (философия природы) – область философских исследований, которые стремятся рационально постичь целостность природы и ее первоначала, осмыслить природу как общее, предельное понятие, задающее принципиальную схему понимания и объяснения отдельных вещей, как регулятивную идею, позволяющую понять все сущее и все предметы в их единстве и в многообразии форм, построить рационально-научную картину мира, восполнив данные естествознания и выявив внутренние принципы взаимосвязи и детерминации вещей, раскрыть различные уровни природы как целого – от неорганической природы к жизни и жизни человека.
Неоплатонизм – идеалистическое направление античной философии III–VI вв., соединяющее и систематизирующее элементы философии Платона, Аристотеля и восточных учений.
Пантеизм – религиозное и философское учение, объединяющее, и иногда отождествляющее Бога и мир.
Платонизм – философское учение Платона и его последователей, утверждающее абсолютную реальность идей и бессмертие души.
Прометеизм – стремление человека к возвеличиванию своей личности не за счет самосовершенствования, а за счет присвоения себе совершенств, похищенных у других людей.
Секуляризм – концепция, согласно которой правительство и другие источники права должны существовать отдельно от любого типа религий и религиозной веры.
Теизм – религиозно-философское мировоззрение, утверждающее существование монотеистического Бога, создавшего мир и продолжающего в нём свою активность.
Теология – систематическое изложение и истолкование какого-либо религиозного учения, догматов какой-либо религии.
.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ