Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 20:35, контрольная работа
Краткое описание
Иммануил Кант по праву считается основоположником немецкой классической философии, которая действительно отличается некоторыми принципиальными моментами от предыдущего развития философии, хотя и прямо как бы стоит на плечах философии Просвещения XVIII века, апеллирующей к просвещенному разуму при рассмотрении фундаментальных философских проблем бытия мира, природы, человека и общества.
Содержание
Введение 3 1. Особенности философии Канта 4 2. Философия об априорных формах чувственности 6 3. Суждения о Боге 9 4. Суждения о разуме и свободе 13 Заключение 15 Список литературы 17
Иммануил Кант по праву считается
основоположником немецкой классической
философии, которая действительно отличается
некоторыми принципиальными моментами
от предыдущего развития философии, хотя
и прямо как бы стоит на плечах философии
Просвещения XVIII века, апеллирующей к просвещенному
разуму при рассмотрении фундаментальных
философских проблем бытия мира, природы,
человека и общества.
В то же время для немецкой классической
философии характерно тяготение к созданию
универсальных философских систем, традиция,
которая была почти утрачена в предыдущие
эпохи после античности. Кант возвращается
к этой традиции, и в этом плане он является
основоположником и родоначальником немецкой
классической философии. Также отличительной
чертой немецкой классической философии
является концентрация внимания на творческой
деятельности человеческого духа, обладающего,
по их мнению, автономностью и суверенностью
по отношению к природе и миру. Другими
словами, свобода человеческого духа и
человеческой воли явились одной из центральных
проблем немецкой классической философии.
И к формированию такой традиции И. Кант
приложил немалые усилия.
Целью данной работы является
общая характеристика философии Канта.
Для достижения поставленной
цели необходимо решить следующие задачи:
а) рассмотреть отличительные
черты философии Канта, выявить периоды
в его философии;
б) изучить взгляды Канта на
априорные формы чувственности;
в) рассмотреть суждения о Боге
и религии;
г) проанализировать суждения
о разуме и свободе.
Исходя из поставленной
цели и задач, данная работа состоит
из введения, четырех глав и заключения.
1.
Особенности философии Канта
Иммануил Кант (1724 - 1804) родился
в семье ремесленника. Отец Канта мечтал
о духовной карьере для сына и способствовал
его воспитанию в духе высокой религиозной
настроенности и нравственного благочестия.
После окончания Кенигсбергского университета,
где он изучал богословие и с увлечением
занимался философией и естественными
науками, Кант в течение 9 лет работает
домашним учителем и активно занимается
самообразованием. Получив место приват-доцента,
а затем профессора в родном университете,
Кант остается верным ему до выхода в отставку
(1801). Его жизнь бедна внешними событиями
и примечательна богатством внутренней
своей истории.
Отличаясь пунктуальностью,
он достиг высочайшей упорядоченности
в личной и общественной жизни (местные
жители могли проверять свои часы по его
ежедневным прогулкам в одно и то же время).
Кант любил проводить свободное время
в кругу близких друзей, ценил компанию
красивых и воспитанных женщин, но не был
женат.
Философия Канта - завершение
и одновременно критика Просвещения. Она
положила начало последней фазы развития
классической европейской философии,
представленной школой немецкого идеализма.
Особое место философии Канта, объясняет
тот факт, что именно к его идеям возвращалась
философская мысль XIX и XX столетий.
Творческая жизнь Канта отчетливо
распадается на два периода: докритический
(по 1770) и критический. В первый период
интересы Канта носят ярко выраженный
естественнонаучный и натурфилософский
характер. В это время им написан знаменитый
трактат "Всеобщая естественная история
и теория неба" (1755), в котором обосновывается
космогоническая гипотеза, получившая
позднее название теория Канта-Лапласа.
Со времени появления работы
"О формах и принципах чувственно воспринимаемого
и умопостигаемого мира" (1770) ведется
отчет начала критического периода его
творчества. Работа над главным трудом
этого периода "Критика чистого разума"
затянулась на целых 16 лет. Работы критического
периода, три знаменитые "Критики..."
- "Критика чистого разума", "Критика
практического разума" и "Критика
способности суждения" сделали Канта
величайшим философом всех времен.
Название этого периода "критический"
призвано обозначить существо нового
подхода Канта к задачам философии [1].
Он состоит в исследовании условий возможности
самих предметов философского интереса
(познания, морали, религии и т.п.) и критического
испытания всякого догматизма. Кант испытал
на себе влияние многих мыслителей, но
из их числа следует особо выделить Ньютона,
Руссо и Юма.
Исходный пункт философии Канта
удобнее всего пояснить той позицией,
которую занял мыслитель в историческом
споре рационалистов и эмпириков. Канту
удалось осуществить синтез двух противоположных
традиций, удержав в этом синтезе истину
каждой из них и отклонив то, что, на его
взгляд, оказалось в них ложным.
Кант признал справедливость
суждений эмпириков, утверждающих опытную
природу нашего знания, но отклонил их
идею о разуме как о "чистой доске",
на которой лишь природа пишет свои письмена.
Идея рационалистов о существовании врожденных
идей также не была им принята, хотя в ней
он усмотрел некоторый плодотворный смысл.
Путем самонаблюдения нетрудно убедиться
в том, что в нашей душе нет чистых идей
(например, причинности), свободных от
всякого опытного содержания, от тех или
иных конкретных причин и следствий.
2. Философия
об априорных формах чувственности
Вместо врожденных идей Кант
вводит понятие об априорных формах созерцания
и рассудка. Эти формы принадлежат субъекту,
а не объекту. Они характеризуют структуру
соответственно чувственного восприятия
и рассудочного мышления и ни в коем случае
не присущи вещам в себе (самим по себе).
Тем не менее эти формы нельзя обозначить
в качестве врожденных, так как это означало
бы решение вопроса об их реальном происхождении,
что, по Канту, превосходит наши возможности,
опирающиеся на метод самонаблюдения
или доказательство посредством разума.
Бесспорно лишь то, что общие формы познания
и содержание нашей душевной жизни даны
нам в единстве своего существования.
Данные опыта получают название
апостериорных элементов нашего сознания,
то есть всегда оказываются "заключенными"
в априорные формы. Акт познания предстает
тем самым как действие субъекта, как проявление
его активности.
Исследуя условия возможности
человеческого познания, Кант полагал
себя не в праве исходить из безусловной
веры в безграничные возможности человеческого
Разума [3]. Для рационалистов и эмпириков
то или иное решение вопроса о происхождении
Разума по существу предопределяло основания
их убежденности в познании природы вещей.
Введение Кантом понятия "априорные
формы чувственности и рассудка" меняло
ситуацию по существу. Теперь "доступ"
к вещам самим по себе оказывается невозможным
именно из-за этих форм. В прежнем значении
слова "познание" оно становится
неисполнимым, а потому "вещи в себе"
непознаваемы. Мы можем знать лишь мир
явлений, но не то, что является в нем. В
то же время явления - это не только данные
опыта, но и формы познания, в которых они
закреплены. Необходимое и всеобщее в
явлениях есть выражение априорных форм
познания, а разнообразное и изменчивое
в них относится к данным опыта.
Таким образом, являющийся нам
мир предстает в качестве целого, проникнутого
законом и порядком, источниками которых
являются априорные формы познания. Как
в этом убедились еще сами эмпирики, всеобщность
и необходимость невозможно обосновать
или вывести из опыта. Опыт всегда безмолвствует
о будущем, но всеобщность и необходимость
безразлична к тому, где и когда нечто
имеет место. Истоки законообразности
мира, как он нам дан в опыте, заключены
в самом нашем уме и потому, с точки зрения
Канта, рассудок законодательствует в
природе. Последнее необходимо понять
не как произвол самого рассудка, но как
видение всей природы под формой закона
и закономерности.
Обратимся теперь к конкретной
характеристике того, что Кант обозначил
в качестве априорных форм чувственности
и рассудка. К первым Кант относит пространство
и время, ко вторым - категории, которые
сведены им в четыре группы: количества,
качества, отношения и модальности. Каждая
из групп заключает в себе по три категории
и, таким образом, общее их число равно
двенадцати, по числу логических видов
суждений.
Учение об априорных формах
чувственности - пространстве и времени
- предмет первой части "Критики чистого
разума" - "Трансцендентальной аналитики".
Одновременно все содержание этой части
призвано дать ответ на вопрос "Как
возможна математика?" Общая логика
кантовской аргументации заключается
в последовательном доказательстве предшествования
в нашем уме пространства и времени как
целого по отношению к отдельным временам
и пространствам, что свидетельствует
об их непонятийной природе, о том, что
они являются общими формами нашего созерцания
[2].
Абстрагирующей силой нашего
ума мы способны удалить из собственных
представлений все, что угодно, вплоть
до исключения представления о "теле
вообще", но представить нечто, лишенное
пространственно-временных характеристик,
нечто внепространственное и вневременное,
мы не в состоянии. Кант полагает, что этому
может быть только одно объяснение - пространство
и время суть наши собственные формы созерцания.
Математика как наука имеет дело с пространством
и временем как с чистыми формами созерцания
(геометрия базируется на пространстве,
а арифметика - на времени).
Именно этим объясняется неизменность
всех математических теорем раз и навсегда
безупречно доказанных (что свидетельствует
о независимости математики от опыта).
Вместе с тем, поскольку формы пространства
и времени будут всегда выраженными объективно
(как формы явлений), то математика приложима
к любой части опыта, а потому, согласно
Канту, мера научности знания измеряется
степенью использования этим знанием
математики.
Во второй части - "Трансцендентальной
аналитике" - Кант анализирует процесс
познания, осуществляемый рассудком. Здесь
в центре внимания обоснование априорного
характера категорий и принципов, без
которых нельзя мыслить ни один предмет
нашего опыта. Обнаруживая свою зависимость
от опыта, естествознание подлежит неизбежным
историческим переменам. Итак, возможности
науки ограничены лишь опытом, то есть
миром феноменов. Таков ответ на второй
вопрос: "Как возможна наука?"
Завершающая часть "Критики
чистого разума" призвана ответить
на вопрос "Как возможна метафизика?"
В составе человеческого познания мы обнаруживаем
отчетливо выраженную склонность к объединению
рассудочных операций под формой идеи.
В этой склонности к объединению находит
свое характерное выражение действие
человеческого разума. Каковы же априорные
идеи чистого разума? Таких идей, по Канту,
три: душа, мир, Бог. Именно они лежат в
основе нашего естественного стремления
к объединению всего нашего познания,
подчинения его единым целям (задачам).
Эти идеи венчают знание, оказываются
предельными идеями нашего познания. В
этом смысле они обладают априорным характером.
3.
Суждения о Боге
Вместе с тем, в отличие от категорий
рассудка, идеи имеют отношение не к содержанию
опыта, а к чему-то лежащему за пределами
всякого возможного опыта. По отношению
к рассудку идеи разума выступают, таким
образом, как обозначение в сущности никогда
недостижимой задачи, так как средством
познания чего-либо, лежащего за пределами
опыта, они стать не могут [5]. Ведь из факта
существования этих идей в нашем уме отнюдь
не следует факт их действительного существования.
Идеи разума имеют поэтому исключительно
регулятивное значение, и, следовательно,
науки, которые сделали своим предметом
изучение души, мира и Бога с помощью разума
оказываются в проблематическом положении.
В своей совокупности рациональная
психология (учение о душе), рациональная
космология (учение о мире в целом) и рациональная
теология (учение о Боге) и образуют собой
основные разделы метафизики. Методы метафизических
наук в силу отмеченной проблематичности
ведут поэтому совершенно закономерным
образом, а не в силу случайности или личной
неудачи самих метафизиков, к неустранимым
и неразрешимым в пределах самого разума
антиномиям. Последнее означает, что мы
с одинаковым успехом можем доказать прямо
противоположные утверждения (например,
ограничениченность и неограниченность
мира во времени и пространстве, подчиненность
всего действию причинности и наличность
отрицающей ее свободы воли, бытие Бога
и его отсутствие).
Такая ситуация свидетельствует
о невозможности для метафизики стать
наукой. Предметы ее познания находятся
за пределами опыта, а потому достоверным
знанием их мы обладать не в состоянии.
Обречен ли человек в этой ситуации на
полное незнание ноуменов (вещей в себе)?
Возможно ли помыслить их себе непротиворечивым
образом? Такая возможность открывается
нам не на путях научного познания, но
лишь с помощью практического разума,
т.е. на почве нравственности.
Предмет следующей "Критики"
Канта - практический разум, иными словами,
"условия возможности" способности
человеческого ума к моральному действию.
Это сфера действия человеческой воли,
направленной на овладение реальностью.
Здесь Кант должен выявить, что есть "чистый
практический разум", а это в свою очередь
позволит очертить законные притязания
практического разума. И здесь сразу нужно
отметить важную асимметрию в отношении
к ноуменам теоретического и практического
разума. Последний действует именно в
их сфере, в то время как теоретический
находится в пределах лишь феноменов.
В этом бесспорное преимущество разума
практического, ибо ему способно открыться
то, что недоступно теоретическому. В этом
смысле Кант возвышает веру над разумом,
отдавая ей пальму первенства.